Развитие ребенка до 3 лет зачем
Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию навыков своего малыша, тем скорее он освоит важные способности и умения для полноценной жизни.
Каждый ребенок индивидуален и развивается по собственному пути, в своем темпе. Никто не сможет с уверенностью сказать, как будет малыш осваивать те или иные навыки. При этом всегда есть и определенные нормы: когда и как дети начинают сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать.
Первые три года жизни — самый важный период в жизни любого малыша. Именно в этом возрасте формируется характер, который в последствии будет очень непросто поддаваться корректировке. Детские психологи и специалисты рекомендуют начинать активное развитие с полугода, так как к этому возрасту у ребенка закладывается фундамент психики и формируется тактильное восприятие окружающего мира.
C самых первых дней стоит уделять малышу внимание и как можно больше, развивать его интеллектуальный уровень. Необходимо разговаривать, постоянно рассказывать ему что-либо, показывать картинки, читать, играть. Ребенку все интересно, он вбирает в себя всю доступную информацию, как губка.
Наблюдая за своим крохой, Вы, наверное, уже заметили, что у него получается лучше, к чему он больше проявляет интерес. Опираясь на эти наблюдения и экспериментируя, Вы можете самостоятельно выбрать комплексы развития своего малыша. Множество методик и техник подробно описаны в сети Интернет. В книжных магазинах представлены труды психологов и детских специалистов из всех уголков земного шара и на любой вкус. В таком многообразии легко растеряться. Но, не переживайте, ваша любовь и желание помочь малышу узнать мир – самое главное. А разобраться с концепциями развития мы Вам сейчас попробуем помочь.
Раннее развитие: за и против.
Несмотря на научно обоснованную полезность феномена раннего развития, детские специалисты и опытные родители поделились на два лагеря: есть ревностные сторонники и противники концепции. Аргументы каждой из сторон заслуживают уважения, поэтому, окончательный выбор остается за вами, друзья.
Аргументы “против”:
- Эволюция человека насчитывает не один десяток тысяч лет, и гарантирует, что любой ребенок освоит необходимые ему навыки, когда будет к этому готов;
- Многие методики, уделяя большое внимание умственному и физическому развитию детей, оставляют «за бортом» эмоциональное развитие, социализацию и психологию;
- Методики, как правило, наиболее эффективны, если следовать им регулярно и комплексно. Это требует определенных усилий и вовлеченности родителей. Просто купить ребенку развивающие материалы, часто, недостаточно;
- Заставляя ребенка уделять время интеллектуальным занятиям. Мы лишаем его детства;
- Несвоевременность знаний и навыков. Ребенок может очень рано освоить навык чтения, но его мозг может быть не готов преобразовывать слова в красочные образы. Умение будет просто «законсервировано» до момента, пока активно не потребуется ребенку уже в школе;
- Сверстники могут завидовать чрезмерно умным детям, не принимать их в свой круг, игры. Это грозит проблемами с социализацией.
Аргументы “за”:
- Мир вокруг нас постоянно изменяется, в последние годы очень стремительно. Чтобы ребенок вырос конкурентным в этом мире, успевал усвоить необходимые ему знания, наконец, не потерялся в лавине информации, его нужно развивать с младенчества;
- Сторонники раннего развития справедливо полагают, что не лишают детей детства. С помощью правильной методики, которая будет учитывать индивидуальные особенности малыша, можно сделать его ранние годы по-настоящему яркими, насыщенными и интересными. Важно, чтобы развитие происходило естественно, стало частью игры. Все нужно пробовать и «примерять» на себя. Если ребенку перестало быть весело и интересно, просто пробуйте другую методику или комбинируйте их;
- Методики развития помогают вовремя увидеть у малыша яркие способности, склонности и интересы. В итоге ребенок вырастет человеком, который знает, что хочет от жизни, что ему нравится, а что нет. Гораздо проще быть успешным в том, что гармонично твоему внутреннему миру. Постоянные метания и поиски себя во взрослом возрасте – это не про таких детей.
С чего и когда начинать?
Допустим, мы уже определились, что развитие ребенка – это нужно и полезно. Мы знаем, что с полугода уже можно начинать активно познавать мир. И все же, какой первый шаг, на что обратить внимание? Как понять, что уже именно сейчас пора для вашего малыша?
Сначала можно просто создать для ребенка среду, которая будет наполнена интересными и необычными предметами для изучения всеми органами чувств. Это различные игрушки для тактильных, звуковых, зрительных, обонятельных ощущений. Игрушки, фигуры, цвета, различные по тактильным ощущениям поверхности, специальные игрушки для малышей. Сюда отлично впишутся игровые коврики и центры, ортопедические и развивающие коврики.
Попробуйте включить ребенка в выполнение своих повседневных и бытовых задач. Вы, наверное, слышали выражение: «лучшие игрушки – это не игрушки». Проговаривайте для ребенка все, что Вы делаете. Пусть это Вас не смущает – никто не увидит, а малышу полезно и интересно.
Не забывайте наблюдать, как ребенок на все реагирует. Детские психологи пришли к выводу, что применять методики и начинать активное развитие стоит начинать, когда кроха овладеет следующими навыками.
Необходимые навыки, чтобы начать:
- Хорошо воспринимает звуки и речь, пытается сам воспроизводить звуки, общаться. Это главный сигнал;
- Уверенно реагирует на название предметов и старается брать имен их. Так малыш оказывает развитие своих аналитических способностей;
- Большинство детей к этому моменту (не забываем, как правило это 6-7 мес.) уже садятся и начинают ползать. Этот этап развития опорно-двигательного аппарата позволит Вам с малышом начать обучение с применением методик развития сенсорного восприятия и физических нагрузок;
- Если ребенок активно реагирует на Вашу мимику, эмоции – можно выбрать методику, в основе которой лежит эмоциональное развитие.
Не забывайте наблюдать за своим малышом. Если он пока не проявляет интерес к обучению, скучает или капризничает, не переживайте. Просто попробуйте другие развивающие игры или подождите, пока ребенок чуть-чуть подрастет.
Главный принцип – не навреди. Неосторожное и навязчивое применение методик развития может иметь обратный желаемому эффект.
Применяйте с осторожностью:
- Если ребенок скучает, капризничает, протестует – пока лучше ему уступить. Не стоит заставлять ребенка силой;
- Если малыш увлеченно играет или занят чем-то для него важным, лучше подождать, пока он закончит;
- Приступать к занятиям по развивающей методике стоит только в том, случае, если вы уверены, что смысл рекомендуемых методикой занятий вам понятен, и Вы считаете его адекватным и подходящим ребенку;
- Развитие должно быть полноценным и комплексным. Неправильно отдавать предпочтение, например, интеллектуальному развитию в ущерб физическому или эмоциональному.
Развивайте в ребенке все его грани: эмоции, интеллект, физическое развитие и психологические аспекты. Тот базис, который ребенок усвоит особенно в первые три года, в будущем сформирует его личность и характер.
Популярные методики раннего развития.
Методика Монтессори.
Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори – «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?
Методика Глена Домана.
Основана на сочетании физического и умственного развития. Основной инструмент – карточки с картинками и обозначениями (животные, предметы, явления). Карточки демонстрируются ребенку по очереди, при этом четко проговаривается. Что на них изображено. Так в мозг малышу как будто «загружается» информация. Занятиям уделяется немного времени несколько раз в день, а остальное время внимание уделяется активным играм и физическому развитию.
Школа Семи Гномов.
Это серия книг, которые помогают познавать увлекательный мир с помощью картинок.
Методика Умница.
Разработана по основе «Методики Домана». С помощью программы Вы сможете постепенно и легко научить малыша говорить, читать, рисовать, клеить и проявлять в других направлениях свои творческие способности.
Развивающие игры Никитиных.
Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори – «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?
Источник
Многие заботливые мамы стремятся к тому, чтобы их дети практически с пеленок познавали новое. Однако отдают право обучения крохи в иные руки — записывают малыша на различные развивающие занятия.
Выбор многообразен: детские центры ждут маленьких посетителей практически с годовалого возраста. Чему учат: рисованию, лепке, танцам, занимаются с детьми гимнастикой, развивают речь…
Под силу ли это любой маме? Да! Об этом рассказывает известный психолог Людмила Петрановская, мнению которой доверяют многие родители:
С года до трех ребенок осваивает материальный мир. Что ему для этого нужно? Возможности. Когда ребенка сажают в манеж, он начинает отставать в развитии, ему будет сложнее владеть своим телом, он позже пойдет — его тело должно быть в его распоряжении, он должен иметь возможность залезать, слезать, бегать и прыгать. И у него должен быть материальный мир — предметы, с помощью которых он будет действовать. Будет ли это кухонная утварь и кубики или развивающий набор за много тысяч денег — никакой разницы. Второе — вы с ним разговариваете. Чтобы ребенок освоил речь, с ним нужно просто разговаривать. Если вы не привязываете ребенка к батарее, а позволяете ему трогать все предметы, кроме опасных, да еще показываете, а не бросаетесь с криками, ничего больше ему не нужно.
Эксперт отвечает и на вопрос, который волнует многих мам — стоит ли ходить с маленькими детьми на развивающие занятия.
Стоит, если это нравится родителям, — поясняет Людмила Петрановская. — От ребенка не убудет, если с ним споют потешки. Но это тусовка для родителей, относитесь к этому так.
Подводя итог теме, психолог отмечает:
Если ребенок живет в обычной семье, общается с несколькими взрослыми, вы гуляете, читаете детские стишки, рассматриваете обычные книжки с картинками — он все для своего развития получает.
Мамочки-пользовательницы Сети поделились своим мнением по поводу посещения развивающих центров в раннем возрасте и рассказали, как они помогают малышам изучать окружающий мир.
Ребенку полезно видеть не только маму и свой дом. На развивашках новые игрушки, игры, детки. Ребенку все это нравится. Никто не говорит, что с года нужно учить математику или алфавит. Но развивашки — это полезно.
Не водила дочь на развивашки! Дома сами и общались, и читали, с карточками играли, рисовали и прочее. И все с удовольствием!
Достаточно приобщать к быту, петь на ночь песенки и читать книги.
Лучшие развивашки —пачка макарон, упаковка салфеток, тесто и возможность играть с мамой рядом: рисовать на стенах, и гулять) На четырех детях проверено, эффективно 100%.
Подруга-логопед говорит, сейчас очень большая проблема, что родители не говорят с детками, родился и лежит как кабачок, сам себе растет под звуки телевизора…Это ее слова. Со своей дочкой все время говорила. Стишки, песни или просто рассказывала, куда мы идем, что видим, что я делаю. В 1,3 года дочь начала короткими предложениями говорить.
А как вы относитесь к посещению детьми развивающих центров в раннем возрасте?
Читайте также:
- Совет дня: как провести первое развивающее занятие ребенка без капризов
- Исповедь мамы: «В развивающем центре сказали, что мой ребенок “неудобный”»
- Совет от Татьяны Черниговской: научите ребенка учиться
Все фото: Depositphotos
Источник
Чем меньше ребенок, тем проще ему усваивать информацию и расширять границы своего мышления. Маленькие дети схватывают на лету любое сказанное слово, звук, ощущение, опыт. Однако, существует распространенное мнение, что раннее развитие не всегда полезно для малыша. Это мнение ошибочно – предлагая малышу развиваться и получать новые знания и опыт в игровой форме, вы не «отнимаете у дитя детство», а наоборот, делаете его насыщенным и закладываете прочный фундамент для развития гения. Если вы еще в раздумьях, прочтите 10 причин, почему стоит развивать малышей, и вы сможете окончательно убедиться в том, что это здраво и полезно!
1. Раннее развитие способствует развитию мозга.
Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи. Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное. В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий.
2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта.
Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта. Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи. Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.
3. Раннее развитие – это весело!
Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно. Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними. Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.
4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми.
Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним.
5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность.
Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях.
6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее.
Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста. Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта. Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло.
7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы.
Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень. Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления. Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным.
8. Раннее развитие – залог успешного будущего.
Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот.
9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению.
Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях. Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает. Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде.
10. Раннее развитие прививает любовь к учению.
Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!
Елена, www.kraskizhizni.com
Источник
Известная инстамама делится полезными советами о том, как стоит и не стоит воспитывать и развивать детей до 3 лет. Что именно нужно ребенку больше всего — конечно, родительская любовь, внимание, понимание и поддержка. Это залог успешного будущего вашего малыша, именно это сделает его счастливым гением.
Источник: instagram @irinakonstantinova_photo_
Вика Дмитриева
основатель «Школы Адекватных Родителей», инстаграм-блогер, мама троих сыновей
Иногда мне хочется вернуться в прошлое, встретить себя до рождения детей, всю такую занятую и уставшую, и вставить ей… мозги
Знаете, какую первую книгу я прочитала, когда была беременна в первый раз? Хит от Масару Ибуки «После трех уже поздно». Пока у меня не было детей, информация из этой книги казалась мне просто восхитительной! Там любящие родители целыми днями занимаются с детьми, а годовалые малыши играют на скрипке и говорят на иностранном языке. Звучало заманчиво. А главное — легко! Просто занимайся со своим ребенком, и он вырастет гением!
А потом родился Дима. Он не спал, орал, не брал грудь, мучился коликами и зубками. Точнее, он спал — после двухчасовых укачиваний у меня на руках и примерно двадцать минут. После чего просыпался, орал, и нужно было снова укачивать. Мы с мужем соответственно тоже не спали, не успевали есть… Мы скатывались в огромную депрессию под названием «Дети: ожидание и реальность». Каждый день я плакала — то от усталости, то от взрыва послеродовых гормонов, то от беспомощности в попытках что-то изменить.
Но параллельно с этим я вспоминала о той книге, где «после трех уже поздно», и испытывала огромное чувство вины — ведь пока у других родителей дети с трех месяцев разучивали карточки со словами, а в год уже говорили на двух языках и играли на скрипке, я просто пыталась выжить. Пыталась хоть немного поспать, пыталась улыбаться, когда младенец истерит часами. Какие там скрипки и языки? Мне бы первичные потребности утолить (сон, еда, голову вымыть). Но все мои мысли были о том, сколько же я упускаю. Ведь после трех уже поздно!
Источник: GettyImages
Марафон на тему: как все успеть
И вот я, невыспавшаяся, мучила такого же невыспавшегося младенца чтением Пушкина, в год водила на развивающие занятия, в полтора таскала по неврологам, остеопатам, гомеопатам, педиатрам с мольбой «Сделайте что-нибудь, чтобы он заговорил!»
А еще я постоянно пыталась его воспитывать. А как же не воспитывать?! Должен же ребенок в год знать слово «Нельзя»! Должен же уже писать в горшок и собирать свои игрушки! А как же? И только потом, через несколько лет, я узнала, что ДО ТРЕХ ЕЩЕ РАНО!
Спешить не надо!
- До трех лет ребенок не понимает связку «причина — следствие», не имеет абстрактного мышления, не контролирует себя и свои действия.
- Непослушание до 3 лет — это не плохое поведение, не вредность, не манипуляция. Это незрелый мозг!
- Сон, питание и любовь — вот формула, как вырастить гения. А не английский, энциклопедии, скрипка и карточки Домана.
- Поберегите нервы — они вам пригодятся после трех лет.
Источник: GettyImages
Секрет счастья
Я глубоко убеждена, что новоиспеченные родители должны пустить все свои силы не на воспитание и развитие ребенка, а на собственную адаптацию к новым условиям жизни.
Поверьте, если вы освоите эти четыре пункта, то ваш ребенок сам собой, без всяких карточек и скрипок будет отлично развиваться согласно своему возрасту. Его мозг будет достаточно отдыхать во время сна, нервная система не будет перегружена, его тело получит качественное питание, его родители будут выспавшимися, счастливыми, любящими и ресурсными, они начнут с удовольствием проводить время с малышом, от души с ним играть и веселиться, носить на руках, целовать, обнимать. Больше ничего для развития грудничка и не требуется!
Очень показательный эксперимент провел Гарольд Скилз с двумя группами умственно отсталых детей из специального детского приюта. Малышей экспериментальной группы в возрасте трех лет отдали на попечение умственно отсталых женщин из другого специального учреждения, причем каждого ребенка со своей «мамой» поместили в отдельную палату. Контрольная группа осталась в прежних условиях. В течение полутора лет коэффициент умственного развития детей из экспериментальной группы заметно вырос (с 64 баллов до 92), тогда как в контрольной группе он снизился на 26 баллов.
Что могли делать умственно отсталые мамы для своих «приемных» детей? Они просто проводили с ними большую часть времени, играли, разговаривали, нянчились. Исследователи сделали вывод, что для развития ребенка важны не столько интеллект и квалификация взрослых, с которыми он общается, сколько теплое, внимательное, заинтересованное отношение — тесная эмоциональная связь.
Именно живое общение с любящим взрослым дает все самое необходимое не только для эмоционального благополучия младенца и его психологического комфорта, но и для развития его интеллекта. Никакие игрушки, никакие обучающие методики не заменят нежных рук и ласкового взгляда мамы.
Источник: GettyImages
Главные задачи до 3 лет
- Налаживание сна ребенка.
- Налаживание сна мамы и папы.
- Налаживание грудного (или искусственного) вскармливания.
- Налаживание отношений между супругами (ведь 40% разводов приходятся на первые годы после рождения ребенка, пары просто не выдерживают нагрузки, не справляются со своими новыми ролями).
А как же воспитание?
Открою небольшой секрет — кроха до трех лет просто физически не может вас слушаться.
Конечно, бывает так, что вдруг ваши умные наставления срабатывают и ребенок до трех лет реально перестает разбрасывать игрушки после слова «Нельзя!». Но это скорее из-за боязни вашего громкого голоса или страшного лица. Или потому, что он тревожный — тревожные дети вообще более послушные.
- Но не потому, что он реально понимает причину и следствие и сам себя контролирует. Ведь у ребенка до трех лет не созрели в мозге лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Частично они созревают после трех лет, а полностью годам к двенадцати (есть версия, что к двадцати пяти). Да что говорить о детях — многие взрослые люди не имеют самоконтроля.
- Ребенок будет кивать, соглашаться, а потом все равно делать по-своему. Бесполезно ругать малыша, вести разъяснительные беседы. Он не специально выводит вас из себя, не манипулирует, он не может иначе вести себя.
- Это не значит, что не надо говорить и объяснять. Это значит, что не стоит ожидать мгновенной реакции и злиться на двухлетку.
До трех лет еще рано!
- Читать, писать, учить языки! Кора головного мозга перегружается, и эта несвоевременная нагрузка истощает другие отделы мозга, которые в этот момент находятся в стадии активного развития.
- Последствия раннего развития: у здорового и развитого ребенка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, тики, страхи, а у подростков — пассивность и нежелание учиться.
- Ваша задача — дать возможность двигаться и изучать окружающий мир. Вместо того чтобы «развивать» ребенка, просто будьте с ним, носите на руках и наслаждайтесь общением.
Действительно важно до трех лет:
- Гармоничное грудное (или искусственное) вскармливание, а в дальнейшем — нормальное питание здоровой взрослой едой;
- Выстраивание режима и качественного сна, потому что именно во сне мозг ребенка лучше всего отдыхает и развивается;
- Качественный сон родителей, потому что при недосыпе выделяется много гормона кортизола (гормон стресса), который делает нас раздражительными, злыми, агрессивными, а раздражительные, злые и агрессивные родители нормально общаться не могут;
- Отношения родителей между собой — спокойный эмоциональный фон в семье крайне важен для гармоничного развития ребенка.
И когда вы все вышеперечисленное выстроили, пускайте силы на физическое развитие малыша. Нет, я не имею в виду профессиональный спорт. Я про навыки ползать, ходить, приседать, есть ложкой. По большому счету этим даже заниматься специально не надо. Если ребенок сыт и спокоен, то он сам везде будет пытаться залезть, а вы просто не будете его нервно одергивать, ведь вы выспавшиеся и счастливые родители.
10 ВЕСЕЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ⇒
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”
Источник