Развитие ребенка до 3 лет с нарушением зрения
Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения
По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.
А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.
Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее
1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.
По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.
Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.
Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.
В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.
Данные специальной психолого-педагогической литературы
(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого
отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.
Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,
Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.
Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).
Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).
Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.
Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.
Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности
Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)– одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.
Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.
Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.
В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.
Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).
В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.
Источник
В этом периоде ребёнок и взрослый общаются в основном на предметном уровне. Параллельно с этим идёт развитие речи. Ребёнку обязательно внимание и оценка его действия взрослым человеком. Похвала и внимание – это основной стимул его деятельности.
Сегодня в статье:
- Признаки потребности детей в общении
- Дальнейшая развивающая работа с ребёнком
- Возраст 2-3 года: здоровый и незрячий ребёнок
- Интерес детей к сверстникам
- Общение детей с нарушениями зрения
- Взрослый – главное действующее лицо при общении с ребёнком с года до трёх лет
Если взрослый оказывает достаточное внимание действиям ребёнка, последний чувствует себя увереннее в жизни. Заметьте, что любой ребёнок всегда устраивается со своими игрушками ближе к взрослому. При полноценном контакте со взрослыми дети требуют к себе внимание, со взрослыми разговаривают и ведут себя эмоционально, требуют участия взрослого в своих делах.
Признаки потребности детей в общении
На сегодняшний день выделяется четыре признака, по которым можно судить о потребности у ребёнка в общении со взрослым:
- Получение удовольствия от взаимодействия со взрослым;
- Неподдельный интерес и внимание: рассматривание лица, наблюдение за действиями взрослого;
- Способность ребёнка отвечать на действия, адресованные ему;
- Стремление вступить в контакт.
Конечно, в данный возрастной период общение ребёнка и взрослого сводится к игре, где можно общаться и совершать различные действия. Ребёнок с нарушением зрения привлекает внимание к себе отдельными звуками и речью. Разговор взрослого человека привлекает внимание и подвигает незрячего ребёнка на познавательные действия.
От года до трёх лет ребёнок ещё ограничен в знаниях окружающих его предметов, поэтому родителям необходимо учить ребёнка взаимодействовать с предметами (просить ребёнка принести, протягивать ему предмет при слове «дай» и т.д.).
Дальнейшая развивающая работа с ребёнком
В 1,5-2 года необходимо вносить новые действия в жизнь ребёнка. К примеру, такие как:
- ласкать игрушку (прижать к себе, поцеловать);
- рассматривать книги и картинки;
- помогать убирать игрушки.
Чем больше активности проявляете вы в общении со своим ребёнком, тем больше слов появится у него в словаре на данном этапе развития. Теперь уже ребёнок может понимать значение слов «можно» и «нельзя».
Возраст 2-3 года: здоровый и незрячий ребёнок
В этом возрасте взрослый может давать ребёнку простые поручения и малыш уже сможет их выполнить. Ребёнок способен следовать простым правилам поведения и жизни. Обязательно используйте в это время стихи, сказки, потешки. Чтобы смысл их был понятен, взрослые прибегают к помощи игрушек, частей тела (пальцев, рук, ног) или же всего тела ребёнка целиком.
Дети с нарушениями зрения начинают испытывать некоторые трудности в речевом развитии. Речь их невнятна, маловыразительна и малопонятна, артикуляция вялая. Родители должны понять этот момент и обращать много внимания на манеру своего разговора, чёткость произнесения слов. Обязательно нужно произносить слова чётко, с выражением, эмоциями. Слова должны разделяться короткими паузами. Если незрячий ребёнок замкнут и мало разговаривает, значит, родители не перерабатывают в этом компоненте его развития и стоит передать часть инициативы малышу.
Интерес детей к сверстникам
От года до трёх каждому ребёнку интересен себе подобный маленький человек. Сначала малыш воспринимает сверстника, как предмет интерьера, причём неодушевлённый. Спустя некоторое время малыш пытается заинтересовать другого своими действиями, собой. Сверстник для малыша теперь что-то вроде зеркала, в котором отражается он сам. Такое общение детей является неотъемлемым компонентом самопознания. Только так можно сформировать адекватное отношение к собственной личности.
Дети с нарушениями зрения испытывают затруднение во взаимодействии со сверстниками. Обычно они боятся подобных себе, не хотят иметь с ними ничего общего, хотят остаться в одиночестве, не разрешают другим детям трогать их. Для незрячего ребёнка отношения внутри семьи являются самыми сильными и непоколебимыми, поэтому постороннее внедрение в их жизнь отвергается. Такие дети практически никогда спокойно не переносят кратковременную разлуку с матерью, они постоянно боятся, испытывают сильное чувство ревности, обиды. Длительное время они могут просто держаться за мать, поскольку испытывают непреодолимую потребность в физическом контакте.
Общение детей с нарушениями зрения
В продолжение разговора отметим, что контакты с другими малышами, сверстниками, нужно в обязательном порядке организовывать. Также необходимо привлекать внимание ребёнка, дабы он сам захотел общения. Для того, чтобы ребёнок с нарушениями зрения привык к другому, можно устраивать игры, в которых участвовали бы несколько малышей. Один момент: не стоит насильно привлекать детей к игре, потому как можно нанести психологическую травму не только особенному ребёнку, но и здоровым детям. После такой ситуации будет сложно привлечь детей к совместным играм, общению.
Когда начинается третий год жизни, дети начинают взаимодействовать друг с другом предметно, то есть строить поезд или крепость из кубиков, складывать пирамидку и т.д. Эти упражнения не должны длиться более пятнадцати минут.
Общение детей друг с другом очень важный элемент развития, но в данный период времени оно является эпизодическим и по времени уступает взаимодействию ребёнка и взрослого человека.
Взрослый – главное действующее лицо при общении с ребёнком с года до трёх лет
Существуют определённые правила общения взрослого с ребёнком с нарушением зрения в этот период времени:
- перед тем как прикоснуться к ребёнку, обозначайте своё желание речью;
- при прикосновении руки взрослого должны быть тёплыми;
- всегда обозначать речью своё присутствие;
- обязательно проводить физический контакт с ребёнком: поглаживать, похлопывать. Если не проводить это мероприятие, ребёнок может начать неадекватно реагировать – бить себя и окружающих, щипаться, царапаться;
- не стоит заострять внимание на ошибках ребёнка, но обязательно помогать ему, рассказывать о том, как правильно с делать;
- слова должны постоянно сопровождать взаимодействие. Речь должна обеспечивать укрепление связи с окружающими предметами;
- не стоит оставлять ребёнка в одиночестве на длительное время или без внимания, потому что ребёнок может просто испугаться, сильно разволноваться, ребёнок начинать различные стереотипные движения: раскачивание, трение глаз, кивание головой;
- для формирования у ребёнка последовательности действий ухаживать за ним должны люди постоянные, использующие примерно одни и те же методы ухода.
Литература:
Гайдукевич С.Е. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения раннего возраста. Стимуляция раннего развития детей с нарушениями зрения».
Источник
1.Тема нашего доклада: «Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет». Материал подготовили воспитатели ГБДОУ детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.
2. Невозможно создавать предметно пространственную среду, не имея представлений о возрастных особенностях детей и особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности развития детей до 3-х лет Вам известны. Мы хотим познакомить с особенностями наших детей. Нашу группу посещают дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения)
Актуальность: Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети с нарушением зрения (без сопутствующих диагнозов) не особо отличаются от детей без ОВЗ. Но в условиях зрительной депривации (недостаточное удовлетворение зрительной потребности) ребёнок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создаёт определённый психологический дискомфорт. У них наблюдается крайняя неусидчивость, неустойчивое внимание,
- быстро утомляются,
- позднее формируются навыки самообслуживания,
- страдает координация движений,
- избегают участия в совместных играх,
- стремятся к уединению,
- становятся замкнутыми.
Игра – основной вид деятельности, но дети с ОВЗ не начинают сами играть. Необходимо показать и объяснить, как играть.
У детей без ОВЗ это происходит незаметно в процессе общения со взрослым.
3. Цель: ознакомление с коррекционной направленностью предметно-развивающей среды, созданной для работы с детьми до 3-х лет, с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения).
Задачи:
– создавать коррекционно-развивающую среду для коррекционной помощи и организации условий, для преодоления и исправления трудностей в развитии детей с нарушением зрения;
– развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его особенностей и в соответствии требований ФГОС ДО.
4. Предметно-пространственная среда у нас несёт не только развивающую, но и коррекционную направленность (пункт 3.3 ФГОС ДО)
При ее организации учитывали:
- Достаточную освещённость,
- Разные виды пособий: наглядные, объёмные, плоскостные материалы на контрастном фоне, чёткого цвета, с отсутствием бликующей поверхности
- Отсутствие второстепенных деталей
- Идентичность игрушек реальным объектам
- В зависимости от зрительной патологии материал размещаем в разных плоскостях
Необходимый элемент группы фланелеграф, как настенный,
5. так и в переносных вариантах (напольный и настольные) используются в разных направлениях, в самостоятельной деятельности, в НОД.
6. Наше учреждение работает по адаптированной программе, в рамках коррекционной работы по рекомендациям врача-офтальмолога материал для ознакомления вводим в определённой последовательности для формирования бинокулярного зрения
- сначала натуральный объект (игрушка, муляж),
- далее цветное изображение,
- затем силуэт и контур.
Силуэтные изображения плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов.
7. Контур – внешнее очертание предметов.
8. Зрительные тренажёры – необходимый элемент для снижения зрительной нагрузки и профилактики зрительных нарушений. Это своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. Используем не только стационарные тренажёры, но также игрушки и другие предметы ближайшего окружения. Подключаем кроме зрение, и тактильное обследование предметов, на развитие соотносящих действий рук и глаз.
9. Тактильные ориентиры – информационные носители, воспринимаемые на ощупь. Для слепых детей.
10. С учётом коррекционной работы и особенностей каждого ребёнка. используем материалы и оборудование различных кабинетов ДОУ:
кабинет Монтессори.
11. Оборудование Пертра.
Пособия способствуют
- развитию и закрепления сенсорных эталонов,
- развитию мелкой моторике,
- прослеживающей функции глаз.
12. ИКТ-ресурсы.
- Интерактивная доска,
- интерактивный стол,
- МИМИО презентации подготавливаем, непосредственно для детей данного возраста с ОВЗ. Преподносим информацию в новом ракурсе для поддержания и развития интереса детей и в рамках коррекционной работы.
13. Включаем в работу пособия не только стандартные, но и сделанные своими руками.
Источник
1.Тема нашего доклада: «Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет». Материал подготовили воспитатели ГБДОУ детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.
2. Невозможно создавать предметно пространственную среду, не имея представлений о возрастных особенностях детей и особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности развития детей до 3-х лет Вам известны. Мы хотим познакомить с особенностями наших детей. Нашу группу посещают дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения)
Актуальность: Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети с нарушением зрения (без сопутствующих диагнозов) не особо отличаются от детей без ОВЗ. Но в условиях зрительной депривации (недостаточное удовлетворение зрительной потребности) ребёнок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создаёт определённый психологический дискомфорт. У них наблюдается крайняя неусидчивость, неустойчивое внимание,
- быстро утомляются,
- позднее формируются навыки самообслуживания,
- страдает координация движений,
- избегают участия в совместных играх,
- стремятся к уединению,
- становятся замкнутыми.
Игра – основной вид деятельности, но дети с ОВЗ не начинают сами играть. Необходимо показать и объяснить, как играть.
У детей без ОВЗ это происходит незаметно в процессе общения со взрослым.
3. Цель: ознакомление с коррекционной направленностью предметно-развивающей среды, созданной для работы с детьми до 3-х лет, с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения).
Задачи:
– создавать коррекционно-развивающую среду для коррекционной помощи и организации условий, для преодоления и исправления трудностей в развитии детей с нарушением зрения;
– развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его особенностей и в соответствии требований ФГОС ДО.
4. Предметно-пространственная среда у нас несёт не только развивающую, но и коррекционную направленность (пункт 3.3 ФГОС ДО)
При ее организации учитывали:
- Достаточную освещённость,
- Разные виды пособий: наглядные, объёмные, плоскостные материалы на контрастном фоне, чёткого цвета, с отсутствием бликующей поверхности
- Отсутствие второстепенных деталей
- Идентичность игрушек реальным объектам
- В зависимости от зрительной патологии материал размещаем в разных плоскостях
Необходимый элемент группы фланелеграф, как настенный,
5. так и в переносных вариантах (напольный и настольные) используются в разных направлениях, в самостоятельной деятельности, в НОД.
6. Наше учреждение работает по адаптированной программе, в рамках коррекционной работы по рекомендациям врача-офтальмолога материал для ознакомления вводим в определённой последовательности для формирования бинокулярного зрения
- сначала натуральный объект (игрушка, муляж),
- далее цветное изображение,
- затем силуэт и контур.
Силуэтные изображения плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов.
7. Контур – внешнее очертание предметов.
8. Зрительные тренажёры – необходимый элемент для снижения зрительной нагрузки и профилактики зрительных нарушений. Это своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. Используем не только стационарные тренажёры, но также игрушки и другие предметы ближайшего окружения. Подключаем кроме зрение, и тактильное обследование предметов, на развитие соотносящих действий рук и глаз.
9. Тактильные ориентиры – информационные носители, воспринимаемые на ощупь. Для слепых детей.
10. С учётом коррекционной работы и особенностей каждого ребёнка. используем материалы и оборудование различных кабинетов ДОУ:
кабинет Монтессори.
11. Оборудование Пертра.
Пособия способствуют
- развитию и закрепления сенсорных эталонов,
- развитию мелкой моторике,
- прослеживающей функции глаз.
12. ИКТ-ресурсы.
- Интерактивная доска,
- интерактивный стол,
- МИМИО презентации подготавливаем, непосредственно для детей данного возраста с ОВЗ. Преподносим информацию в новом ракурсе для поддержания и развития интереса детей и в рамках коррекционной работы.
13. Включаем в работу пособия не только стандартные, но и сделанные своими руками.
Источник