Развитие ребенка чтения от 1 до 3
А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать ребёнку младшего возраста? Известно, что чтение книг способствует интеллектуальному развитию, пополнению словарного запаса. Но, скорей, подумаете вы, что это касается детей школьного возраста и взрослых.
Так зачем читать малышу, который даже ещё не понимает слов? Или который ещё не умеет говорить? В этой статье мы поговорим о пользе и особенностях чтения детям, что и как правильно читать ребенку с самого рождения и до трёх лет.
Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей
Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.
Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:
- Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
- Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
- Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
- Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
- Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
- Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
- Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
- Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
- Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
- Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.
Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично развивает творческие способности у детей
Что читать детям?
Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.
С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.
Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а мальчики — другой. Вспомните, какие книжки читали вам. Возможно, вашему крохе понравится тоже самое.
Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в развитии?
- Художественная литература (классика) больше подойдёт детям по-старше. Чтение таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.
- Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и является некой «инструкцией» для преступлений.
- Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных, птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом отлично расширяется кругозор ребёнка.
- Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не нравится. После каждого прочтения обсуждайте с ребёнком полученные знания.
Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям
В чтении детям младшего возраста есть некоторые особенности, которые могут заставить молодых мам и пап отложить книгу на неопределенный срок.
По опыту многих родителей, главная сложность в том, что совсем маленький карапуз не хочет слушать чтение мамы. А если и слушает, то максимум несколько минут, затем бежит заниматься более интересными для него делами.
Дело в том, что в раннем возрасте большинство детей ещё не обладают таким качеством, как усидчивость. Они очень быстро могут переключать своё внимание с одного предмета или действия на другой. Выход в данной ситуации только один — регулярно читать малышу книжки, причём делать это необходимо правильно и интересно.
Выбирая книгу для малыша, важно, чтобы в ней присутствовали яркие, красочные и большие картинки. Читая своему крохе, всегда обращайте внимание на эти изображения. Рассказывайте и обсуждайте вместе, что вы видите на картинке. Во время чтения меняйте интонацию, изображая героев сказки или рассказа, ваша речь должна быть внятной и понятной.
Запаситесь терпением. Если малыш вас не слушает, все равно попытайтесь ещё читать некоторое время. Постепенно, ребёнок начнёт прислушиваться.
Если малыш высказывает своё несогласие по поводу прочитанного, обсуждайте вместе такие моменты. Хвалите ребенка в случае, когда он попросил вас повторить, перечитать или что-то хочет уточнить, когда ему непонятно.
Важно книгу дочитать до конца, пусть даже не за один день. Только потом приступайте к новой.
Не заставляйте малыша слушать вас, если он не хочет, капризничает или не в настроении. Найдите другое время или другой подход. Не нужно обсуждать каждую строчку прочитанного, выделяйте главные мысли.
Для каждого возраста ребёнка существуют определенные особенности в чтении книг. Безусловно, не нужно читать «война и мир» только что родившемуся малышу.
Ниже мы подробно рассмотрим, как интересно читать детям с рождения и до 3 лет.
Знакомство с книгой с рождения до года
Первое знакомство начинается с самых простых изображений. Это могут быть черно-белые фигуры, узоры или крупные предметы одного цвета. Новорождённые только учатся концентрировать свой взгляд на определенном предмете, развивая зрение и усиливая работу мозга.
Начиная с 3-4 месяцев, ребёнку можно показывать более сложные картинки: изображения людей, животных. Каждый раз обязательно проговаривайте малышу, что вы видите.
В 6 месяцев уже можно купить малышу первую книжку-игрушку. Как правило, в ней не более 5-7 плотных страниц. Разнообразие таких книг огромное. Их страницы могут быть мягкими, шуршащими, есть книги специально предназначенные для купания с детьми. Выбирайте ту, которая вам понравится. Главное, чтобы изображения были крупными и яркими.
Малыши в этом возрасте начинают исследовать окружающий мир, изучать различные предметы и их свойства. В такой книжке карапузу будет интересно переворачивать странички. Вместе с этим отлично развивается и мелкая моторика рук.
Подбирайте книги с реалистичными предметами для правильного восприятия малышом. Это значит, что лягушка должна быть зеленой, а помидор-красный. Идеально, если на одной картинки будет изображен только один предмет или простое действие.
Заниматься с малышом следует тогда, когда он находится в хорошем настроении. Возьмите его на ручки, положите перед ним книжку и, переворачивая страницы, рассказывайте все, что видите. Для многих детей такое времяпрепровождение становится одним из любимых занятий.
Чтение детям 1-2 лет
В этом возрасте у малышей отлично работает память. По мнению психологов дети этого возраста справляются с огромным потоком информации, многое запоминают и понимают. Поэтому, читая своему крохе, нужно включать новые обучающие элементы.
Обращайте внимание на буквы и слова, на главных героев и на различные детали в сюжете. В возрасте до двух лет книжка по прежнему должна быть с красивыми реалистичными картинками.
В список первых книг для чтения с малышом 1-2 лет отлично подойдут такие, как В.Бианки «лис и мышонок», Э.Карл «очень голодная гусеница», «от головы до ног», русские народные сказки и потёмки в иллюстрациях. Многие дети обожают эти книги, и родителям приходится зачитывать их до дыр. В них имеются отличные иллюстрации, а текста короткие и понятные.
Всегда делайте акцент на изображениях, рассказывая подробно о ней малышу. Вскоре карапуз сам начнёт указывать на картинки, желая узнать, как называется предмет.
Чтение с детьми должно проходить в благоприятной обстановке, в хорошем настроении, а посторонние звуки необходимо исключить (выключить телевизор).
Читайте детям различные коротенькие сказки, стишки, потешки. Малыши очень хорошо воспринимают простую рифму. Возможно, по просьбе ребёнка вам придётся перечитывать один и тот же стишок по 30 раз в день.
Чтение книг для детей 2-3 лет
В этом возрасте малыши все также активно запоминают и являются самыми благодарными слушателями. У них начинает развиваться фантазия и воображение, и чтение книг детям отлично способствует развитию творческих способностей.
Старайтесь читать ребёнку каждый день. Даже если ваш кроха играет или занят чем-то, все равно присядьте рядом и читайте. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и он присоединится к вам.
У детей появляется интерес к ролевым играм. Играйте с малышом в домашний кукольный театр или простые сказки, например, «колобок» или «теремок». Прочитав очередную книгу или стишок, попытайтесь вместе нарисовать сюжет или главных героев.
Читать детям на ночь добрые книги полезно для сна. Малыш засыпает быстрее, сон его становится крепче, а утром просыпается в отличном настроении.
Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он видит.
Что касается выбора литературы в этом возрасте, то здесь уже необходимо самостоятельно решить, какая именно книга может заинтересовать вашего кроху. Учитывайте интересы малыша. Например, если ему нравится мир животных, то выбирайте книги с такой тематикой.
Как приучить ребенка к чтению?
Многие родители задаются вопросом, как привить любовь ребёнка к чтению? Ведь в современном мире столько различных гаджетов, а мультфильмы и вовсе показывают круглыми сутками по телевизору. Все это может интересовать малыша куда больше, чем чтение книг. Мы разобрались, как нужно читать правильно детям в том или ином возрасте. Но также стоит учитывать ещё некоторые факторы для того, чтобы легко приучить ребёнка к чтению.
- Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.
- Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна именно вашему малышу. Возможно, ему больше нравится слушать сказки, чем стишки или песни. Или наоборот.
- Дома обязательно должна быть библиотека. Если в доме нет книг, то как тогда ребёнка приучить к чтению? Желательно, чтобы печатные издания были в свободном доступе, чтобы в любой момент малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или же самостоятельно рассматривать картинки, перелистывая страницы.
- Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать. Нельзя заставлять слушать чтение «из-под палки».
- Покупайте всегда красивые книги с яркими и большими изображениями. Выше упоминалось о том, что разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью чтения. Согласитесь, что ребёнка никогда не заинтересует книжка, в которой нет иллюстраций или они не достаточно большие и яркие.
- Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.
Как и в любом другом вопросе, необходимо показывать собственный пример. Помните, что малыш всему учится у родителей. Даже если вы возьмёте книжку, усядьтесь поудобней в стороне и начнёте читать, то, вероятней всего, у малыша возникнет интерес (а что же там Мама делает такое интересное?), и он обязательно присоединится к вам. Увлекайте малыша, показывайте ему сказочный мир книг.
Если в вашей семье предпочтение отдаётся прочтению книги вместо просмотра телевизора или залипанию в смартфонах, скорей всего и ваш ребёнок вырастит человеком, который любит читать.
Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста
Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.
В. Бианки “Лис и мышонок”
Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”
К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”
С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”
Стихи Агнии Барто для малышей
Русские народные сказки
В. Сутеев “Цыпленок и утенок”
Л. Толстой “Три медведя”
С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»
А. Пушкин “Лукоморье”
Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»
Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»
Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
Серия «Для самых маленьких»:
Источник
Нервные клетки мозга формируются в основном до 3-х лет, значит 0-3 года — это самый важный для обучения возраст. Именно в этом возрасте ребенок овладевает речью, учится воспринимать текст. Возможности мозга ребенка, будучи не востребованными, затухают. Поэтому ошибаются те родители, кто ждет, когда их малыш подрастет, чтобы заниматься. Так упускается самый благоприятный возраст.
Потребность ежедневного общения с книгой закладывается тоже в этом возрасте — до 3-х лет.
Как правильно читать:
Словарный запас вашего ребенка за этот период увеличивается от десятка до нескольких сотен слов (200–400). Такое быстрое накопление идет, прежде всего, за счет общения, в том числе – общения с книгой.
Задача родителей — привить любовь к чтению, помочь обогатить малышу словарный запас, расширить его кругозор.
Очень большую роль играет правильный выбор книги: она должна соответствовать возрасту, быть хорошо изданной, и сама иллюстрация должна быть высокохудожественной, так как она на бессознательном уровне формирует вкус ребенка. В разделе “Иллюстрации” вы можете ознакомиться с основными правилами сочетания текста и иллюстрации, с тем, какой должна быть иллюстрация в детской книге.
Совет специалиста: пусть первыми картинками ребенка будут не двигающиеся кадры на мерцающем телеэкране, а неподвижные иллюстрации из книги, к которым можно многократно возвращаться и пристально рассматривать под аккомпанемент маминого чтения песенки или сказки (Тихомирова И.Н. “Книга в жизни маленьких детей”).
Так как ребенок в этом возрасте — слушатель, ответственность за понимание книги лежит на читающем родителе. Читать надо выразительно (в меру), передавая характер, чувства, переживания героев.
Читать нужно ежедневно, хотя бы недолго: 15–20–30 минут. Можно перед сном. Но не стоит читать исключительно перед сном, иначе у ребенка сформируется привычка засыпать под книгу. Возьмите книгу на прогулку, в транспорт, в поликлинику, где будете ждать свою очередь, книгу вслух для всех может почитать старший брат или сестра, пока вы занимаетесь домашними делами. Но все-таки полезно иметь постоянное время для чтения с ребенком, чтобы общение с книгой вошло в привычку.
Совет специалиста: “Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении, … читайте выразительно и не торопясь” (А.Герасимова “Уникальное руководство по развитию речи”).
Развитие речи:
На развитие речи направлены жанры детского народного фольклора — детские игровые песенки, песенки народов мира, небывальщины, перевертыши… В нашем разделе “Что читать от 1 до 3 лет” вы найдете советы и примеры, какие народные песенки петь с ребенком и для чего.
В этом возрасте надо читать не много книг, а одни и те же книги часто. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После того, как книга прочтена много раз (этого дети требуют сами), у них появляется свобода читать любимую книжку наизусть, пересказывать родителям или игрушкам рассказы или сказки. Такие пересказы и чтение/пение наизусть являются лучшим способом быстро развить и обогатить речь ребенка новыми словами и новыми синтаксическими конструкциями.
Беседуйте с ребенком о книге. Можно не сразу и не во время чтения, а потом — на прогулке, например.
Совет специалиста: вот чтение-беседа по книжке В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”: Когда гулять плохо? (“если ветер крыши рвет, если град загрохал, каждый знает — это вот для прогулок плохо”). Когда гулять хорошо? (“дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям”) и т.д. Так, повторяя целые строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы (И.Н.Тимофеева).
Во время чтения книги ребенок воспринимает большое количество новых слов. Он может отказаться от чтения, если незнакомых слов будет слишком много, и он ничего не поймет в их потоке. Учитывайте эту главную трудность в чтении с детьми от 1 до 3-х лет.
Самый главный помощник для ребенка (и родителя) — это иллюстрация. В книгах для детей этого возраста главная роль отводится иллюстрации. Недаром некоторые писатели являются и детскими художниками, например В.Сутеев, Е.Чарушин. Иллюстрация должна быть ясной, доброй, дарить хорошие эмоции, создавать настроение в книге и передавать его ребенку.
По иллюстрации можно построить несложную беседу: начала вы зададите вопросы “Кто это?”, “Что он сказал?”, а спустя какое-то время спросите “Почему?”, “Зачем?”. По иллюстрации ребенок может помогать вам в “чтении”: пропускайте в тексте слова или фразу, которую ребенок может сам договорить по иллюстрации. Чем больше будет в вашем совместном чтении ребенок делать САМ, тем быстрее пойдет его развитие, в том числе и развитие речи.
Мультфильм — экранизация по книге — тоже хороший помощник для развития речи, ведь в нем текст и картинка соединились и ожили. Герои заговорили “своими” голосами. Мультфильмы по книгам В.Сутеева (“Кораблик”, “Грибок-теремок”, “Разные колеса”, “Петух и краски”, “Мешок яблок” и др.) нарисованы самим Сутеевым, поэтому ощущение ожившей книги особенно сильно. В мультфильмах ребенок видит общение героев, и если он им подражает, повторят слова, разыгрывает ситуации, помогите ему в этой игре — благодаря ей ваш ребенок скоро начнет хорошо говорить.
Русские народные сказки — “Теремок”, “Колобок”, “Репка”, “Курочка-ряба”, “Лиса и заяц” и другие — это первые в жизни ребенка сказки. Книжки с этими сказками для самых маленьких хорошо иллюстрируются, чтобы по иллюстрациям ребенок смог проследить и пересказать весь сюжет.
Совет специалиста: постарайтесь купить книжку первых сказок для ребенка 1-3 лет с иллюстрациями Ю.А.Васнецова: этот художник умеет изображать сказку так, как ее видят маленькие дети, его иллюстрации ведут диалог с ребенком на равных, без слащавости. Кроме того, на его иллюстрациях много бытовых подробностей, которыми художник дополняет сказку и учит малыша. Краски сочные, разнообразные, красиво подобраны.
Совет специалиста: читать ребенку сразу несколько сказок не стоит, лучше по многу раз повторять прочитанное и побуждать малыша пересказывать сказки, сначала вместе с вами, а потом — самостоятельно. При пересказе ребенок может опираться на иллюстрации.
Постепенно вводите беседу о прочитанном.
Это легко сделать, если вы побудите своего сына или дочь сравнить героев в книге на иллюстрации и в мультфильме:
— Какая мышка в книжке, а какая в мультфильме — где тебе больше нравится? Какие герои живут в теремке в книжке, а какие в мультфильме? Как залез медведь в теремок в книжке и в мультфильме? Где красивее нарисована сказка?
— Почему сильные звери (бык, медведь, волк) не смогли выгнать лису, а петушок выгнал? Ребенок поразмышляет над вопросом, даст свой детский ответ. А когда немного подрастет, вы ему объясните, что петушок — он символ солнца, лиса в ледяной избушке — зима, зайчик в лубяной — лето, а сама сказка — о смене времен года.
Мультфильм “Теремок” по сценарию В.Сутеева снят по рисункам Ю.А.Васнецова — книжка словно оживает на экране, но разница все-таки большая.
Мультфильм по книге надо показывать после того, как вы уже много раз прочитали книгу, чтобы “живые” образы не помешали собственному воображению ребенка.
Воспитание и обучение:
Совет специалиста: с раннего детства воспитывайте вдумчивое отношение к книге, а что это значит — хорошо видно из слов великого К.Ушинского: “Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное” (И.Н.Тимофеева).
Побуждайте ребенка пересказывать книгу, например, пришедшему с работы папе.
О книге надо беседовать, помогая понять правильное и неправильное поведение героев. Помогайте ребенку своими эмоциями: “Как он нехорошо поступил”, “Какой молодец!”, “Какая хитрая!” и т.п. Так вы ориентируете маленького человека в нравственных ценностях.
Читать с ребенком этого возраста можно не только художественную литературу. Знакомьте его с миром: животные (дикие и домашние), фрукты и овощи, грибы, достопримечательности мира, космос, техника, транспорт и пр. Для этого можно использовать карточки и устный рассказ или купить специальные “энциклопедии” для самых маленьких. Например, серию “Детская вселенная” Татьяны Рик, где умные и веселые герои проводят экскурсию по саду и огороду, деревенскому двору с домашними животными, по телу человека…
Тренировка памяти, мышления, воображения:
Ребенок не должен быть пассивным слушателем. Чтение — это работа, активное общение с книгой. Надо ненавязчиво активизировать внимание ребенка, в беседе контролировать, все ли правильно понял малыш. Он может повторять за вами слова, отвечать на вопросы, рассматривать иллюстрации, подсказывать вам слова и фразы при чтении. Если не дисциплинировать внимание ребенка, поверхностное чтение может войти в привычку.
Совет специалиста: чтение проходит оживленнее, если слушают двое или больше детей. Замечено и другое: ребенок очень старается, если рядом сидит и “слушает” его любимая кукла, мишка, заяц… Особенно это характерно для единственных детей (И.Н.Тимофеева).
Повторим: для развития памяти книгу надо перечитывать много раз. Ребенок выучивает несложные тексты наизусть, начинает их рассказывать маме, папе. Так он развивает еще и речь.
В возрасте до 3-х лет у детей фантастическая память, но она еще непроизвольная, поэтому ребенок запоминает все, что видит и слышит. Пусть он запомнит много стихотворений, песен, сказок… — ему это пригодится в жизни.
Ведущая деятельность детей до школы — это ИГРА, поэтому чтение для них — это тоже игра.
В своей энциклопедии для родителей “Что и как читать вашему ребенку от года до десяти” И.Н.Тимофеева одну главу посвятила играм по книге. Вы можете прочитать эту главу — “Книга и игра“ — на нашем сайте. Вот некоторые советы из этой главы:
Поэтические игры. Мы, взрослые, давно утратили свежесть и новизну восприятия языка, а маленькие дети любят звуки и слова, упиваются ими, только мы обычно этого не замечаем. А жаль! Сколько радости вы принесете своему ребенку, играя с ним звуками и словами, и как «подвинете» его развитие!
В поэзии для маленьких есть песенки и стихи со звукоподражанием и игрою ритмом и рифмой:
Дин дон, дин дон!
Дон дон, дон дон!
Загорелся кошкин дом! («Кошкин дом», русская народная песенка)
Эти короткие звонкие слова придуманы для детского уха и детской гортани.
Гуляю я в лесу, ку-ку!
И песни я пою, ку-ку!
А где то в вышине, ку-ку!
Кукушка вторит мне, ку-ку! («Кукушка», австрийская народная песенка)
Малютка, еще не умеющий говорить, пытается повторять концовки фраз, сначала с мамой, потом один.
Умение общаться с детьми предполагает и умение веселить их, владеть детским юмором. Это совсем не трудно. Ребенка смешит нарушение порядка вещей.
Детский юмор — это перевертыши и небывальщины. Детская дурашливость — первоначальное, еще примитивное чувство юмора, но это вовсе не значит, что маленьким доступно только оно.
Воспитанию тонкого, умного юмора способствуют стихи с игрою слов (Бориса Заходера, Самуила Маршака, Эдуарда Успенского и др.). Покажем это на примере стихов Б. Заходера:
Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех! («Верблюд»)
А в стихотворении «Тюленье прилежание» поэт высказывает удивление по поводу образа жизни тюленя («Целый день лежит тюлень, и ему лежать не лень»):
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.
По книгам можно разыгрывать очень несложные игры-спектакли уже с годовалыми детьми. О роли театра в жизни и развитии детей вы можете прочитать в нашем разделе “ТЕАТР“.
Сегодня выпускают детские книжки-театры. В них толстые картонные страницы, герои отделяются, как пазлы, и могут в руках взрослого или ребенка при чтении оживать. Некоторые книжки-театры предлагают вклейки с заготовками бумажных кукол, которые надо вырезать и склеить. Театр по детской книжке можно сделать самим – из мягких игрушек (например, в теремке могут жить или проситься на жильё все звери, которые у вас есть в детской комнате). Театрализация делает общение с книгой более комфортным, веселым, познавательным, потому что превращает чтение в игру.
Ребенка 3-х лет можно повести в профессиональный детский театр. После него малыш, склонный подражать всему, что видит и что ему нравится, будет с еще большим удовольствием разыгрывать сценки из прочитанных книг.
Источник