Развитие ребенка четвертый месяц жизни

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» – его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, – не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка киров

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

Практические советы

Любим смотреть сидя: Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.

Плоская поверхность: Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.

Учимся дотягиваться: Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.

Учимся хватать: Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Качели на дверях: для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.

Время игр

Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.

Новые открытия

Поиграйте в прятки: Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

С горки катится игрушка: Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

Наблюдение за мыльным пузырем: Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

Запишите на магнитофон голос малыша: Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.

Носок с ярким рисунком: Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.

Матерчатый мячик: Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.

Развитие координации

Повозитесь с малышом: Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.

Новые перспективы: Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

Маленький лягушонок: Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.

Свернутое одеяло: Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.

Поднять руки вверх и опустить вниз: Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.

Игрушки, до которых трудно дотянуться: Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Делайте упражнения, напевая песню: Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.

Принятие решений

Две игрушки: В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Браслет с шарфом: Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.

Цепь из колец: Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.

Повседневные дела

Время одевания/время купания

Двойная погремушка: Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.

Укрепляйте мышцы спины и живота: Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.

Массаж с присыпкой: После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.

Время кормления

Покажите ложку: Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.

Упражнения для губ и языка: Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.

Читайте также:  Влияние культуры на развитие ребенка этнопсихология

Время отдыха

Любимая игрушка: Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.

Покачайтесь в кресле-качалке: Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.

Колыбельная: Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.

Источник

Вы осознаете, что ваш ребенок растет при этом, не только увеличивает массу тела, но и увеличиваются двигательные навыки, развивается способность общения и собственное восприятие окружения.
В данном возрастном периоде начинает меняться волос, как по цвету, так и по густоте. Итак, полноценное развитие ребенка четвертого месяца жизни.

Источник: https://vseolady.ru/polnocennoe-razvitie-rebenka-chetvertogo-mesyaca-zhizni.html

Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни.

В течении последних нескольких недель, у вашего малыша как бы начали скатываться первое волосики, с которыми он родился и взамен вырастает новые. Данный процесс будет продолжаться 1-2 месяца. Кроме того, цвет глаз так же меняется. Если у ребенка при рождении были голубые глаза, то именно сейчас они могут начать темнеть и через некоторое время станут карими.

Только, если голубой цвет останется до 6 месяцев, то, скорее всего, уже потом цвет не поменяется. Чаще всего, малыши у смуглых темно карих родителей имеют светло коричневый цвет глаз. Однако когда деткам исполняется 4 месяца, их цвет глаз начинает темнеть, как у родителей.

Физическое развитие. Естественно ребенок растет и продолжает набирать в весе. Возможно, вы можете следить за приростом массы тела еженедельно. Так он должен составлять 140-170 г. В течение четвертого месяца жизни масса в среднем составит 600-750 г. Однако, не стоит забывать, что прирост массы для каждого ребенка индивидуален. Если он немного не добирает или перебирает, но при этом чувствует себя комфортно, то не стоит переживать. Длина тела становится больше на 2-2,5 см.

Постепенно тело, в связи с ростом и развитием мышц, приобретает крепкий и здоровый вид.

Двигательная активность. На данный период развития малыш становится еще активнее. Лежа на животе, он способен уверенно поднимать, поворачивать и удерживать головку. Вплоть до того, что лежа на спине, может подтягивать подбородок у груди. Он учится переворачиваться со спинки на живот.

Когда лежит на животе, пытается опираться на предплечья и дотягиваться рукой до яркой и мелодичной игрушки, которая и побуждает его к движениям. С большим интересом начинает изучать свои руки, следит за ними взглядом и может разжимать пальчики.

Развивается координация движения рук. Кроха может крепко держать игрушку и водить ее рукой, однако может и резко мимо воли выпустить ее. Как и раньше, все, что в руках “дегустируется” на вкус. Ноги так же не отстают в активности. Если поставить стопами на ровную поверхность при этом, держа за подмышки, то он как бы начинает приплясывать, сгибая и разгибая коленки.

Таким образом, уже начинается проявляться рефлекторная ходьба. Любимым упражнением становится быстрое перебирание ног – упражнение “велосипед”. В целом, колени еще достаточно согнутые, находятся в состоянии спокойствия, но иногда ребенок их разгибает. Ваш малыш любил купаться, но сейчас он просто в восторге от ванных процедур.

В этом возрасте у ребенка проявляется рефлекторная ходьба.

Иногда, дети проявляют желание поплавать на животике. Причем, он делает довольно решительно и упорно, как бы добиваясь поставленной цели. Помогите ему, увидите, сколько радости он получить от этого. В этот период, некоторые родители пытаются усаживать ребенка, но это ни в коем случае делать не нужно. Позвоночник малыша еще достаточно слаб и может не выдержать такой нагрузки.

В целом, не рекомендуется даже в дальнейшем высаживать деток и подпирать под спинку подушку, как было раньше. Прислушивайтесь к своей крохе, когда его организм будет готов, то он сам начнет потихоньку сидеть. Сейчас часто встречаемым явлением бывает искривление позвоночника у маленьких деток (от 4 лет).

Причина заключается в том, что в раннем возрасте у них была сильная нагрузка на позвоночник (раннее сидение, ходьба), а физиологически не были готовы. Это была простая прихоть родителей, быстрее научить ребенка. В результате, в дальнейшем, они за это поплатились здоровьем малыша. Не делайте таких ошибок. Если, конечно малыш самостоятельно пытается сесть, то только с вашей помощью, при этом головку он держит сам в вертикальном положении.

Если вы уже и решились на этот шаг, то в не коем случае нельзя, что бы долгое время ребенок сидел. Лучше всего, примените этот элемент как гимнастическое упражнение: подтяните за ручки и посадите его, а потом медленно опустите.

Довольно часто при движениях рук и ног можно услышать как бы небольшой хруст в суставах. Однако не стоит переживать. В течение одного иди двух последующих месяцев мышцы рук, ног и туловища окрепнут, и это явление исчезнет. Причина хруста заключается в недостаточной зрелости функций суставного аппарата.

Занимаясь эмоциональным развитием крохи, не забывайте и о физическом развитии, которое так же важно для здоровья. Старайтесь ежедневно стимулировать тело, так же как и ум. В этом возрасте необходимо заниматься гимнастикой и делать массаж. Лучше всего в комплексе. Можно попробовать следующие упражнения, которые необходимы для развития четырех месячного ребенка: – поворот.

Упражнение нужно выполнять из положения на спине. Своей правой рукой придержи ножки малыша за голени, а левой обхвати его левую кисть (получится, что твой указательный палец будет находиться в его кулачке). Аккуратно и медленно направь таз крохи влево. После чего он самостоятельно повернет верхнюю часть туловища и голову в эту сторону.

Вытяните его ручку немного вперед и увидите, что он сам перевернется на живот. С помощью игрушки он останется в этом положении. Поворот в правую сторону выполняется аналогично, только поменяйте руки.

В 4 месяца ребенка осторожно приподнимают за ручки, чтобы головка оторвалась от подушки.

Приподнимание. Исходное положение – лежа на спине. Возьмите его за ручки таким образом, что бы ваши указательные и большие пальцы были в кулачках, остальными обхватите его запястья. Осторожно и медленно потяните его за руки, что бы приподнялись плечи и голова. Только не сажайте, выполнив упражнение, положите обратно. Рекомендуется повторить 2-3 раза.

Потягивание. Данное упражнение из комплекса динамической гимнастики. Вложив в ладонь малыша свои большие пальцы, возьми его за кисти рук. Когда почувствуете, что он сжал их, начните подтягивать, при этом параллельно придерживая тыльную сторону его ладоней своими указательными пальцами.

Лучше всего, когда малыш находится лицом к тебе, но возможен и вариант – повернут спиной.

Источник: https://vseolady.ru/polnocennoe-razvitie-rebenka-chetvertogo-mesyaca-zhizni.html

Постепенно осваивайте 6 простых движений: частичный перенос тела с одной руки на другую, покачивание из стороны в сторону, вперед-назад, вверх-вниз, небольшие повороты вокруг вертикальной оси, разведение рук в стороны. Данные упражнения основаны на безусловных рефлексах. Особое внимание уделите обучению малыша переворотам со спины на живот. И конечно не забывайте о массаже.

Кроме того, не нужно оставлять надолго малыша в неподвижном состоянии. Потому что, если он постоянно лежит в кроватке или коляске, то полностью лишен возможности совершенствовать свои двигательные навыки. Это в будущем может привести к болезненности и вялости. Обязательным условием для занятий должен быть интерес малыша.

Постарайтесь проводить их весело и увлекательно. Пусть он сам устанавливает темп. Начинайте заниматься тогда, когда он готов. В ином случае, принуждение может вызвать негативную реакцию или он может надолго потерять интерес. В целом ребенок умеет лежа на животе поднимать голову на 90 градусов и громко смеяться.

Так же, в вертикальном положении твердо держать голову, переворачиваться в одну сторону или держать погремушку кончиками пальцев.

Сон. Становится более глубоким и беспрерывным, длительностью 10-11 часов. Количество неожиданного пробуждения значительно уменьшилось. Дневной сон состоит из трех периодов: один с утра и несколько после обеда. В какое время укладывать ребенка спать?

Читайте также:  Характеристика развития на ребенка школьника

Вы должны самостоятельно ориентироваться по его индивидуальным биоритмам. Обратив внимание на появившиеся признаки усталости, уложите его в кроватку. Эти признаки у каждого так же индивидуальны, но часто встречаемые: отказ от игры, капризность, зевание, протирание глаз.

Однако встречаются детки, которые при усталости наоборот становятся активнее или начинают интенсивно сосать свой большой палец, при этом ритмично крутить головой. В данной ситуации все зависит от, того на сколько вы умеете “расшифровывать” своего малыша. Естественно, хорошо, когда в вашей семье существует несколько ритуалов для быстрого засыпания.

Если вы заметили, что ребенок устал, то положите его в кроватку.

Например: колыбельная, покачивания, погладить, например, спинку или малыш укладывается у вашей груди. В целом, к этому возрасту уже вырисовывается распорядок дня. Поэтому вы уже можете планировать свою домашнюю работу.

Речь и общение. Ребенок в этом возрасте реагирует на шум. Проявляет интерес, как до слабых, так и до звонких за интенсивностью звуков. Однако в данный период большой интерес проявляют к музыке. Примите к сведению, когда будете пытаться успокоить раздраженного ребенка. Кроме того, максимум удовольствия малыш получает от личных звуков.

Он постоянно повторяет их комбинацию, как бы пытаясь запомнить. К сведению, большинство этих слогов в дальнейшем будут легко выговариваться как составные настоящих слов. Новой способностью является и то, что малыш может громко смеяться, если вы, например, пощекочите его. Данная реакция – сигнал социального развития.

Если вы заметили смену настроения, попробуйте найти причину. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или наоборот, раздраженным? Ответ находиться в ограничении малыша в объеме восприятия. Это легко исправить. Во время прогулки получайте удовольствие от того, как кроха отреагировал на живой цветок, иголку елки, фрукты, листочки, птичек и многое другое.

Таким образом, вы первый раз знакомите ближе ребенка с миром и в ответ обязательно получите улыбку. Улыбка, как и в прошлом месяце, остается основным проявлениям удовольствия и счастья. Она выражает чувство любви ко всем, кто за ним ухаживает. Разговаривайте больше с ребенком, хвалите за любые, даже мелкие достижения, помогите ему успешно пройти путь развития.

Зрение. Ребенок достаточно хорошо видит предметы, которые находятся на расстоянии 20-30 см. Движения глаз координированы. Если на таком расстоянии водить яркие предметы красного, оранжевого, желтого, ясно-голубого цветов, ребенок следит за ними во всех направлениях: снизу, вверх, вправо, влево. При этом глаза не должны косить.

К концу четвертого месяца малыш начинает наслаждаться разноцветным светом.

Первый зуб. К концу четвертого месяца у некоторых прорезываются молочные зубы. Хотя на сегодняшнее время у большинства деток первые зубы появляются в шестимесячном возрасте. Первыми, чаще всего, прорезываются два нижних центральных резца.

В 8 месяцев начинают вылизать два верхних резца. Затем на протяжении 9-10 месяцев прорежутся боковые резцы – сначала верхние, затем нижние. Таким образом, программа появления зубов первого года жизни будет выполнена. Однако необходимо помнить, что прорезывание зубов так же индивидуально для каждого ребенка.

Верхние резцы начинают прорезаться уже в 8 месяцев.

У кого-то сначала могут вылезти боковые резцы, а потом передние. В целом, количество зубов, которые в норме должны быть, вычисляют по следующей формуле: “месячный возраст минус шесть”.

Так, в 7 месяцев должен быть 1 зуб, в 8 – два. Зубки могут прорезаться позже у недоношенных, ослабленных деток или которые часто и сильно болели впервые месяцы. Кроме того, позднее появление зубов может быть записано в генах – особенность передается малышу от одного из родителей. У некоторых наоборот получается ускоренное прорезывание.

Могут родиться уже с одним резцом. Врачи считают, что о порядке прорезывания зубок можно судить о состоянии здоровья. Если вдруг какие-то проблемы, то лучше проконсультируйтесь со стоматологом. Проявлением прорезывания может быть раздраженность, капризность, не спокойствие, повышение температуры до 38-39 градусов Цельсия (может и до 40), расстройство стула и даже ринит.

Какие именно признаки возникнут, зависит от количества вырастающих зубов, развитости и зрелости периферической и центральной нервной системы, типу телосложения, состоянию реактивности организма. Однако практически у всех деток при появлении зубок возникает усиленное образование слюны.

Она стекает по подбородку и шеи, собирается в складках, раздражая нежную кожу. Поэтому слюну необходимо промокать стерильной салфеткой. Кроме того, внимательно следить, что бы ребенок в этот период не занес себе инфекцию через грязные предметы. При прорезывании десна сильно воспаляются и краснеют. Ребенок раздражительно может потирать этот участок, всем, что находится в руках.

Поэтому, рекомендуется приобрести силиконовое кольцо или игрушку, наполненную водой. Кольцо, перед тем как давать малышу, лежит в холодильник, так как холод успокаивает десна и способен снять чувство боли и зуда. Кроме того, в аптеках продаются препараты, которые содержат анестезин. Он обладает обезболивающей функцией, что так же успокаивает десна.

Стоит так же обратить внимание на то, что беспокойство, причиняемое появлением зуба, а так же недосыпание и недоедание, снижают иммунитет. Что бы ваш малыш не заболел простудой или не подхватил кишечную инфекцию, старайтесь минимально контактировать с посторонними, не находиться в местах большого скопления людей и следить за гигиеной.

В этот период так же не стоит давать новую еду (если на искусственном кормлении), не делать прививок. В целом не менять привычный режим. Помните, ему сейчас и так очень тяжело и некомфортно. Постарайтесь максимально уделить внимание и облегчить ему процесс развития. Возможно, малыш не будет слазить с ваших рук, потерпите несколько дней. Сейчас он максимально нуждается в ваших ласках и защите.

Дренаж необходимо создать во время болезни малыша.

Если же все-таки малыш заболел простудной болезнью, то создайте ему так называемый дренаж – лечение положением. Помимо препаратов, который назначит ваш педиатр, проводите зарядку от простуды, следующие рекомендации:

  • что бы стало легче дышать, положите под матрас небольшую подушку. Тогда головка немного приподнимется, а диафрагма опуститься;
  • как можно чаще переворачивайте малыша или берите на ручки, держа вертикально у груди – профилактика бронхита и воспаления легких;
  • чаще выкладывайте на животик (2-4 раза), тогда ребенок сможет легче откашлять слизь, которая забивает бронхи;
  • в положении лежа на животе, делайте малышу массаж: поглаживать и растирать спинку ( разминая и нежно похлопывая ее пальцами). Однако не забывайте, что во время температуры массаж и гимнастику делать категорически запрещается;
  • посадите ребенка себе на левую руку, а правой ритмично надавливайте на спинку – от шеи к пояснице (если еще не держит голову, то прислоните ее к своему плечу);
  • положите малыша на спинку и своими руками возьмите за бока, ритмично надавливайте 2-4 раза;
  • возьмите за его голени и сгибайте то поочередно, то вместе ножки, прижимая к животику – 4-6 раз;
  • положите ребенка на бочок и нежно надавливайте на грудную клетку спереди, сзади и сбоку около 4 раз. Не забывайте, постоянно консультироваться с педиатром о всех процедурах с малышом.

К концу этого месяца ребенок достиг…

Интеллектуальные:

  • по длительности увеличивается активный период между временем сна;
  • развита кратковременная память 5-7 секунд;
  • смеется и «общается» чаще в присутствии людей, нежели наедине;
  • нравиться создавать новые звуки и имитировать знакомые.

Социальные:

  • смеется, когда к нему обращаются и требовательно кричит, если игра закончилась;
  • проявляет интерес к личному отображению в зеркале и улыбается ему;
  • издает звуки, что бы привлечь чье-то внимание;
  • смеется, если щекочут;
  • любит во время еды играться;
  • с удовольствием слушает музыку.

Сенсорно-моторные:

  • может с помощью большого и указательного пальцев удерживать маленькие предметы;
  • тянет все предметы к себе и дегустирует;
  • обращает внимание на место, с которого только что упал исследуемый объект;
  • проявляет интерес к запахам и может их различать;
  • умеет переворачиваться самостоятельно;
  • длительное время может в поднятом положении удерживать головка;
  • фокусирует взгляд на разных расстояниях.

Источник: https://vseolady.ru/polnocennoe-razvitie-rebenka-chetvertogo-mesyaca-zhizni.html

Источник