Развитие ребенка через театральную деятельность

Никулина Татьяна Леонидовна
Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

Никулина Татьяна Леонидовна,

воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»

Старооскольского городского округа

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок”. В. А. Сухомлинский.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых методов подготовки детей к школе. Значительные перемены происходят и в системе образования. Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, учебных знаний и творческих способностей. И сегодня уже многие педагоги осознают что истинная цель обучения это не только приобретенные знания, но и развитие наблюдательности, развитие воображение и воспитание творческой личности в целом. Поэтому процесс развития у дошкольников творческих способностей является важнейшей задачей современного ДОУ. Эти способности у детей следует развивать как можно раньше, начиная уже с первой младшей группы детского сада, потому как уже в этом возрасте они открыты для общества и проявляют свои творческие способности.

Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком, мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству. Театрализованная деятельность является источником развития чувств. Сами театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Театрализованная деятельность в ДОУ способна раскрыть творческий потенциал ребенка. Театрализованная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС может быть включена в образовательную деятельность. Занимаясь театром с детьми дошкольного возраста, мы делаем их жизнь, интересной, насыщенней событиями, яркой и главное наполняем ее радостью творчества.

Ближе всего к детскому литературному творчеству, стоит только детское литературное творчество. Драматизация сказки это и есть распространенный вид детского творчества. Она и близка и понятна для дошкольников. Это легко объяснить двумя моментами, так как драма основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство – понятно детям, так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности. Эта деятельность дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать несколько видов искусства – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры. Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка. Занятия театральной деятельности внедрены в общую стратегию воспитательной деятельности.

Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям, то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры, и показывает своим воспитанникам какой, разнообразной может быть интонация, жесты, движения и постановки. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенкаможно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.

В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции. Дети знакомятся с театральной куклой уже с 2 –х летнего возраста. Дети любят сказки – «Курочка – ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и петух», «Репка» и другие. Вовлекая дошкольников в театральную деятельность, мы обговариваем с ними увиденное. Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то, что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку но и то что он получает положительные эмоции от этого. Дети сочувствует героям сказки, у них развивается чувствительность, формируется представление о плохих и хороших людских поступках. Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации. Для развития творческихпредставлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце, мы лежим и загораем. Быстро встали, подбежали к морю, сейчас будем нырять», Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды. Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка, но и художественные навыки творческой личности, способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире, помогая детям понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением было организовать «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная». В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности. и могут найти здесь разные виды театров:

Читайте также:  Сущность понятий аномальный ребенок аномальное развитие

– настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

– стендовый театр (фланелеграф, теневой);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);

– куклы Марионетки;

-театр «рукавичек»

театр живой игрушки – ростовые куклы.,

Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.

Театральные игры мы рассматриваем, как импровизации театральных представлений.Дети имеют и свои реквизиты: игрушки, мебель, одежду. Ребята в нашей группе выступают в роли режиссера, декоратора, поэта, тем самым выражает сами себя. Благодаря этой деятельности у дошкольников формируется правильная модель поведения, повышается уровень культуры детей, в свою очередь это дает возможность более близкого знакомство с литературой, искусством, изобразительным творчеством, с правилами этикета, обрядами и традициями. Прежде чем начать театральное представление, мы вместе с детьми читаем сказку – сценарий, обговариваем его, и лишь затем дети самостоятельно выбирают себе роль. После этого вместе рисуем эскизи костюмов персонажей, изготавливаем декорации, или же лепим сказку, моделируем ее из пластилина. Мы вместе с детьми слушаем музыку, а затем выбираем музыкальные фрагменты к нашему спектаклю. Репетируя роль вслушиваемся в музыкальное произведение, которая помогает лучше изобразить героя сказки. Часто дети меняются ролями. В своей практике используем такие театры, где дети не говорят, а только показывают действия, а педагог рассказывает. Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, так как во время игры дети чувствуют себя свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей. Обязательные занятия актерского мастерства отлично тренируют речевой аппарат, дикцию и формирует правильное дыхание. После чего голос становится звучным, а речь внятной. Театральные занятия способствуют и развитию речи у детей. Дети учатся строить правильные фразы, а ребята старшего дошкольного возраста становятся более уверенными, избавляясь от слов паразитов. Занимаясь в театральном кружке, дети быстрее находят общий язык со сверстниками, становясь более открытыми при общении. Театральная обстановка прекрасная тренировка дисциплины, и самодисциплины, заставляя детей дошкольного возраста брать ответственность на себя. И наконец театр – это кладезь остроумных цитат и изречений. Он прекрасно тренирует память Театрализованные игры это игры, которые имеют фиксированные содержание в виде литературного произведения, разыгранного самими детьми в лицах. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключение, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. Как и в настоящем спектакле, в них жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетных игр не только сюжетом, но и характером самой игры. Они представляют собой богатейшее поле для развития творческих способностей у дошкольников, и являются мощным толчком к дальнейшему развитию личности ребенка.

При организации театральной деятельности мы используем разные игрушки и куклы, которые выпускаются промышленностью. Но большую часть используем игрушки – которые, изготовили наши дети самостоятельно, так как они представляют большую ценность, они развивают не только ручные умения но и творческие способности детей. Эти игрушки дети делали из бумаги, картона, поролона, коробок, из природного материала.

По способу управления различают пять видов кукол в театральной деятельности дошкольников:

Куклы марионетки это куклы проходят по полу к ее голове ногам и рукам Марионетки прикреплены нитки, с помощью которых актер заставляет куклу передвигаться.

Куклы рукавички надеваются непосредственно на руку, с палочкой актер работает двумя руками – одной рукой он держит корпус, другой управляет палочкой, которая прикреплена к руке.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в театральной деятельности

Настольный театр, один из весьма доступных видов театра для детей дошкольного возраста, особенно для младших дошкольников. Дети в этом возрасте уже освоили первичные навыки режиссерской театрализованной игры Чтобы изготовить персонажей для него понадобится цветной картон ножницы клей фломастеры. Куклы предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе и достаточно легко перемещаться на нем. Туловище кукол имеет форму конуса, к которому прикрепляются голова и руки. Величина такой куклы может достигать от 10 до 30 см. в высоту. Управлять такой куклой довольно легко. Ребенок берет игрушки со спины таким образом, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, он ведет этот персонаж по столу в соответствии с сюжетом той самой инсценировки. Очень важно чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

Теневые куклы – плоское изображение живого существа, который создает тень на экране. Особой популярностью в нашей группе используется и фланелеграф.

Плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, магнитный театр.

Игрушки – говорушки, куклы из воздушных шаров.

В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается в содействии творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же, не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность.Родители помогают нам организовывать спектакли следующим образом:

– пошив театральных костюмов;

– изготовление декораций;

– изготовление атрибутов;

Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха – цокотуха», «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми, в результате чего сложились доверительные отношения.

Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем в самых разнообразных формах

работы с детьми.

Литература:

1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.

Источник

Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ  СОШ  №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

 « Духовная жизнь ребенка полна лишь  тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

       Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

     Создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.

Актуальность:

      В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

           Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Читайте также:  Гармония центр раннего развития ребенка

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.  Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества,  что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.  Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

 Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

 активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

               Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого  у нас  в группах  имеются театральные уголки,  которые способствуют  самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения;  («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя»,  «Измени голос») физкультминутки; игры  упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»)  упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые  наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

 Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование  детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

По содержанию работы, я выделяю следующие формы организации театрализованной деятельности

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я  используем  все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка»,  «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок»,  «Колобок  на новый лад»,  а я предлагаю вашему вниманию видео ролик  инсценированной  сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении  и  применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать  работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады  

Источник