Развитие ребенка через театрализованную деятельность опыт работы

Яна Глебова
Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и многие другие. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду, которая даёт возможности раскрытия творческого потенциала ребенка.

Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль, быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. «Волшебный край» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому я считаю, что заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром, через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Таким образом, целью моей работы является: развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

1. Приобщать детей к театральной культуре;

2. Обучать элементам актерского мастерства;

3. Формировать навыки общения и коллективного творчества.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия: предметно-пространственная развивающая среда в группе; организация систематических занятий по театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели мною была изучена методическая литература. Созданы картотеки театральных игр, этюдов, игр на выражение различных эмоций, превращений, пантомимических и интонационных упражнений на развитие речи, пластики, мимики, жестов, имеются мультимедийные приложения.

Начала работу по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы создать максимально комфортные условия для творчества детей, в группе создала центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки». В данном центре располагаются различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей, атрибуты для разнообразных игровых позиций, ширмы для показа кукольного театра, костюмерная. Итогом моей работы на данном этапе стало участие и победа в смотре – конкурсе «Театральные уголки» организованном в нашем ДОУ.

Хочу отметить, что формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности всецело зависит от педагога. Необходимо, уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к перевоплощениям, владеть актёрским мастерством.

Я решила организовать в своей группе кружок по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра». Разработала программу кружка для детей 3-7 лет, использовала методические пособия «Театральная деятельность в детском саду» под редакцией Щёткина А. В., «Театрализованные занятия в детском саду» под редакцией Маханёвой М. Д. Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами, театральной культурой. Поэтому, в учебно-тематическом плане кружка я выделила три направления работы с детьми:

«Основы театральной культуры»

«Основы актерского мастерства»

«Театральная мастерская»

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность,в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить играя. Поэтому, в организации театрализованных игр с детьми использую игровые технологии,применяю практические методы обучения:

• игровой импровизации;

• действенного анализа;

• словесный.

В работе с дошкольникамисоблюдаю основные принципы организации образовательного процесса:

– Последовательности – любая новая ступень в обучении ребнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

– Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности – включение ребнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности,

реализующихся в образовательном процессе.

-Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

– Возрастной адресности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Читайте также:  Центр развития ребенка 18 родничок шарья

– Преемственности взаимодействия с ребнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все занятия по театрализованной деятельности провожу с использованием интеграции, т. е.в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

Театрализованную деятельность включаю в организованную образовательную, совместную и самостоятельную деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми для организационного момента ввожу персонаж, как игровой приём и форму обучения, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В совместной и самостоятельной деятельности c детьми использую такие формы работы как:

• знакомство с различными театрами,

• разучивание стихов;

работу над этюдами;

• разыгрывание сказок, сценок,

• ролевые диалоги по иллюстрациям,

• самостоятельные импровизации;

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• изготовление декораций к спектаклям.

В рамках программы кружка дети знакомятся с основами театральной культуры: театральным искусством и профессиями людей, работающими в театре, правилами поведения в театре, учатся выражать свое отношение к прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям. Все театральные постановки нуждаются в музыкальном сопровождении, для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. В нашем детском саду музыкальным руководителем основан «Театр юного зрителя», который на протяжении 15лет радует детей своими постановками. Актеры театра – это мы, педагоги ДОУ,для своих воспитанников ставим спектакли по сказкам: «Репка», «Теремок на новый лад», «Секрет красы от мадам лисы», «Гуси-лебеди», «Три медведя» и другие. Приобщая детей к театральной культуре, стараемся, чтобы увиденное представление осталось в памяти, принесло радость, для этого создаем красочные костюмы, декорации, оформляем пригласительные билеты. Чтобы ребята почувствовали себя настоящими зрителями, взаимодействуем с другими театральными коллективами из городов Кемерово, Барнаула, Новосибирска. Актеры мини-театров «Чародеи», «Муза», «Зазеркалье» радуют детей своими театральными постановками. ТЮЗ и сотрудничество с театральными коллективами это накопительный опыт, который способствует развитию у детей умений быть доброжелательными зрителями, досмотреть и дослушать до конца представление, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

В разделе программы кружка «Основы актерского мастерства» развиваю коммуникативные способности детей, способности к чувственному восприятию образа персонажа и его раскрытию с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Использую этюды на воспроизведение отдельных черт характера. Мной были организованы постановки сказок «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Колосок», «Репка», и другие. Любимые герои становятся образцом для подражания, что положительно влияет на формирование личности в целом. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей. Я считаю, что немаловажную роль играет взаимодействие старших и младших дошкольников в детском саду. Дети старшего дошкольного возраста демонстрируют свои театральные способности для детей младших групп.Результат данного взаимодействия следующие кукольные представления: «Как Петрушка учил Бобика выступать», «Зайкина тётя», сказки «Теремок», «Репка» и другие постановки.

Поддерживая детскую инициативу и активность, способствую развитию творческих способностей детей через проектную деятельность. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые места. В районом фестивале творческих проектов дошкольников и младших школьников «Радуга», в номинации «Театральное творчество» ребята представили проект «Русская игрушка — озорник Петрушка» и стали победителями в данной номинации.Результат проекта: сделанная детьми кукла «Петрушка», показ театрального представления «В гостях у Петрушки». Дети принимали участие в муниципальном фестивале театральных коллективов ОО Чулымского района «Магия театра» с постановкой «Под грибом». В номинации «Драматический спектакль» заняли 2 место.

В возрасте 6-7 лет дети начинают раскрывать свои умения, творческие способности в театральной мастерской. Процесс подготовки к театральным постановкам даёт возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли художника, декоратора – изготавливать атрибуты и декорации для спектаклей. Совместно с детьми готовлю декорации для драматизации сказок, мастерим игрушки из бумаги, картона, рисуем афиши и пригласительные билеты. Свои впечатления от просмотренных спектаклей и самостоятельных выступлений дети отражают в рисунках. Все это доставляет ребятам огромное удовольствие, а если детям нравится, то, чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников,где я использую следующие формы взаимодействия:

• Анкетирование «Театральная деятельность детей»;

• Папки-передвижки «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника», «Играем в сказку»;

• Консультации «Домашний театр»; «Играем вместе – создаём театр»;

• Памятки «Как развить интерес у дошкольника к театрально-игровой деятельности», «Сказка – это важно», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребнка»;

• Рекомендации «Кукольный театр дома».

Предлагаю родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку, рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра. Родители принимают активное участие в тематических вечерах, являются изготовителями декораций, костюмов. Использую спектакли и как часть родительского собрания.Дети показывали спектакль: «Новые приключения колобка», «Репка», мини-сценки «Чья мама лучше?», «Приходила коляда», праздник «Осенняя ярмарка» и другие. Организация таких выступлений способствует развитию творческого потенциала детей. Возможность «спрятаться» за маску, действовать от имени персонажей помогают ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, и сыграть свою роль, почувствовать себя настоящими актерами. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

Читайте также:  Развитие ориентировки в пространстве слепого ребенка

Наблюдая за детьми, беседуя с ними, я вижу результат своей работы, ребята с большим желанием участвуют в постановке сказок, ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Этому свидетельствует проведенный мониторинг уровня развития дошкольников по методике Т. С. Комаровой с детьми 5-6 и 6-7 лет в начале и в конце учебного года.

Результаты показывают положительную динамику в развитии творческих способностей детей: у них повысился интерес к театрализованной деятельности; усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного образа; расширились представления об окружающей действительности; они научились правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Дети стали больше проявлять активность, инициативность, появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказки. Сформированы нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

С учётом анализа собственного опыта сделала вывод: что система проведённой работы оказалась эффективной в моей практической деятельности с детьми, театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Внедряя в образовательный процесс в ДОУ театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств. Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь!

Литература

1. Артмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

5. Калинина Г. С. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

6. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974

7. Маханёва М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений –М.:ТЦ “Сфера”, 2001.

8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» – М. Мозайка-синтез, 2007г.

Источник

Ольга Графина
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В. Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С. Я.Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Читайте также:  Информация для родителей по развитию речи ребенка

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс,которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельностия решаю следующие задачи:

Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка,а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В. Сутеева.

По содержанию работы, я выделяю следующие формы организации театрализованной деятельности

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельностиприводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работыстали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В. Сутеева.

Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады

Источник