Развитие ребенка через театрализованную деятельность
Светлана Савкина
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельностьв детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
В «Художественно-эстетическом развитии» – это знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей. Знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев. Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности.
В «Познавательном развитии» – знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Развитие речи» – это использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическое развитие» – использование подвижно – сюжетных игр.
«Социально-коммуникативное развитие» – использование дидактических, сюжетных и театрализованных игр.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Источник
Покоюк Юлия
Кружковая работа «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Содержание
Пояснительная записка … 3
Цель …. ….4
Задачи …. ….4
Ожидаемый результат работы кружка ….4
Особенности театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста…. … 5
Интеграция образовательных областей….6
План работы с родителями (законными представителями….8 Перспективный план работы кружка….9
Список литературы….15
Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется играя,
а в игре он познаёт мир.
С. И. Мерзлякова
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельностьв детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.
Цель: развитие творческих способностей через театральную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей (законных представителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.)
3. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
4. Развить интерес к театрально – игровой деятельности.
Ожидаемый результат работы кружка:
– Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
– Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии) .
– Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность) .
– Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Особенности театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей,следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и полоролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
Содержание театрализованныхзанятий включает в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Интеграция образовательных областей
«Художественно эстетическое развитие» – знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей. Знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев. Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности.
«Познавательное развитие» – знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Развитие речи» – использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическое развитие» – использование подвижно – сюжетных игр.
«Социально коммуникативное развитие» – использование дидактических и сюжетных и театрализованных игр.
Здоровье сберегающие технологии
• дыхательная гимнастика;
• артикуляционная гимнастика;
• пальчиковые игры со словами;
• гимнастика для глаз;
• физкультминутки, динамические паузы.
Формы работы с детьми
• игра;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация;
• объяснение;
• рассказ воспитателя, рассказы детей;
• чтение воспитателя;
• показ;
• личный пример;
• беседы;
• просмотр видеофильмов;
• разучивание произведений успешного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдение;
• словесные, настольные и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения.
План работы с родителями (законными представителями).
Сроки Содержание работы
Сентябрь – Консультация для родителей «Театр –помощник в воспитании детей»;
– Анкетирование «Театр и дети»
– Памятки
Декабрь, Февраль – Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»;
– Оформление папки «Театрализованные игры»
Март
– Помощь детям при участии в конкурсах.
– Оформление тематических стендов «Воспитание дружеских отношений в игре»
– Консультация для родителей «Развитие у детей навыков сценического искусства»
Апрель, Май – Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».
– Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю;
– Помощь в организации похода в кукольный театр.
Перспективный план работы кружка.
Месяц Неделя Цель Название Планируемый результат
Сентябрь 1 неделя Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (музыкальный, драматический, кукольный, Беседа с детьми “Что такое театр“
Способен участвовать в коллективной беседе.
2 неделя Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер. Беседа с детьми «Зачем нужны декорации»;
Способен участвовать в коллективной беседе.
Свободно пользоваться речью для поддержания разговора.
3 неделя Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети; “Сочиняем сами”
Самостоятельно пересказывает небольшие произведения, составляет по плану и образцу описательные сюжетные рассказы.
4 неделя Расширять представление детей о различных видах кукольных театров (настольный, верховых кукол, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол). Виды кукольного театра.
Способен участвовать в коллективной беседе.
Октябрь 1 неделя Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
Развивать дикцию. Игры на развитие речевого дыхания. Способен участвовать в коллективной беседе.
2 неделя Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Экскурсия в ДК.
Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
3 неделя Развивать у детей умение пользоваться жестами; Ритмопластика.
Развито умение пользоваться жестами
4 неделя Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) ; Какое у тебя настроение? Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Ноябрь 1 неделя Развивать находчивость, воображение, фантазию; Игровой тренинг. Сказка «Рукавичка».
Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
2 неделя Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений;
Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Рукавичка».
владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
3 неделя Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы). Беседа – диалог. Генеральная репетиция в костюмах. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
4 неделя Учить детей принимать на себя роли сказочных героев. Выступление со сказкой «Рукавичка» перед родителями и детьми. Работа над фотоальбомом “В гостях у сказки”.
Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
Декабрь 1 неделя Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.
Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест)
2 неделя Учить сочетать речь с пластическими движениями;
Сказка «Лисичка со скалочкой».
Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
3 неделя Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа. Распределение ролей в сказке «Лисичка со скалочкой». Пластические импровизации.
Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
4 неделя Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных. Воспитывать любовь к животным.
Выступление со сказкой «Лисичка со скалочкой». Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
Январь 2 неделя Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (музыкальный, драматический, кукольный, Беседа с детьми “Что такое театр“
Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
3 неделя Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер. Беседа с детьми «Зачем нужны декорации»;
Проявлять интерес, желание к театральному искусству
4 неделя Развивать артистическую способность, учить визуально передавать характерные черты персонажей Мимическая гимнастика. Игры на развитие мимической выразительности. заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью
Февраль 1 неделя Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
Развивать дикцию. Игры на развитие речевого дыхания.
2 неделя Развивать умение понимать чувство литературных персонажей, изображать их мимикой, жестами, интонациями. Работа над инсценировкой сказки «Курочка ряба» Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
3 неделя Поощрить желание детей самостоятельно различать эмоции и выражать их мимикой, жестами, выразительной интонацией. Поддержать творческую самостоятельность в этюдах на сопоставление различных эмоций. Работа над инсценировкой сказки «Курочка ряба» Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
4неделя Научить детей различать и изображать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных выразительных средств. Спектакль «Курочка ряба» Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Март 1 неделя Создать атмосферу праздника на утреннике «Маму свою очень люблю». Поддержать желание детей принимать участие в празднике и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Маму свою очень люблю Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
2 неделя Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) ; Какое у тебя настроение? Свободно пользоваться речью для поддержания разговора.
3 неделя Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”Занятие –викторина: “Мы любим сказки” Свободно пользоваться речью для поддержания разговора.
4 неделя Закрепить знания о различных чертах характера человека и литературного персонажа. Разучить театрализованную сценку Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта.
Драматизация сказки
«Под грибом» по мотивам сказки В. Сутеева Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Апрель
1 неделя Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Работа над сценкой «Три медведя» Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
2 неделя Развивать творческую самостоятельность детей при создании художественного образа. Сценка «Три медведя» Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
3 неделя Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети “Сочиняем сами”
Самостоятельно пересказывает небольшие произведения, составляет по плану и образцу описательные сюжетные рассказы.
4 неделя
Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д., закрепить трудовые навыки.Беседа: “Театральные профессии”
Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”
Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”
Свободно пользоваться речью для поддержания разговора.
1 неделя. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
2. Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Чтение скороговорок
Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”
Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” Свободно пользоваться речью для поддержания разговора.
Май 2 неделя Закреплять умения
участвовать в драматизации сказки, учить давать описание
внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Русская
народная сказка «Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка». Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
3 неделя Обучение пересказу «по цепочке». Формировать эмоциональное развитие детей, упражняться в использовании жестов. Пересказ сказки
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
4 неделя Развивать творческую, речевую активность,
артистическую способность. Обыгрывание
сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Список литературы
1. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» 2007г
2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в д/с. М. – «Мозаика – синтез», 2007. Т. Н. Доронова «Играем в театр» 2005г.
3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр – творчество – Дети». М., Аркти, 2002.
4. Сорокина Н. Ф., Миланович Программа «Театр, творчество, дети».
5. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование. М., Аркти, 2007.
Источник