Развитие ребенка через продуктивные виды деятельности в доу
Наталья Панкратова
Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации
«Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации»
Панкратова Н. А., старший воспитатель,
МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска,
Айтуганова Ольга Николаевна, воспитатель,
МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска
Дошкольное детство – это этап перестроения психической особенности ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этого перестроения заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения ребенка. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.
В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенка дошкольноговозраста важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
В продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе непосредственно образовательной деятельности у детей дошкольного возраста повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок из природного и бросового материала.
Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.
В дошкольном образовательном учреждении применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения,в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев.
Важно поддерживать интерес детей дошкольного возраста к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.
Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В дошкольном образовательномучреждении применяют три вида лепки:
1. предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет);
2. сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы,
3. декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).
Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).
Конструирование целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка: по образцу, по условиям и по замыслу. Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры головоломки.
Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO конструирование, робототехника.
Художественный (ручной) труд вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.
Дети дошкольного возраста учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.
В образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно.
Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.
Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2012.144с.
2. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М.: Просвещение, 2012.187с.
3. Протодьяконова Н. В., Куликовская Н. Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2015. №3. С. 844846.
4. Халезова Н. Б. и др.Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2012.88с.
Источник
Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.
В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями [5, с. 57].
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно – оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности,
коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус [8, с. 142].
Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А. Ветлугиной):
а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;
б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;
в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел [7, с. 37].
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца [2, c. 56].
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобра-зительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [6, c. 15].
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка [2, c. 49].
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма [2, c. 52].
В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Изобразительная продуктивная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер, это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.
Изобразительная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, по мнению Н. Крупской очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось [3, с. 22]. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей [3, с. 3]. Работу по развитию творческих способностей можно проводить, ориентируясь на запросы родителей и интересы воспитанников, создавать в группе благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.
В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению творчества и фантазии, можно использовать лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов» [4, с. 17].
Соленое тесто имеет древнюю историю. Первоначально изделия из него имели культовое значение: из них делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений, обереги. У славян считалось, например, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношение в жертву животных было заменено приношением таких фигурок, в том числе и из теста. У индейцев Южной Америки фигурки из теста было принято класть в могилу: они должны были служить покойному проводниками в потустороннем мире. Эта традиция по сей день имеет продолжение: в маленьком городке Кальдерон в Эквадоре и сегодня делают фигурки. Но теперь из теста лепятся и сувениры, известные на весь мир и очень популярные у туристов, и рамки для фотографий и зеркал и тд.
Когда на смену язычеству пришло христианство, соленое тесто не было забыто. В Европе (и Западной, и Восточной) венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для Вертепа – небольшого макета изображающего сцены Рождества в Вифлееме. Из теста издавна делали для детей кукол, которые также исполняли роль оберегов.
В Китае и сегодня лепят яркие фигурки из рисового теста. Мастерицы сидят прямо на улице и создают свои маленькие шедевры на глазах у прохожих.
В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер. Но от того не менее популярны. Можно сказать, что сейчас они популярны более чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Но работа с тестом – удел не только профессионалов. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно и для детей и для взрослых. Занятия по лепке из соленого теста проводятся в детских садах, школах, кружках. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер – классы для взрослых, которые тоже с удовольствием как делают поделки из соленого теста, так и принимают их в подарок [1, c. 5-7].
Остановимся на вопросах организации занятий тестопластикой в детском саду в материалах следующего параграфа.
Список использованной литературы
1. Антипова М.А., Рубцова Е.С., Соленое тесто. Украшение и подарки ручной работы. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 640с.
2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. – 253с.
3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструир./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 1991.- 251с
4. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: 2006.
5. Сластенин В. А. Психолого-педагогический практикум. М.: Издательство: Академия, 2006. – 224с.
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 336 с.
7. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004. – 229 с.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: 2003.- 160 с.
Источник