Развитие ребенка через пальчиковые игры
Ирина Васильевна Надейкина
Роль пальчиковых игр в развитии ребенка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
7. Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры“. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко – низко, право – лево.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли и головки убирали.
Вот так, вот так, и головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы.Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Эти потешки относятся к пальчиковым играм. Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие в игровой форме побудить ребенка к действию. Наблюдательность и глубокое понимание психологии раннего детства позволили нашим предкам изобрести незаменимый и действенный элемент педагогики – потешку. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
***
(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
***
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
***
И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Источник
Пальчиковые игры для детей развивают мелкую моторику и способствуют развитию мозга.
Пальчиковые игры для детей
Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.
Пальчиковые игры для детей 1-2 года
Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Игра 1. Фонарики
ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/
Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят!
(пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари,
(пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги!
(руки спрятаны за спину).
***
Игра 2. Кулачок.
(мама загибает пальчики ребёнку)
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
***
Игра 3. Ушки зайчика.
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики.
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,
приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.
***
Игра 4. Сосчитай братьев.
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.
***
Игра 5. Мишки на дорожках.
Две ладошки – два домишки
Там живут бродяги-мишки.
Вот поспят они немножко
И помчатся по дорожкам,
А дорожки – две руки,
Ну-ка, мишкам помоги:
Их на санки посади,
По дорожкам прокати!
1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.
5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.
***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.
Смотрите также:
Пальчиковая игра «Весна»
Дидактические игры для детей 2-7 лет с целями
Пословицы и поговорки на все случаи жизни
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.
Игра 1. Горошки.
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
***
Игра 2. Кошка.
Вот кулак
(показываем кулачек)
А вот ладошка
(показываем ладошку)
На ладошку села кошка
(ставим свои пальцы на ладонь малыша)
И крадется потихоньку
(2-3 раза пальцы шагают по руке)
Видно мышка там живет
(щекочем)
***
Игра 3. Курочка.
Курочка — рябушечка
По двору гуляла,
По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и
средним пальцем по бедрам)
Цыпляток считала.
— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)
Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).
***
Игра 4. Сорока — белобока.
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
(дети на ладошке «варят» кашу)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)
А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
(грозят указательным пальцем большому пальцу)
Тебе нет ничего!
(разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой,
(сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой!»
(указательным пальцем показывают на угол).
***
Игра 5. Киска.
Есть у киски глазки,
(показывают свои глазки)
Есть у киски ушки,
(показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки,
Мягкие подушки.
(сжимают и разжимают кулачки)
Киска, киска, не сердись
(грозят пальчиком)
Не царапай деток,
Брысь!
(хлопок в ладоши)
***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.
Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.
Ах, как жутко на лесной лужайке
(руки, на щеки, покачивание головой)
Бедному игрушечному зайке
(«ушки зайчика»)
Кружится над зайкой стрекоза
(руки в кулаки, выставив указательный и
средний пальцы, быстро ими шевелить)
И глядит, глядит во все глаза.
(«глаза стрекозы»)
И пчела все уши прожужжала,
(приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)
У нее ужаснейшее жало.
(руки в кулак, выставление указательного пальца)
И жуки рогатые ползут
(руки на колени, перебирание пальцами)
Ахнуть не успеешь
(взяться за голову руками)
Загрызут.
(пощекотать кого-нибудь рядом)
Бегают по зайчику мурашки
(быстро перебирать пальцами по груди)
Ах, как страшно зайчику-бедняжке.
(«ушки зайчика»).
***
Игра 2. Паровоз.
Ехал, ехал паровоз
(руки в «замок»,
большие пальцы вращаются)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.
***
Игра 3. Капустка.
Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней
по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки
пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).
***
Игра 4. Пчёлки.
(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.
Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(заглядываем в улей)
Надо в дом постучать,
(постучать кулачками друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(стучим кулаками друг о друга,
чередуя руки)
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем
пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).
***
Игра 5. Веселая мышка.
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(пальцы в стороны,
покрутить ладошкой)
Гнездо в ней устроив,
(сложить ладоши ковшом)
Мышат позвала.
(поманить, сгибая
и разгибая пальцы)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(кончиком большого пальца
поочерёдно стучим по
кончикам остальных пальчиков)
Погладила всех
(одна ручка гладит
другую и наоборот)
И отправила спать.
(сложенные ладони кладем под щечку)
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.
***
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.
Игра 1. Помощники.
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии
с содержанием стихотворения).
***
Игра 2. Белка.
Сидит белка на тележке,
(исходное положение —
кисти рук сжаты в кулак)
Продает она орешки,
(круговые движения кистью
вправо, влево)
Лисичке-сестричке,
(разогнуть большой палец)
Воробью,
(разогнуть указательный палец)
Синичке,
(разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому,
(разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому.
(разогнуть мизинец)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
***
Игра 3. Дружная семейка.
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
(руку сжать в кулак, поочередно разгибать
пальцы, начиная с большого)
Дружная семейка!
(сжать руку в кулак несколько раз).
***
Игра 4. На базар ходили мы.
На базар ходили мы,
(соединение пальцев подушечками,
начиная с мизинцев)
Много груш там и хурмы,
(по одной паре пальцев на
каждую стихотворную строчку)
Есть лимоны, апельсины,
(при этом ладони не соприкасаются)
Дыни, сливы, мандарины,
(пальцы сжимаются в кулак,
а большой отводится вверх)
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
***
Игра 5. Детский сад.
В нашей группе все друзья
Самый младший- это я.
(дети ритмично стучат
кулачками по столу)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
(разжимают кулачки,
начиная с мизинчика).
***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 5-6 лет.
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.
Игра 1. Домик.
На поляне дом стоит,
(«дом» — изобразить двумя руками,
крышу дома — пальцы левой и правой
рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг
с другом, большие пальцы — вверх)
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(«ворота» — ладони разворачиваются
параллельно друг другу).
***
Игра 2. Зимние забавы.
Лепим мы из снега дом
Звери будут в доме жить,
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить.
(дети сжимают и разжимают кисти рук,
соединяют кончики пальцев рук,
слегка разводят ладони в стороны,
хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).
Снежок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили.
(снежок «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони,
гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)
Раз — подбросим,
(«подбрасывают»)
Два — поймаем,
(«ловят»)
Три — уроним
(«роняют»)
И… сломаем.
(хлопают по столу).
***
Игра 3. Повар.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони дети стучат по столу)
Повар леща берет
И опускает в компот
(загибают большие пальцы)
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье
(загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой.
(загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон.
(загибают мизинцы)
И очень доволен он.
(разводят руками).
***
Игра 4. Моя семья.
Знаю я, что у меня
(поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья!
(и в соответствии с текстом,
в определенной последовательности
загибают пальцы: сначала безымянный,
затем мизинец, указательный
средний и большой)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
***
Игра 5. Гномики.
Жили — были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибают пальчики)
Стали гномики стирать.
(тереть кулачками друг о друга).
***
А вы играете в пальчиковые игры для детей?
Источник
Светлана Владимировна Сенокосова
Обобщение опыта «Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
“Детский сад №280 комбинированного вида»
Обобщение опыта по теме:
«Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста»
Автор:
Сенокосова С. В., воспитатель, 1 кв. категории
НОВОСИБИРСК 2019 год
Вступление:
Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. В. В.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев…». Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. данная проблема представлена в двух образовательных областях развитие речи и физическое развитие.
Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или мелкой пальцевой моторикой.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, играя с движениями пальцев ребенка, таким образом появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, дыхания, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитие кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движение его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность:
Работая долгое время в детском саду, с детьми, заметила, что в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в детский сад, еще не умеют разговаривать. Родители в меньшей степени занимаются с детьми, так как большинство из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео, играют в гаджеты. Они редко делают что – то своими руками, в силу того, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития навыков и мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений.
Мне стала эта тема интересна, я захотела её изучить глубже и стала работать со своими воспитанниками в этом направлении. Изучила разные точки зрения,это работы: Гаврина С. Е. «Развиваем руки», Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет», Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь, Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика». В системе использую опыт работы представленных педагогов, ввожу в собственную практику приемлемые и наиболее оптимальные формы и методы работы.
Цель работы: Развитие мелкой моторики и активной речи детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр
Задачи:
1. Создавать в группе необходимую развивающую среду –предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушки, книги, картинки и др;
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию мелкой моторики и развитию речи.
3. Сформировать умения детей самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности.
4. Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию речи.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста может быть успешным,если педагог будет:
– знать особенности формирования речи в младшем дошкольном возрасте;
– знакомить детей с фольклором;
– развивать психические процессы, мелкую моторику, чувство ритма через пальчиковую гимнастику и самомассаж;
– обладать высокой речевой культурой;
– формировать доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
На первом этапе работы для определения уровня развития мелкой моторики и развития речи провела педагогическую диагностику. Использовала материалы разработанные К. Л. Печорой, Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, а также диагностики Н. А. Ноткиной, Л. И. Казьминой, Н. Н. Буйнович.
В диагностике приняло участие 16 человек. Показатель сформирован (достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым у – 15%, в стадии формирования – 40% не сформированы – 35%.На начальном этапе данная ситуация, на мой взгляд, является нормальной, соответствует возрастным особенностям детей.
Данные диагностики помогли определить направление деятельности и выстроить систему работы,которые включает в себя:
– использование оптимальных форм и методов организации детской деятельности в развитии мелкой моторики и речи ребенка;
– интеграция усилий педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников;
– партнерство взрослого и ребенка в процессе деятельности;
– пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – развивающая среда в моей группе построена по принципу зонирования. Мною созданы условия для развития мелкой моторики (сенсомоторный уголок, разработаны, изготовлены пособия (игры с прищепками, божья коровка, цветные варежки и тд., В игровой зоне малыши с увлечением играют мозаикой, пирамидками, столовой посудой, при этом общаясь друг с другом, пытаются помочь правильно расставить предметы, называя их. Для развития и коррекции зрительно – пространственной ориентации предлагаю детям вместе со мной поиграть с мелкими игрушками, пуговицами, камешками и др. предметами.
Мной разработаны занятия по развитию мелкой моторики у детей 2 – 3 лет, создана картотека игр на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук. Определила для себя последовательность действий в разных режимных моментах.
В непосредственной образовательной деятельности использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печати от руки и др. Детям предлагаю такие задания,как: «прилетела тучка, что она с собою принесла, дети рисуют дождик, снежок (маски, штрихи, точки); выглянуло сол?