Развитие ребенка через ознакомление с окружающим миром
Консультация для родителей.
Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».
«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют, как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Познавательная активность детей дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому следует уделять внимание ознакомлению детей с предметным миром. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т.д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому важно работать над темами – «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых».
Работа по ознакомлению с окружающим миром предусматривает использование различных средств и методов. Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. С этой целью необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, рассматривать окружающие предметы. Широко используется такой метод, как беседы и разговоры с детьми. Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь взрослого, имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог и родители должны говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача взрослых состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача взрослых поддерживать любознательность ребёнка организуя наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Рассмотрим на примере изучения темы «Домашние птицы», как можно организовать работу по развитию речи и речевому творчеству дошкольников.
Дети должны знать:
– понятие «домашние птицы»;
– как называется помещение, где живут домашние птицы;
– чем эти птицы питаются;
– название частей тела, чем оно покрыто, различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки;
– о пользе домашних птиц для человека;
– для чего люди разводят домашних птиц;
Расширение словарного запаса детей:
существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
прилагательные: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Лексический и грамматический строй речи.
Поиск соответствующих понятий и определений.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?
Отгадывание загадок о домашних птицах.
Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – …
(Гусь)
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Дидактические игры. «Угадай, кто это», «Кто как разговаривает»,
«Узнавание» и т.д.
Упражнение для пальчиков.
Первый, второй – шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый – за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Тексты для чтения: А. Барто «На птичьем дворе».
Рисование на тему «Домашние птицы».
Придумывание конца к рассказу о домашних птицах.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. В заключении хочется напомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».
Источник
Лидия Галкова
Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром
«Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром»
На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и как поиск знаний, приобретение их воспитанниками самостоятельно или под руководством взрослого.
Мы воспитатели младшей группы Н. А. Грищенко, Л. В. Галкова развиваем познавательную активность воспитанников, используя исследовательскую деятельность. В процессе исследовательской деятельности у них активно развивается мышление, воображение, наблюдательность, любознательность, речь. Исследовательская деятельность формирует у дошкольников реальные представления об окружающем мире.
Основная цель по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Поэтому для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов;
Углублять представления о живой и неживой природе;
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Для реализации данных задач,нами была проведена следующая работа:
Регулярно пополняли познавательно-развивающую среду материалом для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки).
Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям использовали дидактические игры: «Угадай по запаху», «Куда спряталась вода?», «Чудесный мешочек», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Фрукты-овощи», «Животный мир» и т. д.
Игры с использованием моделей,сюжетно – ролевые: «Магазин», «Больница» и т. д.
Повышали знания об окружающем мире,через словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др.
В книжном уголке подобрали книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским потешкам и сказкам, подобрали картины с пейзажем по сезонам, что развивает любознательность, наблюдательность и воображение.
Большое внимание уделяли наблюдению (за погодой, за трудом взрослых, за комнатными растениями и т. д., а так же беседам (Что случиться со снегом если пригреет солнышко, Как вы думаете смогли бы люди жить без воды и т. д)
Подвижные игры «Птицы и автомобиль», «Мы топаем», «Прятки», «Заиньки перебегают», «Бабушка и котенок» и т. д.
Изучали потешки, проводили пальчиковую гимнастику и динамические паузы «Дождик», «Веселые рыбки», «Мышата», «Капель» и т. д.
Проводили занимательные игры и опыты: «Вода прозрачная», «Всегда ли вода бывает прозрачной» и др. побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Посадили вмести с детьми «Огород на подоконнике» (фасоль, помидоры, огурцы) целью которого было расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода и ухода за ним.
С января – апрель 2016 г. реализовали с детьми познавательно – исследовательский проект на тему «Вода, водица!», целью которого было ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Включение родителей в процесс развития познавательногоинтереса детей реализовывался в следующих формах:
Создали картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома;
Папки передвижки: «Книжки – малышки», «Подвижные игры для детей» и др.
Привлекали родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе (Бросовый и природный материал).
Хорошо организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а нам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Источник
Содержится в разделах:
- Конспекты занятий, НОД
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 44425.
Все разделы
| Занятия по ознакомлению с окружающим миром
Новое
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития а) Развитие психических процессов у детей с ЗПР. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических…
Методическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группы
Задавались ли Вы вопросом, откуда берутся звуки? Почему одни звуки длинные, а другие короткие? Как усилить звук? Что мешает звуку распространяться? На эти и другие вопросы отвечали дети старшей группы. Ответы на вопросы находили в процессе опытов. Опыт 1. Выяснить, все ли…
Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Опытно-экспериментальная деятельность с солью
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с…»
b ]Цель:[/b] развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. Задачи: – образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования; – развивающие: развивать познавательную активность, творческое…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. «Пчелки» Игра-эксперимент «Что плавает, что тонет». Воспитатель: Китаева Александра Валерьевна. Форма организации: подгруппа 10 человек Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения,…
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «История кресла»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История кресла» Цель: Способствовать обогащению представлений детей об истории создания различных предметов быта в жизни человека, вызвать интерес к прошлому предмета, к истории…
Коррекционно-образовательная деятельность по обучению грамоте «Знакомство со звуком [С]»
Коррекционно-образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (старший возраст) «Знакомство со звуком [С]» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -Познакомить с характеристикой звука «С» по артикуляционным и акустическим…
Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Конспект занятия «Знакомство с ножницами»
Статья «Конспект занятия «Знакомство с…»
Ход занятия: Воспитатель: – Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам телеграмму. Посмотрим кто нам ее прислал и что написал? «Здравствуйте мальчики и девочки! Пишет вам паровозик из Ромашкового. На железной дороге, по которой я езжу, сломались шпалы. Помогите мне, пожалуйста,…
Фотоотчёт о проведении занятия по ознакомлению с профессией пожарного и способами тушения пожара с детьми 5–7 лет
Фотоотчёт о проведении занятия по ознакомлению с профессией пожарного и способами тушения пожара с деть 5-7 лет. Цель: уточнить знания о профессии пожарного; научить детей некоторым способам спасения человека при возгорании одежды. Оборудование и материал: Ноутбук, презентация:…
Конспект открытого познавательного занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Морское путешествие»
Открытое познавательное занятие по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе по ФГОС. Тема: «Морское путешествие». Воспитатель: Костырко А.И. Цель: Развитие математических представлений у детей младшего возраста (форма предмета, количество и…
Опытно-экспериментальная деятельность детей «Опыты с детьми дома»
Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что…
Источник