Развитие ребенка через классическую музыку

Развитие ребенка через классическую музыку thumbnail

Каждому известно, что слушать классическую музыку полезно и нужно. Многочисленные исследования показали, что классика оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние и физическое состояние человека. Особенно она полезна для маленьких детей. Классическая музыка способствует психическому, духовному и физическому развитию крохи.

Педиатры и психологи советуют включать музыку ребенку еще, когда он находится в утробе. Малыш начинает слышать уже с четвертого месяца беременности. Он станет по-разному реагировать на звуки. На одни мелодии начнет толкаться и переворачиваться, на другие – наоборот, успокоится. Давайте рассмотрим подробнее, как классическая музыка влияет на детей.

Влияние музыки на детей

Как музыка действует на детей

  • Ускоряет физическое, умственное и эмоциональное развитие;
  • Формирует речь и помогает при дефектах речи. Например, с заиканием гораздо легче петь, чем говорить;
  • Улучшает память, стимулирует работу мозга и повышает интеллект;
  • Развивает творческие и музыкальные способности, тренирует воображение, пространственное мышление и умение интерпретировать;
  • Учит концентрироваться и сосредотачиваться, сможет улучшить внимательность и привить усидчивость;
  • Воспитывает и формирует музыкальный вкус, приобщает к мировой культуре, к искусству и эстетике. Расширяет кругозор;
  • Налаживает эмоциональный фон, помогает при нервных расстройствах, укрепляет психику;
  • Спокойная музыка успокаивает и снимает стресс, помогает уснуть и избавляет от бессонницы. Бодрая, наоборот, наполняет энергией и тонизирует, повышает настроение и работоспособность, избавляет от депрессии, тоски и хандры;
  • Развивает письменные и математические способности. Ребенок быстрее осваивает счет и письмо. Под влиянием классики и музыки в целом формируется красивый и ровный почерк;
  • Ритмичные физические упражнения под музыку улучшают координацию, укрепляет иммунитет, мышцы и связки, развивают четкость ходьбы и движений. Детки гораздо охотнее занимаются под музыку;
  • Помогает справиться со страхами и фобиями, найти друзей и социализироваться. Ребенок растет уверенным и общительным, активным и оптимистичным;
  • Воспитывает в ребенке дисциплинированность и ответственность;
  • Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев и рук, учит делать сразу несколько дел. А игра на духовых инструментах, как и пение, укрепляет и развивает органы дыхания.

Какую музыку слушать детям

Какую музыку слушать детям

Прежде всего, речь пойдет о классической музыке. Отметим, что детки, которые слушают классику с детства, легко слушают ее и потом. А если ребенок не привык к таким композициям с колыбели, вряд ли станет охотно слушать их в старшем возрасте. Поэтому начинаем слушать музыку еще с беременности и включаем классику, как только новорожденный появится на свет.

Отмечено, что детям больше всего нравится Моцарт, Вивальди и Бетховен, Шопен и Штраус. Выбирайте композицию по настроению ребенка и по тому, какой эффект вы хотите достичь. Ведь одна мелодия убаюкивает, а другая, наоборот, бодрит. В любом случае, влияние и польза той или иной композиции зависит от темперамента и характера, настроения и особенностей развития самого ребенка. Поэтому для каждого малыша составляем собственную музыкальную программу.

Не включайте детям шумную, слишком громкую и агрессивную музыку. Из-за повышенной чувствительности слуха у младенца, тот может расплакаться и закатить истерику. Дети постарше становятся агрессивными, слишком энергичными и гиперактивными. Конечно, запрещены песни с ненормативной лексикой. Даже если младенец еще мал и не понимает значения слов. В процессе, когда малыш учится говорить, он легко может повторить нецензурное выражение.

Обязательно разбавляйте медленные и затянутые композиции, лирические баллады динамичной и бодрой музыкой. Иначе кроха будет вялым в течение дня. Легкая и спокойная музыка – подходящий вариант, чтобы включить перед сном. Когда же нужно проснуться и бодрствовать, выбирайте веселые и энергичные мелодии.

Не забывайте и про детские песни. Незамысловатые композиции с легким текстом развивают воображение, укрепляют память и учат говорить. С песенкой легко выучить несложный стишок и новые слова, научиться считать. Под детские песенки интересно делать зарядку, играть и рисовать. С помощью рисунка малыш сможет выразить эмоции, мысли и образы, которые он получает при прослушивании. О пользе рисования для малышей, читайте здесь.

Многим деткам нравятся песни из фильмов и мультфильмов, сказок и мюзиклов. Важную роль в детском развитии играют народные песни и колыбельные. Последние успокаивают и убаюкивают кроху, помогают уснуть и обеспечивают крепкий сон. Народные же песни приобщают детей к культуре и традициям.

Польза классической музыки для ребенка

Польза классической музыки для ребенка

Польза классической музыки доказана научно. Было проведено несколько экспериментов и исследований. В одном случае куриное яйцо положили рядом с колонками и включают различную музыку. Визжащие и агрессивные звуки рока и тяжелого металла заставили свернуться белок.

Исследования показали, что растения в процессе воздействия тяжелой и агрессивной музыки гибнут. Больше половины рыбок погибло через девять часов после того, как рядом установили колонки с играющим жестким роком. Под влиянием классики растения, наоборот, растут и расцветают.

Классическая музыка развивает умственные, творческие и коммуникативные способности ребенка. Она полезна для организма в целом. Всего 15 минут прослушивания классического произведения равняется по ценности часу прогулки на свежем воздухе.

Классические произведения активизируют деятельность головного мозга перед экзаменом, развивают волю к победе и стремление к самосовершенствованию, повышают успеваемость. Они развивают музыкальный слух новорождённых. В дальнейшем деткам легче адаптироваться в новых условиях и коллективе, легче учиться.

Сегодня даже выявлен “Эффект Моцарта”, за счет которого детское мышление развивается быстрее и динамичнее. Это объясняется специфическим тональным звуковым рядом, который так влияет на ребенка. Музыка Моцарта крайне полезна для творческих людей. Она дает вдохновение, пробуждает фантазию и стремление к совершенству, помогает сосредоточиться.

Кстати, отмечено, что классическая музыка положительно влияет и на ребенка, и на маму. Интересно, что некоторые композиции даже могут улучшить лактацию. Многие мамы отмечают, что при прослушивании некоторых авторов малыш начинает лучше сосать грудь.

Классическая музыка для детей

Как, когда и сколько слушать

В данном случае важно не перестараться, иначе музыка окажет обратный негативный эффект. Слушать классику можно каждый день, но не дольше 15-30 минут два-три раза в день. Если музыка нравится малышам, можно увеличить продолжительность сеансов.

Источник звучания музыки устанавливайте в промежутке от одного метра от малыша. Не включайте мелодии громко. Они должны звучать фоново, на уровне спокойной разговорной речи или даже тише. Слушайте произведения во время еды и кормлений грудью, во время игр, развивающих занятий, купаний и массажа, физических упражнений.

Утром, перед кормлениями и для активных занятий подбираем веселые и бодрые, добрые и динамичные мелодии. Для дня и физических упражнений подойдет бодрящий марш. Вечером, во время спокойных игр и занятий, после еды, в процессе массажа слушаем успокаивающие, мелодичные и лиричные произведения. Включайте малышам разные мелодии и композиции разных авторов. И вскоре кроха начнет узнавать композиторов.

Не забывайте разбавлять классические композиции другой музыкой, соблюдайте баланс между музыкальными направлениями и стилями. Подбирайте мелодии под настроение и физическое состояние малыша. Если вы чувствуете дискомфорт, не насилуйте ни себя, ни ребенка, смените композицию или вообще откажитесь от прослушивания.

Если ребенок противится выбранной музыки, плачет и устраивают истерику, тоже меняем или выключаем музыку. Делаем то же самое, если малыш утомился, расстроился или перевозбудился. Далее мы рассмотрим, как влияют на развитие детей разные композиторы.

Великие композиторы

Какого композитора выбрать

Произведения Моцарта – лучшая классическая музыка для новорожденных. Многие родители отмечают, что груднички могут часами слушать мелодии этого великого композитора. Причем он универсален. Здесь можно найти и спокойную, и бодрую, и веселую, и грустную музыку.

Влияние музыки Моцарта на детей заключается в том, что они становятся спокойными и сосредоточенными. Они могут самостоятельно играть или заниматься, не капризничают. За счет преобладания мажорных нот музыка Моцарта несет позитивную энергию. Она активизирует работу мозга и формирует четкость мыслей, помогает при головных болей.

Штраус и Шопен стимулируют к активности и физической деятельности, повышают работоспособность. Вальсы и марши этих композиторов улучшают настроение, отвлекают ребенка от дискомфорта, например, когда того мучают колики, газообразование или боли при прорезывании зубов. Кроха становится веселым, бодрым и игривым.

Чайковский нравится многим деткам. Он оказывает бодрящее действие, стимулирует к деятельности. Например, помогает ребенку быстрее одеться и собраться на прогулку. Обязательно дайте прослушать крохе музыку из балета “Щелкунчик” и фортепианный цикл “Времена года”. Они повышают внимание. Ребенку легче сосредоточиться и выполнить определенное действие или задачу.

Влияние классики на ребенка

Вивальди – залог духовного здоровья и хорошего самочувствия, особенно мажорные части “Времен года”. Такие композиции повышают настроение, приободряют и тонизируют. Включайте музыку во время активных игр или зарядки.

Бетховен налаживает эмоциональный фон, снимает напряжение, успокаивает и укрепляет нервные клетки. Он подходит для капризных и истеричных деток. Нежные и обволакивающие звуки сонат Бетховена, особенно “Лунной сонаты”, наполнены умиротворением и смыслом. Найдите несколько сонат, которые понравятся крохе и периодически включайте для прослушивания.

Шуман и Глюк – композиторы, чьи произведения оказывают успокаивающее действие. Они включают четкий ритм и медленный темп, что помогает при бессоннице, обеспечивает спокойный и крепкий сон. Поэтому включаем музыку перед сном или после кормления. Особенно подходят “Грезы” Шумана и “Мелодия” Глюка.

Бах, как показывает практика, не нравится большинству деток. Это не удивительно, ведь музыкальные произведения еще слишком сложны для восприятия маленького кроха. Однако если малышу пришелся по вкусу Бах, то его музыка окажет положительное влияние на развитие памяти и логического мышления, способностей к математике, физике и химии.

Мендельсон вселяет веру и уверенность, повышает самооценку, помогает социализироваться и адаптироваться. Это отличное решение для тихих, неразговорчивых и неуверенных деток. “Симфония №5” повышает концентрацию внимания и сосредоточенности. “Свадебный марш” благотворно влияет на работу сердца и сосудов, нормализует артериальное давление. А “Весенняя песня” вылечит головную боль.

Скрипка

Выбор музыкального инструмента

Кроме того, обращайте внимание на музыкальные инструменты, на которых исполняются классические произведения. Замечено, что малыши не очень любят орган. Это сложный по восприятию инструмент. Он может раздражать нежный детский слух и нервную систему, которая еще не адаптировалась. Поэтому и Бах многим малышам приходится не по душе.

Традиционное фортепиано, пианино или рояль формируют устойчивую психику. А игра на клавишных инструментах нормализует работу щитовидной железы, почек и мочеполовых органов. Пианино, скрипка и флейта успокаивают, снимают напряжение и стресс. Арфа, скрипка, виолончель и другие струнные инструменты создают звуки, которые нормализует функционирование сердца и сосудов, стабилизируют давление.

Игра на духовых инструментах, среди которых труба, саксофон, флейта и контрабас, улучшают дыхание и укрепляют органы дыхательной системы, снижают риск заболеваний бронхов и легких, очищают кровеносные сосуды. А барабаны, тарелки и прочие ударные налаживает работу печени и почек, сердца и сосудов.

Раннее прослушивание классики формирует у ребенка музыкальный слух, чувство ритма и творческие навыки. Многие родители, когда отмечают, что малыш к семи-девяти годам обладает музыкальными способностями, решают отдать ребенка в музыкальную школу.

Среднее музыкальное образование крайне полезно для детей, даже если они не свяжут жизнь с музыкальной профессией. Все за и против, нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу, вы найдете по ссылке https://vskormi.ru/children/chto-daet-muzikalnaya-shkola-rebenku/.

Источник

Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров и интеллектуально развит? Сегодняшний мир насыщен стрессами, экологическими проблемами и интенсивным жизненным ритмом. Как при всех наших нагрузках, семейных переживаниях и финансовых неурядицах дать детям не только отличное образование, но и радость общения, тонкое эмоциональное восприятие красоты природы и классического искусства? Как сохранить их физическое и психологическое здоровье в бесконечной гонке за временем, деньгами, карьерой? Такая возможность существует! Чем в более раннем возрасте вы приобщите ребенка к программе, о которой мы хотим вам рассказать, тем более потрясающих результатов вы добьетесь в его здоровье и развитии. Но и в любом возрасте можно наверстать упущенное.

Многочисленные исследования подтвердили влияние классической музыки на здоровье и интеллект вашего ребенка. Классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

В середине ХХ века во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и отоларинголог А.Томатис предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее.

Не только музыка Моцарта обладает целительным и развивающим воздействием на человека. Целый ряд классических музыкальных произведений очень положительно сказывается на здоровье человека, формирует отличные физиологические параметры головного мозга, что обеспечивает оптимальные условия развития интеллекта, в том числе и когда интеллектуальные функции подавлены.  Целый ряд научных исследований доказал, что слушание определенной классической музыки усиливает нашу мозговую активность. Послушав определенные произведения, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют бесспорное повышение интеллекта. Из таких исследований были сделаны выводы в отношении воспитания и лечения детей. Кроме А.Томатиса, эта идея разрабатывалась нейробиологом Гордоном Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирантом Ленг во время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере. В результате многочисленных экспериментов с больными и здоровыми людьми исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание определенной классической музыки может вызвать длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности, помочь справиться с ее нарушением, стимулировать мозговую активность практически на всю жизнь. В Центре Здоровья «Искусство Жизни» специалистами-медиками и профессионалом-музыковедом создана программа оздоровления и развития детей, которая за четыре года дала результаты, превосходящие все ожидания. Дети, участвующие в занятиях, намного реже болеют. Их школьные успехи и поведение в классе значительно улучшилось. Самое удивительное, что доброта, послушание, внимание и другие положительные качества детей отмечены и учителями, и родителями.

Очень часто нам задают вопрос о том, что подразумевается под названием «классическая медитативная музыка». Занятия проводятся таким образом, что дети могут не только услышать музыкальные произведения и узнать историю их сочинения, значение, отражение жизненных процессов в музыке, но и научиться переживать услышанное. Каждый урок – это настоящий спектакль, а участники его – каждый из присутствующих. Дети учатся выражать практически свои переживания через рисунок, танец, сочинение сказки и другие формы творчества. Каждый музыкальный фрагмент обязательно накладывается на настоящий жизненный опыт ребенка и идет совместное проживание и обучение сочувствию, помощи и преодолению жизненных ситуаций, обучение радости и творчеству.

Таким образом, классическая музыка, специально подобранная для разных жизненных моментов, помогает каждому человеку острее воспринимать себя и окружающий мир, а ребенку гармонично развивать свои дарования, интеллект и душевные качества. И взрослые и дети демонстрируют удивительные результаты восстановления здоровья и профилактики заболеваний после участия в специальной программе медитативной классической музыки. Пожалуй, на сегодняшний день, это самый эффективный и безвредный метод, дающий интеллектуальное, физическое и творческое оздоровление и развитие ребенка.

Источник

Музыка
Классическая музыка в воспитании дошкольников

Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые всем прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д. Д. Шостакович

Музыка сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. Она формирует его нравственный облик, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Влияние музыкивелико и многообразно: одно произведение воспринимается легко, а другое заставляет задуматься. Ребёнок, так же как и взрослый с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать ту музыку, которая доставляет наслаждение, а не ту, которая требует особого внимания. Поэтому перед родителями, воспитателями и музыкальными руководителями стоит огромная задача научить ребенка слушать ту музыку, которая раскрывает высокие мысли и чувства, которая сделает его внутренний мир духовно богаче, глубже и совершеннее.

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.

Доказано, что музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах его жизни начиная с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мама, оказывает влияние не только на самочувствие ребенка и формирование его психики, а подсознательно уже и формирует его вкусы и предпочтения.

При восприятии музыки у человека активно работает воображение, возникают различные музыкальные и немузыкальные ассоциации. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение – тесно взаимосвязаны.

Приобретая определенные знания о музыке, а также умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Безусловно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Так как у дошкольников ещё до конца не сформировались представления о существующих в реальной жизни чувствах человека, то музыка, передающая всё многообразие внутреннего мира человека, поможет расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение и для формирования у детей эстетических чувств. Приобретая интерес к музыкальной культуре, ребенок познает эталоны красоты, приобщается к Прекрасному.

Без сомнения музыка оказывает непосредственное влияние на развитие умственных способностей ребёнка, ведь формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения и чувства, переданные в музыке. Также музыка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу, ведь эмоциональная отзывчивость на музыку является одной из важнейших музыкальных способностей. Это связано и с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта и сочувствие.

Успех музыкального развития детей зависит от степени развития музыкального педагога, от его компетентности, от гибкости его подхода и приемов обучения, а также форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми. Безусловно, одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у детей является качество используемого репертуара, т. е. содержание музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми высокохудожественную музыку, а это прежде всего — классическая и народная музыка.

Практика показывает, что дети раннего возраста прекрасно воспринимают старинную музыку Баха, Генделя и разнохарактерную музыку других композиторов. На ритмическую музыку: (подвижную, маршевую) дети как правило реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного периода, круг знакомых интонаций расширяется и закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Многие знаменитые композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из репертуара детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте знакомить детей с альбомами фортепианных пьес для детей — П. Чайковского, Э. Грига, С. Майкапара и др. Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми и фрагменты классических произведений разных эпох — И. Баха, В. А. Моцарта, П. Чайковского, С. Рахманинова, и других зарубежных и отечественных композиторов — классиков, тем самым прививая детям эталоны красоты.

Чтобы внести в повседневную жизнь детского сада некое разнообразие необходимо проводить тематические презентации и семинары. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении тех музыкальных инструментов, для которых она была написана (клавесин, орган). Для наглядности рассказ лучше сопроводить показом иллюстраций, дающих представление о жизни и обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен. На тематическом уроке можно сопоставить музыку различных исторических эпох, например, танцы. Может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка:от старинных танцев : «Бурре», «Гавот», «Менуэт», – до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского.

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, оставляя неизгладимый след в воспитании ребёнка, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке. Известно, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы и снижается уровень тревожности.

Как говорил замечательный композитор Д. Б.Кабалевский : «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность. Обучить детей искусству очень трудно, и основная трудность здесь заключается в том, что по настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».

Источник