Развитие ребенка через игровые средства
Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности занимает основную часть времени малышни. Самое важное, что игра позволяет не только интересно проводить время, но и развиваться в физическом и психологическом плане, помогая становлению индивидуальности и стимулируя раннее развитие дошкольников. Это лучшее средство для формирования основ эмоционального отношения к окружающей действительности.
Неоценимое достоинство таких забав – возможность ребенка реализовать себя как личность в своей среде обитания. В ходе игрового процесса малыш демонстрирует свою общественную жизнь. Это помогает выразить эмоции и наладить общение со сверстниками.
Игра необходима каждому ребенку не только как средство развития, но и как своеобразная школа жизни. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют!
Игра в развитии ребенка
Игры бывают разными. Каждая отдельная забава развивает конкретные способности и возможности ребенка. Так, подвижные игры, отличающиеся разнообразием замыслов, правил, характером выполнения движений, укрепляют здоровье и иммунитет. Кроме того, они полезны для развития движений и координации.
Строительные игры необходимы для развития конструктивных способностей, а также для подготовки к овладению в будущем трудовыми умениями и навыками. Строить можно из чего угодно, но чаще всего в виде строительных материалов выступают песок, кубики, конструктор и даже книги. Чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал, используемый в строительстве.
Кроме вышеперечисленных игр, существуют еще и дидактические. Они наиболее значимы для развития ребенка, ведь специально разрабатываются для обогащения познаний крохи естественнонаучными знаниями. Также каждая дидактическая игра развивает те или иные психические качества и свойства: наблюдательность, память и внимание.
То ли дело сюжетно-ролевые потехи! Они учат детей подражать бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игра в школу, дочки-матери, магазин, больницу и многие другие. Эти забавы имеют не только познавательное значение, но также развивают инициативность, творчество и наблюдательность.
Развлечения для дошкольников
Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.
Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.
Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающие выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.
Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.
С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.
Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.
Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.
К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.
Игра – важное средство развития дошкольника
Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Выше уже отмечалось, что в идеале развлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.
Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.
Социальные навыки
Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от дальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.
Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.
Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.
Физическая активность
Активные развлечения в физическом плане намного полезнее, чем пассивные, особенно такие как гаджеты, длительное «общение» с которыми чревато проблемами для организма и психики. Активные забавы являются прекрасной профилактикой лишнего веса, особенно если учесть современные тенденции развития детей и общества и количество людей, страдающих ожирением.
Любая активная игра способствует выходу энергии, которую нельзя растратить, играя в компьютерные игры. Чем раньше ребенок поймет, что активное времяпрепровождение может быть веселым и естественным, тем легче ему будет в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни. Также в ходе активных забав легко развивается моторика рук, играющая важную роль в развитии памяти и интеллекта.
Компьютерные игры
О том, насколько полезны или вредны компьютерные игры, специалисты спорят по сей день. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. При этом использовать компьютер в развлекательных целях следует разумно не только детям, но и взрослым. Но так как речь идет именно о младшем поколении, то озадачиваться следует воздействием компьютера именно на него.
Итак, вред от компьютера может быть разного характера. Первым от компьютера страдает зрение. После – спина. Далее – психика. Список можно продолжать долго. Особенно если остановиться на таком «чуде света», как интернет. Для особо сознательных родителей разработаны специальные детские браузеры, позволяющие оберегать чадо от нежелательного контента.
Однако компьютер – это не один сплошной негатив. С его помощью можно использовать интерактивные игры. Это прекрасное средство для интеллектуального развития дошкольника.
Да, главной проблемой в «общении» с компьютером и прочими гаджетами типа смартфонов, приставок, планшетов остается время, которое ребенок уделяет устройству. О том, сколько именно времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, до сих пор спорят специалисты по всему миру. И они так и не пришли к общему знаменателю.
Важно не только контролировать время, проведенное за ПК, но и развлечения, приложения, а также игры. Желательно, чтобы дошкольник проводил время за компьютером с пользой для развития. В этих целях родители должны снабжать его не только полезными приложениями, но еще и интересными. Чем больше таких развлекательно-обучающих игрушек будет у малыша, тем меньше его будут интересовать менее полезные продукты.
Источник
Светлана Перепечаева
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Перепечаева Светлана Николаевна
ГБОУ школа интернат г. о. Отрадный Самарской области, педагог – психолог Службы ранней диагностики и коррекции развития детей до 3лет
АННОТАЦИЯ
Данная статья раскрывает возрастные особенности детей раннего возраста, важность игровой технологии в познавательной деятельности ребенка, а также виды педагогических игр с детьми данной возрастной категории из опыта работы специалистов Службы ранней помощи г. о. Отрадный Самарской области.
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, малыш начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества, которые в будущем станут фундаментом его характера.
Почему же так важен период раннего детства? Да потому, что именно в этот период происходят существенные изменения, ребенок начинает самостоятельно ползать, ходить, знакомясь при этом со многими еще неизвестными предметами. И он не просто осматривает их, он их трогает, пробует на вкус, и все это откладывается в его памяти. И уже через некоторые время он прекрасно будет отличать друг от друга недавно изученные предметы, потому что он запомнил их и зрительно, и на ощупь, и на вкус. Главная задача взрослых, не мешать малышу в изучении мира, а ведь некоторые родители буквально следуют по пятам ребенка, пытаясь защитить его от всего опасного и страшного в их понимании. Но, тогда как ребенок впоследствии поймет, что это опасно?
Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста – в игре.
Для детейигра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Начальный этап игровой деятельности – это ознакомительные действия с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Эта деятельностьвесьма скоро меняет свое содержание: обследование направленно теперь на выявление особенностей предмета и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.
Следующий этап игровой деятельностиполучил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.
Для детей дошкольного возраста игра служит в последствии накоплением опыта не только в предметно-познавательной, но и в коммуникативной деятельности
Поэтому основная задача взрослых в период детства – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Я хотела бы поподробнее остановиться, как раз на тех игровых технологиях, которые способствуют стимуляции развития детей.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологийи реализуются в соответствии со следующими принципами:
-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип связи и обучения с жизнью и практикой;
-принцип педагогической поддержки.
Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Еёзадачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Естественно, что ключевой момент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение игры велико,оно:
– активизирует детей;
– повышает познавательный интерес;
– Вызывает эмоциональный подъем;
– способствует развитию творческого мышления;
– максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий;
– позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровой деятельности за счет усложнения и упрощения задач.
В нашей службе занятия проводятся с детьми, имеющими проблемы в развитии. Как известно, такие детки очень плохо адаптируются и с трудом усваивают и впоследствии применяют различные навыки и способности.
Поэтому основное направление в нашей коррекционной работе отдано игре.
Все игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игра помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, малыши быстрее адаптируются и легче усваивают материал любой сложности
Виды педагогических игр разнообразны.Они могут различаться:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;
2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.
В своей работе с детьми раннего возраста мы используем все виды игр, адаптируя их на возраст и психологические особенности малышей.
Например:
1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.).
3. Пальчиковые игры — дети подражают взрослому, друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.).
5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих,дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.).
8. Настольно – печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.Они разнообразны по видам: “лото”, “домино”, «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильные пособия, шнуровки и т. д.)
10. Музыкально-ритмические игры ориентированы на подражательные действия, активизацию двигательной активности и эмоционального отношения к происходящему (движения под музыку, подпевки, игра на ложках, бубнах, маракасах, барабанах, колокольчики, свистульки и т. д.).
11. Игры с природными массажерамиразвивают мелкую моторику рук, формируют согласованные движения, способствуют развитию межполушарного взаимодействия и благоприятно воздействуют на психику («Бульки», «Песочные замки», упражнения с крупой, камнями, ракушками, шишками, желудями, каштанами, орехами, деревянными чурочками).
12. Арт-терапевтические игры формируют у малышей творческое воображение, фантазию, учат доводить начатое до конца и получать какой-то продукт своей деятельности (рисование, аппликация, лепка из пластилина, теста, элементы декупажа).
13. Подвижные игры совершенствуют общие движения, координацию и равновесие, укрепляют физическое здоровье и иммунитет (бег, прыжки, ползания, упражнения с мягкими модулями и в спортивной зоне).
Все вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками, они безболезненно привыкают к новой среде и раскрывают свои положительные качества и потенциальные возможности. Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями, постепенно включаются в занятия и на удивление родителям «меняются на глазах», повторяя дома все, чему научились у нас.
После проведения занятий мы проводим мониторинг тех показателей, которые смотрели при приеме детей. Это уровень адаптации, умение взаимодействовать с окружающими, усвоение нового материала, уровень запоминания и умение переносить полученные навыки в жизнь. Как показывают результаты диагностики и анкетирование родителей, все показатели улучшились. Мы уверены, что наши малыши комфортно пройдут адаптацию в дошкольных учреждениях и смогут добывать новые знания легко и с удовольствием!
Список литературы
1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Мозаика-Синтез, 2008.
2. Данилова Л. «Обучение с пеленок», ИД «Нева», 2004.
3. Кеттманн С. «2000 развивающих игр и экспериментов для детей», Попурри, 2005.
4. ПогудкинаИ. С. «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», Книголюб, 2006.
5. Стребелева, Е. А. МишинаГ. А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии», Полиграф сервис, 2002.
6. www.fisher-price.com«Развитие вашего ребенка через игру».
Источник