Развитие ребенка через игровую деятельность

Кальметова Фира
Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я третий год работаю по теме: «Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через игровую деятельность,которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4.Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе игры у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие,как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр,как:

«Бесконечная классификация»;

«Найди по описанию»;

«Найди лишний предмет»;

«Узнай по тени дерево»;

«Соберем урожай»;

«Садовник и цветы»;

«Поиск общего»;

«Поиск аналогов»;

«Что к чему подходит?»;

«Что растет на грядке?»;

«Поиск противоположных предметов»;

«Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через игровую деятельностьведется по двум направлениям:

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: Логические блоки Дьенеша, игры из серии «Кубики и цвет», мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций (которого сделала сама, «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чего не стало?», «Четвёртый лишний», «Путаница?» и т. д.

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет» и т. д.

В развитии восприятия и памяти: “Большой – маленький”, “Времена года”, “С какого дерева листик”, “Назови, кто я?”, “Помоги найти маму”, “Где, чей домик?”, “Оденем Машу на прогулку”, «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет» и т. д.

По развитию речи: “Съедобное-несъедобное”, “Кто как кричит?”, “Что лишнее?”, “Узнай по голосу”, “Хорошо-плохо”, “Это кто к нам пришёл?”, «Угадай, что я съел», «Что за предмет?» и т. д.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

– игры- головоломки;

– игры- шутки;

– игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление,на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности,наблюдательности: «Деревья», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка» и т. д.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я совместно с родителями создаю в группе предметно-развивающую среду – специальную зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Интересная игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление (приобретение) новых дидактических игр;

2. создание картотеки игр;

3. распространение опыта.

Источник

Наталья Худокормова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода творческой деятельности. Мы знаем, что творческие способности человека определяются в умении красиво рисовать, в сочинении стихов и в других видах художественной деятельности. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что понятии «творческие способности» тесно связано с понятием “творчество“, “творческая деятельность“. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое –будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

В каком возрасте надо начинать развивать творческие способности? Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Огромное значение в развитии творческих способностей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Ребёнку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их, называют творческими или сюжетно-ролевыми.

Игры на развитие творческих способностей интересны детям в любом возрасте. Они развивают фантазию, воображение ребенка, учат его способности создавать красоту своими руками, что обязательно пригодится в будущем. Это важный компонент эстетического развития детей, которое нельзя оставлять без должного внимания. Что используют для развития творчества. Чаще всего, когда говорят о творческом развитии ребенка, то, прежде всего под этим понимают его художественные способности по выражению собственных мыслей. В играх на развитие творческих способностей у детей часто используются такие инструменты и материалы, как краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, клей и ножницы. Но творческое воспитание – более обширное понятие, оно включает и развитие актерского таланта, и степень владения словесным искусством, и образное нестандартное мышление, и изобретательство. Важно развивать все это в ребенке в совокупности, так как это делает его личность богаче и ярче.

Для всестороннего развития личности ребёнка очень большую роль играют творческие игры. В этих играх ребенок воспроизводит в ролях все то, что он видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Однако появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Поэтому в этих играх важен роль воспитателя.

Творческая игра учит детей обдумывать, строить план действий. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваютсяценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческая коллективная игра воспитывает чувства дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в творческих играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Источник

Юдеева Оксана
Игровая деятельность и ее влияние на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В условиях стремительных изменений, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, усиливаются требования к личности ребенка-дошкольника. Становление нового образовательного пространства требует не усвоения человеком большего количества информации и знаний, а готовности и открытости к общению, взаимодействию и партнерству, способности слушать, слышать и вести диалог, свободно обмениваться мнениями, искать нужную информацию, работать со знаниями и уметь их применять по назначению. Образовательный процесс должен быть построен по деятельному принципу. Поскольку игра в дошкольном детстве является основным видом деятельности, то именно этот вид деятельности должен приобретать все большую значимость и занять весомое место в жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Цель статьи – исследовать влияние игровой деятельности на всестороннее развитие ребенка-дошкольника.

Игра как вид деятельности занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Заметим, что игра ребенка – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Важность и значение игры в жизни ребенка-дошкольника невозможно недооценить и переоценить. Игра – это не прихоть, это необходимость, в которой ребенокудовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном развитии, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом.

Игра – это форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и разворачивается или в виде соревнования, или в виде изображения (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Поэтому всякая игра – это школа произвольного поведения и деятельности, присущая поведению и деятельности взрослых.

Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольников говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимания этому процессу. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является творческая игра. Она является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных “ ребенок – ребенок” или “ ребенок – группа детей”, что обеспечивает условия для сохранения физического и психического здоровья ребенка дошкольного возраста.

Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на нее как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализ ее воспитательных и развивающих возможностей и способов их актуализации. На этих проблемах сосредоточивался Л. Выготский и ученые, которые представляют его школу (. Запорожец, Д. Эльконин,. Усова и др.). Они убеждали, что воспитательный и развивающий потенциал игры может быть реализован только при условии направления ее взрослыми. Это мнение развито в трудах французского психолога. Валлона,ее поддерживали также представители педагогической науки: .Пфютце, .Хоппе, Л. Шройтер (Германия); Д. Ковач,. Весов, П. Бакони (Венгрия); Л. Белинова (Чехия);. Петрова, С. Аврамова (Болгария) и др. Выдающийся мыслитель XX века Й. Хензинги подчеркивал значимость игры как важной и жизненно необходимой формы общения, связанной с человеческим существованием, именно на начальных этапах онтогенеза, в обучении новым знаниям и навыкам.

Еще в V веке Жан-Жак Руссо справедливо заметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в выявлении активности.

В детском возрасте игра является нормой. Весомые аргументы в подтверждение значения игры для развития ребенка содержат труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций малыша, но и важным фактором развития всего организма маленького ребенка, а именно нервной и сердечно-сосудистой систем, функций головного мозга. С удовлетворением потребностей в активности, в новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.

Еще в младшем дошкольном возрасте, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, у ребенка проявляется интерес к совместным играм со сверстниками, которые являются коллективными по своей природе. Постепенно, когда малыш взрослеет, происходит переход от игр “рядом” к играм “вместе”, в которых ребенок начинает самостоятельно общаться с другими детьми во время совместных игр, взаимодействовать, проявлять активность. Но чтобы научиться налаживать взаимодействие со сверстниками в игре, передавать и получать информацию об окружающей среде, согласовывать свои действия с действиями других детей, ребенку обязательно необходима помощь взрослого. Так, благодаря игровой деятельности ребенок усваивает общественный опыт, который способствует обогащению его знаниями, формированию практичных умений, навыков и духовных потребностей. В процессе игр у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды и убеждения, эстетические чувства, закладывается характер.

По словам выдающегося педагога К. Ушинского, “игра – это мощное воспитательное средство, в котором реализуется потребность человеческой природы”. Каждый ребенок должен иметь право на детство, то есть, прежде всего, иметь право на развитие собственной игровой деятельности.

Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно действуют на его чувства. Если взрослому не удается пробудить в детях интерес к окружению, то и детские игры будут неинтересными и кратковременными..Макаренко говорил: “Если ребенок будет заниматься только играми, в которых он остается пассивным, то из него вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, не привыкший преодолевать трудности”.. Макаренко подчеркивал, что “игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.

Влияние игры на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста многогранно,поскольку делает весомый вклад: в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, в становление самооценки и самосознания, в формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.

То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и тому подобное.

Еще одним достоянием в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мнение второго человека, смотреть на вещи его глазами.

Во время игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника – наиболее интересная деятельность. Игра дает детям возможность проявить собственную активность и самостоятельность.

В игре все “понарошку” – и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту,чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, где я стою, – наш дом”. Ребенок может открыть дверной замок воображаемым ключом или палочкой, которая его заменяет.

Именно в игре, а не в других каких-то видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играя, он познает цвет, форму, свойства материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Еще К. Ушинский подчеркивал, что “ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают играться. Дети страдают от навязывания чужих образов, от попытки сдержать их фантазию”. И очень жаль, что взрослые не всегда понимают место и роль игры в жизни ребенка. Дошкольное детство – это полноценный этап жизни человека. И то, что заложено в нас природой, мы должны сполна использовать. Чтобы в будущем взрослый человек не имел проблем, младенчество должно быть прожито полноценно. Давно замечено, что человек, который в детстве в достаточной степени не привлекался к игре, во взрослой жизни выявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений. В свое время русский психлг Алексей Лентьев отметил, щ причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников лежит в расширении осознанного им предметного мира. К нему принадлежат не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам мжет действовать (псуда, дежда, телефн, телевизр, мбильний телефн, кмпьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недстяжимы (автмбиль и т. п.) В сюжетн-рлевой игре мжна делать все,что недступно в реальнй жизни: самостоятельно управлять автмбилем, самолетом, пездм, делать пкупки, грести веслами.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. игра не требует от него в этом плане особых усилий, потому что не связана с получением какого-то практического результата. Поэтому в игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Для развития ребенка на этапе дошкольного детства необходим взрослый человек, который является советчиком, помощником, другом, наставником, опорой и защитой, источником развития, сокровищницей информации.

Чтобы поддержать ребенка, взрослый должен ощущать в себе детство, развивать способность к пониманию детей и всего, что с ними происходит; мудро относиться к их поступкам, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает правила умышленно, защищать его, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое главное, не ломать индивидуальность ребенка, а исправлять и направлять его развитие, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Если взрослый без причины вмешивается в игры детей, нарушает их замысел, то дети привыкают действовать по указаниям, у них развивается неуверенность в собственных силах. Поэтому необходимо определить особенности методики управления творческим играм дошкольников.

Возникает вопрос: абсолютно свободен или самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность обусловлены способами деятельности, которыми он обладает, знаниями, которые он имеет.

Неправильно думать, что развитие игры в дошкольном возрасте может проходить стихийно, что ребенок постоянно, без всякого руководства со стороны взрослых, может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Ведь новый смысл должен быть внесен в игру взрослыми.

Подражая взрослому, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдала в окружающей его жизни. Взрослые должны быть неравнодушными к тому, как и во что играют их дети. Сначала привычки, плохие или хорошие, а потом черты характера малыша формируются также в игре. Жестокое обращение со своей куклой, нежелание уступить второму ребенку игрушку, неряшливость в обращении со своими игрушками формируют такие негативные черты характера, как эгоизм, неряшливость, жестокость, упрямство и тому подобное. Но если ребенок заботливо относится к своим игрушкам, заботится и бережет их, в игре умеет выполнять возложенные на нее обязанности, подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка обязательно сформируются такие ценные черты характера, как дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к предметам, чуткость к окружающим, дружелюбие.

Взрослый специально должен выражать восторги по поводу удачных действий малоактивных детей, поддерживать их и поощрять к самостоятельной творческой деятельности. Замечено, что дошкольник тогда чувствует себя хорошо, когда даже его неправильные действия поддерживаются взрослым. Нельзя лишать ребенка права на ошибку. Это помогает малышу лучше осознать свою деятельность, выразить эмоциональное отношение к различным жизненным ситуациям, которые моделируются в самостоятельной игре. Ребенок учится сознательно контролировать течение игры, налаживать взаимодействие между игрушками-персонажами.

Положительные результаты дает использование опережающей положительной оценки деятельности детей. В ней нуждаются не только малоактивные дети. Отдельные дошкольники, достаточно активные в совместных играх с ровесниками, когда выполняют там второстепенные роли, чувствуют беспомощность во время самостоятельной индивидуальной игры. В этом случае педагогическая оценка играет роль стимула, способствует формированию у детей положительного отношения к индивидуальной игровой деятельности, уверенности в собственных действиях. На мой взгляд, основными средствами развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников являются игры,возникающие по инициативе взрослого: строительные, двигательные, дидактические. В процессе таких игр воспитатель может развивать интерес к игровому взаимодействию, помогать детям усваивать новые игровые средства общения, учить устанавливать партнерские отношения со сверстниками, доводить начатую игру до конца, оценивать результаты собственной деятельности.

Игра является интерактивной, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с различными предметами и другими лицами, влиять на это лицо или предмет, реагировать на изменения, которые он вызывает. Эта деятельность является взаимной, даже предметы преображаются, когда с ними играют. Игра является открытой, образной, выразительной, творческой, разнообразной. игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не наносит ущерба им и тем, кто их окружает, является приемлемым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Дказано, щ овладение деятельностьюхватывает такие взаимосвязанные между собой базисные особенности личности: инициативность, активность, свбда выбра и ответственность. акие особенности игры пмогают дшкольнику почувствовать себя в нерзрывном единстве с другими детьми, сохранить свю индивидуальность и непвтримость.

Детские игры вообще – это “единственный естественный труд ребенка, к которому он приступает без принуждения и внешнего влияния(К. Ушинский). то же время они являются отличным спосбм приобретения практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые част пытаемся прививать вербальными, т. е. слвесными метдами или прстым приучением, обучением или упражнением. В игре ребенок учится жить. Во время игры н дстаточно легк понимает суть и запоминает ее снвные правила. Даже более, во время игры, в зависимости от ее течения, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения, познавать потребность в сотрудничестве, учиться становиться на место второго человека, смотреть на вещи его глазами. Также приучается уважать права другого участника игры, сдерживать себя и свои негативные эмоции, вырабатывает доброжелательность и искренность по отношению к партнерам по игре.

Выводы. Всестороннее развитие дошкольника в игре достигается прежде всего разнообразной направленностью содержания игр. Одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики – действенное использование в образовательном процессе различных видов игр. Имеющееся разнообразие игр направляет их на всестороннее развитие детей-дошкольников, обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые определяют интересы ребенка и его отношение к действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми. В процессе игры, под правильным руководством взрослого, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества психики, которые необходимы в будущем для содействия обучению в течение всей жизни.

Использованная литература:

1. Артемова Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детских садов и родителей. – М.: Томирис, 1995. – 10c. 15

2. Завязун. Целенаправленная игровая деятельность дошкольника – залог успешного обучения в школе /. Завязун // Подготовка педагогов к внедрению государственных стандартов дошкольногои начального образования : сб. наук. -метод. трудов ; под ред.. Литнева,. Колесник,. Наумчук. –Житомир : Изд-во ЖДУ им. Ивана Франко, 2013. – С. 70-72.

3. Менджерицкая Д. Воспитателю детской игре / Д. Менджерицкая ; под. ред.. Марковой. –Москва : Просвещение, 1982. – 128 с.

4. Эльконин Д. Психология игры / Д. Эльконин. –Москва : Просвещение, 1976. – 228 с.

c.

Источник