Развитие ребенка через дидактический материал

Развитие ребенка через дидактический материал thumbnail

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №79 «Садко»

Развития детей через дидактические материалы Ф.Фребеля  

                                            Воспитатель высшей квалификационной категории:

                                                                                                Файзуллина В.Р.

Фридрих Фребель  (21 апреля 1782 — 21 июня 1852), немецкий педагог 19 века, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания.

Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Фребель считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей.

Фребель верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фребелем, сам автор поэтически называл их «дарами», позднее это количество возросло до 20 видов, благодаря последователям Фребеля.

Дары Фребеля

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр(диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Все эти образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия и предоставят детям возможность понять общество, в котором они живут, по мере их взросления.

Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.

Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.

Идеи Фребеля находят свое отражение в современных концепциях образования, в частности в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”).

В личностно-ориентированных программах педагог не является собственно источником информации, но направляет и облегчает процесс познания. Он стимулирует познание, разделяя с ребёнком ответственность за обучение; он планирует и создаёт безопасную обстановку в группе. Конечно, это не умаляет его роли как взрослого, на попечении которого находятся дети; и всё же, основным субъектом познания является ребёнок.

Работа педагога (воспитателя) заключается в следующем:

· Педагог предоставляет детям разнообразные материалы и создаёт ситуации, которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром. Лучше всего дети учатся, когда делают что-либо самостоятельно. Им необходимо самим выяснять, пусть с помощью проб и ошибок, как именно устроен мир. Изученные понятия хорошо закрепляются с помощью активных упражнений. Например, такое понятие, как регулярность/нерегулярность структуры ребёнок может усвоить, переплетая разноцветные нити, чередуя цвета; нанизывая на нитку бусины – синяя, жёлтая, синяя, жёлтая, синяя.

· Педагог внимательно наблюдает за тем, как дети работают с материалами. Такое наблюдение помогает ему определить, какие задания следует давать детям, исходя из их интересов, какие у детей есть специфические потребности, какие у детей стили восприятия. Точно так же педагогу следует отмечать, к каким материалам дети явно не проявляют интереса, стараться выяснить причины его отсутствия и разнообразить игры и задания к этому материалу.

· Педагог должен иметь представление о типичном развитии детей этого возраста и индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Он должен знать, какие материалы необходимы каждому ребёнку на том конкретном этапе развития, на котором он находится.

· Педагог должен уметь задавать детям открытые вопросы, что помогает детям продолжать исследовать и узнавать новое. Они также позволяют понять мыслительный процесс ребёнка. Вопросы-ответы помогают развивать не только мышление, но и речь ребёнка. Развитие мышления имеет гораздо большее значение для образования, чем запоминание фактической информации.

· Педагог обсуждает с детьми все сделанные выводы и заключения, как верные, так и не совсем. Часто обсуждение идеи, которая в результате оказывается неверной, приносит больше пользы, чем обсуждение верного ответа.

· Педагог должен пробовать новые материалы и новые пути использования старых материалов. Некоторые занятия окажутся особенно успешными; некоторые – наоборот. Инициативный педагог вовремя заменит материалы или найдёт способ продолжить и развить занятие, которое имеет особенный успех.

· И ещё более важно для педагога уметь почувствовать, когда его присутствие не нужно; когда детей следует предоставить самим себе, чтобы они самостоятельно управляли процессом познания.

На базе нашего детского сада также представлен комплект материалов Фридриха Фребеля, который состоит из двенадцати  комплектов. Они все уникальны по своей сути и каждый заслуживает отдельного рассмотрения. Но так как я работаю с группой раннего возраста, то рассмотрим работу непосредственно с теми комплектами, которые способствуют развитию детей именно раннего возраста (до трех лет). Но так как игровые материалы Фребеля дают возможность использовать зону ближайшего развития (Л.С. Выготский) детей раннего возраста, то в работе также целесообразно использовать материалы для более старшего возраста. Дети успешно справляются с заданиями.

Для примера занятий с «дарами» Фридриха Фребеля рассмотрим первый  комплект образовательных материалов – Мячики разного цвета. В комплекте находятся 6 разноцветных мячиков со шнурками, связанных из шерсти и 6 твердых мячиков.

Образовательные цели данного комплекта :

  • Шар имеет все свойства точки, линии, поверхности и объема. Позвольте детям получить первоначальное чувственное представление о шаре посредством прикосновения, хватания, катания мячей.
  • Представьте детям различные цвета мячей и разное их количество
  • Развивайте пространственное мышление детей

Примеры занятий с этими материалами:

  1.  Этот мячик и мячики

Рекомендуемый возраст:15-18 мес. и больше

Основная цель: обучать детей наблюдать за предметами и сравнивать их. Развитие сенсорных ощущений. Распознавание различных цветов.

  1. Мячики идут домой (схватывание пятью пальцами)

Рекомендуемый возраст: 15-18 мес. и больше

Основная цель: развитие сенсорных ощущений, знание различных цветов, развитие моторики, зрительно-моторной координации.

В ходе игры дети опускают мячи в емкость с широким горлышком (Держа за сам мяч или за шнурок)

  1. Один и много

Рекомендуемый возраст: 15-36 мес. и больше

Основная цель: развитие понимания «один, мало, много», «тяжелый, легкий»

  1. Одинаковое ли количество

Рекомендуемый возраст: 15-24 мес. и больше.

Основная цель: развитие способности поднимать руки вверх горизонтально. Обучение детей способу сравнения предметов. Познакомить детей с числами 1,2, 3,4.

  1. Соответствующие цвета

Рекомендуемый возраст: 18-24 мес.

Основная цель: развитие способности наблюдать. Знакомство детей с различными цветами и нахождение соответствующих этим цветам мячиков.

  1. Второй комплект образовательных материалов Трехмерные фигуры

Свойства материалов: материалы включают шар, куб и цилиндр. В каждой фигуре есть отверстия. У них также имеется держатель, крючок и деревянный столбик, с помощью которых предметы можно вращать. Все фигуры находятся в ящике.

Образовательная цель:

  • Познакомить детей с шаром, цилиндром и кубом.
  • Способствовать восприятию движения шара, цилиндра и куба.
  • Развивать умение наблюдать и совершать открытия.

Примеры занятий с этими материалами:

  1. Что это?

Рекомендуемый возраст: 2-4 года

Основная цель: познакомить детей с кубом, цилиндром и шаром, способствовать развитию наблюдения, мелкой моторики и воображения.

  1. Гоночные автомобили

Рекомендуемый возраст: 2-4 года.

Основная цель: развитие наблюдения, умения увидеть сходства и отличия шара, куба и цилиндра. Научить детей воспринимать свойства шара, куба и цилиндра.

  1. Вращение и изменение

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.

  1. Еще один комплект образовательных материалов –Куб. При чем у Фребеля несколько комплектов с таким названием они отличаются деталями (кубы, параллелепипеды, призмы и др.), их количеством и размерами деталей.

Образовательная цель:

  • Познакомить детей с внутренним строением куба.
  • Способствовать развитию зрительно-моторной координации
  • Познакомить детей с числами
  • Познакомить с соотношение частей
  • Способствовать развитию пространственного мышления детей
  • Познакомить с соотношение частей
  • Развитие наблюдения, воображения и мелкой моторики

Рекомендуемый возраст: от 2 лет и более

Примеры занятий с этими материалами:

  1. Верные друзья куба

Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением

  1. Симметричные соединения

Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами симметрии и с числами

  1. Здания

Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами симметрии, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением

  1. Разрежь на равные части

Основная цель: понимание соотношения частей. Знакомство с числами. Знакомство со свойствами куба.
5.1. Домик маленького медвежонка

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: развитие наблюдения и зрительно-моторной координации.

Еще один комплект образовательных материалов, это плоскостные фигуры.

Плоскости являются важными элементами для построения любого предмета. В ящике представлены следующие фигуры: квадраты, треугольники( равнобедренные, равносторонние, прямоугольные и тупоугольные), круги и полукруги. Эти фигуры разного цвета.

Образовательная цель:

  • Познакомить детей с различными фигурами и цветами
  • Узнать симметричные свойства фигур
  • Способствовать развитию воображения, творческих способностей детей и научить их строить сложные конструкции, используя простые фигуры
  1. Последовательности

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: изучение различных фигур и цветов и сортировка фигур одного цвета в одном месте

Следующий комплект образовательных материалов, это палочки.

Линии являются гранями геометрических фигур. Линии строятся по точкам. Представлены в наборе цветные деревянные палочки длиной 3 см, 6 см, 9 см, 12 см и 15 см.

Образовательная цель:

  • Научить детей сравнивать длину различных линий. Дать представление о том, что самое короткое расстояние между двумя точками – это длина линии, которая соединяет эти две точки
  • Познакомить детей с отношениями между линиями плоскостями. Дать представление о том, что плоскость может быть построена, по меньшей мере, двумя линиями. Угол может быть построен двумя линиями, пересекающимися друг с другом
  • Дать представление о том, что форма (очертания) любого предмета может быть выражена линиями.
  • Развитие зрительно-моторной координации. Учить детей быть терпеливыми.
  1. Расстановка цветных палочек

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: развитие восприятия, нахождение отличий палочек разной длины

  1. Еще один представленный комплект образовательных материалов – дуги.

В ящике находятся круги диаметром 6 см и 3 см, полукруги диаметром 4,5 см и 3 см.

Образовательная цель:

  • Познакомить детей с кругами, полукругами и дугами
  • Познакомить детей с понятием «симметрия»
  • Способствовать развитию детского воображения и креативных способностей
  1. Круг

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: познакомить детей с кругом. Развить их способность фокусировать внимание.

  1. Полукруги

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: познакомить детей с полукругами и связями между дугами и линиями.

  1. Кольца

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: развитие мышления и креативных способностей, знакомство с понятиями «линии» и «дуги»

  1. Еще один комплект образовательных материалов – Сфера, цилиндр, призма

В ящике находятся цветные геометрические фигуры (шарики, цилиндры, полуцилиндры и трехгранные призмы).

Образовательная цель:

  • Познакомить детейс различиями разных форм, цветов, научить распознавать их
  • Развитие зрительно-моторной координации
  • Познакомить с катающимися свойствами шаров
  • Познакомить детей со свойствами круга и полукруга
  1. Разноцветные насекомые

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: познакомить с различными цветами, выложить фигуры в один ряд

  1. Последний комплект образовательных материалов , о котором бы хотелось рассказать, это– доска.

В ящике находится доска с отверстиями, деревянные кнопки и шнурки

Образовательная цель:

  • Познакомить с различными цветами и формами, способствовать развитию зрительно-моторной координации
  • Развитие воображения, умения создавать картинки с помощью кнопок
  • Развитие мелкой моторики и умения распознавать цвета

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что использование этих материалов в играх с дошкольниками и детьми раннего возраста позволяет моделировать важные понятия не только математики, ни и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и другими. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Одна из образовательных целей использования дидактических материалов Ф. Фребеля: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Источник

Анцевич Ольга
Дидактический материал как средство развития познавательной деятельности

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде». Марии Монтессори

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом педагогу помогают правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип развивающих пособий, которым обучающиеся пользуются самостоятельно или демонстрируются педагогом перед всей группой.

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Дидактический материал как средство развития познавательной деятельности

Представленный дидактический материал по художественно-эстетическому развитию позволяет не только формировать сенсорные представления в области цвета,но и ставить перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Разрабатывая и изготавливая дидактический материалучитывались следующие требования:

1. Педагогические. Данная группа требования определяет пригодность дидактических средств для достижения целей образовательного процесса.

Младший возраст: Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Создавать условия для ознакомления детей с цветом. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).Знакомить с некоторыми растениями данной местности: цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).

Средний возраст: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Продолжать знакомить с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Старший возраст:Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2. Эстетические. Определяют соответствие дидактических средств понятию о прекрасном. Дидактический материал выполнен аккуратно, имеет приятные для восприятия вид и форму.

3. Эргономические. Определяют удобство использования дидактического средства. Дидактический материал удобен в хранении и эксплуатации – элементы и карты заламинированы, что позволяет использовать многократно без угрозы размывания красок.

4. Санитарно-гигиенические. Поверхность контактного материала может обрабатываться в соответствии с требованиями СанПина.

5. Экономические. Дидактические материалы обеспечивают максимальную эффективность при минимальных экономических затратах, а также является многофункциональным средством, материалом, допускающим многократное использование при сохранении свойств и т. п.

Развитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материалРазвитие ребенка через дидактический материал

Источник