Развитие ребенка через чтение и письмо

Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.
Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.
Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.
Чем полезно чтение?
- Развивает речевые функции у дошкольников. Причём чтение вместе с ребёнком по ролям расширяет словарный запас куда лучше, чем просто чтение книги вслух.
- Оказывает терапевтический эффект при депрессии. Для повышения психологического благополучия используют такие методики, как библиотерапия.
- Регулярное чтение как хобби улучшает у школьников словарный запас, навыки письма, языковые способности и повышает учебную мотивацию.
- Художественная литература развивает эмпатию и метапознание.
- Регулярное чтение новой информации, требующей осмысления, особенно на иностранном языке, помогает укрепить память и сформировать когнитивный резерв, защищающий от возрастного умственного снижения.
«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»
Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.
Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.
Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.
Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте
Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.
Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.
«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»
Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ
Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.
Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.
Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся
У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.
Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.
«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.
Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.
Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.
Источник
Заремук Сачинет Казбековна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1 им. Ю.К. Намитокова» а.
Понежукая
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Средства массовой информации: компьютер, телевидение, мультимедиа, оказывают огромное влияние на всю окружающую среду, особенно затрагивая созданную человечеством книжную культуру. Несмотря на все достижения, которые есть у человечества благодаря книгам и классической литературе, отношение к книжной культуре меняется не только под воздействием времени, но и из-за влияния новых средств массовой информации на становление и развитие личности.
Любой человек стремится вести диалог с другими людьми эффективно и целесообразно, для чего необходимо владеть грамотной письменной и устной речью. В жизни каждого человека были ситуации, когда употребленное не в той интерпретации или неверно произнесенное слово, создавало преграды во взаимопонимании со своим собеседником, затрудняло общение с ним, либо производило на него нежелательное неблагоприятное впечатление.
Именно правильность устной и письменной речи и создает первое впечатление о человеке у других людей. В зависимости от этого можно узнать о нем многое: уровень образованности, культурное развитие, эрудиция, эстетические и этические установки в отношении языка и речи.
Читательская грамотность, в настоящее время, особенно необходима молодым людям, например сегодняшним школьникам. Им приходится постоянно находиться в условиях соревновательности, принимать участие в отборочных конкурсах (поступление в ВУЗ, приём на престижную работу), и во всем этом решающим фактором может стать читательская грамотность.
У обучающихся на начальных этапах (первый-четвертый класс) довольно небольшой жизненный опыт, из чего и вытекает ограниченность словарного запаса. Речь большинства детей начальных классов состоит из коротких однотипных предложений, не взаимосвязанных между собой. Следовательно, одной из самых главных практических задач учителя начальных классов является обучение детей находить синонимы, антонимы, владеть фразеологическими оборотами, составлять план ответа и правильно строить предложения. В обучении детей устной и письменной речи, результативным инструментом выступают изложения и сочинения, благодаря которым у ребенка формируется структура и стиль речи. Ученик, работая над изложением, самостоятельно выбирает вид изложения текста: повествование, описание или сообщение, изучая, при этом, особенности каждого вида работы. Сочинения учащиеся должны связывать с их личным опытом и наблюдениями за окружающей действительностью. Необходимо научить детей соединять свой жизненный опыт со знаниями, полученными благодаря прочтенной и изученной литературе.
Обучая устной и письменной грамотности, необходимо вести работу от групповых занятий к самостоятельным. Важно учитывать тот фактор, что самым доступным для младших школьников жанром литературы является повествование. Самостоятельная работа помогает развить творческие способности учеников, воспитать волю, усердие, внимательность, настойчивость в достижении поставленной цели, привить «вкус» к поиску необходимой информации и самостоятельным открытиям. Поэтому самостоятельную работу по устной и письменной речи нужно вводить как можно раньше, что позволит ученикам быстро адаптироваться к ней и в будущем быстро преодолевать все возникающие сложности во время работы.
Обучающиеся должны научиться не отходить от выбранной темы, придерживаться составленного плана, правильно строить взаимосвязанные предложения, доводить содержание до логического конца, письменно выражать свое отношение к описываемому. Необходимо уделять должное внимание подготовительным работам при написании изложений (сжатое изложение; изложение, близкое к тексту; выборочные изложения с творческими дополнениями). Также в написании изложений могут помочь следующие упражнения: составление и распространение предложений, восстановление деформированного текста, свободные диктанты, письмо по памяти.
В развитии устной и письменной речи немаловажную роль играет обогащение словарного запаса, уточнение и активизация словаря, что означает усвоение новых слов учениками, углубление понимания уже известных ранее слов, понимание различий между синонимами, умение правильно подбирать антонимы, многозначность слов, фразеологизмы, этимологические значения слов, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления в определенном контексте, развитие культуры речи, то есть правильное расставление ударений и произношение слов.
Раскрытие значения слова через его морфологический состав – это решение проблемы, заинтересовывающей детей, развивающей их мышление.
Для того чтобы обучающиеся эффективно воспринимали информацию их нужно заинтересовать в процессе получения новых знаний, сделать это можно с помощью предоставления разнообразных видов работ, эмоциональности, яркости материала, содержательного урока, который вызывает самостоятельный поиск у ребенка. Заинтересованность и занимательность в работе повышают работоспособность ребенка. Например, если в процессе обучения давать детям больше ребусов, то их интерес возьмет вверх над их усталостью, помимо этого ребусы могут помочь ученикам в усвоении орфографии.
Использование загадок в процессе урока может помочь в активизировании мышления ребенка, благодаря тому, что именно загадки призывают детей наблюдать за окружающим миром.
Скороговорки развивают фонематический слух ученика, правильное произношение звуков, дикцию, выразительность и темп речи.
При помощи анимированных интерактивных игровых упражнений обучающиеся изучают разновидность текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Учитывая тот факт, что большинству детей нравятся интерактивные игры, в процесс обучения можно ввести интерактивный тренажер (Уроки Кирилла и Мефодия). В данном курсе изучаются виды словосочетаний, второстепенные члены предложений, вводятся понятия сложного предложения, прямой и косвенной речи.
Письмо по памяти способствует развитию памяти и орфографической зоркости, что имеет большое значение в начальной школе для развития письменной и устной грамотности.
Начиная новую тему, ученик не должен заучивать теорию и научные термины. Нельзя предоставлять теоретический материал детям как догму. В процессе подачи и закрепления материала, учителю нужно провести подготовительную работу, в которой ученик будет выступать не объектом обучения, а субъектом учебной деятельности. Учитель должен сформировать проблему, поставить ее перед учеником и ждать пути разрешения этой проблемы от ребенка, при этом, поощрять его собственное мнение, точку зрения, оригинальный замысел и отклонения от образца.
Кроме вышеперечисленных основных задач, на которые учитель должен обратить свое внимание, ему также необходимо найти разнообразные виды работ, заданий, которые будут прививать детям интерес к чтению, призывать их эффективно участвовать в социальной жизни и развивать грамотность чтения, что выступает главным условием социализации учащихся. Учителю нужно подбирать задания под индивидуальные особенности детей, так как одной из причин нежелания обучаться чему-то новому у детей является то, что на уроке ученику со слабыми знаниями предлагаются задания, к которому он еще не готов, а ученик, который обладает достаточными знаниями, быстро сделав это задание, скучает. Чтобы избежать такую ситуацию, детям необходимо предоставлять возможность выбора заданий по своим силам. Введение поуровневого обучения поможет гуманизации образования, индивидуального развития творческого потенциала обучающихся с учетом их интересов и способностей. Поуровневое образование представляет собой подбор заданий таким образом, что при единой познавательной цели и общем содержании, они имеют отличия в степени трудности, а учащиеся к достижению единой цели идут разными путями.
Меняются дети, условия и требования, предъявляемые к образованию, поэтому, в настоящее время, учитель должен не только вооружить учеников определенным набором знаний, умений, навыков, но также помочь каждому проявить в полной мере свои индивидуальные способности, развить творческий потенциал, инициативу и самостоятельность.
Развивать функциональную грамотность в начальной школе через чтение и письмо нужно с учетом психологических особенностей детей. Однако не стоит каждую встречу с наукой превращать в праздник и игру. Трудность педагогов начальной школы заключается в том, что обучать необходимо с самых азов, но учить нужно не «полнауке», а всей науке. Стремясь найти наиболее эффективные и оригинальные методы и приемы обучения, учителю не следует забывать мудрого наставления К.Д. Ушинского: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
Список литературы:
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
- Научно-методическое объединение «Творческая педагогик». Творческие поиски московских учителей начальной школы. – М., 1993.
- Начальная школа: газета. – 2000. – № 47.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.
- Савинова Г.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1998.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 кл.: пособие для нач. и сред. школы. – М.: Аквариум, 1997.
- Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М.: Терра, 1993.
- Энциклопедия детских праздников. – М.: ИД «Пилигрим», 1999.
Источник