Развитие ребенка через арт терапию

Развитие ребенка через арт терапию thumbnail

К сожалению, не все дети развиваются так, как того хотели бы любящие родители. Различные психологические проблемы могут возникнуть у малыша даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.

Суть понятия

Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США после Второй Мировой войны для помощи детям – узникам концлагерей. Неожиданно оригинальные приемы оказались весьма результативными, поэтому данный вид терапии был изучен более детально.

Известно, что произведения искусства помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее дивными звуками, идут в музей и часами стоят, вглядываясь в полотно. То же самое происходит и с ребенком. Но для него необходимо подбирать задания более простые, комфортные по возрасту – например, создать собственное «произведение», в котором в нестандартной форме выразить свои мысли и переживания. Это и есть лечение искусством.

Цель и задачи

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

Задачи методики разнообразны:

  • Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
  • Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
  • Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
  • Раскрытие и развитие творческих способностей.
  • Повышение самооценки маленького «пациента».
  • Реализация эстетических потребностей.
  • Снижение агрессии у «трудных» детей.

Использовать элементы такой терапии можно не только у профессиональных психологов. Даже дома несложно помочь малышу справиться с психологическими проблемами при помощи творчества.

О пользе терапии для дошкольников

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Виды

Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся:

  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);
  • библиотерапия (исцеление при помощи книг);
  • имаготерапия (работа с театральными образами);
  • фототерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия.

В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.

Песочная терапия основана на предоставлении малышу полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало.

Имаготерапия поможет ребенку попробовать себя в новой роли, выстроить и «проиграть» определенную модель поведения, оценить результат, лучше разобраться в себе и своих поступках.

Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными. Вариантов реализации несколько:

  • прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель);
  • придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого;
  • ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста.
Читайте также:  Движущие силы психического развития ребенка в психоанализе

Далее – фототерапия, новое направление, позволяющее малышу не только создать продукт (например, красивый коллаж), но и проявить себя, придумать что-то, украсить свой мир.

Организация занятия

Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями. Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

  • дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
  • ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.

Использовать терапевтические элементы можно дома, не обращаясь к специалисту. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы. Однако в наиболее сложных случаях, когда домашние занятия не дают результата, следует обратиться к специалистам.

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

  • Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
  • Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
  • Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
  • Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
  • Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
  • Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
  • Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.
Читайте также:  Игра для развития ребенка шарики

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Другие виды

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Источник

Известно, что не все методы применимы в психотерапевтической работе с детьми, поэтому для того, чтобы повлиять на мозг ребенка, нужно использовать особые меры воздействия. Арт терапия для детей – это направление в психологии, которое нацелено на коррекцию, реабилитацию и терапию детской психики. Это один из самых безопасных методов в психиатрии и психологии, так как основан на изобразительном искусстве.

Арт терапия – это социально приемлемый способ, который помогает выявить психические проблемы без вреда для ребенка

Арт терапия – это социально приемлемый способ, который помогает выявить психические проблемы без вреда для ребенка

Что такое арт-терапия

Арт терапия – это психотерапевтическая технология, которая корректирует эмоциональное состояние и способствует общему развитию. Существует два вида данного направления:

  1. Для воздействия на психическое состояние детей используются художественные произведения: картины, скульптуры, литература или музыка. Прослушивание классической музыки или чтение произведений великих мастеров помогает избавиться от тревожности, депрессии, апатии, фрустрации и панических атак.
  2. Человек самостоятельно пытается создать произведение искусства: рисует, пишет музыку или лепит. По мнению психологов, этот метод благоприятнее влияет на психику, так как в этом случае задействована фантазия.
Читайте также:  Выготский психическое развитие ребенка скачать

Психотерапевты больше внимания уделяют второму методу арт терапии, такие занятия проходят не только в психологических центрах, но и в детских садах. Педагоги в ДОУ обязательно включают в программу обучения дошкольников арт терапию, так как это помогает раскрыть творческий потенциал и развить умственные способности. Для того чтобы решить психическую проблему, с ребенком должен работать опытный психолог.

Важно! Эта практика показана не только детям, но и взрослым. Арт терапия снимает стресс и избавляет от тревожности, что является главным для внутренней гармонии современного человека.

Принцип арт терапии – выразить свое «Я» в образе на бумаге

Принцип арт терапии – выразить свое «Я» в образе на бумаге

Чем помогает детям

Основная цель терапии с помощью искусства – это создание благоприятной среды для нормального развития психики человека, начиная с дошкольного возраста. Арт терапия в работе с детьми решает следующие проблемы:

  • Помогает расслабиться и избавиться от эмоционального напряжения;
  • Дает возможность развивать позитивный эмоциональный фон;
  • Развивает моторику рук и умственные способности: креативность, мышление, речь;
  • Прививает интерес к творческим деятельностям;
  • Помогает преодолеть комплексы и фобии;
  • Занятия в группе с другими детьми развивают уверенность и коммуникабельность.

Стабилизация психики при помощи создания собственных произведений используется при работе с детьми с ОВЗ. Этот метод применим в специальных образовательных учреждениях при задержке умственного развития, проблемах адаптации в социуме, аутизме, различных нарушениях зрения, слуха и речи. Арт терапия помогает компенсировать ограниченные возможности и открыть в себе талант. Доказано, что после занятия у аутиста снижается уровень тревожности, пропадают страхи, и падает уровень агрессии.

Данный метод помогает передать состояние души ребенка и его переживания

Данный метод помогает передать состояние души ребенка и его переживания

Виды арт-терапии для ребенка

К самым известным видам терапии относятся:

  • Изотерапия – это влияние на психическое состояние человека с помощью создания художественных образов. Это может быть рисование карандашами, фломастерами, красками, песком, углем, глиной или тестом. Рисунки можно создавать на любой поверхности: на бумаге, стекле, стене или полу. Заниматься этой практикой можно как малышам, так и подросткам;
  • Мандалотерапия – это закрашивание фломастерами или ручками специальных узоров, которые называются мандалами. Создать пестрый узор можно самостоятельно или заполнять раскраску;
  • Чтение сказки – этот вид терапии подразумевает чтение сказки в классе и выбор понравившегося персонажа. После прослушивания человек должен нарисовать любимый отрывок и выбрать персонажа, на которого, по его мнению, он похож. Далее необходимо сыграть роль выбранного персонажа. Это поможет лучше усвоить нравственный урок, который преподносит сказка, и глубоко осмыслить проблемную ситуацию;
  • Лепка фигурок из песка направлена на развитие моторики рук и обогащение фантазии. Этот вид относится к свободному искусству, поэтому стрессы во время лепки исключены;
  • Анимация позволяет ознакомиться с различными видами искусства и не мучиться, выбирая одно направление. Психологи рекомендуют данный метод, так как участие в создании целого мультфильма дает детям чувство значимости, вызывает исключительно положительные эмоции и пополняет список достижений с раннего возраста.

При выборе метода нужно ориентироваться на возраст: чем старше дитя, тем сложнее идти с ним на контакт, особенно, если речь идет о подростках. Например, если дитя настроено скептически, можно попробовать поиграть в игру «Каракули». Для этого нужны лист бумаги и ручка. Подросток должен нарисовать каракули на бумаге, потом сказать, какие образы он видит. Это поможет обнаружить проблемы, которые сидят глубоко в подсознании.

Спонтанные рисунки помогают гармонизовать психическое состояние человека

Спонтанные рисунки помогают гармонизовать психическое состояние человека

Отличие от обычного творчества

Чем отличается арт терапия от обычного курса по рисованию? В школе или садике человека окружают стереотипами и не позволяют выплеснуть придуманные образы на бумагу. Несмотря на усердные занятия, фантазия ребенка не развивается, так как нет возможности поэкспериментировать. На занятиях арт терапии ребенок приобретает бесценный опыт и развивает в себе навыки рисования, пения, актерского мастерства или написания музыки. Обычное творчество и терапия при помощи художественных образов очень похожи, но цели у них разные. На сеансе человек сам выбирает, что рисовать, и тем самым высвобождает творческую энергию. Кроме того, рисуночная терапия всегда дополняется игрой, анимацией, чтением или прослушиванием музыки. После занятия ребенок не услышит критику или оценку по поводу работы.

Важно! Главное отличие арт терапии от рисования – это отсутствие правил. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать. Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения.

Видео

Источник