Развитие ребенка буква ц для детей

Развитие ребенка буква ц для детей thumbnail

Анна Смирнова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Задачи:

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

– познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

– закрепить навык произношения звука [ц];

– умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

– упражнять в определении места звука в слове,

– познакомить с буквой «Ц»;

– закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

– совершенствовать навык чтения.

– Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

– развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Ход.

Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

Отгадывание загадок.

– А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

«Очищают окна,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.»(Цветы)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад. –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

– Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

– Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

– Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

– Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

– Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).

– А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

– Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Внимательные ушки».

– Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Теперь в слогах:

На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

В словах:

Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Определение места звука в слове.

Звуков много мы узнали,

Добрались до звука Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

В середине и в конце.

– в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

– в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, огурец, колодец.

Физ. минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Знакомство с буквой Ц.

– У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

– Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Написание буквы Ц в воздухе.

– Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

– А теперь напишите букву Ц на столе.

Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Ц.

– Напишите букву Ц по точкам в слоговом шарике, а затем самостоятельно в шариках перед гласными. (один ребёнок выполняет это задание у доски и все вместе читают слоги в шариках, затем индивидуально)

– Работа в тетради. Буквы рассыпались, но надо каждую букву написать в свой квадрат и прочитать слова, а помогут выполнить это задание картинки вверху. (один ребёнок выполняет это задание у доски и вместе проверяют).

Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Украшение – украшеньице

– Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)

– С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?

Источник

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности        

по знакомству с буквами в старшей группе

детского сада «Светлячок» п. Калашниково

Воспитатель:  Королёва Зинаида Андреевна

Тема: Звук [Ц]  и буква «Ц».

Направление: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип НОД: интегрированное  

Цель: познакомит с новым звуком «Ц», его характеристикой .

Программное содержание:

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивающие задачи:

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Оборудование:

Мяч.

Раздаточное:  карточки для индивидуальных заданий, счетные палочки.

Демонстративное: картинки с изображением буквы Ц и изображения предметов и животных со звуком [Ц] .

Ход занятия.

Ребята. Я хочу рассказать вам одну сказку.

«В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются?  (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки, ни гу-гу!…

          Цветёт у птенчика цветок_

          Цветёт на паре тонких ног.

          Цветок пушист и звонок…  

Читайте также:  Материал для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений

          Цветок, ты кто? – Цыплёнок!

                       Циркач умеет гарцевать,

                       Зверей и птиц дрессировать,

                       И на трапеции вертется,

                       И на канате танцевать!

– И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ц. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. А начнём наше путешествие с игры «Четвёртый лишний». Из четыре названных слов (картинки) выделить лишнее и объяснить почему.

1 Свинья, собака, заяц, кошка.

2 Груша, апельсин, яблоко, огурец.

3 Щенок, козлёнок, телёнок, циплёнок.

4 Полотенце, рубашка, платье, брюки. – Какой звук есть в словах, которые оказались лишними? (Ц).

– Послушайте сказку:

– Однажды в город пршла незнакомая буква. У неё был острый коготок. Когда буква шла по каменной дорожке, коготок звонко цокал: ц-ц-ц!

Вот и имя у тебя есть, – встретили её жители города Букв, – Буква Ц.

– Давайте произнесем звук Ц.

Характеристика звука Ц – согласный, глухой, свистящий, твердый.

 Знакомство с буквой.

– Звук Ц обозначается буквой Ц.  (показать изображение буквы Ц).

А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково» ( с мячом).

Мыло – мыльце.

Одеяло – одеяльце.

Окошко – оконце.

Блюдо – блюдце.

Масло – маслице.

Корыто – корытце.

Сало – сальце.

Книжка – книжица.

Дверь – дверца.

Д/и «Составь предложение».

А теперь вам нужно придумать предложение по картинке из трёх слов.

На первой картинке – птенец сидит в гнезде.

На второй  – курица гуляет с цыплятами.

На третьей – бабочка сидит на цветке.

Дети придумывают предложения и называют первое, второе и третье слово в предложении.

Д/и «Определи место положения звука Ц в слове». (цветок, огурец, цапля, скворец, курица, умница, цирк, циплёнок).

Д/ «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц».  (сова, хомяк, цапля, кот, курица, еденица, ракета, яйцо).

В следующем задании вам нужно выбрать из картинок  в карточке слова, в которых есть звук Ц и обвести эту картинку карандашом. (каждый ребёнок выполняет задание на карточке).

-Давайте проверим, какие картинки вы обвели. (дети называют картинки, которые они обвели).

– Молодцы!

Давайте еще раз посмотрим на изображение буквы Ц и что бы лучше запомнить её, выложим букву Ц из палочек. (дети выкладывают букву из палочек)

-Молодцы!

А теперь давайте попробуем напечатать букву Ц в тетрадях. (воспитатель показывает, как печатается буква, дети обводят по точкам, затем пробуют самостоятельно).

Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятие? Что понравилось больше всего?  А может что – то вам показалось сложным? Запомнили букву «Ц»?

У меня есть для вас вот такая буква Ц, которая хочет, чтобы вы её сделали красивой. (раскраска).  

Источник

Как познакомить с буквой Ц? Вариант №1.(здесь)
Отгадай загадку! 
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглёры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех весёлый.
/Цирк/

Где всё это происходит? Правильно, в цирке! С какого звука начинается это слово? (со звука “Ц”).
Какой это звук – звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко и определите! Да, глухой. И он всегда звонкий.

Мы с этим звуком можем поиграть!
1) Давай изобразим, как стрекочет кузнечик! “Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц” (звук произносится отрывисто)
2) А теперь покажем, как девочка просит не шуметь детей! “Ццццццццц! Тихо! Не шумите!”

Послушай (прочитай) рассказ о цирке.

“Цирк”
В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зритеоей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец.

Задания по тексту:
1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова)! (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец)

Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
( хлопают).

Как познакомить с буквой Ц? Вариант №2. (здесь)
Отгадай загадку!
“Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!”
/Цыплёнок/

С какой буквы начинается это слово? Сколько слогов? На какой слог ударение?

Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце.

Покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

Давай прочитаем слоги!

= АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ
= ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ

Прочитаем слоги! (здесь)

А теперь сочиним из них рассказ! (.ppt) (здесь)

Цыплёнок вылупился из яйца, посмотрел вокруг и удивился: “Ац-оц-уц, иц-оц, ац!” Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер (дети показывают). Цыплёнок испугался: “Ца-цо-цу!” (вырази на лице испуг). Курица успокоила его: “Ца-цо-цу” (произнеси более низким голосом). Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом. Цыплёнок успокоился и улыбнулся: “Ци-ци-ци”.

Выложим букву Ц из кофейных зёрен!

Найди слова на букву Ц (здесь)

Фонематический “диктант”. Я продиктую звукосочетания, а ты запиши только согласные звуки. (здесь)
=Ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси

Слови звуки, хлопнув в ладоши! (здесь)
=1) Б, М, Ц, Г, К, О, Ц, В, П, Ц, С
=2) Ац, ам, ок, уц, ып, иц, му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо
=2б) ца, са, за, зу, ща, цо, цу, цы, зи, зо, си, щи, ац
=3) арка, марка, цифра, цапля, домик, танец
=3б) кольцо, колесо, пылесос, акация, цифра, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз
=3в) ножницы, щука, птенцы, цена, сундук, циркуль, дождик, чеснок, медведица, салат, продавец, стул, стол, полотенце, кузнец, птенец

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 3 лет литература

Найди спрятанные буквы Ц! (здесь)

Добавь недостающий элемент буквы Ц! (здесь)

Раскрась только те цветы, на которых изображена буква Ц!  (здесь)

Найди в буквенной цепочке слова с буквой Ц! (здесь)

Ответы: (1) венец, цирк (2) перец (3) спица, лисица (4) царь (5) курица (6) цемент, рубец

Угадаем слово из перепутанных слогов! (подсмотрено здесь)

= руц-пе (перец)

= ты-цве (цветы)

= цы-ов (овцы)

= ца-пти (птица)

= рец-дво (дворец)

= вец-пе (певец)

= рец-скво (скворец)

= яц-за (заяц)

Словесная игра “Закончи словечко” (здесь)

= ули.. (ца)

= сахарни.. (ца)

= пугови.. (ца)

= больни.. (ца)

Букву вставляй – слово получай! Прочитай слово, которое обозначает… (здесь)

= умни.а

= ов.ца

= сини.а

= модни.а

= кури.а

= пугови.а

==домашнее животное

== название зимующей птицы

== девочку, которая любит наряжаться

== похвалу

== название домашней птицы

== то, что можно пришить

Словообразование с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ц- (игра с мячом) (здесь)
мыло – мыльце
тело – … (тельце)
одеяло – … (одеяльце)
дело – …. (дельце)
зеркало – … (зеркальце)
сало – … (сальце)
болото – … (болотце)
шило – … (шильце)

Измени слово так, чтобы в еём появился звук “Ц”! (здесь)
= слово – словцо
= письмо – письмецо
= окно – оконце
= дно – донце
= платье – платьице
= вода – водица
= девочка – девица
= метель – метелица

= учитель – учительница
= воспитатель – воспитательница
= художник –
= мастер –
= танцор –
= ученик –
= проводник –
= читатьель –

= плавает – пловец
= поёт – певец
= куёт – кузнец
= хитрый – хитрец
= умелый –
= удалой –
= глупый –
= молодой –

Определи, с какими слогами надо соединить эти слова?

ЦА, ЦО, ЦЫ

= Царица, яйцо, пальцы, крыльцо, цапля, кольцо, цыплёнок, птица, лицо

Буква Ц прописью (здесь)

Печатная буква Ц (здесь)

Обведи контур буквы Ц

Рабочий лист

Рабочие листы (взяты здесь)

Рабочий лист из серии “Говорим правильно”

Чтение предложений с добавлением слов (здесь)

Определи, в какой части слова слышится звук “Ц” и закрась синим цветом соответствующие клеточки (здесь)

Найди буквы Ц (здесь)

Среди буквенного текста спрятались слова. Найди их! (здесь)

= матрацдетиыдргзаяцжалророРомажизньлпорталдыдлло

= впаумелецжольдрлозаяцэфжплпыллростарыйэрдолхэпх
= зещншэтотдылаорпщешнхцщкзовутопрпросторжыдопр

Пройди по буквам Ц (здесь)

Наша модница овца

Жить не может без кольца.

Помоги к нему добраться,

Среди букв не потеряться.

В раскраске ребёнку нужно найти те слова, где встречается буква Ц (увидела здесь)

Закрась жёлтым карандашом все участки с буквой Ц (здесь)

Сказка со словами с Ц (здесь)

Ответь на вопросы!
1) Сколько цыплят было у мамы-курицы?
2) Как звали самого маленького цыплёнка?
3) Что увидел цыплёнок, когда собирал цветы?
4) Куда чуть не упал Цып?
5) Как мама-курица наказала Цыпа?
6*) Назови все слова со звуком “Ц”!

Словесная улитка
Интересеую идею ищите у Рыбицкая Елена Викторовна

Соедини предложения с картинкой (взято здесь)
1) Витя пасёт овец возле мельницы.
2) Курица с цыплятами гуляет возле крыльца.
3) Кузнец в кузнице ковал цепь.
4) Воду достали из колодца.

Работа с рисунком (взято здесь)

– Как можно назвать одним словом всё, что изображено на рисунке? /Продукты/
– Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука “Ц”, зачеркните этот продукт.
= В чём подают сахар? (сахарница)
= В чём подают масло? (маслёнка) –зачеркнуть
= и т.д.

Графический диктант “Цветок” (здесь)

Стихотворение (взято здесь)
Рос на грядке огурец.
Жил на дереве скворец.
Тот скворец был мудрец.
Он хотел съесть огурец.
Прилетела вдруг синица:
– Мне нельзя здесь поживиться?
Склевали вместе огурец.
И стихам нашим конец.

П.С. Можно здесь почитать про логопедические занятия и автоматизацию звука Ц:
1) источник №1
2) источник №2 (можно скачать презентацию на автоматизацию звука Ц)
3) источник №3 (!)
4) источник №4

Логопедический массаж (здесь)

Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.
Массаж пальцев рук:

«РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
( растирание ладоней и пальчиков)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики»

Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
Массаж:
– массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
– массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
– массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
– массаж шеи.

Физкультминутка (здесь)

Зайцы

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд. ,

Источник

По достижении 4-летнего возраста большинство детей умеет выговаривать свистящие звуки, такие как «Ц». Некоторым требуется помощь логопеда. Автоматизация звука «Ц» происходит посредством занятий, основными элементами которых являются упражнения на повторение слогов и слов с изучаемым звуком.

Изучение буквы Ц в картинках

Ребенок может находить предметы, названия которых содержат букву Ц и произносить их.

Способы постановки звука «Ц»

Существует несколько способов постановки «Ц». В процессе изучения специалист подбирает логопедические занятия индивидуально для каждого ребенка.

  1. Постановка «Ц» по подражанию с применением игровых ситуаций. Игра «Не разбуди малютку»: поднести палец ко рту и произнести «Тише, тише, малютка спит в своей кроватке. Не разбуди его, т-с-ц-ц-ц!». Игра «Покорми цыпленка!»: предложить ребенку повторить «Цыпленок, цып, цып, цып!».
  2. Механический способ заключается в использовании вспомогательного предмета. Часто для этих целей применяется чайная ложка. С ее помощью необходимо придерживать кончик языка за зубами в момент, когда ребенок пытается произнести звук «Ц». При этом язык должен принять форму горки, его кончик упирается в нижние резцы, а спинка касается верхних зубов и верхнего неба.
  3. Постановка «Ц» от опорных звуков. Этот способ применяется в случае, когда дошкольник умеет произносить звуки «Т» и «С». Взрослый просит ребенка в быстром темпе использовать их. Повторять такое произношение несколько раз.
Читайте также:  Программы для развития ребенка год

Правильная артикуляция

Схема произношения С и Ц

Схема артикуляции звука Ц и С.

При правильном произношении «Ц» кончик языка делает упор в нижние резцы. Его тело выгнуто, спинка смыкается с небом, а края находятся в напряжении. Когда воздушный поток выходит изо рта, происходит мгновенное размыкание языка и неба. В этот момент кончик языка немного отдаляется от нижних зубов, тем самым усиливая струю выходящего воздуха.

Губы принимают положение растянутой улыбки. При проговаривании слов, содержащих прямые слоги со звуком «Ц», например «овца цо цо цо», зубы размыкаются.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом. Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.

Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.

Упражнения для языка

  1. «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
  2. «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
  3. «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
  4. «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
  5. «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.

Слова содержащие букву Ц

Упражнение в котором ребенок повторяет слова с буквой Ц за взрослым.

Для губ

  1. «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
  2. «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.

Для развития выдоха

  1. «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
  2. «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Важно использовать на занятиях игры, поскольку в игровой форме процесс обучения проходит эффективнее.

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Карточка со слогами на букву Ц

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Исправить этот дефект речи поможет чайная ложка, с помощью которой необходимо придерживать язычок за нижними зубами.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Общие рекомендации

Как правило, дети к 3-4 годам начинают использовать в своей речи свистящие звуки. Если этого не происходит, нужно прибегнуть к помощи специалиста или попробовать самостоятельно исправить эту проблему посредством артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений.

Нельзя пускать на самотек проблему дефекта речи ребенка, поскольку неправильное произношение звуков отразится и в написании (дисграфия).

Занятия нужно подбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты рекомендуют заниматься каждый день по 5-10 минут, тогда результат не заставит себя долго ждать, при этом ребенок не будет переутомляться.

Источник