Развитие ребенка буква а скачать

Развитие ребенка буква а скачать thumbnail

Тема: «Звук и буква А».

Цель: познакомить со звуком А, закрепить понятие «гласный звук».

Задачи:

1. Продолжать учить выделять гласный звук [А] из состава слогов, слов и предложений, и обозначать его буквой, автоматизировать звук [А] в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать мышление, внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, фонематический слух и восприятие.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: картинки на заданный звук, кукла, схемы звукового анализа и предложения, карандаши, рабочие тетради.

Ход НОД:

1. Организационый момент: Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А –а-а…)

Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)

Бабушка плохо слышит. Как она переспрашивает внучку? (А?)

С какого звука начинаются слова: аист, адрес, арбуз, абрикос, азбука, аквариум?

Везде мы произносим звук А.

2. Сообщение темы занятия:

Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком А и учиться его правильно произносить. А как же получается звук а, как мы его с вами произносим?

Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук а – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, он не встречает преграды.  Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Гласные звуки мы будем обозначать обозначаем красным цветом – красным квадратом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном вагончике.

Сегодня мы будем с вами много произносить слов со звуком А.

3. Игра «Доскажи словечко»

Кто-то побывал в огороде, откусил и проглотил кусочек морковки, луковки, редиски. и получилось, например морковк… вместо морковка. Я расскажу, как звучат слова без кусочков, а вы произнесите слова правильно : луковк…, редиск…, малин.., картошк.., земляник…, клубник…

4. Есть много слов, в которых звук А находится не в начале, не в конце, а прячется в середине слова. Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А:

Лу-у-ук, лак, мак, бок, бак, сом, сам, ток, так.

5. Игра «Один и много»

Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе. (например : окно – окна)

Дом – дома;Лицо – лица;Поезд – поезда;Стекло – стекла;Рог – рога;Глаз – глаза;Жеребёнок – жеребята; Доктор – доктора;Ребенок – ребята ;Котёнок – котята;Ведро – ведра;Яйцо – яйца;Кольцо – кольца; Слонёнок – слонята.

6. Игровое упражнение «Кто больше?»

1. Придумайте слова, в которых звук А был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

7. Физминутка

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону)

Аист отвечает : «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой)

Шагни правой ногой, шагни левой ногой,

вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

8. Игра «Закончи предложение словом со звуком А»

На поле расцвел…

Грызет орешки…

Мы купили круглый…

На крыше дома свил гнездо…

9. Знакомство с понятиями: звук (а) и буква «А»

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

или

А – начало алфавита.

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

10. Звуковой анализ слова: АИСТ

11. Составление предложения: Папа купил большой арбуз.

12. Работа в альбоме № 1 О.С. Гомзяк, стр. 2.

13. Итог занятия: Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли? С какой буквой? Каким цветом обозначаем?

Источник

ЗВУК  И  БУКВА «А»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «А» – поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как плачет, кричит девочка? А-а-а – показывают горло врачу (качаем малыша, поет певица).

Б) Упражнение «Хлопни на звук «А»:

А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А.

2) Назови слова на звук «А»:

    Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, антенна, аппарат, апрель, аптека, аппетит, армия, аромат, асфальт, атрибуты, аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан. 

3) Назови имена на звук «А»:

     Аня, Алеша, Андрей, Алиса, Анжелика, Алёна, Антон, Артем, Артур, Алина. 

4) Назови слова, в которых звук «А» в конце:

     Зима, снежинка, книга, сосна, ветка, сорока, ворона, синичка, сова, береза, кукла, ручка, бочка, лиса, картина, зайчиха.

5) Запомни слова, в которых звук «А» в середине слова:

Читайте также:  Как помочь физическому развитию ребенка

     Сад, мак, шкаф, кран, лак, шарф, рак, шар, зал, жар, краб, чай, флаг, сам, плащ.

 6) Придумай слова, в которых звук «а»:

     В начале:  август, астры, аист …

     В середине:  сад, батон, кулак, ладонь, мак, …

     В конце слова:  сестра, голова, груша, …

7) Назови овощи и фрукты, в которых есть звук «а»:

     Алыча, капуста, баклажан, …

8) Каких зверей лечил Айболит? (назвать только тех из них, в названии которых есть звук «а»):

     Зайка, лиса, …

     Какие фрукты, имеющие в названии звук «а», растут в Африке?  (апельсины, бананы, …

     Какие лекарственные растения ты знаешь?  (малина, мята, липа, ромашка, …

9) Ответь на вопросы, слова на звук «а»:

     Кто это?  (аист, Аня, артист, англичанин, американец, …

     Что это?  (арбуз, альбом, абажур, автомат, …

10) СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОРОТКИМ СЛОВОМ «А» (используя в предложении слова на     звук «а»).

Аня рисует, а Андрей читает.

Мама купила арбуз, а бабушка купила апельсины. И т.д.

12). ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

     Всех на свете он добрей,                                                    Чтоб тебя я повез,

   Лечит он больных зверей,                                                  Мне не нужен овес.

   И однажды бегемота                                                           Накорми меня бензином,

   Вытащил он из болота.                                                       На копытца дай резины,

   Он известен, знаменит,                                                       И тогда, поднявши пыль,

   Это доктор … (Айболит).                                                   Побежит … (автомобиль).

13). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

    Стою на крыше –                                                                К нам приехали с бахчи

    Всех труб выше.                                                                 Полосатые мячи.

                            (Атенна)                                                                                  (Арбузы)

14). ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Астра, азбука, айва.                                                      Б) Что везешь, автомашина?

     Начинаются на «А»;                                                          Всё, что есть на гласный «А».

     И кончаются на «А».                                                         Вот арбузы, апельсины,

     Астра, азбука, айва.                                                           Абрикосы и айва.   

В) Пословицы и поговорки:                                                  Г) Скороговорки:

     «Азбука – к мудрости ступенька».                                           «У Аграфены и Арины растут георгины».

     «Аккуратность человека красит».                                            «Алеша Ульяне сигнал подает,

     «Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут».                    Ульяна услышит – Алешу найдет».

Д) Считалки:

            – Аист-птица, аист-птица,                                                         Мы делили апельсин,

            Что тебе ночами снится?                                                          Много нас, а он один.

            – Мне? Болотные опушки!                                                        Эта долька – для ежа,

            – А еще?                                                                                      Эта долька – для стрижа,

            – Еще? Лягушки!                                                                        Эта долька – для утят,

            Их ловить – не изловить…                                                       Эта долька – для котят,

            Вот и все!                                                                                    Эта долька – для бобра.

            Тебе водить!                                                                               А для волка… кожура.

                                                                                                                 Он сердит на нас – беда!!!

                                                                                                                 Разбегайтесь кто куда.                                                      

Е) Стихотворение про букву:

                                                                  А – начало алфавита,

                                                                  Тем она и знаменита.

                                                                  А узнать ее легко:

                                                                  Ноги ставит широко.

Ё) Сочиним сказку:

                                                                               З а й к а

       На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть.  (Заяц.)

                    У него был огород, где он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи?  (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей – зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки?  (Машина, кукла, пирамида и т.д.) Зайчатки были рады.   

Игры для закрепления темы “Звук и буква “А”

Игра “Найди пару”. Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук [А]. 

Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

Игра “Найди звук А”.  Цель: упражнять в умении находить позицию звука [А] в слове (в начале, в середине, в конце).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Источник

Вы можете скачать и распечатать любые из представленных материалов на данной странице. Прописи для дошкольников, малышей и школьников распределены на категории, что значительно упрощает выбор.

Выберите из списка те прописи, по которым вы хотите, чтобы занимался ваш ребенок. Скачайте в удобном для вас формате, либо распечатайте их прямо с нашего сайта.

Выберите прописи по алфавиту

Прописи для дошкольников – буквы и цифры

Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.

Русский алфавит с заданиями

Прописи для детей 5-6 лет

Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.

Читайте также:  Я и мир центр развития ребенка

Прописные буквы от А до Я

Прописи для детей 6-7 лет

Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.

Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.

Прописи по точкам

Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.

Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.

Прописи для школьников

Такие прописи часто запрашивают в школе, чтобы дать те самые азы, которые так необходимы ребенку на начальном уровне обучения. Многие родители принимают решение приобретать дополнительные тетради, чтобы улучшать навыки ребенка дома. В любом случае, такие прописи дают все необходимые базовые знания, которые станут фундаментом в обучении ребенка грамоте и счету.

Прописи для 1 класса

Прописи для первоклассников можно смело назвать основными тетрадками в начальной школе. Задачей ребенка является научиться писать красиво и быстро. Для малыша такое задание кажется непреодолимо сложным. Времени в образовательной программе первого класса на прописи отводят очень мало.

Прописи содержат много картинок, которые делают обучение легче и помогают отвлечь внимание ребенка, когда в этом есть необходимость, от сложной задачи – обучения элементов строчных букв.

Прописи для малышей

Для малышей в возрасте 2-3 лет подойдут прописи, который помогут освоить азы письма и математики. Издания рассчитаны на развитие мелкой моторики детской ручки, подготовки ее к письму. Ребенку в тетрадях 3+ нужно будет научиться проводить линии, штрихи, закрашивать изображения так, чтобы не заходить за его границы.

Печатные буквы для малышей

Младшая группа детей в возрасте 4+ лет уже куда более усидчива и немного лучше воспринимает процесс обучения. Рабочая тетрадь для них содержит разнообразные поучительные, но увлекательные упражнения, которые помогут освоить основные навыки, обучат ребенка правильно писать.

Чтобы будущему ученику было проще писать буквы и цифры, в заданиях даются ориентиры в виде точек, которые помогут соблюдать необходимое расстояние и выводить элементы правильно, под нужным углом.

В 5 лет ребенок уже сможет легко учить буквы и совершенствовать свои навыки письма и счета. Средняя группа прописей уже основана на такой форме занятий, которая поможет вызвать у малыша интерес к учебе. Задания основаны на развитии не только мелкой моторики, но и на координацию движений руки.

В прописях есть упражнения, в которых нужно дополнить узор, дорисовать сказочного героя по контуру, найти буквы в изображении и т.д. Такие педагогические приему всегда интересны детям, поэтому процесс обучения будет проходить легко и не принужденно.

Источник

елена матвейченко
Занятие №1 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению «Звук [А], буква «А»

Занятие №1

Тема: Звук А, буква А.

Цель: помочь детям услышать и выделить звук «А» в словах, упражнять в произношении звука с разной силой голоса, назвать и запомнить слова на «А»; познакомить с графическим изображением звука «А»буквой «А», учить правильно обводить букву «А», находить букву среди других букв, запомнить месторасположение буквы «А» в кассе букв, разучить стихи про букву «А»; обогащать словарь детей словами: абрикос, ананас, аквариум, касса букв.

Оборудование:

Демонстрационный материал: игрушки или картинки с изображением аиста, автобуса, акулы; большая печатная буква А; картинки с изображением «веселой» буквы А; карточка (или изображение на доске) для показа обводки буквы А, цветные маркеры или мелки.

Раздаточный материал: карточки 1 с изображением предметов на звук А (аист, автобус, акула, апельсин, абрикос, арбуз, ананас, аквариум); карточка 2 с изображением буквы А печатной и «веселой»; буква А; кассы букв; фломастеры.

Ход занятия:

I часть

Педагог: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними познакомимся. Первым в гости прилетел аист.Поздороваемся с ним: «Здравствуй, аист!»

– Второй гость приехал – это автобус.Поздороваемся и с ним: «Здравствуй, автобус!»

– Третий гость к нам приплыл – это акула.Поздороваемся: «Здравствуй, акула!»

Читайте также:  Роль детского экспериментирования в развитии ребенка

-С гостями мы познакомились, поздоровались и теперь они хотят с вами поиграть. Вы помните,что все гости добирались к нам по разному: аист – прилетел, автобус – приехал, акула – приплыла.Игра такая: я называю слово, которое обозначает как добирался к нам гость, а вы называете этого гостя. Внимание! Кто приехал?

Дети отвечают: Автобус!

– Кто приплыл?

Дети: Акула!

– Кто прилетел?

Дети: Аист!

– Хорошо поиграли,а сейчас гости просят вас отгадать загадку: «С какого звука начинаются слова – а-а-аист, а-а-автобус, а-а-акула?»

Дети называют звук «А».

– Ребята, мы услышали этот звук ушками, «поймали» его и теперь можем этот звук пропеть долго и протяжно.

Дети поют: А-а-а-а!

– Можем пропеть его громко: А-а-а!

– Можем пропеть его тихо: А-а-а-а…

– Можем прокричать его коротко и отрывисто: А!

– Вот и познакомились мы со звуком А. Помогли нам в этом наши гости – аист, автобус, акула. Гостям у вас очень понравилось и они дарят вам свои фотографии.

Дети берут карточку 1 и рассматривают все рисунки, называют то, что нарисовано. Педагог обращает внимание детей на то, что там не только аист, автобус и акула, но и другие предметы на звук А – апельсин, абрикос, арбуз, ананас, аквариум. Педагог предлагает детям разукрасить некоторые картинки, а оставшиеся разукрасить дома. Еще раз повторить все слова на А.

Физкультминутка «Автобус»

Педагог: – Ребята, давайте покатаемся на автобусе со звуком А.

Дети выстраиваются друг за другом, первый водитель, остальные двигаются за ним припевая звук А, то тихо, то громко.

II часть

Педагог: – Очень хорошо работали наши ушки – «поймали» (услышали) звук А, а теперь будут работать наши глазки. Потому что, звук А сейчас превратится в букву А, которую мы не только увидим, но и потрогаем, обведём, разукрасим, слепим и выложим из палочек. Закройте глаза.

Педагог выставляет на доску букву А.

Педагог: глазки открываются, буква появляется!

Дети открывают глаза, видят букву А и, по предложению педагога,здороваются с ней: «Здравствуй буква А

Педагог: – Посмотрите, какая большая и красивая буква А! У неё две длинные ножки, а по середине перекладинка. Вот как она пишется.

Педагог пишет на доске букву А,комментируя написание: «Ведем линию вверх, на горку и вниз, с горки, а потом рисуем перекладинку».

Педагог: -А сейчас давайте погладим букву А. Сначала обведём в воздухе ту букву А, которая на доске, но по правилам – поднимаемся на горку, спускаемся с горки и перекладинка. А теперь погладим букву А, которая у вас в тарелочках.

Дети берут букву из тарелочки и обводят её указательным пальчиком правой руки. Педагог проверяет правильность обводки буквы А.

Педагог: Маленькая буква А, которую вы обводили пальчиком очень хочет с вами подружиться и поселиться в своей квартире в большом доме для букв, называться он будет «касса букв».

Дети берут букву и вкладывают в первую ячейку кассы.

Раздается стук.

Педагог: – Кто к нам идёт? (на доске появляются 2 картинки, 1 – с изображением буквы А в виде человечка с расставленными ногами, 2 – в виде ракеты). Это «веселая» буква А, которая рассказывает вам,что:

1. «Букву А узнать легко, ноги ставит широко».

2. «Знает Вова, знает Света «А» похожа на ракету».

Дети повторяют первое стихотворение стоя, широко расставив ноги. Второе стихотворение произносят изображая ладонями полет ракеты.

Педагог: Буква А дарит вам свою фотографию.

Дети берут карточку 2, рассматривают. По просьбе педагога показывают пальчиком большую букву «А», маленькие «А», «весёлую» «А» и ищут букву А которая спряталась на цветочке, на бабочке, на кораблике.

Педагог: – Возьмите красный фломастер – он превращается в «красную машину», которая поедет по дороге буквы А. (Показывает еще раз правила обводки буквы – вверх, вниз, перекладина).

Дети обводят букву А красным фломастером, потом синим, зелёным, жёлтым.

Педагог предлагает забрать домой карточки 1 и 2, разукрасить все рисунки и обвести оставшиеся буквы «А» дома.

Итог занятия.

Дополнительная работа:

1. Штриховка буквы «А».

2. Обводка буквы «А»в игре: «Тот кто букву А, найдёт, тот её и обведёт» (первый вариант – среди картинок, второй вариант – среди других букв.)

3. Слепить из пластилина букву «А».

4. Выкладывание буквы «А» из палочек.

5*. Шнуровка буквы А на полотне, состоящем из рядов дырочек отмеченных разным цветом.

По заданию воспитателя дети должны продевать (снизу или сверху) шнурок в определённую дырочку и протягивать его. Работу лучше проводить индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека.

6. Повторить стихи про «весёлую» букву А.

Источник