Развитие ребенка без детского сада
Прошлый раз я писала о том, так ли на самом деле нужен детский сад ребёнку, как принято считать в современном обществе. Разумеется, решение отдавать малыша в сад или нет, будут принимать сами родители исходя из их желаний, мировоззрения, семейных обстоятельств и материальных возможностей. Но тем мамам, которые твёрдо решили воспитывать своё чадо дома, быть может, будет интересно узнать, как другие женщины вырастили деток без садика. Две мамы из Кишинёва с радостью поделились с нами своим опытом.
Евгения Бартенева, мама двух дочек:
Сейчас моим дочерям 8 и 11 лет, и они обе выросли без детского сада. Решения не отдавать детей в садик сначала, как такового, не было. Просто каждый день я видела, что нужна своему ребёнку, что мы счастливы вместе (несмотря на усталость, хронический недосып и т.д.), и я не видела ни одной причины отделять дочку от себя на целый день. Зачем? Постепенно приходила уверенность, что это правильно в моём случае. А уже со второй дочкой я не сомневалась, что в садик мы не пойдем.
В течение этих нескольких дошкольных лет мы постоянно проводили время на прогулках в Ботаническом саду, на роднике в Долине Роз. Дети росли в общении с природой, бегая босиком и придумывая сотни игр (строить плотину, наблюдать за лягушками, лепить из глины и др.). Развивающими играми я тоже пользовалась. Но детки разные. Старшей было интересно всё: опыты, строительство замков, логические игры, а младшая больше интересовалась куклами и нарядами. Ещё я делала акцент на физического развитие девочек: с раннего возраста у них были ролики, коньки, велосипеды, лазание по деревьям и детская йога. Когда же пришло время готовиться к школе, мы пошли в «Любознайку». Там замечательные учителя, профессионалы своего дела, которые с любовью дают детям необходимые знания, прививая интерес к учебе.
Несмотря на то, что дочери росли без детского коллектива, в школе серьёзных проблем со сверстниками у них не было. Было удивление и некоторое разочарование, когда они столкнулись с тем, что в классе какие-то дети обзываются или дерутся. Дочки меня спрашивали: почему эта девочка обзывается, какое право имеет этот мальчик толкать кого-либо? Я старалась объяснять как можно подробней, углубляясь в такие темы, как устройство мира, социальная среда, институт семьи и т.д. Эти разговоры им очень помогли. Мои дочери, конечно же, избегают общества грубоватых сверстников, но не испытывают к ним агрессии и не хотят отвечать тем же.
К слову, со временем у меня появились знакомые, которые, так же как и я, растили своих детей самостоятельно. И они тоже ни разу не жаловались, что в своё время не отдали малышей в детский сад!
Марина Банникова, мама троих детей:
У меня трое детей. Старшей дочери Алисе 6 лет – она выросла без детского сада и сейчас уже идёт в школу, среднему сыну Ярославу почти 3 года, младшему Даниилу — 10 месяцев. Почему я не хотела отдавать их в садик? Потому что дети в саду часто болеют; потому что одному воспитателю сложно в течение дня слушать и слышать каждого ребёнка; потому что дома я могу контролировать питание моих детей; потому что я готова многое вытерпеть от моих детей, в том числе разрисованные стены и бардак; потому что я считаю, что в раннем возрасте стремление к излишней дисциплине – лишнее; потому что я банально боюсь за своего ребёнка, когда он находится в чужих руках. Я не хочу стрессов, плача и расстройств.
Со всеми своими детьми я занимаюсь самостоятельно. Алиса дома научилась читать и считать. Мы обучались, играя, ориентируясь на её желания. Распечатывали много заданий из интернета, смотрели обучающие видеоролики. Кроме этого у нас дома много книг, и каждый вечер мы читаем сказки. Ходили и на развивающие занятия в специализированные детские центры.
Если говорить о социализации, то в нашем доме часто бывают гости, поэтому боязни людей у детей не было и нет. Да и компанию для игр можно найти всюду: во дворе, на игровых площадках, каруселях. Пока, оглядываясь назад, я не жалею о принятом решении воспитывать детей дома самой, но это нелегко, соглашусь. Пока у меня была одна дочь, я даже успевала подрабатывать немного, сейчас на себя времени почти не остаётся. К счастью, материальное положение позволяет мне не выходить на работу, семью все эти годы обеспечивает муж.
Как вырастить ребёнка дома? Мне помогла книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Второе, что нужно сделать (после прочтения книги) — избавиться от чувства вины перед ребёнком. Третье — дать ему свободу выбирать. Реже произносить категоричное «нет», искать альтернативу всегда. Любить и жалеть иногда себя. Планировать день. Упрощать жизнь и не бояться беспорядка. Доверять и позволять детям помогать. И не стесняться просить помощи у близких.
Источник
Встречались ли вам домашние дети, которые не посещают детский сад? С увеличением количества детей в группах дошкольных учреждений и сложностями получения путевки в садик, а также появлением развивающих центров для детей с 6 месяцев, увеличивается число домашних детей. С момента рождения старшей дочери я также стала задумываться о том, стоит ли моему ребенку посещать дошкольное учреждение? Сейчас старшей дочери 5 лет, примерно год из них она ходила в садик, а последние полгода находится полностью на домашнем воспитании. Основываясь на собственном опыте и наблюдении за такими же домашними детьми, рада поделиться с читателями положительными и отрицательными, на мой взгляд, моментами одного и другого подхода.
Плюсы домашнего воспитания
-
меньше болезней у ребенка и в семье
. И даже не в два, а в три-четыре раза ребенок меньше болеет. Когда дочь отходила в садик 3 месяца, в нашей семье появился второй малыш. Уберечь его от вирусов оказалось очень сложной задачей. Небольшой насморк старшей за сутки набирал обороты в виде бронхита у младшего, несмотря на абсолютное грудное вскармливание. В итоге, за год младший перенял у сестры ветрянку, ангину и пару бронхитов, что конечно, сказалось на общем анамнезе малыша. -
постоянная психологическая поддержка со стороны мамы.
Находясь дома, у ребенка есть все шансы быть услышанным и получить поддержку и опору в любом необходимом случае (демонстрация нового умения, ласка во время падений и т.д.). В детском саду воспитатель не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку. Как итог: психологические сложности у детей. -
адаптивность ребенка к домашним обязанностям и быту.
Наблюдая за мамой, ребенок перенимает опыт самообслуживания, учится трудиться и помогать.
-
чистота языка и полезные навыки коммуникации.
Если в вашей семье табу на использование ругательных слов и мата, есть большая вероятность, что ребенок узнает их из сада и даже будет употреблять. Также узнают дети и негативные способы коммуникации: кусание, удары друг друга, неадекватный крик – всё это обратная сторона «школы выживания». Понятно, что ребенку всё равно предстоит узнать обо всём этом, но хочется, чтобы это произошло, когда дети уже имеют какие-то представления о мирных переговорах, а это возможно примерно к 5- летнему возрасту. -
собственный режим дня.
Например, вы можете не вставать в 7 утра, если в вашей семье поздний подъем, а выстраивать свой собственный график, исходя из личных потребностей. -
экономия на одежде и обуви.
Целый день находясь в садике, ребенку может потребоваться гораздо больше вещей, чем дома: спортивная форма и кроссовки в зал, чешки, юбочка для девочек на музыкальные занятия, сменные комплекты (в группу и на улицу), сезонные сменные вещи и т.д. Кроме этого, канцелярские товары и бытовая химия для группы, а также подарки на праздники детям и воспитателям и персоналу тоже могут иногда доходить до внушительных сумм. -
есть возможность погрузиться в настоящее детство и прожить его ещё раз.
Это, пожалуй, самый непрактичный, но важный пункт для осознанных взрослых. Не у каждого из родителей было столько возможностей в детстве, как у современного ребенка, поэтому выстраивая домашнее развитие-воспитание, можно вдоволь осчастливить самого себя. -
взаимопонимание между детьми в одной семье.
Когда дети находятся друг с другом целый день, то близость и взаимопонимание тоже будет увеличиваться. Хотя, конечно, хорошие отношения между братьями-сестрами возможны и в семьях, посещающих детские сады. -
качественное общение с ребенком.
После садика многие дети чувствуют себя уставшими – огромное количество детей в группах, шум, перенапряжение дают о себе знать. Вечером такие дети капризничают, а у уставших родителей нет сил психологически «разгрузить» ребенка. Такое общение сложно назвать радостным.
Кроме этого, мы рады предложить вам несколько советов для домашних мам и детей:
- Обязательно общайтесь с такими же детьми и мамами. Их можно встретить на детских площадках, а также на форумах мам и в соответствующих сообществах социальных сетей.
- Ходите в гости и на разные мероприятия. Это полезно и для социализации ребенка, и в качестве профилактики усталости мамы.
- Водите ребенка на развивашки и в секции. Там ребенок будет знать, что существует главенствующие взрослые, помимо мамы, что положительно скажется в адаптации к школе.
Несмотря на все положительные стороны воспитания детей дома, есть и обратная сторона.
Минусы жизни без садика
– выгорание мамы
– особенно это актуально, если нет в близком окружении реальных помощников в виде бабушек, сестер, няни, соседей. 24 часа в сутки находится в напряженном/контролирующем всё я вся состоянии довольно сложно. Даже три месяца до рождения второго малыша я вспоминаю, как райское наслаждение. Пока дочь была в садике до обеда, я могла сходить в бассейн, поболтать с подругами, посмотреть кино, и элементарно полежать, вытянув ноги. С двумя домашними детьми мне приходится постоянно отстраивать границы и вспоминать, что помимо мужа и детей у меня есть «Я».
– скука ребенка.
Да, и это случается, несмотря на развивашки, чтение, игры, прогулки, походы по «маминым делам». В садике у детей есть возможность подключиться к играм друг друга, принимать активное участие в занятиях, замечать новое в ежедневном облике воспитателя и ребят. И чем старше ребенок, тем больше нравится ему в садике.
Многие родители решают отдавать детей в детский сад позже обычного распределения – в 5-6 лет, перед школой. Психологи и педиатры очень поддерживают данную стратегию: меньше физиологических и психологических проблем в раннем возрасте и достаточная социализация ближе к школе. Психологи советуют также подготовить ребенка к дошкольному учреждению путем введения примерного режима садика (вы можете найти примеры в интернете), знакомством с воспитателем, а может и с детьми в группе и создать положительный настрой.
Какую бы стратегию вы не выбрали, главное – это спокойствие и радость всех участников процесса. Желаем удачи в воспитании ваших детей!
Автор: Ирина Газизова
Статьи по теме:
Подготовка и адаптация к школе. Советы психолога
Перефразируй это: правила общения с ребенком
Музыкальное воспитание малыша в домашних условиях
Чем заняться с ребенком дома:
Новое хобби: живопись на камнях
Играем в ученых:собираем гербарий с детьми
5 финансовых уроков для детей
20 мелочей, которые делают ребенка счастливым
27 августа 2018 г. 11:28
Редакция
/
0
/
1752
/
Источник
Меня зовут Аня, мне 30 лет, у меня двое детей (4 года и 2,5 года), один муж, и фраза «несколько любовников» хорошо бы заканчивала предложение, но нет. У нас актуальна тема детского сада.
Как раньше
Я ходила в садик с двух лет, все мои сверстники в него ходили. Иначе не могло быть. Ничего толком из садиковских времён не помню. Ни плохо, ни хорошего. Вру. Один момент всплывает в памяти. Тихий час, лежу я на раскладушке, а рядом мальчик. И вот ему было интересно потрогать, что у меня «там». Потрогал. Но это не плохо, я считаю. Не показатель плохого садика, скажем так.
Тогда все ходили в садик. С одной стороны, не было возможности не водить ребёнка, надо было работать. С другой — если была возможность ребёнка не водить, всё равно водили, ведь у Машки в садик ходит и у Светки, если я не поведу — что обо мне подумают?
Детский сАД
Мои дети в садик не ходят. Не потому, что мы противники этого учреждения, а потому, что мы путешествуем и бываем в общей сложности дома месяца четыре. В других странах у нас был опыт садика. Хватило детей на 4 дня. Вернее, младшего, но и понять его я могу — 2,3 года рановато для сада.
Вроде бы здорово, но есть обратная сторона — родственники. Каждый считает своим долгом напомнить мне, что детям надо в садик. Это очень тяжело, давит безумно. Умеют ударить по самому больному. Есть ещё и инстамамы, но тут больше срабатывает моя неуверенность в себе, в своём решение. Смотришь на их идеальную жизнь с садами, спортом и развивашками 7 дней в неделю. Дурно становится. Единственный человек, который считает, что мы делаем всё правильно, и поддерживает меня — это мой муж!
В моём окружении мамы разделились на два лагеря: те, кто в садик уже чуть ли не с двух лет отдают, и те, кто в садик ни ногой. Есть и те, кто забрали ребёнка из садика в 4 года, потому что там ребёнка ломали. «Не хочешь, но надо» — был главный лозунг садика. Частного, кстати. Думаю, в государственных так же. У других ребёнок постоянно болел — забрали из садика и наняли няню.
Семейная гармония
Согласитесь, в наше время столько соблазнов: садики, развивашки, няни, учителя на дому. Выбор велик, были бы возможности. Если вы с мужем работаете и других вариантов, кроме как садик, нет, то да, вопросов ноль.
Я за то, чтобы всё было гармонично. Если ваш ребёнок в саду, при этом вам и ему хорошо — супер! Или если и вы, и ребенок дома, при этом вам хорошо и вы не хотите его убить — шикарно! Если в саду муж, а вы с ребёнком дома смотрите фильмы и едите попкорн — это вообще идеально. Осталось разобраться: как бы мужа в сад на очередь поставить.
Вся проблема, неважно говорим мы про сад, школу или выбор врача, — это ваша реакция на общество, которое говорит нам, как правильно поступать, а как нет. Поступать вам с вашим же ребёнком.
И если бы это были просто малознакомые люди… Чаще всего это родственники. Как с этим бороться, это уже другой разговор. Наши родители на нас очень давят с садом. И вбивают: детям нужен сад и без сада им не жить. Спорить с родителями сложно, да и ни к чему. Например, наши родители постоянно намекают на сад, сравнивая наших детей с другими: «А вот у Светы из “Ремонта одежды” внук уже и плавает, и читает, и стихи вовсю рассказывает». В этот момент я просто взрываюсь, в горле ком. Во-первых, от сравнения. Во-вторых, от отсутствия поддержки. Я ещё не научилась не принимать это близко к сердцу и правильно реагировать. Спасает опять же муж, который находит слова утешения.
Кстати, плюсы в саду есть. Они огромные. Но практически всё, что ребёнок может получить в саду, он может получить и дома. Не сидя дома, а путешествуя, проводя с вами время, посещая спорт, гости и другие занятия. А то, что вы дадите ему дома, сад ему не даст. И самое главное, что вы можете дать своему ребёнку, — это возможность жить в счастливой семье. Семье, где любят друг друга, уважают, поддерживают и помогают.
Пока я придумала такой план: буду возить детей на спорт, на занятия (где будет и общение с детками), будем ходить в гости, музеи. Для меня это идеальный компромисс. Если у вас есть выбор — отвести его в сад или рвануть с семьёй за город — выбирайте последнее. Вы не пожалеете.
Если вы устаёте от детей и сад для вас это единственная отдушина, то не надо от него отказываться. Спокойная мама, как говорится, — живой ребёнок. Но вы можете, например, во вторник и среду отвести дитя в сад, а в четверг устроить совместный день и заняться тем, чем захочется вам.
Источник
Кадр из фильма «Детсадовский полицейский»
Детский сад — это хорошо, это социализация, школа жизни и собственно подготовка к школе. Ещё это возможность для мамы снова выйти на работу, а для дедушек и бабушкек — пожить немного для себя. Так уж ли необходимо всем детям без исключения идти в сад? Мама двоих детей и психолог Ирина Кузьмина считает, что каждая семья должна решать это сама, без оглядки на общественное мнение.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Записываюсь в национальную библиотеку, необходимо было указать профессию и место работы. Написала психолог, мама в декрете. У меня дочка пяти лет и сын, которому скоро три.
Когда ты детский психолог, окружающие ждут, что и дети у мамы-психолога живут «в гармонии и ведут правильный образ жизни». Представляете удивление, когда на вопрос «Как дела в садике?», они слышат, что мои дети туда не ходят? «Как же так! — слышу я, — вы же психолог и как никто другой должны знать, что детям важно и нужно ходить в сад!». Я улыбаюсь и говорю: «Ну как-то так». А что ещё скажешь?
Когда я только закончила вуз, моя подруга родила чудесную дочку. Её ответ на вопрос «В садик встали?» меня удивил. Она была против сада и вполне логично обосновывала своё решение. Я же осталась при своём мнении. Самой мне в саду нравилось, и только потом я поняла, что во многом это была заслуга родителей.
Спустя какое-то время я поработала психологом в детском саду (насмотрелась). Вскоре тоже стала мамой, и мы даже встали в очередь на садик… Но отдавать туда детей мы с мужем не спешили. Во-первых, мы вместе с ним занимаемся воспитанием детей, благодаря этому я тоже могу зарабатывать (но это другая тема). Во-вторых, когда дочке было два года, родился второй ребёнок, а с двумя детьми в декрете находиться намного легче и веселее.
Поэтому мы начинали откладывать поход в сад всё дальше и дальше, но зато активно ходили на развивающие занятия: танцы, музыка (фортепияно), изо, английский
У нас сад заменён развивающими занятиями, долгими прогулками, общением с друзьями, а также воспитанием и уходом за собакой и попугаем (скоро рыбок заведём).
Я не категорична по поводу сада, когда мы с мужем сильно заняты, мы оставляем их в частном саду (но это скорее исключение, чем правило, в то же время им очень нравится).
Важно помнить, что дети разные. Есть такие, кому сад просто необходим, ведь там они действительно быстро развиваются и социализируются. Но опять же это происходит не до трёх лет, а позже, лучше всего в четыре-пять, а до трёх лет стоит посвятить время детям.
С пяти лет в саду достойная подготовка к школьной жизни: это и режим, дисциплина, и действительно разностороннее развитие детей (особенно при хорошем педагоге), ну и общение с детьми, что тоже немаловажно.
Может быть, сын в пять лет и пойдёт в сад, он менее ранимый, чем дочь, не позволяет собой манипулировать. Есть дети, которым стандартная система образования (чем и является сад), ну никак не подходит.
Чтобы ребёнок нормально раскрыл все свои способности, смог гармонично развиваться, а не замыкаться в себе, необходимо (условно назовём) «домашнее дошкольное обучение». Это позволит подготовить ребёнка к школе и избежать «детских травм».
К примеру, София умный и общительный ребёнок, но в то же время в более раннем возрасте она была очень скромная и болезненно относилась к критике в свой адрес. Сейчас она умеет отстоять свою позицию, также у неё просыпаются лидерские качества, желание учиться, у неё много друзей.
Чаще всего мы с детьми вместе 24 часа в сутки. Я, как и любая мама, могу уставать, да и они устают, друг от друга в том числе. Но у каждого в семье есть личное пространство и свои способы «разгрузки». Мне очень помогают спорт и книги, детям — домики-палатки, беседы, мужу — рыбалка. Между нашими детьми нет вражды, ревности и злости, вместо этого — забота друг о друге и уважение.
Источник