Развитие ребенка 6 лет моделирование

Развитие ребенка 6 лет моделирование thumbnail

Моделирование в работе с детьми 6-7 лет по развитию представлений о форме предметов

Автор статьи: Юркина Наталия Александровна, воспитатель, МБДОУ «Булгаковский детский сад «Теремок» Кочкуровского муниципального района, воспитатель.

Психолого-педагогические аспекты развития представлений о форме предметов у детей 6-7 лет

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета такие педагоги как А. А. Столяр [7, с. 303], А. М. Леушина [3, с. 368], Л. А. Парамонова [5, с. 368], рассматривали в плане сенсорного восприятия.

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов [3, с. 368].

Знакомство с формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности. Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличить один предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур [10, с. 392].

Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом: плоские и объемные, имеющие углы и не имеющие их, т.е. округлые, различающиеся по внешним признакам. Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей. С помощью геометрических фигур проводиться анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме [10, с. 392].

Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания [9, с. 206].

С. Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей старшего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур [12, с. 75].

А. М. Леушина считает, что в познании формы окружающих предметов особую роль играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются предметы окружающего мира. Поэтому она считает важным как можно раньше познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать, называть их [3, с. 368].

Моделирование в работе с детьми 6-7 лет

Моделирование – наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений [8, с. 64].

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком [6, с. 185; 11, с. 544].

Т. И. Ерофеева отмечает, что формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу. Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки, детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причем даются соответствующие ориентиры. В геометрических задачах на построение фигур разных размеров [2, с. 175].

Игры и упражнения по развитию представлений о форме предметов у детей 6-7 лет посредством моделирования

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Как отмечает А. А. Столяр в старшей и подготовительной к школе группе проводят игры и упражнения со следующим содержанием: 1) ознакомление с разновидностями геометрических фигур; 2) овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, найди на ощупь); 3) аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Мы составляем петрушку», «Выложи из цветной мозаики»); 4) развивающие игры («Фабрика», «Обручи», «Дерево») [1, с. 213].

В процессе дидактических игр, игр с конструктором, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть формы и фигуры. Развитию представлений о форме способствует строительный материал, конструкторы «Лего», счетные палочки, геометрическая мозаика, игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг» и т.д. [10, с. 392].

В подготовительной группе знакомим детей с понятием «многоугольник» в такой последовательности:

1. Повторить разные виды треугольников.

2. Повторить разные виды четырехугольников.

3. Объяснить, что треугольники и четырехугольники можно вместе назвать «многоугольники».

4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольники, шестиугольники и др.) и обсудить, почему они так называются.

5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Читайте также:  Развитие речи ребенка младшего школьного возраста

Задания на моделирование:

– Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.)

– Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)

– Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)

– Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки.

Дидактические игры: «Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На что похоже?», «Из чего сделан дом?».

Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур.

Предварительная работа. После ознакомления с плоскими геометрическими фигурами учим составлять из двух фигур одну и делить фигуры на 2 равные части:

– Сложи квадрат пополам двумя способами. Какие фигуры получились? Сколько?

– Составь из двух маленьких треугольников один большой треугольник.

– Составь из двух треугольников квадрат.

Наглядный материал: модели геометрических фигур (бумажные, пластмассовые, деревянные), счетные палочки, геометрическая мозаика, игры: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино» [4, с. 96].

В подготовительной группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек.

Г. А. Репина классифицирует технологии математического моделирования с дошкольниками следующим образом:

1. Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника.

Теоретико-множественный смысл плоскостного моделирования целого из частей на базе разрезания прямоугольника может заключаться в нахождении:

– целого заданной инвариантной формы как объединения различных серий классов его разбиения – игры типа «Сложи квадрат»;

– целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы – игры типа «Танграм».

2. Пространственное моделирование на составление объемных фигур из кубиков.

«Уголки», «Куб-хамелеон» (Обе игры разработаны Ю. А. Аленковым). Цель. Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

3. Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда.

«Кирпичики». Имеется прямоугольный параллелепипед заданного объема. Простейшими объемными фигурами, на которые можно его разбить с целью получения материалов для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед.

Этот игровой материал – один из лучших для пространственного математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1: 2: 4 на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций.

4. Пространственное моделирование на базе материалов, допускающих непрерывные деформации(«Узелки», «Лист Мебиуса»).

Одним из игровых материалов, допускающих непрерывные деформации, являются «Узелки», которые представляют собой рамку, состоящую из двух частей: закрепленные узелки-образцы и шнурочки для самостоятельного моделирования и конструирования узелков.

Игровая задача «Узелков» – моделирование аналога заданной фигуры – узелка – по образцу или памяти. Игра не предполагает возможности действий по расчлененным схемам, тем самым предусматривает активное включение мыслительных аналитико-синтетических способностей ребенка.

5. Пространственное моделирование на базе оригами.

Моделирование на материале оригами – творческий процесс для педагога. Каждый раз необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них детей, анализировать математический потенциал изделий, выбранных для моделирования.

Список использованной литературы

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. садов / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 213 с.

2. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1997. – 175 с.

3. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. Н. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.

4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

6. Поддъяков, Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве / Н. Н. Поддъяков. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 185 с.

7. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1988. – 303 с.

8. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 1980. – 64 с.

9. Усова, А. П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 1970. – 206 с.

10. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.

11. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды в 2 т. Т. 1. Детская психология / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : педагогика, 1989. – 544 с.

12. Якобсон, С. Г. К вопросу о развитии восприятия формы / С. Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1974. – 75 с.

Источник

Татьяна Пятлина
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки»

Введение.

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию «Умелые ручки» составлена на основе реализации творческих способностей детей с помощью конструктивно-моделирующей деятельности. Данная программа по содержательной и тематической направленности является технической. Она направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольной организации. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Читайте также:  Леонтьев психологические основы развития ребенка

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 года N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” в содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» включена конструктивно-модельная деятельность детей дошкольного возраста.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Данная программа, техническое моделирование, объединяет в себе конструирование из различных видов конструктора, создание поделок из различных материалов, что и позволяет ребёнку реализовать свои творческие способности.

Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (в данном случае старшего дошкольного возраста, обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество ДОУ с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности.

Представленная программа по начально – техническому моделированию с детьми 6-7 лет обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.

Актуальность

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка.

Одним из видов детской деятельности и развивающего обучения, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является техническое моделирование.

В ДОО применяется начальное техническое моделирование, то есть такой вид моделирования, который доступен для понимания детей, восприятия ими элементарных технических схем, образцов, пространственных характеристик.

В моделированиииспользуется простой материал: бумага, картон, пенопласт, ткань, дерево, различные виды конструкторов. Абсолютно любой и безопасный материал для детей доступный для работы.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное вместе с тем, изделия и поделки имеют ярко –выраженное практическое применение: это игрушки, открытки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться в других видах деятельности.

Изготовленные детьми модели в дальнейшем используются в игровой и театральной деятельности, дети самостоятельно обыгрывают созданные модели игрушек, проводят соревнования.

Занятия техническим моделированием благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента дошкольного образования, овладение детьми элементарными знаниями, умениями и навыками по начальному техническому моделированию.

Отличительной особенностью программы является интеграция различных видов деятельности, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Конструирование из бумаги и других материалов сопровождается познавательными рассказами о природе, растительном и животном мире, материалах, профессиях, праздниках, известных людях, культуре и традициях разных стран. Применение игровых технологий, театрализованной деятельности в обучении дошкольников повышают интерес к занятиям творчеством, учат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития творческих способностей дошкольников, посредством занятий моделированием и конструированием из бумаги.

Конструирование и моделирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития технических и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности ребенка.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать из неё не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, открытки, панно для украшения интерьера и т. д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Конструирование способствует развитию мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций. Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников.

Цель программы. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования навыков и умений начального технического моделирования помощью различных материалов.

Задачи:

формировать интерес к техническому моделированию;

развивать конструктивное, образное и логическое мышление, навыки работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда;

развивать умение работать в парах, в небольших подгруппах и коллективно, оценивать свои работы и работы сверстников;

Читайте также:  Диагностический материал для изучения психического развития ребенка с нарушением слуха

воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели и аккуратность при выполнении в работе;

воспитывать патриотизм (интерес к родному краю, культуре и искусству, природе, различным видам техники).

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Умелые ручки»: 6 – 7 лет. В данном возрасте дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно двигаться к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изобразить всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожими на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника моделирования.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путём складывания из бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного и бросового материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных предметов.

Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна. Зарождается оценка и самооценка.

Для занятий в кружке набираются все желающие дети после предварительного опроса и подробного объяснения о том, чем они будут заниматься в кружке. Затем выбор детей согласовывается с родителями во избежание перегрузок детей (если они уже заняты в других кружках).

Состав участников кружка в течение года может меняться, т. к. дети могут потерять интерес к занятиям, или перейти в другой кружок, или в состав участников могут добавиться вновь прибывшие дети, проявившие интерес к занятиям.

Программа относится к деятельностному типу, поэтому основной формой организации являются практические занятия, а также беседы, викторины, игры-путешествия, презентации, соревнования и т. д.

Режим занятий разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.

Занятия по программе «Умелые ручки» проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 28 часов в год.

При обучении используются основные методы организации учебно-познавательной работы, которые реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методы и приемы образовательной деятельности:

-репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация,

-графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление,

– частично-поисковый;

-проектно-конструкторский (конструирование из бумаги, создание моделей,

– игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, конструкторы, соревнования, викторины,

-наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература,

-создание творческих работ для выставки.

Ожидаемые результаты реализации программы.

К концу периода занятий дети должны знать:

– название видов конструкторов, которые используются для конструирования;

– название деталей конструкторов, их назначение и применение;

– элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги, ткани и других материалов);

– название инструментов для работы с данными материалами;

– правила безопасности во время работы с инструментами.

К концу периода занятий дети должны уметь:

– планировать и организовывать свою работу;

– конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;

– конструировать по заданной теме (соответственно возрасту);

– конструировать по представлению (без схемы, соответственно возрасту;

дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;

– выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы;

– работать по трафаретам и шаблонам;

– составлять простые узоры;

– использовать правильно инструменты;

– изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона, из природного и бросового материала, из глины и пластилина.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов.

Развитие внимания.

За ребенком ведётся наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности.

При этом:

– на 1 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин. ;

– на 2 этапе – удерживает внимания на 25-30 мин.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется согласно норме.

Развитие памяти.

Ребёнку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов,а затем назвать:

– на 1 этапе – 5-6 из них;

– на 2 этапе – 6-7 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Развитие восприятия.

Оценивается знание ребёнком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется согласно норме.

Развитие воображения.

Ребёнку предлагается выполнить:

– на 1 этапе – «Добавь элемент»;

– на 2 этапе – «Собери сам задуманную поделку».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Развитие мышления.

Ребёнку предлагают выполнить ряд заданий:

«Что сначала, что потом»?

«Какая деталь лишняя»?

«Какой детали не хватает»?

«Собери макет».

«Так бывает или нет»?

Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Общий уровень усвоения программы

2,45 – 3 балла – высокий уровень.

1,9 – 2,4 балла – средний уровень.

1,85 и ниже баллов – низкий уровень.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.

Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Источник