Развитие ребенка 5 лет читать

Развитие ребенка 5 лет читать thumbnail

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Развитие ребенка в возрасте пяти лет

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Что должен уметь делать ребенок в возрасте пяти лет?

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели канала “Поговорим о женском”! Уже задолго до первого класса родители начинают обучать детей буквам и чтению. Лучше научить ребенка читать в 5-7 лет, почему это не стоит делать раньше, поговорим в этой статье.

Цель обучения — научить ребенка осмысленно воспринимать текст.

Так в каком же возрасте нужно начать обучение

Самый неверный ответ: «Чем раньше, тем лучше». Конечно, многие мамы и папы хотели бы показать окружающим гениального ребенка, который уже в три или четыре года хорошо читает. Но будет ли полезно это для детского развития?

Невропатологи считают, если очень рано начать обучение ребенка чтению, это может ему навредить.

Почему же так происходит

Наш мозг развивается постепенно. Если начать интенсивно развивать участки, которые ещё не могут работать на полную мощность, это может привести к психологическим проблемам, например, к гиперактивности ребенка.

Ребенок готов научиться читать, если:

1. его речь уже сформирована, и он составляет связные рассказы, а не отдельные предложения или словосочетания.

2. он может слышать и распознавать звуки в словах.

3. ребенок может ориентироваться в пространстве, не путает «право», «лево».

Врачи рекомендуют начинать учить малыша читать не раньше, чем с пяти лет, когда мозг уже может освоить знаковую систему — это буквы и цифры.

Как просто и без лишних нервов научить ребенка читать

Есть несколько основных моментов в обучении чтению:

Во-первых, заинтересуйте малыша. Можно рассказать о различных языках, показать иероглифы. Так же лучше больше читать вслух ребенку.

Дети прежде всего воспринимают звуки.Поэтому начать обучение стоит с изучение звуков , а потом уже научить буквам. Как научить звукам? Пусть ребенок прислушивается к окружающему миру, а затем изобразит разные звуки, например, как жужжат пчелы или шелестят листья, как шумит ветер.

Читайте также:  Зависимость речевого развития ребенка от его общего состояния

Расскажите ребенку, чем отличается гласный звук от согласного. Произносите слова четко, по отдельности, пусть малыш скажет какой звук первый, а какой последний в слове, какие слова начинаются с одинакового звука.

Во-вторых, когда ребенок будет уверенно отвечать на эти вопросы, стоит переходить к изучению букв.

Помните, что дети воспринимают мир через движения. Можно начертить большие буквы на асфальте или в песочнице, затем походить по ним. Можно вылепить буквы из теста или пластилина.

Хорошим пособием для изучение букв является букварь, Н.С.Жукова. В нем просто и доступно для ребенка показано как соединять буквы в слоги. Я свою дочь учила читать по этой книге, хотя до этого просмотрела много других, но остановилась этом букваре.

Так же для изучения букв можно посоветовать видео-уроки с героями программы «Спокойной ночи, малыши!». Мне эти видео очень помогли. Они короткие, около 10 минут каждый. В нем герои передачи знакомят ребят с буквами и звуками. Найти и посмотреть уроки вы можете в интернете. Называются они — «Учим русский язык с Хрюшей и Степашкой». Первый урок вы можете посмотреть в конце этой статьи.

В-третьих, начиная новое занятие, повторяйте звуки, которые вы выучили с малышом раньше.Если закреплять материал, то можно помочь ребенку быстрее запомнить необходимую информацию и научить читать.

В-четвертых, после того, как вы с ребенком выучили звуки и буквы, самое время научиться читать по слогам.

Начать нужно с простых слогов, которые состоят из двух букв: -ма-, -ла-, -па-, -ло- и т.д. Объясните малышу, так же как в букваре, что 1-ая буква, например «М», бежит ко 2-ой — «А»: «м-м-ма-а-а-а», «м-ма-а-а-а». Затем две буквы нужно произнести слитно.

После того, как ребенок понял алгоритм составления звуков в слоги, объясните, как нужно читать простое слово по слогам. Затем малышу проще будет справиться со сложными слогами: -жу-,- вэ-, до, то есть с шипящими и глухими согласными.

В-пятых, что бы ребенок научился хорошо читать, нужно следить за произношением слогов.Некоторые мамы учат петь слоги. Ребенок привыкнет к этому и начнет петь слоги все время и не может делать промежутки между словами.

Если вы хотите научить вашего малыша чтению именно таким способом, учите правильно сразу – не стоит разрешать петь все без остановки, нужно заставлять ребенка выдерживать паузу между словами.

Если соблюдать эти советы, то научить ребенка читать можно достаточно быстро – за 2 -3 месяца. Я так научила дочь читать за 2 месяца, когда ей было 6 лет. И я думаю, что это не поздно, сейчас ей 9 и она свободно говорит и пишет на 2 языках.

Поэтому, дорогие родители, при обучении не торопите своих детей, выбирая темп обучения, ориентируйтесь прежде всего на их способности и готовность к учебе.

Если статья была вам полезна: подписывайтесь на канал или ставьте палец в верх, чтобы читать нас каждый день.

Источник

Многие родители задаются вопросом, что читать ребенку 5 лет. В этом возрасте дети становятся фантазерами. При нормальном развитии к этому времени у них имеется достаточный словарный запас, сформированы основы дикции. У пятилетних малышей возникает потребность рассказывать небылицы и слушать волшебные истории, выбирать источники для собственных сочинений.

Склонность к фантазированию – психологическая особенность пятилеток. Ее можно и нужно использовать для обучения чтению и прививания любви к этому занятию.

ЧТЕНИЕ: ИГРА ИЛИ ОБУЧЕНИЕ

Игровая деятельность – основной вид активности пятилетних детей. Из нее не нужно выделять чтение, превращая его в обособленный процесс. Задача родителей – найти подходящее время для интересной книжки. Это могут быть полчаса перед сном, после активной игры.

Так какие книги и как нужно читать в 5 лет, чтобы ребенок заинтересовался литературой? Расположиться с книжкой можно прямо среди игрушек. Чтение нужно сделать ярким действом:

  • отражать поступки героев мимикой и интонацией;
  • спрашивать малыша, как бы он поступил на месте героя сказки, рассказа;
  • разыграть сценку из книги с помощью имеющихся дома игрушек.

В такой обстановке дети не только с удовольствием воспринимают сюжет, но и охотно начинают учить буквы, пытаться читать по слогам. Процесс требует терпения и времени. Если вы им не располагаете, обучать малыша чтению можно в развивающих центрах, где практикуются современные эффективные методики, рассчитанные на определенный возраст. Занятия проводятся в игровой форме, в небольших группах. Кроме развития навыка, они способствуют мягкой адаптации детей в коллективе.

КУЛЬТУРА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

Для детей пяти лет абсолютным примером для подражания являются родители. Мальчики стремятся вооружиться инструментами, выполнять технические работы, как папа. Девочки копируют мамины действия на кухне. Хобби взрослых не является исключением. В семье, где заведено проводить вечерние часы с книгой, вырастают читающие дети.

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  • Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  • Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  • При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  • Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЛАССИКА ДЛЯ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Что читать детям 5 лет? Предлагаем вам список. Собирая домашнюю библиотеку, обратите внимание на классику для детей пятилетнего возраста:

  • «Приключения Буратино» Л. Толстого;
  • сказы П. Бажова;
  • русские народные сказки;
  • «Конек-Горбунок» Ершова, «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена, произведения Пушкина. Эти книги нужно читать малышу вслух, впоследствии обсуждая прочитанное;
  • иллюстрированные развивающие издания, например, энциклопедии в картинках, с крупным шрифтом;
  • книжки-игрушки с 3D-фрагментами, музыкальным сопровождением и некоторым количеством печатного текста;
  • рассказы про Винни-Пуха, доктора Айболита;
  • понятные ритмичные стихотворения, например, «Дядя Степа».
Читайте также:  Восприятие как средство эстетического развития ребенка

Буквы в книгах для пятилетних детей должны быть четкими, каллиграфически правильными. Книги должны быть хорошо иллюстрированы. Картинки помогают детям лучше понять сюжет, формируют связь слова и образа.

ДРУГИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

В пять лет уже стоит начать подготовку к школе. Особенно важно выработать стандартные навыки у малышей, не посещающих детский сад. Альтернативой домашним занятиям являются программы специализированных центров развития. Одна из актуальных методик – ментальная арифметика. В некоторых странах эта программа входит в базовый курс дошкольной подготовки.

На таких уроках дети учатся считать в уме, вначале на счетах абакус, а затем без них. В процесс мыслительной активности вовлекаются оба полушария головного мозга. У детей резко возрастает скорость восприятия и обработки информации.

По окончании курса дошкольники располагают мощной основой для дальнейшего развития базовых навыков и умений, в том числе для совершенствования техники чтения.

Источник

Ничего, что газета кверх ногами? Зато мотивация ярко выражена!

Недавно в одном из блогов я прочитала статью о том, как учить детей читать. Автор утверждает, что чтение – это естественный процесс. Родителям не нужно форсировать события. Когда появится потребность, ребёнок научится читать сам.

БАБУШКА

Я очень сомневаюсь в истинности такого утверждения. Моя бабушка родилась в 1907 году. Она – самая мудрая из всех известных мне бабушек. При этом была неграмотной до конца жизни. В нашей семье все, кроме неё, имели образование. В доме было очень много книг, журналов, газет. Это никак не мотивировало бабушку к овладению грамотой. С интеллектом у неё всё в порядке. Речь была грамотной, яркой, насыщенной образами, пословицами, поговорками. Неоднократно видела, как многие люди приходили к ней за советом по разным вопросам.

КОГДА УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Конечно, сейчас время всеобщего образования. Совсем не читающих людей встретить трудно. Это могут быть только люди с особыми потребностями или с детства находящиеся «на обочине жизни». Но плохо читающих – сколько угодно. Среди них встречаются и имеющие аттестат о среднем образовании.

Я сделала два вывода: во-первых, детей нужно вовремя научить читать. Во-вторых, научить читать недостаточно – важно сформировать потребность и интерес к чтению.

Для чего уметь читать – понятно всем. Вопрос в том, когда и как учить читать.

Однажды я слушала лекцию профессора Марьяны Михайловны Безруких – известного российского специалиста в области возрастной физиологии. Она говорит: «В обучении и развитии идите за ребёнком». Ни один ребёнок не является чистым листом, на котором можно писать что угодно и когда угодно. Но родители ребёнка могут внимательно наблюдать за сыном или дочкой. Оказывать поддержку в обучении тому, к чему ребёнок уже готов. Пожалуй, одинаково плохо обучать ребёнка читать как слишком рано, так и слишком поздно.

Я

Я настойчиво попросила научить меня читать в 5 лет. Но в этом не вижу особой заслуги. Просто я третий ребёнок в семье. Рядом со мной постоянно находились уже хорошо читающие сестра и брат. К семи годам я читала бегло. И делала это с удовольствием.

В то время (1967 год) хорошо читающие дети на входе в школу встречались гораздо реже, чем сейчас. По ощущениям, моя первая учительница Анна Андреевна уделяла мне меньше внимания, чем моим одноклассникам. С ними проходила буквы, учила складывать слоги и слова, а мне давала книжки для самостоятельного чтения. Зато умение заниматься самостоятельно тем, что интересно, очень помогает мне на протяжении всей жизни.

Возможно, это последний советский букварь – 1989 год издания

ДЕТИ

По своему образу и подобию старшую дочь тоже научила читать в 5 лет. Использовала для этого обыкновенный школьный советский букварь. Не помню, чтобы возникали какие-либо проблемы. Сейчас кажется, что всё происходило легко и органично.

Разница между двумя моими дочками один год и семь месяцев. Когда младшей исполнилось 5, решила научить читать и её. Но выяснилось, что Татьяна уже знает все буквы. Просто играла с деревянными кубиками, на которые были нарисованы картинки и буквы. Возможно, что-то спрашивала у старшей сестры. Сейчас такие игрушки тоже есть в достаточном количестве в любом магазине. За один-два дня я научила Татьяну складывать буквы в слоги и слоги в слова.

ВНУЧКА

Когда исполнилось пять внучке Виктории, учить её чтению начала не только по семейной традиции. Мы живём в Казахстане. В связи с образовательной реформой («обновление содержания образования») ей предстояло пойти в школу в шесть с половиной. На собрании родителей будущих первоклассников объявили, что к моменту поступления в школу дети должны читать 15 слов в минуту.

Детские сады у нас в стране заканчиваются теперь старшей группой. В начале последнего детсадовского учебного года воспитатель пообещала, что к Новому году дети, которым к тому времени исполнится шесть, уже будут читать. И через месяц перешла на должность методиста. Новые воспитательницы таких обязательств на себя не брали. Поэтому читали к маю только те, кого учили за пределами детского сада – 2-3 ребёнка из 28. После выпускного в детском саду родители нанимали репетиторов, отправляли детей в платные группы подготовки к школе или учили читать дома.

КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Мы с Викторией реализовали все три варианта. Причем начали заниматься чтением за год до окончания детского сада. Ей было 5 лет и 5 месяцев, когда мы предприняли первую попытку. Неожиданно для себя я натолкнулась на барьер. Дело в том, что внучка выучила все буквы примерно в три с половиной года самостоятельно, нажимая на кнопки электронного «Говорящего букварёнка». Именно буквы, а не звуки. Гласные звуки Виктория складывала легко. Но никак не могла понять, как из «гэ» и «а» получается «га». Опыта преодоления подобных проблем у меня не было. Решила воспользоваться услугами репетитора.

Ирину Павловну мне рекомендовали как опытного, «сильного» учителя начальных классов. На первом занятии я присутствовала. Учительница минут 20 втолковывала внучке, что такое устная речь, от какого слова произошло прилагательное «устная», как появилось слово «уста». Затем провела физминутку под танцевальный видеоролик. Только после этого перешла к буквам. И сообщила, что ребёнок слишком быстро устаёт. Я оставила её замечание без комментариев. Занимались 3 раза в неделю. Присутствовать на последующих занятиях у меня не было возможности. Через две недели я стала беседовать с внучкой, чтобы понять, чему она научилась. Не обнаружила никаких результатов. Скорее всего, у Ирины Павловны просто не было опыта работы с пятилетними детьми. Методы и подходы к обучению семилетних автоматически не удалось перенести. Я поняла, что продолжать не имеет смысла. Поблагодарила репетитора, и продолжили занятия самостоятельно.

Нам понадобилось три букваря – одного, оказывается, мало

Начали работать по букварю Н.С. Жуковой – в детском саду рекомендовали именно это пособие. Читали по одной странице, но обязательно каждый день. В день это занимало от 5 до 10 минут. Барьер по слиянию согласных с гласными преодолели довольно быстро. Но уже с 19 страницы в этом букваре начинается слияние двух согласных подряд (сма-, мра-, хму-). С 36 страницы – появляются довольно длинные слова из 3-х (кар-тин-ки) или 4-х (рас-пи-ли-ли) слогов. Это вызывало затруднения у ребёнка.

Читайте также:  Психического развития ребенка в бихевиоризме

Опасаясь, что чрезмерные трудности могут быстро уничтожить желание учиться, подключила другой букварь – М.А. Жуковой. Длинные слова там тоже встречаются, но мы читали только легкое – слоги из двух букв, простые слова. Тексты игнорировали. В результате появились устойчивые навыки. Кроме букваря Виктория стала читать вывески на улице. Затем прочитали все тексты в книге М.А. Жуковой. Потом вернулись к букварю Н.С. Жуковой и дочитали его до конца.

В завершение нашего импровизированного курса прочитали азбуку М.М.Безруких, Т.А.Филипповой. К достоинствам этой книги относится наличие пальчиковой гимнастики и картинок с заданиями по развитию речи.

Буквари и азбуки читали примерно 8 месяцев в общей сложности. К этому времени Виктория читала уже достаточно уверенно, но по слогам. Скорости большой не было.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Следующий этап я считаю одним из самых важных – когда ребёнок научился читать – что делать дальше? Мне кажется, именно в этот момент появляется риск из категории умеющих читать перейти в категорию читать нелюбящих. Это происходит, когда взрослые, считая свою миссию выполненной, отпускают ребёнка в свободное плавание.

Стала продумывать дальнейшие действия. Продолжили практику ежедневного чтения. Но я поняла, что сразу перейти к чтению любых детских книжек Виктории сложно. Подбирала адаптированные к возможностям начинающей читательницы.

В магазинах есть серии тонких книжек: «По слогам», «Моё первое чтение» и т.д. Возможный, но не лучший вариант. Во-первых, часто в такой книжке одна история на 14-16 страницах. Для одного раза многовато. А если делить текст на части – пока придёт время читать следующую страницу, забывается, что было на предыдущей. Во-вторых, покупать каждую книжку отдельно дороже, чем сборник, который можно читать более продолжительное время.

Тонкие книжки с мягкой обложкой. Мне кажется, слишком тонкие

Очень рада, что встретила книгу «Короткие тексты для первого чтения» – рассказики Льва Толстого и Елены Андреевой. Рассказы Льва Николаевича я помню из своего детства. После чтения этих простых историй в сознании возникали яркие объёмные образы.

Сборники для первого чтения

Ещё одно открытие для меня – серия сборников Михаила Носова (издательства «Clever»): Оранжевая, Синяя, Зелёная и Красная книги сказок. Всё необходимое есть: небольшие тексты, возрастающая сложность, методические рекомендации для родителей.

Серия книг для первого чтения издательства «Clever»

К лету внучка читала 15-20 слов в минуту. Стала читать на улице не только вывески, но и объявления. Очень важно навыки чтения с самого начала применять в повседневной жизни.

ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Для закрепления знаний и адаптации к новым условиям решили походить в группу подготовки к школе. Встретили там семерых детей из садовской группы Виктории. Для занятий чтением учитель предложила купить пособие О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Как методическое пособие для учителей, наверное, является ценным источником. Но для детей не очень, по-моему. Серая бумага, отсутствие иллюстраций, мало текстов – в основном звукосочетания.

Учителя считают, что по этому пособию можно научиться читать быстро. Но оно такое скучное!

Викторию учительница за чтение хвалила, но заданий, соответствующих её уровню подготовленности, не предлагала. Начала вместе со всеми – с начала. Мама одной из садовских подружек сказала, что её дочка Мирослава в этой группе научилась читать после того, как выучила слоговую таблицу.

Мама другой девочки – Анастасии – сокрушалась, что за два месяца посещения этой группы дочка так и не научилась читать. Кстати, ни раз слышала разговоры мамочек детей, посещавших подготовительные классы в школе. Говорят, что отучившись учебный год, некоторые дети не умеют читать совсем или читают плохо.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

В сентябре Виктория стала первоклассницей. Я решила продолжать с ней регулярные занятия чтением. С первого сентября начинаем выполнять домашние задания с дополнительного чтения – 1-2 странички. В выходные дни тоже читаем. Книжки покупаю специально – по тому же принципу – достаточно короткие тексты, цветные иллюстрации. Если в сборнике попадается более длинный текст – она начинает, а я дочитываю. Или читаем по очереди – страницу она, страницу я.

К октябрю техника чтения Виктории достигла 26 слов в минуту. В декабре во время официального школьного контроля прочитала 50 слов в минуту. Стала читать во время просмотра телепередач. Правда, не всегда успевает за убегающими или исчезающими словами.

Не могу сказать, что каждую секунду стремится читать. У нас много других занятий ежедневно. Но нежелания читать не проявляет, настаивать пришлось несколько раз в самом начале процесса. Иногда берёт книжки с полки и читает что-нибудь по своей инициативе.

Думаю, поставленная цель – научить читать и сформировать интерес к чтению – благополучно достигнута.

СОВЕТЫ

Если переосмыслить наш с Викторией опыт, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, чтение – важный и жизненно необходимый навык. Поэтому обучение чтению можно сопоставить с привитием основных гигиенических навыков – например, мыть руки, чистить зубы.

Во-вторых, при организации обучения желательно придерживаться некоторых принципов:

  • поэтапно овладевать основными приёмами;
  • постепенно уменьшать помощь взрослого;
  • своевременно переходить к самостоятельным действиям ребёнка;
  • обязательно читать ежедневно.

В третьих, нужно осторожно использовать электронные пособия для изучения русского алфавита. Первоочередное запоминание букв, а не звуков может создать ненужные проблемы при обучении чтению.

В четвёртых, для формирования и поддержания интереса к чтению дома нужно иметь хотя бы небольшую библиотечку из соответствующих возрасту ярких, интересных книжек.

Азбуки и другие книжки аккуратно сложили. Собираемся передать весь комплект двоюродному брату Виктории Мирону. Ему скоро исполнится 3. Может быть наш подарок будет ему полезен, а может быть нет – у каждого свой уникальный путь к знаниям. Даже к знаниям базовым и универсальным.

Если соотносить время начала обучения чтению со временем начала обучения в школе – мой личный опыт говорит, что оптимально – за 10-12 месяцев до школы. В этом случае нет необходимости форсировать события, нервничать, подозревать или обвинять ребёнка в недостаточной сообразительности. Скорее всего, чем ребёнок старше, тем меньше понадобится времени.

Можно ли учить читать ребёнка в 2-3-4 года? Конечно, можно. Ведь на свете встречаются вундеркинды. Но даже если ваш ребёнок – один из них, хорошо бы не причинить вреда здоровью. Так, родителей моего внука Мирона врачи предупредили, что раннее обучение в его случае очень нежелательно. Могут возникнуть проблемы со зрением. Хотя в целом Мирон вполне здоровый мальчик.

А как вы учите читать своих детей?

Источник