Развитие ребенка 4 5 лет в английском языке
Дети дошкольного возраста легко и просто воспринимают иностранные языки, запоминают слова, их легче научить говорить, так как еще нет психологического барьера, мешающего воспроизводить звуки незнакомой речи. Плюс – они коммуникабельны и с удовольствием соглашаются играть в познавательные игры. Однако чтобы изучение английского языка детьми 4 лет стало результативным, родителям стоит выполнить несколько условий и избежать некоторых стандартных ошибок.
Главные правила
Основным принципом при изучении языка становится методика, используемая при обучении билингвов. Суть ее состоит в следующем.
- Четкое разделение языков при общении. Чтобы у ребенка не возникло каши в голове – нельзя смешивать в речи слова из двух языков, даже если не хватает слов или знаний для построения фразы. В каких-то ситуациях стоит использовать английский, в каких-то – русский. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют не только передавать ребенку знания, но и стараться подтянуть свой уровень иностранного, чтобы уметь спокойно и свободно использовать язык в повседневной речи. Для этого можно нанять репетитора, найти собеседников в интернете – существуют целые онлайн сообщества, где изучающие иностранные языки общаются между собой с целью повысить уровень знаний.
- Предоставление как можно более широкого круга возможностей для усвоения новых слов, выражений, интонаций изучаемого языка, особенно в неязыковой среде.
- Ненавязчивое подведение ребенка к активному общению, а не только к пониманию иностранного языка. Стоит задавать ему вопросы, просить что-то сделать, поощрять за использование языка в повседневной жизни.
Чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при общении на английском, приоритетными темами для изучения, кроме бытовых, выбирайте те, которые ему интересны и на которые вы чаще говорите на русском. Если девочка любит принцесс Диснея, выучите с ней такие слова, как «замок», «король», «принцесса», имена героев мульфильмов, предметов, которые играют какую-либо важную роль в мультфильме, пейзажей. Так, чтобы она могла говорить о своих любимых увлечениях на английском. Если мальчик любит играть с роботами – соответственно, родителям стоит вникнуть в его увлечение и подобрать лексику.
Также стоит помнить, что иностранный язык должен быть не только средством общения с мамой или папой. Ребенок должен слышать речь других людей. Это поможет ему правильно расставить приоритеты – он поймет, что язык используется не только для того, чтобы его нагружать занятиями по маминой прихоти и затруднять просмотр мультфильмов. Прекрасно, если есть возможность выезжать за рубеж во время отпуска или отдать малыша в специальный детский сад. Чаще всего дети отказываются учить английский именно по причине того, что прекрасно могут обходиться без него, а родители не могут их заинтересовать.
Основные ошибки родителей
Сложности изучения иностранного языка детьми 4–5 лет вытекают из возможных ошибок их преподавателя, которым, как правило, является кто-то из членов семьи ребенка.
- Одной из «любимых» ошибок при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста становится организация занятий. Полчаса в день, 15 минут или другое установленное время по возможности родители или приходящие репетиторы проводят с ребенком за изучением английского. Подобный подход может дать некоторые результаты – гибкая и цепкая детская память сохранит какие-то знания. Но, о чем редко задумываются родители, язык – это прежде всего средство общения. Им нужно начинать пользоваться с начала и всю жизнь. Это как музыка или спорт – стоит затормозить с прогрессом – и сразу начинаешь откатываться назад. Не нужно проводить уроки, это трудно малышу, а также будет напрягать психологически уставших после работы родителей. На языке нужно общаться, использовать его в повседневной жизни. Пара фраз на английском при встрече вечером, изучение новых слов на прогулке: «Look, it`s a car. It`s a tree.»
- Наличие единственного источника языковых знаний – мамы, папы или приходящей няни – тоже станет сложностью для ребенка. Он привыкнет к произношению и скорости речи одного человека, усвоит все его ошибки. Кроме того, у малыша возникнет вопрос – зачем вообще учить язык, если говорить получается только с одним человеком? Поэтому основная тяжесть по организации языковой среды, как минимум дома, ложится на членов семьи малыша. Прекрасно, если в семье есть старшие дети школьного возраста, англоговорящие родители или студенты. Языковые навыки придется развивать всем. Об этом стоит поговорить на семейном совете заранее.
- Отсутствие возможности развития и недостаток нужной лексики. Вспомните себя на начальном этапе изучения иностранного – как не хватало слов, как сложно было строить предложения. Вы лучше всего знаете своего ребенка, его манеры и используемые на русском фразы. Переведите их и используйте в повседневном общении. Точно так же переведите и используйте свои стандартные обращения к ребенку: «Малыш, пора спать. Иди кушать. Давай пойдем на прогулку. Сейчас нужно убрать игрушки» и прочие.
- Наигранность и фальшь при использовании английского взрослыми. Если собственный уровень языка не позволяет свободно общаться – с этим нужно срочно что-то делать. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых, и если маме некомфортно говорить на английском, для ребенка его изучение тоже станет мучением. Поэтому стоит проанализировать свой русский, используемые в быту фразы, найти их аналоги или сделать перевод и постараться преодолеть психологический барьер перед свободным говорением на иностранном. Научитесь выражать эмоции и думать на английском, используйте его дома, разговаривая беспредметно – например, при поиске нужной вещи, задавая себе вопросы или собираясь что-то делать: «Где моя расческа? О, нужно поставить чайник. Так, я забыла купить тортик к чаю» и прочие подобные фразы. Это поможет снять психологическое напряжение и выражать свое состояние и эмоции на иностранном языке.
Свой уровень знаний придется постоянно повышать, чтобы суметь дать ребенку возможности для общения.
Что и как изучать с ребенком
Идеально, если получится создать группу единомышленников – родителей, чьи дети ходят в одну группу в детском саду, друзей или родственников, кто поддержит вас в идее изучения английского с малышом. Иностранный язык лучше всего учится в группе.
Для качественного изучения стоит использовать следующие действия.
- Совместные прогулки, где общение будет проходить на английском. При этом изучать лексику лучше на тех предметах которых вокруг много, – здания и их части (окна, двери, крыши), магазины, деревья, люди (мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка), животные и птицы (голуби, вороны, коты, собаки). Достаточно на начальном этапе обучения научить фразе: «This is …». Позже на прогулках уже можно вводить слова «далеко, близко, около, узкий, широкий, высокий, большой маленький» и фразы «Я вижу (что-либо), мы идем (куда-либо), он/она что-то делает (идет, говорит, смеется, покупает, бежит, играет). Тот момент, что предметов или людей много, позволит повторять во время прогулки слова так, что ребенку не надоест – «Вот бежит мальчик. Вот бежит собака. Женщина покупает газету. Девочка покупает мороженое. Мы покупаем мороженое. Летит голубь. Летит ворона. Летит воробей. Летит самолет. Летит шарик». Таким образом – наглядно и с разными впечатлениями – ребенок лучше запомнит новые слова.
- Просмотр мультфильмов группой с комментариями: «Смотри, какое красивое платье у принцессы. Какое ужасное чудовище! Смешной говорящий котенок» – и т. д. Тут же уместно ввести фразы личного отношения: «Мне нравится/не нравится. Я хочу/не хочу такое же. Я хотел бы/не хотел бы быть таким же».
Важным моментом при изучении английского ребенком будет обязательное восприятие на слух чужой речи – дикторов, героев фильмов, взрослых в соседней комнате. Пусть он не поймет, что говорят, но звучащая фоном речь все равно помогает формированию восприятия мелодики языка, его интонаций.
Итак, изучение английского языка детям 4-5 лет дается легче, чем взрослым. Если ваш ребенок уже вступил в этот благоприятный период – пользуйтесь моментом! Знание иностранного языка непременно пригодится ему в будущем.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Kristina
Программа по раннему обучению английскому языку детей 4–5 лет
Срок реализации программы-1 год
Цель программы:
Осуществление коммуникативно – психологической адаптации дошкольников к английской языковой среде в процессе развития способности и готовности общаться с носителями языка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
В основе обучения английскому языку лежит игра.
Основными задачами программы являются:
1) Развивать интерес детей к английскому языку, желания говорить на языке, слушать песни, речь, смотреть мультфильмы на английском языке через организацию педагогического процесса на основе предпочитаемых ребенком видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности).
2)Познакомить детей с предметом обучения: рассказать о роли иностранного языка в жизни человека.
3)Формировать у детей умения в аудировании при прослушивании ими незнакомого текста, содержащего в основном известную им лексику.
4)Развивать умения детей вести диалог в процессе подготовки к драматизации сказки, во время выполнения аппликации, понимать обращенную к ним речь и адекватно реагировать на обращение, употребляя соответствующие ситуации реплики, в сюжетно-ролевой игре.
5)Иметь представления о праздниках страны изучаемого языка (Хэллоуин, Новый год, Рождество, День святого Валентина, День матери, Пасха).
6)Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности.
Отличительной особенностью данной программы от других, является то, что программу реализует носитель языка.
Возраст детей: 4-5 лет
Сроки реализации: 1 год
Занятия проходят два раза в неделю, по тридцать минут.
Методы и формы оценки результатов освоения: дневник педагогического наблюдения, где фиксируются и отражаются индивидуальные результаты каждого ребенка.
Формы контроля: викторины, конкурсы, проектная деятельность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: Воспитанники должны знать и практически владеть:
• словами по темам, касающиеся их повседневной жизни.
•правилами употребления грамматических форм, связанных с этими темами.
• адекватным произношением и различать на слух звуки английского языка
По итогам обучения по программе должны уметь:
• понимать инструкцию педагога по выполнению творческих заданий;
• воспринимать короткие высказывания на слух;
• поддержать диалог этикетного характера, а также поддержать диалог и общаться на бытовые темы (семья, праздники, счет предметов и их цвет, уметь поздравить с Новым Годом и Рождеством).
Итогом реализации программы выступает проведение мероприятия, где дети рассказывают стихи на английском языке, поют английские песни, и разыгрывают маленькую театральную сценку.
3. Учебно- тематический план:
Сентябрь: Вводное занятие, Привет, как тебя зовут?
Октябрь: Что я умею? Что я не умею? Животные: лесные, домашние, мои питомцы.
Ноябрь: Животные: лесные, домашние, мои питомцы, моя семья.
Декабрь: Моя семья, цвета
Январь: Цвета, части тела
Февраль: Части тела, фрукты и овощи
Март: Фрукты и овощи, дом
Апрель: Дом, одежда
Май: Одежда, погода
Содержание изучаемого курса:
1. Вводное занятие.
На этом уроке дети: – узнают о странах, где говорят по-английски; – познакомятся с забавным персонажем, который будет им помогать при изучении английского языка; – прослушают небольшой инструктаж по технике безопасности.
2. Привет, как тебя зовут?
В этом занятии дети будут учиться: – здороваться и прощаться на английском языке: “Hello!”, “Goodbye!” (“Bye!”); – понимать на слух вопрос “What’s your name?”; – отвечать на вопрос “What’s your name?”, употребляя конструкцию “I’m (Dima); – понимать на слух выражения “Yes.”, “No.”, “Stand up!”, “Sit down!”, – понимать выражения классного обихода (“Good!”, “Very good!”, “Good for you!”); – узнавать в речи слова map, kangaroo, Australia, England (Great Britain); – употреблять в речи слово “yes”;
3. Что я умею? Что я не умею?
В этом блоке занятий дети будут учиться: – понимать на слух выражение “Glad to see you!”; – уточнять имя собеседника, задавая вопрос “Are you (Dima?”; – отвечать на вопросы “Are you (Dima?”, используя краткие ответы “Yes, I am” и “No, I am not”; – обращаться к собеседнику с просьбой совершить то или иное действие, употребляя слово “please”.
4. Животные: лесные, домашние, мои питомцы.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – считать до десяти; – называть по-английски лесных, домашних животных и питомцев, используя структуру “I can see a (bear)”; – задавать вопрос “What’s this?” с указанием на предмет и отвечать на него; – задавать вопрос “What’s this?” без указания на предмет и отвечать на него; – понимать конструкции “Come back!”, “Fly away”; – говорить по-английски «доброе утро» и «добрый вечер»; – задавать вопрос о наличии близко или далеко расположенных предметов (животных, указывая на них; – давать краткий ответ “No, it isn’t / Yes, it is” на вопрос “Is it a (horse?; – сообщать названия близко или далеко расположенных предметов (животных, используя соответствующие речевые конструкции;- различать в речи слова с краткими и долгими гласными звуками; – адекватно реагировать на просьбу “Smile!”, команды “Stand up!”, “Sit down!”, Give me the(camera)”,”; – употреблять предлог “to” для указания направления движения; – задавать вопрос о наличии предмета и отвечать на него; – просить передать им что-либо.
5. Моя семья.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – считать до десяти; – называть по-английски членов семьи; – задавать вопрос о человеке “Who is this?”. Употреблять местоимение “Who”, задавать вопрос, требующий подтверждения и отвечать на такой вопрос; – описывать действия людей; – прослушивать короткие песни на английском языке и понимать их содержание. – сообщать другим, сколько им лет; – поздравлять других с днем рождения и отвечать на поздравление.
6. Цвета.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – считать до семнадцати; – сообщать о своих предпочтениях; – задавать вопрос о наличии предмета; – называть по-английски цвета;
7. Части тела. В этом блоке занятий дети будут учиться: – называть по-английски части тела человека; – понимать на слух инструкции преподавателя и выполнять соответствующие действия; – использовать речевые структуры занятия в ситуациях общения.
8. Фрукты и овощи.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – называть по-английски фрукты, овощи, сладости, посуду;
9. Мой дом.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – считать до двадцати одного; – сообщать другим, где они живут; – называть по-английски места, где живут люди и животные; – спрашивать других, где они живут;
10. Одежда.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – узнавать в речи и называть по-английски предметы одежды; – исполнять песенку и стихотворение про одежду на английском языке; – считать «в обратном направлении» от четырёх до одного.
11. Погода.
В этом блоке занятий дети будут учиться: – узнавать в речи слова, употребляемы для описания погоды; – исполнять песенку про погоду на английском языке; – считать «в обратном направлении» от пяти до одного.
Методическое обеспечение программы:
(видео ролик к каждому занятию)
Тема: Привет, как тебя зовут?
• Герой по имени Спот, которая надевается на руку (главный персонаж занятия); • Картинки с изображением Микки-Мауса,Маши и медведь, кенгуру; • Большая «карта» с очертаниями коричневых материков на синем фоне; • Картинки «Человечки-звуки» с изображением звуков, изучаемых на занятии; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки»
Что я умею? • Герой по имени Спот; • Аудиозапись песни “Clap your hands”; • Картинки с изображением бегущих, прыгающих, скачущих на одной ножке персонажей; • Игрушечные медведь, заяц, собачка, лягушка; • Аудиозапись песни “Teddy-bear”; • Кубик с артиклем “a”; • «волшебная» палочка; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки»
Животные • Герой по имени Спот; • Игрушечные лесные животные: белка, олень, птичка, волк, лиса, сова, енот, бабочка, медведь, заяц. Домашние животные: корова, лошадь, свинья, овца, коза, петух, курица, цыпленок, утка, кошка, собака. Домашние питомцы: морская свинка, попугай, рыбка; • Кубик с артиклем “the”; • Аудиозапись песни “Clap your hands”; • Мешочек из ткани, в котором лежат игрушки; • Игрушечный фотоаппарат; • Игрушечный домик-ферма и лес; • Аудиозапись песни “Baa-baa, black sheep”; 14 • Игрушечный микрофон; • Большая картонная рамка-«телевизор»; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Моя семья • Кукла-игрушка Спот; • Панно “My family”; • Картонные фигурки лягушек (мама, папа, сестра, брат, картонный пруд; • Четыре маски лягушки; • Магнитная доска; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки». • Аудиозапись песни “Happy Birthday”;
Цвета • Кукла-игрушка Спот; • Вырезанные из цветного картона цветы на палочке; • Картинки с изображением груши, сливы, морковки, травы, медведя, вишневого пирога, черной шляпы, неба; • Разноцветные собачьи следы; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Части тела • Кукла-игрушка Спот; • Вырезанные из цветной бумаги глаза, уши, носы, рты, клоунские колпачки; • Плакат с написанным текстом рифмовки “Here is my head, and here is my nose”; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Фрукты и овощи. • Кукла-игрушка Спот; • Картинки с изображением магазина, продавца и покупателя; • Игрушечные кошельки (конвертики из цветного картона); • Разноцветные бумажные прямоугольники – деньги; 15 • Картонные овощи и фрукты (картофель, капуста, морковь, яблоко, груша, банан, персик, апельсин, мандарин); • Аудиозапись и картинки к песне “Orange is a carrot” • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Мой дом. • Кукла-игрушка Спот; • Картонная конура для Спота; • Игрушечная мебель (кровать, кресло, стол, стул, шкаф для посуды, шкаф для одежды, ковер); • Картинки с изображением разноцветной мебели; • Плакат с написанными на нём словами песни “I have a brown table”; • Аудиозапись песни “Twinkle, twinkle, little star…” • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Одежда • Кукла-игрушка Спот; • Две одинаковые рубашки Спота: одна (на нём, перепачканная акварельными красками, другая чистая; • Одежда Спота (футболка, носки, свитер, жилет, кепка, брюки); • Две небольшие мисочки (тазики для стирки); • Натянутая веревочка для сушки белья; • 10-12 прищепок; • Картинки с изображением предметов одежды (носки, рубашка, шорты, юбка, футболка, джинсы, платье); • Аудиозапись песни “Let’ take some socks…”; • Зимняя одежда для Спота (куртка, шапка, шарф, варежки); • Аудиозапись песни “Hockey-pockey”; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Погода • Кукла-игрушка Спот; • Зонтик для Спота из цветного картона; 16 • Карточки с изображением дождливой, ветреной, грозовой, снежной, облачной, туманной, солнечной погоды; • Аудиозапись песни “How’s the weather”; • Книга «Человечки-звуки» со стихами и иллюстрациями; • Книжка-раскраска «Человечки-звуки».
Форма подведения итога:
Итогом реализации программы выступает проведение мероприятия, где дети рассказывают стихи на английском языке, поют английские песни, и разыгрывают маленькую театральную сценку
Источник