Развитие ребенка 1 года навыки чтения
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
- повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
- умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
- выражает эмоции интонацией;
- обозначает слогами предметы и действия;
- воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
- Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
- Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
- Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
- Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как развивать речь ребенка
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
- упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
- учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
- понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные занятия: 6 простых упражнений
Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
- Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
- Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
- Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
- Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
- Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Игры для развития навыка говорения
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
- Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
- Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
- Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
Источник
Рейтинг Чтение очень важно в развитии ребенка, поэтому родители должны научить его читать |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Навыки чтения необходимы ребенку, чтобы успешно учиться в школе. Чем больше и раньше развиты у ребенка эти навыки, тем выше будет его успеваемость. Если ребенок не научится читать до 8 лет, у него возникнут проблемы с обучением.
Родители – первые и главные учителя ребенка
Первыми учителями в жизни каждого ребенка являются его родители. Дети развивают речевые навыки, слушая родителей и подражая им. С рождения дети обладают способностью произносить звуки речи любого языка. С раннего возраста они слышат свой родной язык и пытаются его воспроизвести. Чем больше времени родители разговаривают с ребенком, тем лучше у него развивается речь.
Когда ребенок произносит первые слова, обратная связь от окружающих людей помогает ему понять смысл этих слов и начать использовать их для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Постепенно он учится составлять из слов фразы и предложения. Так шаг за шагом ребенок учится бегло говорить и понимать речь окружающих.
Чтение и письмо – это та же речь, только изложенная в письменной форме. Единственное различие заключается в том, что здесь используются буквы, а не звуки. Ребенок учит отдельные буквы и их комбинации, и, наконец, учится составлять из букв слова. Развитие устной речи помогает ему развивать и навыки письма.
Чтение способствует развитию ребенка
Родители ежедневно должны не только разговаривать с маленьким ребенком, но и читать ему. Это стимулирует интерес детей к книгам. Становясь немного старше, дети стараются во всем подражать родителям, в том числе и в чтении книг. Родителям необходимо прививать ребенку любопытство и интерес к чтению. Им следует не только читать ему книги, но и вместе обсуждать прочитанное. Сам процесс чтения должен быть интересным для ребенка и вызывать у него положительные эмоции.
Когда ребенок учится читать самостоятельно, родителям нужно читать вместе с ним. Также следует продолжать обсуждать с ребенком содержание прочитанных книг.
Как развить у ребенка интерес к чтению
Когда ребенок научится читать, запишите его в ближайшую библиотеку, чтобы он получил возможность читать книги, которые ему нравятся. Покупайте ему книги и детские журналы, соответствующие его возрасту.
Когда начинать учить ребенка чтению
Многие дети готовы к обучению чтению в возрасте трех-четырех лет, но некоторые – только к шести годам. Если у ребенка нет задержек речевого или умственного развития, нарушений слуха или зрения, навыки восприятия письменной речи у него формируются к шести годам.
Родители могут с удивлением обнаружить, что их трехлетний ребенок уже умеет читать. Он может научиться этому непроизвольно, смотря телевизор, или когда вы читаете ему названия магазинов на вывесках и т.д.
Дети осваивают речевые навыки в индивидуальном темпе. Однако если вы регулярно читаете ребенку, у него, скорее всего, возникнет интерес к чтению.
С чего начать?
Развивать навыки чтения следует с изучения букв. Учить с ребенком алфавит можно в возрасте от полугода до года. Используйте картинки, на которых нарисованы буквы и предметы, названия которых начинаются с этих букв. Можно посвящать каждую неделю изучению одной буквы. Сначала ознакомьте ребенка с новой буквой, затем предложите ему находить ее в словах. Так постепенно ребенок будет готов к тому, чтобы читать слова.
Также важно развить у ребенка навык фонематического восприятия. Ребенок должен понять, что слова состоят из отдельных звуков, и научиться воспринимать эти звуки в речевом потоке. Недавние исследования доказали, что стихотворения помогают детям развить фонематическое восприятие. Поэтому читайте детям стихи и пойте песенки – это занятие принесет вам много веселья, а ребенка вдобавок научит различать звуки. Кроме того, так ребенок быстрее научится читать.
Почему некоторым детям бывает трудно научиться читать?
Одни дети легче обучаются чтению, другие – труднее. Есть дети, у которых позже формируется готовность к чтению, чем у остальных. Некоторые дети готовы к этому только в 6 лет. Дело в том, что ребенок должен развить много навыков до того, как приступить к развитию навыков чтения. Каждый ребенок развивает эти навыки в индивидуальном темпе, который может сильно различаться, при этом все же оставаясь в пределах нормы.
Некоторым детям могут помешать научиться читать проблемы со слухом, зрением, задержки речевого развития, недостаточно развитая краткосрочная память или низкая скорость обработки информации. Если ребенку плохо дается чтение, поговорите с его воспитателем в детском саду или детским врачом – они помогут определить истинную причину. Некоторые дети могут страдать от дислексии. В таком случае ребенку поможет специальная программа обучения.
У некоторых детей нет никаких отклонений, но им могут не подходить методы обучения в школе. Поговорите с учителем: возможно, ребенку понадобятся дополнительные занятия или индивидуальный подход.
Как помочь ребенку с дислексией преодолеть трудности?
Развивая навыки чтения, ребенок может испытывать трудности, например, если страдает от дислексии. От этого он может чувствовать себя неполноценным или потерять интерес к обучению. Из-за трудностей с обучением чтению у некоторых детей возможны депрессия или проблемы с поведением.
Исследования показали, что существует всего один способ помочь научиться читать ребенку с дислексией. Это программа обучения чтению, которая одновременно использует несколько каналов восприятия (зрение, слух, осязание) и основана на развитии фонематического восприятия и различении отдельных звуков в речевом потоке. Наиболее эффективным в этом отношении считается метод Ортона-Гиллингэм. На его основе разработано много программ, доказывающих свою эффективность в обучении чтению детей с дислексией.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.00 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
10.04.2018
Источник
/О детях/Детский сад
Полезно или вредно рано учить детей чтению? В основном родители опираются в своих суждениях на собственный опыт или на опыт своих знакомых, родственников, друзей. Поэтому мнение каждого родителя субъективно, но изменить его очень трудно.
Наиболее «продвинутые родители» используют в обучении чтению популярные сейчас методики: Николая Зайцева, Глена Домана, А. Тюленева и др. Большое число родителей пользуется так называемым «традиционным способом» обучения чтению: от букв – к звукам и далее – к словам.
Специфика обучения дошкольников чтению состоит в том, что в основном это занятия в кругу семьи, реже – в ранних группах развития или детских садах. Родителям просто неоткуда взять достоверную информацию об особенностях становления процесса чтения. Между тем эта проблема довольно разработана в теории и методике преподавания русского языка, написано множество пособий, монографий, статей в периодических изданиях научного характера. В основном авторы этих работ считают, что обучение чтению начинается с первого класса школы. На этом основываются их работы, а также разрабатываемые учебные пособия.
Что же делать тем родителям, которые хотят, чтобы ребенок научился читать гораздо раньше школы? Как убедить родителей в том, что навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, может благотворно влиять как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребенка?
В данной статье мы произведем обзор статей из журнала «Начальная школа» и «Дошкольное воспитание», посвященных обучению чтению до школы.
Начинаем читать
Следует сразу сказать, что данная проблема становится год от года актуальнее и на страницах рассматриваемых журналов публикуются новые материалы по формированию навыка чтения у дошкольников.
Вот статья М.И. Волошкиной «Современные программы для дошкольных образовательных учреждений» (№ 1 за 2000 год). Эта статья носит явно методический характер. Здесь рассматриваются новые программы для детских образовательных учреждений (ДОУ), дается их краткая характеристика.
Для нас наиболее интересна Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Другие образовательные системы, как следует из статьи, не предполагают как такового обучения детей грамоте.
Важным является также мнение самого автора о том, что «даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей».
Таким образом, в данной статье намечается уход (хотя и совсем незаметный) от традиционной системы ДОУ, где официально обучение грамоте неприемлемо.
Чтение и грамотность
Нельзя пройти мимо статьи выдающегося теоретика развивающего обучения (по учебникам которого занимаются сейчас довольно много школьников) – В.В. Репкина. Его статья называется «Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности» (1999 год, № 7).
Эта статья посвящена школьной проблеме, однако уделяется много внимания рассмотрения феномена «природной грамотности». В.В. Репкин считает, что «ничего “природного” в “природной” грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. Если эти дети пытаются писать самостоятельно до того, как овладели умением бегло читать, они пишут обычно фонетически.
В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается стойкой. Как было установлено в специальном исследовании, проведенном нами в 60-х гг. совместно с Г.В. Репкиной, эти две группы хорошо читающих детей отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. При этом по известным психологическим закономерностям включаются мощнейшие механизмы непроизвольной памяти, чем и обеспечивается в дальнейшем безошибочное написание таких слов.
В ходе своих рассуждений, подкрепленных данными исследований других авторов, В.В. Репкин приходит к следующим выводам, имеющим отношение к нашей теме:
- В основе феномена «природной грамотности» лежит «достаточно универсальный и прочный орфографический навык», он представляет собой письмо не «по правилам», а «по памяти». «В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в речедвигательной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме». Иными словами, В. Репкин указывает на то, что если ребенок владеет «смысловым чтением», его орфографическая грамотность в школе значительно повышается. Однако при этом упор делается именно на «смысловое чтение», которое доступно, естественно, не в раннем возрасте, а несколько позднее.
- «Природная грамотность» формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировке в тексте, включенной в структуру смыслового чтения. Это значит, что судьба орфографического навыка решается не столько в процессе специального обучения орфографии в привычном смысле этого слова, сколько в процессе обучения чтению».
На основании данных этой статьи мы можем смело сделать вывод, что связь между грамотностью ребенка (имеется в виду орографическая грамотность) и обучением чтению есть. И чем раньше ребенок овладеет смысловым чтением, стало быть, тем больше у него возможностей стать в школе обладателем «природной грамотности».
Развивая далее мысль В.В. Репкина, следует предположить, что связь между неосознанным чтением (чтением до начала старшего дошкольного возраста) также существует. Ведь в статье указывается на особую роль зрительной памяти, памяти на слова при обучении чтению.
Кстати можно заметить, что теория развивающего обучения очень положительно относится к чтению до школы. В связи с этим существуют наработка теоретиков по дошкольной организации этого процесса.
От букв к книгам
Далее перейдем к рассмотрению еще одной интереснейшей статьи, посвященной обучению чтению маленьких детей. Это статья Л.С. Сильченковой «Русская графика и формирование первоначального навыка чтения» (№ 1 за 1001 год). Это статья специалиста в области русского языка, поэтому в ней присутствует много специальной лексики. Попытаемся понять сущность предлагаемых методов овладения первоначальным навыком чтения.
В целом, данная статья не ставит перед собой задачу указать временные рамки начала обучения чтению. Хотя здесь указывается возраст четырех – пяти лет как тот возраст, когда можно начинать смысловое чтение.
Основной вопрос, который волнует автора: почему ребенок, который знает все буквы алфавита, не может научиться читать? Этот вопрос интересует и многих родителей.
Многим известно, что эту проблему предлагает по-своему решить методика Н. Зайцева. Однако ее пока стоит относить к нетрадиционным методикам обучения чтению. В рассматриваемой статье дается характеристика традиционных методик. Их авторы: Л.Н. Толстой («Новая азбука»), Д.Б. Эльконин («Как учить детей Читать»), В.Г. Горецкий («Букварь», «Азбука», «Русская азбука»). Почему же в погоне за новыми глянцевыми пособиями и книжками, родители незаслуженно забывают об этих «азбуках» и «букварях». Возможно, они-то намного эффективнее, доступнее и полезнее новомодных рецептов «читать раньше, чем ходить»?
Л.Н. Толстой
«С большой педагогической целесообразностью подбирал великий писатель дидактический материал для обучающихся читать. При составлении «Азбуки» и особенно «Новой азбуки» Л.Н. Толстой скорее интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей: ведь они были описаны много лет спустя. На ступени слого-аналитического чтения у большинства детей единицей чтения является слог, у некоторых слово. Важное значение в восприятии читаемого текста имеет длительность слова, так как «поле чтения» начинающего чтеца составляет 4-5 букв. Большую роль играет также и внешняя форма слова: сочетание согласных букв затрудняет чтение. Наиболее удобно читаемой следует считать двусложную структуру слова с ритмом хорея (туча, куча и т.д.) , а из трехсложных слов с ритмом амфибрахия (работа, ребята, малина)».
Д.Б. Эльконин
Этот автор считал, что главным ориентиром при обучении чтению является слог (не путать со «складом»!). Он писал, что «нужно учить детей находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, останавливать на них внимание читающего, заставляя тем самым приготовиться к их произношению, и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие фонемы».
Очень важное замечание делает автор статьи по поводу сопутствующих изображению буквы картинок. Всем известно: Б – белка, В – верблюд и т.д. Такие пособия не ориентируют детей на анализ позиции согласной буквы (обратите внимание, что в данном случае – звук не Б, а Бь). Такие картинки совершенно неоправданно пытаются сократить психологический механизм первоначального чтения.
Как учить ребенка читать дома?
В завершающей части работы хотелось бы подробно обратиться к двум статьям, посвященным именно методике и способам обучения ребенка чтению до школы в семье.
Первая статья – автор Н. Варенцова , «Первые шаги в грамоте» (Дошкольное воспитание, 1993 год, № с12).
- Здесь четко устанавливается время начала обучения чтению – 4-5 лет.
- Основным в данный период автор считает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова.
- Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю. Длительностью до 30 минут.
- Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую.
- Дальше предлагается устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самостоятельно. Он включает картинки-схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие буквы.
- Очень важно то, что все занятия проходят в игровой форме. Например: «В каждом домике (клеточке) живет свой звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)».
Наиболее типичной ошибкой родителей является смешивание понятий «буква» и «звук». Это может негативно отразиться в последующей учебе ребенка в школе. Чтобы этого не случилось, взрослый должен в первую очередь сам твердо усвоить, в каком случае речь идет о звуках, а в каком – о буквах. «Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и нашими речевыми органами (губами, языком и т.д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем. Надо напоминать об этом ребенку, если он ошибается».
Очень интересной показалась статья С.Г. Макеевой и Н.Н. Заманковой «Обучение грамоте в семье» (2003 год, № 7).
Здесь авторы категорически утверждают, что учить читать детей до школы можно и нужно. При этом приводят статистику, что 80 % родителей будущих первоклассников не считают себя компетентными в методике обучения грамоте и потому больше надеются не на себя, а на помощь специалистов. По словам авторов статьи, педагоги из так называемых «Центров раннего развития» «не имеют необходимой лингвометодической подготовки, прежде всего в области фонетики и графики, применения альтернативных методов обучения грамоте… Занятия по дошкольному обучению чтению носят, как правило, групповой характер, при котором осуществить индивидуальный подход к детям непросто».
Поэтому выход авторы видят в просвещении на этот счет родителей: кому, как не им, знающих доскольнально своих детей, учить их читать.
Начинающим родителям-учителям авторы статьи дают ряд полезных и научно обоснованных советов:
- Для первоначального обучения чтению ребенку необходима речевая среда. Для освоения чтения, соответственно, нужна «читающая среда», книжное окружение. Для создания «читающей среды» необходимо устройство в детской комнате уголка чтения. Лучше, если в качестве учебного материала выступит любимая книга ребенка. Взрослые обязательно должны любить книги сами.
- Ребенок, перед тем как прочитать слово, должен соотнести произношение и написание этого слова, т.е. понять его «код».
- Поэтому упражнения в звуковом анализе слова на развитие фонематического слуха необходимы, и в них особое внимание должно быть уделено близким по звучанию звукам.
- При всей строгости данного подхода, авторы считают ненужным введение алфавитных названий букв, обозначающих согласные звуки. «Более того, на первых порах даже требуется совмещение звукового значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна открываться постепенно».
- Не следует пользоваться строго одной методикой обучения. Авторы называют домашнее обучение чтению скорее вариативной методикой.
- Основным методом при обучении чтению авторы считают аналитико-синтетический, т.е. путь «от звука к букве».
- Одним из наиболее успешных методов является так называемое «чтение заученного на слух», уходящее в историю русской методики. Он предполагает обращение ребенка к чтению текстов тех произведений, содержание которых усвоено наизусть, дословно.
Вот такие советы по организации обучения грамоте даются современными учеными.
Современная методика преподавания чтения ориентируется на синкретичность в использовании методов: каждый из них хорош и много дает ребенку, родителю следует знать об этом и не следовать слепо указаниям разработчиков методик. В обучении грамоте, прежде всего, родителю надо иметь чувство меры, понимать, какой способ обучения работает на закрепление определенного навыка.
В целом наш обзор отражает современные представления классической науки о дошкольном обучении грамоте. В науке уже сложилось мнение о необходимости обучения грамоте в дошкольном возрасте.
При этом, естественно, существуют заметные пробелы (например, не указываются возрастные ограничения, не рассматриваются негативные и позитивные стороны отдельно взятых методик, мало практических исследований по этой теме). Однако налицо тот факт, что и наука повернулась лицом к родителям. Ученые призывают не доверять слепо рекламе, а пользоваться проверенными методами и способами, результативность которых не раз доказана.
20.11.2009
Татьяна Черкашина
Рекомендую статью Ясюковой
https://child-psy.livejournal.com/108315.html
Да, не может быть сомнений в том, что человеческое дитя в состоянии здоровья может учиться чтению с самых ранних лет. И это благо.
Но хочется напомнить авторам, которые игнорируют роль и значение обучения грамматике языка – то есть знания правил, навыка письма, как здесь выражаются “по правилам”. Не все понимают ( а это надо знать педагогам и родителям!), что освоение стройности грамматики языка, изучение её правил и законов развивает логическое (абстрактное) мышление ребёнка, подростка, юноши в старшем классе. Только две есть дисциплины в школьном курсе обучения, которые развивают именное способность абстрактного мышления наиболее сильно (мощно) – это математика и грамматика языка. Другие дисциплины уже описательные, они построены на основе языка – его грамматики, законов текста, изобразительных средств. Устранение грамматики из обучения как чего-то скучного, непонятного, трудного приводит к обеднению мышления, малограмотности. Запомним:не мнение, а знание, понимание сущности выражено в словах Г.Р.Державина о том, что, если математика есть царица наук, то язык – это ключ ко всем знаниям. Добавим, что таким ключом, конечно же, может быть только литературный язык, основой которого является грамматическая логика. Этот язык и надо познавать нам всем всю жизнь.
когда дочь в первом классе начала пропускать не только буквы при письме, но и слог и не один!!! вот тут то я просекла пользу раннего чтения!!!!
забывают слова Зайцева (может и еще кого), учить читать и писать – одновременно!!! буквы конечно можно учить раньше.
Так, насколько мне известно, метод Монтессори предназначен как раз для развития дошкольников. Так что всё будет нормально, я думаю:-)
Сейчас поступающий в приличную школу ребенок должен уметь читать, считать, проходить различные тесты. Поэтому родители и не рассуждают, учить ли ребенка читать, а сталкиваются с необходимостью.
Для русской, которая живет в Германии: Вы правда не хотите, чтобы ребенок знал русский язык, или это опечатка?!!!
Хочу похвастаться. Моему сыну 1,8 он уже знает (произносит и узнает) 20 звуков из 33 букв алфавита. Показывает их на вывесках и гос. номерах автомобилей. Причем никто не заставлял его учить их, все происходит в игровой форме. Я показываю нарезанные карточки с буквами и произношу звук, ребенок произносит и соответственно запоминает. До чтения еще далеко, но думаю, приобретенные знания вреда не нанесут.
Здравствуйте, у меня не мнение, а вопрос, если можно. Мой сын (2 года) пошел в са по системе Монтессори (сад находится в городе Кемерово). Проходил месяц. Но я стала сомневатьс в правильности выбора сада, в связи с тем, что школы Монтессори у нас нет и окончив садик он пойдет в обычную школу. Вопро: есть ли смысл водить ребенка в сад по методу Монтессори, если в школе такого метода не будет? Если возможно, жду ответа. Заранее спасибо.
очень прошу,посоветуйте.
Я живу в Германии,1,5 года.Русская.Немецкий знаю еще плохо.Соответственно и мой ребенок(ему 4 года) тоже пока не понимает немецкий язык.Но это дело наживное.У меня следующий вопрос:Как научить читать ребенка на двух языках? Мне бы не хотелось чтобы он знал русский язык.Если возможно посоветуйте какую-нибудь литературу или сайты в интернете.Спасибо.
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите “ctrl+enter”
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Источник