Развитие ребенка 1 год 5 месяцев игры и пособия по развитию

Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.

Физиологические показатели

  • Вес в пределах от 8.5 до 12 килограммов считается нормой. Незначительный выход за означенные рамки не является поводом для паники, так как обусловлен генетическими характеристиками. Если мама и/или папа “мелких” параметров, то вес карапуза вполне может оказаться чуть ниже нормы, и наоборот.
  • Нормой роста считают 76.8 – 83.9 см. Рост, как и вес, напрямую связан с наследственностью.
  • Обхват головы в пределах от 44.7 до 48.5 см – такой показатель считается оптимальным.
  • Количество зубов от 8 до 12, велика вероятность появления нижних и верхних клыков. Не стоит нервничать, если клыки не появились. «Вероятность» не есть «обязательность» – значит, клыки появятся немного позже.

Малыш в 1 год и 5 месяцев уже очень активен – с ним требуется играть в подвижные игры, можно подключить к этому детские средства передвижения для дома и улицы

Дети 1 года и 5 месяцев чрезвычайно подвижны и активны, в штыки воспринимают любые попытки ограничить свободу их перемещения, потому следует больше времени проводить с ними на улице.

Умения и навыки ребенка

Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе (рекомендуем прочитать: что ребенок при здоровом развитии умеет делать в 5 месяцев?). Родители с умилением наблюдают, как он:

  • нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
  • шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
  • забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
  • старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
  • ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
  • показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.

Малыш получил несколько важных бытовых навыков:

  • просится на горшок (рекомендуем прочитать: как просто научить ребенка проситься на горшок?);
  • он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
  • уже умеет пить из чашки.

Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.

Малыш в этом возрасте уже умеет пить из чашки, что делает жизнь его мамы немного легче – ей не приходится возиться с бутылочками

Речевые навыки

Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.

В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:

  • показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
  • различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
  • хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».

Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:

  • односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да”, «хочу», «не буду», «не хочу»;
  • знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
  • относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
  • строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
  • имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.

Важно! Если ребенок молчит, не реагирует на обращенные к нему слова, не откликается и не называет предметы даже на своем языке, необходимо срочно показать его логопеду и ЛОРу.

Питание ребенка в 1 год 5 месяцев

Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.

Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.

Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:

1 день2 день3 день
Завтракмолочная рисовая каша 180 г, полстакана чая с молоком, 10 г пшеничного хлебамолочная манная каша 180 г, полчашки какао на молоке, ломтик хлеба 10 г с сыроммолочная лапша 140 г, полстакана сладкого чая, фруктовое пюре 50 г
Обедовощной суп 100 мл, биточки из мяса на пару 40 г, гороховое пюре 90 г, пшеничный хлеб 10 г и настой шиповника 1 чашка (подробнее в статье: когда можно давать ребенку в прикорм гороховый суп?)суп-пюре из тыквы 100 мл, паровые кнели из курицы 40 г, яблочно-морковное пюре 90 г, черносмородиновый кисель 1 чашка и 10 г ржаного хлебакартофельный суп с горошком 100 мл, рыбное суфле 40 г, пюре из кабачков и тыквы 90 г, пшеничный хлеб
Полдник100 мл кефира, детское печенье100 мл простокваши, булочка 20 г100 мл молока, 1 сухарик и яблочко
Ужинпаровой омлет 50 г с сыром, каша гречневая 100 г, полчашки сладкого чаятворожок с черносливом 80 г, пюре из картошки 90 г, полстакана чая с молокомсвекольно-яблочное пюре 150 г, каша гречневая 100 г, полчашки настоя шиповника

Малыш потихоньку переходит на взрослую пищу: ему можно готовить супы, биточки, омлеты, которые подойдут также для родителей. Такие перемены значительно разгружают маму от бытовых забот

Такого питания можно придерживаться около 1 месяца, потом рацион следует сменить. Давать грудь ребенку надо перед отходом ко сну. Если грудное питание уже в прошлом, то на ночь крошке можно дать кефирчик или кипяченое молоко.

Развитие ребенка посредством игр

Речевые игры:

  • Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
  • Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.

Логические игры:

  • «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
  • «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
  • «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.

На умение раскладывать предметы по цвету, форме и величине как раз рассчитана всем знакомая “пирамидка”. Эту игру можно разнообразить, использовать ее составные элементы для других игр

На внимание:

  • «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
  • «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
  • «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.

Для мелкой моторики:

  • «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
  • «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
  • «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.

В этом возрасте происходит невероятно активное развитие мозговой деятельности ребенка – чем больше мама и папа приложат усилий, тем лучшую отдачу они смогут получить. Развивать необходимо как мелкую, так и крупную моторику.

Лучшие игрушки в 1 год 5 месяцев

Игры должны быть включены в режим детского дня (рекомендуем прочитать: здоровый режим питания ребенка в 5 месяцев). Следите, чтобы в игрушках не было мелких элементов – сейчас ребенок чрезвычайно любопытен, а потому желание попробовать игрушку на вкус может закончиться трагедией. Самые полезные игрушки:

  • Сортировщик. Ящик с окошками, куда надо складывать определенные фигурки.
  • Звуковые. Это и музыкальные инструменты, и игрушки с кнопками, при нажатии на которые они издают конкретный звук, имитирующий корову, собаку, кошку.
  • Конструктор. Важно, чтобы детали были насыщенными по цвету и большими по размеру.
  • Мячи из разного материала и разного размера. Нужна и корзина, в которую их можно бросать.
  • Пирамидки. Нужны и классические, и усложненные, в которых шайбы имеют более одного отверстия.

В 1 год и 5 месяцев ребенок хочет общаться с ровесниками. Прогулки на улице, песочницы, детские площадки, качели и будут способствовать его развитию.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

К одному году и пяти месяцам малыш активно познает мир. А его способность хорошо координировать свои движения сильно помогает этому процессу. Ведь куда интереснее бегать, чем сидеть или ползти! Но многие мамочки могут быть обеспокоены тем, что их чаду не удаются какие-то вещи, которые уже вовсю делают его сверстники. Чтобы развеять все сомнения, надо просто узнать приблизительные нормы развития ребенка на этом этапе, но не забывать, что каждый малыш уникален.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам


Физиологические параметры у ребенка в 1 год и 5 месяцев: рост и вес малыша в год и 5

  •  Вес. Обычно колеблется от 8,5 до 12 килограммов. Незначительные отклонения от этой нормы продиктованы, как правило, генетическими особенностями: если один или оба родителя довольно крупные, то вес малыша, соответственно, будет больше, и наоборот.
  • Рост. От 76,8 до 83,9 см. Также зависит от наследственности.
  • Окружность головы. От 44,7 см до 48,5 см. Измеряя этот параметр, надо учитывать, прежде всего, насколько голова смотрится гармонично по отношению к туловищу. Очевидно, что у миниатюрного малыша не может быть слишком большая окружность головы, даже если показатель в пределах нормы.
  • Зубы. К имеющимся 8-ми зубам могут добавиться верхние и нижние клыки. Если этого не произошло, не паникуйте, потому что они точно появятся, но чуть позже.

В возрасте одного года и 5 месяцев дети очень активны. Им надо много гулять, а ограничение свободы передвижения воспринимается крайне негативно.

ВАЖНО! Если вы не начали делать этого раньше, то сейчас самое время приступить к закаливанию ребенка. Для этого подойдут обтирания, купание (по 2-3 минуты) в открытых водоемах при температуре воды от 21° и воздуха — от 25°. Обязательны утренние солнечные ванны — это профилактика рахита.

Навыки и умения малыша в 1 год и 5 месяцев: что умеет ребенок возрастом один и 5?

К возрасту год и пять месяцев кроха уже умеет многое.

  1. Ходить кругами, прыгать, бегать, поворачивать в сторону во время бега.
  2. Подниматься на ступеньку, перешагивать через небольшие предметы.
  3.  Залезать на диван, кресло или невысокий стул и слезать обратно.
  4. Строить башню из 3-5 кубиков.
  5. Бросать и ловить мяч.
  6. Определять, где и что нарисовано на картинке (показывает пальцем, где медведь, где стол, где домик и т.д.).

Если малыш еще не овладел какими-то из перечисленных навыков, то на них надо обратить особое внимание и в процессе игры тренироваться.

Из бытовых навыков самые важные сейчас это:

  •  проситься в туалет;
  •  уверенно держать ложку;
  • пытаться самостоятельно есть густую пищу;
  •  пить из чашки.

Если по каким-то причинам ребенок не умеет и, самое главное, не пытается этого делать, то надо проследить за его поведением. Если не хочет ничему учиться, лучше проконсультироваться с неврологом.


Речевое развитие ребенка в год и пять месяцев

Многие молодые родители переживают, если их чаду уже скоро полтора года, а он еще ничего внятно не говорит. Беспокоиться не стоит — это абсолютно нормально.

Прежде всего, к возрасту один и 5 малыш должен понимать речь, а заговорит он позже.

Итак, в 1 год 5 месяцев ребенок:

  • показывает по просьбе взрослого, где глазки, носик, рот, ручки, ножки и т. д.;
  • знает, как называются игрушки, обобщает их, по просьбе может показать, где лежат все мячики или пирамидки;
  • хорошо различает слова, обозначающие простые действия, выполняет их («положи», «принеси», «покорми» и т. п.).

Что касается речи, то, наверное, это самый индивидуальный показатель. Есть дети, которые молчат лет до трех, зато потом начинают говорить целыми предложениями. Их довольно много, но все-таки более 50 % всех ребятишек к году и 5 месяцам уже умеют:

  1. говорить простые слова, выражающие эмоции: «да», «нет», «хочу», «не хочу», «дай» и т. п.;
  2. показывать, где и кто находится из членов семьи, знает всех по именам; более или менее правильно произносить самые простые имена, а также «мама», «папа», «баба», «дядя» — то есть слова с повторяющимися слогами;
  3. составлять простые предложения, типа «хочу пить», «пойдем гулять», но произносить их по-своему: «пойдем гулять» может превратиться в «айдем гаять» и т. п.;
  4. подражать взрослой речи, но при этом оставляя так называемую автономную речь — то, что понятно лишь самим малышам.

ВАЖНО! Малыш, который молчит, но при этом еще не отзывается на речь и не пытается называть предметы даже по-своему, срочно нуждается в консультации ЛОРа и логопеда.

Если вы видите, что сын или дочка прекрасно понимает вас, отзывается на имя, знает название предметов, может их показывать, то надо проводить с ними игры на развитие речи.

  1.  Можно обыгрывать ситуацию, в которой малыш будет произносить простые слова и звуки: «спой кукле колыбельную, а-а-а» или «попроси у папы карандаши, скажи «дай, папа» и т. д.
  2.  Или попросить ребенка сказать, как квакает лягушка, как мяукает кошка и т. д. А потом наоборот — спрашивать: «кто говорит «ква-ква», а малыш должен отвечать — «лягушка».

Читайте чаду как можно больше книг, четко проговаривая окончания. Беседуйте с малышом медленно, комментируя каждое свое действие. И его речь не заставит себя долго ждать!

Чем кормить и как ухаживать за ребенком в 1 год 5 месяцев: особенности ухода и питания

Кормить ли грудью малыша , которому скоро уже исполнится полтора года, грудью или нет?

Этот вопрос задают себе огромное количество мамочек. Специалисты считают, что верхнего возрастного предела для грудного вскармливания не существует. А то, что это может быть вредно для крохи – всего лишь миф.
Тем не менее, одного грудного молока уже не хватает. Пора составить примерное меню своему чаду на неделю, чтобы точно знать, что он питается правильно.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 5 месяцев

1-й день2-й день3-й день4-й день
Завтракрисовая каша на молоке (180 г), чай с молоком (1/2 стакана), пшеничный хлеб (10 г)манная каша на молоке (180 г), какао с молоком (1/2 чашки), пшеничный хлеб (10 г) с сыроммолочная лапша (140 г), чай с сахаром (1/2 стакана), фруктовое пюре (50 г)омлет на пару (50 г), какао с молоком (1/2 чашки), пшеничный хлеб (10 г)
Обедовощной суп (100 мл), паровые мясные биточки (40 г), пюре из горошка (90 г), настой из шиповника (1 чашка), пшеничный хлеб (10 г)тыквенный суп-пюре (100 мл), куриные кнели на пару (40 г), пюре из яблок и моркови (90 г), кисель из черной смородины (1 чашка), ржаной хлеб (10 г)картофельный суп с горошком (100 мл), суфле из рыбного филе (40 г), пюре из тыквы и кабачков (90 г), пшеничный хлеб (10 г)молочный суп с рисом 9100 мл), капустные котлеты (50 г), картофельное пюре (90 г), компот из яблок (1 чашка), ржаной хлеб (10 г)
Полдниккефир (100 мл), детское печенье (15 г)простокваша (100 мл), булочка (20 г)кипяченое молоко (100 мл), яблоко, сухариккефир (100 мл), запеченное яблоко
Ужиномлет на пару (50 г) с тертым сыром, каша гречневая (100 г), чай с сахаром (1/2 чашки)творог с черносливом (80 г), картофельное пюре (90 г), чай с молоком (1/2 стакана),пюре из свеклы и яблок (150 г), каша гречневая (100 г), настой из шиповника (1/2 )запеченная цветная капуста (160 г), картофельное пюре (90 г), травяной чай (1/2 чашки)

Грудным молоком рекомендуется покормить чадо перед сном. Если по каким-то причинам вы уже отказались от грудного вскармливания, то давайте на ночь малышу кефир или кипяченое молоко.

Также в один год и 5 месяцев надо продолжать каждый день чистить малышу зубки утром и вечером, а времени на купание выделить побольше, так как кроха с удовольствием играет со специальными игрушками для ванны.

ВАЖНО! Ни на секунду не оставляйте ребенка одного в воде. Чтобы ему было удобнее, а вам спокойнее, можно пользоваться специальным сиденьем, которое крепится ко дну ванны на присосках.

1 год и 5 месяцев — самое время учить малыша сморкаться, если он еще не умеет этого делать. Как учить?

  1. Предложите ребенку попыхтеть, как ежик.
  2. Пусть представит, что каждая его ноздря — это труба парохода или паровоза, и в нее надо дудеть, зажав вторую пальцем.
  3. Покажите наглядно, как должен выглядеть процесс сморкания: в одну ноздрю положите кусочек ватки, а вторую пусть малыш зажмет, а потом сильно дунет — ватка вылетит, и крохе будет понятно, чего от него ждут.
  4. Нарвите бумажки или салфетки — пусть ребенок попытается их сдуть с поверхности, использую то одну, то другую ноздрю.

Игры с малышом в возрасте одного года и пяти месяцев

Несмотря на то, что младенец в 1 год и 5 месяцев проявляет все больше самостоятельности, он очень уязвим. Худшее для него — это расставание с близкими и, в первую очередь, с мамой. Поэтому, если есть возможность, не стоит отдавать его в это время в детский сад.
Оставаясь дома, мама должна играть со своим чадом в развивающие игры. Прекрасно, если удастся вовлечь в этот процесс папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер, ведь сейчас — это самые главные люди для крохи.

Для развития логики

  1. «Что-то одно»: малышу надо найти в разбросанных предметах только красные предметы или только круглые и т. д. и собрать их.
  2. «Простые предметы»: из предложенных двух фигурок (заранее вырезанных из фетра или картона) ребенок должен собрать домик, грибок, деревце и т. п.
  3. «От большего к меньшему»: надо расположить предметы по убыванию или по возрастанию; предметов должно быть не более 5-6 штук.

На внимание

  1. «По парам»: надо сделать несколько пар карточек, где нарисованы какие-то предметы; одну карточку из пары разложите перед чадом, а вторую показывайте ему и просите найти такую же.
  2. «Поиск по звуку»: мама может спрятаться сама, а потом звать ребенка, или спрятать музыкальную игрушку, которая будет издавать звуки. Пусть малыш научится искать по звуку.
  3. «Признак предмета»: среди вещей в комнате или в другом помещении надо найти все красные, все круглые, все мягкие и т. п.

 Для развития мелкой моторики (положительно сказывается на речи ребенка)

  1. «Золушка»: в одну кучку ссыпать сушеную красную фасоль и твердый сушеный горох, задача крохи — разобрать их по отдельным коробочкам.
  2. «Сюрприз»: надо завернуть в несколько слоев мягкой бумаги, а потом и в ткань (или наоборот) маленький презент для малыша, а потом попросить развернуть подарок.
  3. «Бусы»: шайбы от пирамидок разной величины надо нанизывать на шнур или ленту.

На координацию

  1. «Мячик»: требуется просто отбивать мяч ногой и рукой, а также ловить его.
  2. «Официант»: на поднос надо положить какой-то предмет — пусть малыш пронесет его по комнате.
  3. «Змейка»: поставить на пути у ребенка несколько препятствий (стул, стопка книг, большая игрушка и т. п.), он должен все их обойти и не запнуться.

Занимаясь с дочкой или сыном, не забывайте о том, что чадо может переутомиться и устать даже от игр. Давайте ребенку возможность выбрать, чем заняться. Если он желает покопаться в своих игрушках, то надо обязательно позволить ему это сделать.

ВАЖНО! Не ругайте детей за разбросанные игрушки. Чтобы научиться выбирать и принимать решения, они должны видеть сразу несколько игрушек, а то и все сразу.

Лучшие игрушки для ребенка в 1 год и 5 месяцев

  1. Сортировщик – полый куб с окошками, куда надо складывать соответствующей формы маленькие фигурки.
  2. Деревянные или тканевые овощи и фрукты, две половинки которых соединены с помощью липучки; игрушечным ножиком, который часто идет в комплекте, эти половинки надо разъединять, разрезая еду.
  3. Конструктор. Детали его могут быть любыми, главное – яркими, крупными и безопасными.
  4. Издающие звуки. Сюда входят все игрушечные музыкальные инструменты, а также каталки с кнопками, нажав на которые, можно услышать лай собаки, вой сирены, мычание коровы и т. д.
  5. Беговелы. Это велосипеды без педалей – кроха отталкивается от пола ногами и едет; беговел лучше выбирать как можно более устойчивый и простой, без лишних деталей.
  6. Пирамидки могут быть не только состоящими из шайб с одним отверстием, но и более сложной формы, с двумя и даже тремя отверстиями.
  7. Мячи разного размера и фактуры, а также корзина, куда их можно забрасывать.
  8. Разумеется, девочкам не обойтись без кукол, а мальчикам – без машинок.

Покупая игрушки, убедитесь в том, что в них нет мелких деталей, способных навредить вашему чаду. Ведь в этом возрасте дети не только активны, но и крайне любопытны. А желание все понюхать и попробовать на зуб может привести к печальным последствиям.
В годик и 5 детям уже хочется общения со сверстниками, поэтому не забывайте выходить на улицу. И даже если во дворе никого не окажется, свежий воздух, качели, карусели и песочница развлекут кроху.

Поделитесь с друзьями:

Источник