Развитие различных видов деятельности ребенка

Развитие различных видов деятельности ребенка thumbnail

Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности. 

Почему для дошкольника важна включенность в деятельность

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

детская деятельность

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.

Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.

Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.

К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.

Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.

Продуктивные виды деятельности

Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.

создание композиции

К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.

Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.

Игровая деятельность

Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.

Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.

Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.

дети играют

Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.

Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.

Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.

Творческая деятельность

Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.

В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. Художественная деятельность, в свою очередь, представлена несколькими видами.

Изобразительное творчество

Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.

творчество

Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.

После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем мире.

Конструирование

Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится конструирование из бумаги.

В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия.

Конструирование развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.

Музыкально-танцевальная деятельность

О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.

Музыкально-танцевальная

Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под музыку. Развиваются музыкальные способности и музыкальный слух.

Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.

Познавательно исследовательская деятельность

Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность.

Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.

В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. Познавательный интерес усиливается и подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является способом познания окружающего мира.

Трудовая деятельность

Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.

трудовая

Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.

Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.

Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело.

Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.

Учебная деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.

Первые учебные занятия

Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.

Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.

Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.

Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.

Источник

Ирина Куриленко
Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

тема: Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребёнка, в частности воспитание послушания, формируется в деятельности путём упражнения в хороших поступках.

Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях. В деятельности накапливается нравственный опыт ребёнка.

Игра, труд, общение ребёнка имеют большую роль в его психическом развитии. Воспитывать ребёнка – значит руководить его деятельностью, общением, подкреплять активность, успех.

Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. она является самостоятельной деятельностью, средством воспитания и формой организации жизни детей. Известно, что ребёнок большую часть времени играет.

Совместные игры родителей с детьми помогают:

– установить контакт,

– взаимопонимание,

-добиваться выполнение требований без особого нажима.

Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно,лишают себя возможности:

– сблизится с ребёнком,

– узнать его внутренний мир.

Родители часто недооценивают роль игры, относят её к забавам и шалостям ребёнка. Они стремятся с ранних лет готовить детей к школе, много читают им без учёта возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребёнка, они покупают игрушки для более старшего возраста. в результате маленький ребёнок, обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеют играть.

Обучать ребёнка игре должны взрослые.

Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка очень важны одобрение родителей, их участие в игре.

Родители не играют с детьми по разным причинам:

«прячутся» за свой возраст,

– ссылаются на занятость: считают, что на совместную игру уходит много времени.

Часто у взрослых бытует мнение, что для ребёнка полезнее посидеть у телевизора, у компьютера, послушать сказки в записи, поиграть в компьютерные развивающие игры и т. д. А в игре ребёнок может:

– что-то сломать, порвать, испачкать,

– раскидать игрушки, «потом убирай за ним, а знания он и так получит в детском саду».

Важно найти силы, время, желание научить ребёнка играть:

– можно наблюдать за его игрой, задавать вопросы, подбирать игрушки;

– следует обучать детей способами игрового воспроизведения действительности;

– ненавязчиво вмешиваться в игру, побуждать ребёнка действовать по определённому сюжету, обращать внимание на то, кто что делает. Например, произносить диалоги с воображаемым собеседником, проводить с детьми игры имитационного характера, обращаться к ребёнку через роль, поощрять самостоятельную выдумку, инициативу.

Для 3 –4 летних детей надо создавать разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедим на дачу» и др.Родителям следует:

– обращать внимание на разговор персонажей;

– сводить к минимуму число сюжетных игрушек;

– использовать предметы-заменители;

– действовать с воображаемыми предметами.

Ребёнок 5 лет также нуждается в игре со взрослым. Когда дети находятся в данном возрасте,то родителям рекомендуется:

– направлять игру детей, не разрушаю её;

– сохранять самодеятельный и творческий характер;

– сохранять непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5 –6 лет можно использовать косвенные методы:

– наводящие вопросы,

– совет,

– подсказки,

– введение дополнительных персонажей, ролей.

По мнению специалистов, достаточно играть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми 4 – 5 лет необходимо играть не реже 1 – 2 раза в неделю.

Не упускайте возможность формировать у детей игровые навыки:

– во время прогулок,

– семейных праздников,

– повседневных домашних дел.

Насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра ребёнка, в значительной мере зависит от взрослых.

Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребёнка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребёнка.

Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания, формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств. Это практическая деятельность, оставляющая ребёнку удовлетворение, радость.

Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребёнкав семье двумя путями:

– во-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание, когда родители формируют у ребёнка любовь труду, полезные навыки и привычки;

– во-вторых, это происходит путём подражания ребёнка трудовым занятиям родителей, его воспитываютсами условия жизни семьи: быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.

Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Необходимо вовлекать детей в понятные для них воспитательно-ценные семейные проблемы, приучать к самостоятельной трудовой деятельности. Следует давать ребёнку знания о том, кто кем работает, сформировать уважение к труду, его результатам.

Основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье:

– определить цель труда (если ребёнок сам решает, что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);

– помочь ребёнку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;

– учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

– показывать и объяснять (или напоминать, как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

– пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

– выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

– вспомнить вместе с ребёнком основные «трудовые правила» (каждый должен старательно работать, необходимо помогать старшим, младшим и др.);

– поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

– систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивая её, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;

-привлекать ребёнка к труду взрослых, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

– организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудив мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (проявление личной старательности, добросовестности, дружелюбия);

– использовать поощрение, научить ребёнка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;

– пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы (что и как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения;

– поставить ребёнка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала нужно закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);

– читать художественные произведения, посвящённые людям труда, рассматривать иллюстрации, обращать внимание ребёнка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).

При воспитании трудовых потребностей у ребёнка взрослым стоит помнить,что:

– удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность;

– у ребёнка должны быть постоянные трудовые поручения;

– особенно важно вовремя и правильно оценить труд ребёнка (перехваливание или предъявления необоснованно высоких требований к труду ребёнка имеет отрицательное действие);

– необходимо оценивать результат труда и отношение к делу, а не самого ребёнка;

– при оценки труда ребёнка важно помочь ребёнку понять, что он сделал хорошо и в чём ошибся;

– оценивая труд надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка;

– важно соблюдать такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.

Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями. Источник радости таится не в самом труде, но и в том общении, которое несёт труд или какая-либо деятельность.

Развитие и воспитание ребёнка вне деятельности невозможно.

Источник