Развитие психологической готовности ребенка к обучению в школе

Компоненты психологической готовности к школе начинают проявляться у дошкольника в 6-7 лет как желание стать школьником. Оно связано с его физиологически сформировавшимся школьным возрастом и кризисом развития: ребёнок начинает осознавать свою роль дошкольника как не соответствующую его новым возможностям. Это значит, что в детской психике созрели предпосылки качеств, достаточных для обучения в школе. Рассмотрим их более подробно, чтобы понять, насколько хорошо ребёнок готов к систематическому обучению и что необходимо скорректировать.

Психологическая готовность ребёнка

Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) и объективных показателей его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен.

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

1. Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

  • наличие желания учиться;
  • хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
  • развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.

2. Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу:

  • способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
  • высокая адекватная самооценка;
  • активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
  • стремление к самостоятельному познавательному поиску;
  • мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:

1. Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

  • умение ставить цель и понимать её смысл;
  • умение принимать решения;
  • умение строить внутренний план и выполнять его;
  • способность преодолевать трудности;
  • умение произвольно контролировать своё поведение;
  • умение оценивать результат своего действия.

 2. Интеллектуальную зрелость – преобладание словесно-логического мышления над образным:

  • интерес к обобщенным научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
  • способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
  • способность устанавливать основные связи между явлениями;
  • способность концентрировать внимание;
  • способность запоминать большой объём информации;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
  • умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
  • умение воспроизводить образец;
  • наличие развитой зрительно-моторной координации.

 3. Социальную зрелость – уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности:

  • умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
  • умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
  • умение сотрудничать со сверстниками;
  • умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
  • умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
  • способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
  • желание выполнять роль ученика.

 4. Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость:

  • отсутствие импульсивных реакций;
  • способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Какие методики входят в программу диагностики психологической готовности ребёнка к школе?

Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1-2 мин), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций. 

Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново.

Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображенных 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок.

Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы. 

Методика «Перцептивное моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно. 

Методика «Прогрессивные матрицы Ровена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки». 

Читайте также:  Сопровождение семьи в вопросах развития ребенка

Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним.

Тест Теммл-Дорки-Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц. 

Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом.

Вверх по «Лесенке»: методика для родителей

Один из тестов – тест на изучение уровня самооценки ребенка «Лесенка» – могут провести и сами родители, в домашних условиях.
Для него нужно:

нарисовать на листе лестницу из 5 ступеней;

  • объяснить ребёнку: «Это волшебная лестница. Каждая её ступенька предназначена для разных детей. Чем выше ступенька, тем лучший ребёнок может на ней стоять. Самая верхняя ступенька для самого хорошего ребёнка»;
  • спросить у ребёнка: «На какую ступеньку ты поставишь сам себя?», «На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?» Задать ещё 5 вопросов о том, куда его поставят значимые люди.

Если ребенок в результате оказывается на первой ступени, это говорит о низкой самооценке. Вторая ступень – о заниженной. Адекватной самооценке соответствует третья ступень. Четвёртая ступенька «Лесенки», на которой оказывается малыш, говорит о завышенной самооценке, а пятая соответствует высокой самооценке.

Почему важна психологическая готовность ребёнка?

Психологическая готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Как помочь малышу справиться со «школьными страхами»? На помощь придет рисунок «Чего я могу бояться в школе?».

  • Во-первых, родители узнаеют конкретные страхи сына или дочери. 
  • Во-вторых, снимется ощущение угрозы через её изображение. 
  • В-третьих, вместе с ребёнком страх можно трансформировать, творчески его переработав (например, превратив «злую учительницу» в «волшебницу-хранительницу знаний»).

Помните, что к важным предпосылкам успешной учёбы первоклассника относится воспитание у него спокойного, уважительного, заинтересованного, ответственного отношения к мнению учителя начальной школы. На собственном примере показывайте уважение и доверие к нему, как к источнику знаний.
Успеху формирования личности ребенка, развитию способностей справляться с трудностями, становлению психологической зрелости, школьной адаптации поможет использование книги Н.П. Гришаевой «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие».

Использование педагогами линии учебников, предлагаемых «Начальной школой XXI века», даст возможность детям с низкими и средними показателями психологической готовности к школьному обучению повысить учебную мотивацию, добиться повышения уровня произвольности восприятия, памяти, внимания, развить словесно-логическое мышление, речь.

Подведем итог. Психологически готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах. 

  Лариса Новицкая, психолог

Источник

Психологическая готовность детей к обучению в школе

        Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их “незрелость”, недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

        Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. 

Читайте также:  Значение ходьбы для психического развития ребенка

        Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.  Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе.

        Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

        При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

        Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.

        Своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются  те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.

        Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является интеллектуальная готовность, так как на ней базируется развитие всех психических функций.

        У ребенка, интеллектуально неготового к школе может появиться ряд проблем при обучении, так как возможные нарушения речи,  неумение понимать и выполнять требования учителя, неспособность сконцентрироваться на уроке и другие проблемы могут стать основанием для плохого восприятия учебного материала, его неусвоения. Это может быть  причиной для оставления ребенка на второй год, отнесения его к числу отстающих учеников. Необходимо знать и выявлять особенности интеллектуальной готовности при поступлении ребенка в школу, чтобы знать, на что ориентироваться при обучении того или иного ребенка, учитывать его особенности.

        Поэтому исследование интеллектуальной готовности также является немаловажным аспектом готовности ребенка к школе.

Понятие психологической готовности детей к обучению в школе

        Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

        Выделяется мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная и интеллектуальная готовность ребенка к школе.

        Под мотивационной готовностью понимается способность ставить перед собой  определенные цели, стремление к чему-либо, развитие продуктивной учебной  деятельности.

        Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

        С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

        Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

        Мотивационная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом        

         Под эмоционально-волевой готовностью понимается как уменьшение импульсивных реакций, так и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего возраста скачать бесплатно

        Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, эмоциями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

        На протяжении дошкольного детства усложняется характер эмоционально-волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

        Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

        Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

        К коммуникативной готовности относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

        Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

        Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

        Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие тонких движений руки, сенсомоторную координацию.

        Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
  6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
  7. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. Лебединской К.С. – М., 1982.
  8.  Дети с задержкой психического развития  /Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М., 1984.
  9.  Дети с задержкой психического развития  /Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. – М., 1971.
  10.  Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Кумариной Г.Ф. – М., 2001.
  11.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Пузанова Б.П. – М., 1999.
  12.  Обучение детей с задержкой психического развития  /Под ред. Власовой Т.А. – М., 1981.
  13.   Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М., 1988.
  14.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1998.
  15.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Менчинской Н.А. – М., 1971.
  16.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.
  17.  Словарь логопеда  /Под ред. Селиверстова В.И. – М., 1997.

Источник