Развитие психики ребенка в первые месяцы жизни
Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:
- биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
- влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
- воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
- обучение — как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.
О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.
Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.
Этапы формирования психики ребенка
Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.
Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:
- двигательное развитие и познание собственного тела;
- эмоциональное развитие;
- речевое становление;
- появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
- появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.
Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:
- 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
- 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
- 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
- 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).
Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.
1-я стадия психического развития
Первый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.
В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.
В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.
В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:
- улыбка на приятные ощущения;
- новые звуки;
- попытки контролировать движения своего тела.
С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.
К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.
К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.
К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.
Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.
К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:
- улыбка;
- возгласы.
Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:
- приближение мамы;
- появление перед глазами груди, бутылочки.
Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.
Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:
- ревность;
- удивление.
Их появление свидетельствует о:
- зарождении познавательного отношения к предметам;
- начальном этапе появления долговременной памяти;
- развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.
В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.
2-я стадия психического развития ребенка
Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:
- усложняются двигательные реакции;
- формируются новые навыки;
- открываются новые, неизведанные горизонты.
Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:
- множество новых эмоций;
- развивает возможность общения с людьми;
- многократно увеличивает объем доступной информации.
С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.
Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.
Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.
Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).
Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:
- воспитание;
- обучение;
- влияние окружающих людей.
С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.
3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет
На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.
С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.
Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:
- сказки и рассказы;
- мультфильмы;
- детские фильмы (после 6 лет).
В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.
Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.
С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их
Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:
- восприятие;
- ощущения;
- память;
- внимание.
Психическая система ребенка к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.
4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше
С 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.
Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.
На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.
К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.
4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.
“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.
Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.
Все статьи по психическому развитию детей
Источник
Новорожденный малыш – это самое удивительное существо на свете. Такой слабенький и беспомощный, он в тоже время переносит стрессы, которые не под силу даже взрослому человеку – роды и моментальный переход организма на новый способ сначала дыхания и кровообращения, а затем и питания! А затем и адаптация в непривычной для него внешней среде.
Но самое удивительное — это то, что даже в этом возрасте ваш кроха – уже индивидуальность и имеет свой характер и предпочтения!
Родителям это нужно помнить всегда и не удивляться определенным его проявлениям – воспитание начинается с рождения и это истина.
Конечно же, для начала следует усвоить, что ребенок в определенные возрастные периоды имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать.
У каждого возраста свои особенности, это очень четко прослеживается по мере роста и развития малыша в период до года:
- рост и прибавки веса;
- физическое развитие – появление новых навыков и умений;
- психоэмоциональное развитие (психометрия);
- развитие органов чувств;
- особенности питания, связанные с постепенным созреванием органов пищеварительной системы;
- пограничны (транзиторные) или физиологические состояния, характерные для определенного возраста.
Рассмотрим эти особенности ребенка в период новорожденности – от рождения до 28 дневного возраста.
Определение соответствия всех особенностей новорожденного ребенка проводит участковой врач-педиатр:
- при первом патронаже на дому – чаще всего он поводится в первые дни после выписки из роддома (1-3 день);
- при втором патронаже на дому – 14 дней;
- при первичном посещении в 1 месяц в поликлинике.
Если малыш относиться к любой из групп риска (высокая вероятность возникновения патологии) – составляется индивидуальный график посещения малыша на дому, чтобы следить за его развитием и состоянием здоровья.
Группа риска определяется при первичном патронаже или соответствует рекомендациям врача – неонатолога (из выписки).
В тоже время родители тоже должны знать все особенности развития своего малыша и при необходимости обращать внимание специалиста на различные изменения.
Рост и прибавка веса на первом месяце
Новорожденный малыш очень мал, но в этом хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста – в среднем за первый месяц кроха вырастает на 3-4 см.
А его органы пищеварения за сутки усваивают и переваривают 600-700 г материнского молока, что составляет пятую часть массы его тела!
За первый месяц в норме кроха должен набрать минимум 600 грамм (без учета физиологической потери веса в роддоме), в среднем 20-30 гр./день.
Поэтому расчет прибавки составляет:
вес малыша в месяц минус вес при рождении.
Хорошая прибавка веса свидетельствует о нормальном функционировании его пищеварительной и выделительной системы и о достаточном количестве грудного молока.
Это самая лучшая и полностью адаптированная пища для вашего крохи и ничто на свете не заменит его. Поэтому необходимо с самого рождения малыша психологически настраиваться на долгое кормление грудью и своевременно справляться со всеми возникающими проблемами.
Физиологические (транзиторные) состояния
На первом месяце жизни у крохи возникают транзиторные (переходящие) или пограничные состояния.
Это функциональные особенности организма, которые происходят в связи с перестройкой систем и органов – они отличаются индивидуальностью и проходят до конца первого месяца жизни
Все эти изменений происходят в первую неделю (после 3 суток жизни) и считаются вариантом нормы.
К ним относятся:
- половой криз;
- физиологическая желтуха;
- мочекислый диатез;
- милии или гормональная сыпь («цветение» кожи);
- физиологическая диспепсия.
Кроме физиологических видов сыпи у новорожденного могут возникать потничка, опрелости и различные виды гнойничковых высыпаний.
Это связано с особенностями кожи малышей и низким иммунитетом. Поэтому при появлении ярких мелкоточечных высыпаний, покраснений в складочках, ягодичной области, промежности или пузырьковых высыпаний – необходимо вызвать врача на дом, самолечение в этом случае крайне опасно.
Пупочная ранка у новорожденного
Пуповинный остаток у малыша вызывает много вопросов и тревог у большинства мам, которые боятся повредить пупок и занести туда какую-либо инфекцию. И все же придется пересилить свой страх и научиться ухаживать за областью пупка своего ребенка.
Необходимо уяснить себе, что гигиена пупка – несложная процедура.
В большинстве случаев этому маму обучают медицинские сестры роддома перед выпиской домой. Но учитывая тот факт, что в родильных домах сейчас практикуется ранняя выписка, многие детки выписываются домой с пуповинным остатком (с прищепкой).
Пуповинный остаток отпадает у большинства новорожденных спустя 4-7 дней после появления на свет, оставляя открытой пупочную ранку.
Важно знать, что техника обработки пупка с прищепкой и простой пупочной ранки немного отличается.
Но независимо от того, отрабатывали пуповинный остаток в родильном доме или нет, дома это следует делать обязательно – так существует понятие «входные ворота инфекции».
Как обрабатывать пуповинный остаток (с прищепкой)
Обрабатывать антисептиками нужно только тот участок культи пуповины, который находится под прищепкой (ближе к животику).
Процедура проводится два раза в день.
Для этого необходимо взять ватную палочку и 3% раствор перекиси водорода и обильно смазать участок культи пуповины, при этом не стоит бояться (это не приносит малышу дискомфорта), прищепку необходимо одной рукой придерживать, можно отогнуть ее кверху и книзу для лучшего эффекта. Перекись будет немного шипеть и это нормально. Затем остатки перекиси нужно промокнуть сухой ватной палочкой. После этого нужно обильно смазать пуповинный остаток под прищепкой зеленкой.
Как обрабатывать пупочную ранку после отпадения пуповинного остатка
После отпадения сухой культи пуповинного остатка и скобки могут быть небольшие кровянистые выделения из ранки – это вариант нормы и не страшно.
Необходимо раздвинуть краешки пупочной ранки и хорошенько смочить ее 3% раствором перекиси водорода, а затем обработать 1% раствором Бриллиантового зеленого.
В дальнейшем на ранке могут образовываться кровянистые корочки, это не страшно, но не повод прекращать обработку пупочной ранки – процедуру проводят 2 раза в день.
Сначала помыть руки и большим и указательным пальцем раздвинуть края ранки.
Кануть из пипетки 2-3 капли перекиси водорода, она будет шипеть, и размягчать корочки. Их нужно нежно и аккуратно убрать. Остатки перекиси промокнуть сухой палочкой. Если часть корочек не отошла самостоятельно их нельзя убирать насильственно – постепенно они уберутся.
Смазать пупочную рану 1% раствором Бриллиантового зеленого.
Купать кроху необходимо только в кипяченной отстоянной воде до полного заживления пупочной ранки, чаще всего до конца 1 месяца.
Физическое и психическое развитие крохи – появление новых навыков, умений и эмоций
Новорожденный малыш приходит в этот сложный мир с уже достаточным запасом целесообразных рефлексов: сосания, глотания, поисковый, защитный.
У него вполне развиты органы чувств:
- малыш настораживается при громком звуке;
- различает запахи, особенно запах и вкус материнского молока, тепло ее рук, нежность прикосновений;
- с 10 дней, а иногда и раньше кроха удерживает в поле зрения движущийся предмет, фиксирует взгляд на яркой игрушке.
Запомните, что характер у малыша формируется с первых дней жизни и основано это на общении с окружающим миром, родителями и близкими людьми.
Формирование характера крохи начинается с условных рефлексов: как положительных, так и отрицательных.
Положительные условные рефлексы возникают:
- на регулярное питание (часто беспорядочный режим питания способствует неправильному формированию характера);
- на гигиенические процедуры;
- общение, ласковое обращение.
Поэтому во всем, что касается ребенка с самого раннего возраста, а лучше с рождения, должны чувствоваться порядок, режим.
Кроме этого малыш должен постоянно ощущать заботу родителей – это формирует комфортный психоэмоциональный фон и чувство защищенности, уверенности и внутренней силы.
И наоборот если вы будете раздражительны, неорганизованны и непоследовательны, а иногда и злы (это случается при плохом самочувствии, отсутствии желания вставать ночью, усталостью и другими психологическими проблемами). При этом у малыша может сформироваться нервный характер, который впоследствии может усугубляться другими проблемами по мере роста – это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.
В тоже время с самых первых дней не стоит чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках – постепенно ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает – спит только на руках.
Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка – необходимо выяснить его причину:
- мокрый;
- что-то болит;
- голодный;
- хочу общения с мамой.
Бывает, что малышу достаточно поменять подгузник, и он сразу успокоится.
Что умеет малыш на первом месяце жизни
К концу 1 месяца жизни новорожденный малыш активно познает мир и пытается общаться:
- вздрагивает и мигает при резких звуках, с 9-11 дня кроха уже различает звуки, реагируя криком и беспокойством на громкие и резкие, а с 3-4 недели начинает прислушиваться к ним. Возникает реакция слухового сосредоточения при резком звуке малыш на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки;
- с 20-22 дня исчезают нескоординированные движения глазных яблок, а зрительное сосредоточение (фиксация взгляда) происходит на 15-30 дни жизни, но задержка взгляда на чем-то еще кратковременна;
- на 8 – 10 день в положении лежа на животе, поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд, а в двухнедельном возрасте поворачивает голову к источнику звука;
- в 10-14 дней появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь – это выражение положительных эмоций крохи;
- малыш с двухнедельного возраста уже может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, но иногда эта реакция еще отсрочена на несколько секунд;
движения крохи еще хаотичны и не координированы- это связано с возбуждением незрелых центров мозга по мере созревания мышцы крохи постепенно расслабятся и ребенок сможет управлять своими движениями.
Тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание
Появление на теле крохи различных патологических высыпаний, особенно гнойничковых видов сыпи, стойких опрелостей или потницы, участков мокнутия.
Повышение температуры и беспокойство малыша – тревожные симптомы, требующие немедленного осмотра врача.
Затяжная желтуха с усиление желтизны кожи и склер, спускание желтушности на стопы и кисти малыша.
Любое изменение состояния малыша – частые срыгивания, отказ от еды, вялость и сонливость или наоборот беспокойство и крик.
Гнойное отделяемое из носа, глаз или пупочной ранки – незамедлительно вызовите педиатра, это крайне опасно.
Постепенно родители и малыш привыкнут друг другу – первый месяц самый сложный, его не зря называют период адаптации.
Как он пройдет во многом зависит от состояния здоровья крохи и степени готовности родителей к рождению малыша.
В любом случае необходимо помнить, что участковый врач и патронажная медсестра – это ваши помощники и при минимальных изменениях в состоянии крохи необходимо проконсультироваться у специалиста.
Источник