Развитие психических процессов ребенка с зпр
Что такое психические процессы и познавательная длительность
Определение 1
Под термином познавательная деятельность понимают сознательные действия, которые направлены на изучение окружающего мира с помощью восприятия, внимания, мышления, памяти и речи, то есть с помощью психических процессов личности.
Под умственным развитием понимают новые качества ума и психики, которые проходят развитие от более примитивных к более сложным по линии произвольности и в результате осознанного процесса.
Проблеме развития психических процессов у детей с ЗПР посвящено достаточно большое количество работ. Этой проблемой занимались такие ученые как В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер. Все ученые схожи во мнении что классификация нарушений у детей с ЗПР сводится к нарушениям в сферах:
- интеллектуальной
- эмоциональной
- личной
Замечание 1
Психологи расценивают ЗПР как медленное (по сравнению с нормальным) развитие психики ребенка, проявляющиеся низким запасом знаний об окружающем мире, несформированным мышлением, быстрым утомлением от мозговой деятельности.
Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР
Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный вокабуляр, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.
Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:
- уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
- уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
- речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности
Особенности внимания у детей с ЗПР
Внимание у детей с ЗПР является неустойчивым, поэтому работоспособность этих детей распределена не равномерно. Дети испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания. Действия детей часто носят импульсивный характер, они отвлекаются чаще здоровых детей. С другой стороны, могут встречаться и случаи заторможенности, в таком случае ребенку трудно переключаться на другой вид деятельности.
У детей часто присутствует «синдром дефицита внимания». Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на каком-то одном действии, постоянно отвлекается или переносит свое внимание с одного предмета на другой слишком быстро, в итоге чего не может сосредоточится ни на чем конкретном.
Особенности мышления у детей с ЗПР
У детей с ЗПР особенно заметно сильное отставание в мыслительной сфере. У этих детей плохо развито образное мышление, а также словесно – логическое мышление. Дети не могут обобщать материал, анализировать и синтезировать информацию. Детям с ЗПР трудно выделять мелкие части из целого и наоборот составлять из более мелких элементов целое понятие. У детей достаточно плохо развито творческое мышление, им трудно продуцировать новые образы.
Особенности восприятия у детей с ЗПР
Восприятие у детей с ЗПР является:
- поверхностным
- фрагментарным
- ограниченным
Они не концентрируют свое внимание на важных аспектах, часто упускают ключевую информацию. У детей с этим диагнозом плохо развиты аналитические связи, то есть слуховое и зрительное восприятие нарушено. Из-за этого так ж страдает и пространственное временное восприятие.
Уровень исследовательской деятельности снижен, дети не проявляют интереса к деятельности или предмету, не способны исследовать, свойства предмета выясняют практическим способом.
Детям с ЗПР достаточно проблематично выделить структуру предмета и его основные элементы, место положение предмета в пространстве, они не фокусируют своего внимания на мелких элементах.
Замечание 2
Так как ребёнок испытывает трудности в восприятии предметов и явлений, он имеет и трудности в обучении.
Иными словами, ребёнок не обращает внимания на существенные вещи которые находятся в окружающей его действительности. Ребенок не концентрируется на том, что объясняет педагог, он не обращает внимания на наглядные пособия, схемы, картинки, таблички.
Еще одной важной особенностью детей с ЗПР является из медленное выпирание поступающей из вне информации. Информация перерабатывается достаточно медленно, что и вызывает трудности в обучении. Для ребенка с ЗПР характерны пропуски важной информации, то есть ребенок по просто «не видит» ключевой информации. Следовательно, дети с ЗПР за одно и тоже время способны воспринять значительно меньший объем информации по сравнению с обычными детьми.
Особенности памяти у детей с ЗПР
Развитие памяти у детей с ЗПР тоже отличаются от развития памяти обычных детей. В первую очередь следует отметить что объем памяти у детей с ЗПР значительно меньше, чем у здоровых детей. У детей с этим диагнозом крайне занижено запоминание информации: при воспроизведении новой информации дети часто совершают ошибки, информация быстро забывается.
Произвольная память развита очень плохо: ребенку требуется много времени для того чтобы запомнить информацию, запомненная информация хранится в памяти короткий промежуток времени, полученная информация трудно воспринимается.
Дети с ЗПР не умеют правильно использовать полученные знания. Это связано с тем, что любая произвольная деятельность развита достаточно плохо. Больной ребенок не может действовать целенаправленно, у него крайне плохо развит самоконтроль.
Источник
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.
Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития.
Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:
- 1. уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;
- 2. уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;
- 3. речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.
Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. Исследователи подчеркивают сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Снижена скорость выполнения персептивных операций. Ориентировочно – исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают в практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.
Недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженности дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.
После специального обучения детей эффективному использованию группировки материала по ситуативным признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются.
Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:
- · заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;
- · несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);
- · сниженный объем запоминания;
- · несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;
Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других. дети задержка психический умственный
При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.
Источник
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Рекомендации родителям
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологи детского возраста. ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций.
Чаще она выявляется в начале обучения ребенка в подготовительной группе детского сада ил и в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как в этом возрастном периоде родители в большинстве случаев обращаются к специалистам перед определением ребенка в школу.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы- часто у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.
Дети с задержкой психического развития поздно осваивают основные психомоторные навыки, наблюдаются у невролога в связи с мышечным гипертонусом, повышенной возбудимостью и головными болями (часто это бывает связано с повышенным внутричерепным давлением), и у логопеда – в связи с задержкой речи и нарушениями звукопроизношения. Часто дети с ЗПР с трудом адаптируются в группе сверстников, выделяются своим поведением еще в детском саду. В других случаях задержка психического развития незаметна и обнаруживается только в начальных классах школы.
Особенности внимания детей с ЗПР проявляются его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.
Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетание букв и т.д.
Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, недостаточность и трудность воспроизведения. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошколный учреждении и школы. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.
Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Дети с ЗПР слабо владеют грамматическими обобщениями, в их речи часто встерчаются неправильные грамматические конструкции. Эти дети почти не используют в своей речи некоторых грамматических категорий, испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико- грамматических конструкций.Своебразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники.
Наиболее эффективно этим детям обучаються в специальных учебных заведениях или классах. Целью таких занятий, предусмотренных типовым учебным планом для данного типа специальных учебных заведений, является индивидуальная работа по коррекции развития учащихся, ликвидации пробелов их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. В условиях специально организованного обучения эти дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
Обучение и воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.
Коррекционная работа будет более эффективна, если родители будут придерживаться следующих рекомендаций:
1. Сотрудничество педагогов и родителей – основа успешного обучени воспитания. Анализ, планирование, прогноз, действия- путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения и вызванных ими затруднений.
2. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.
3. Коррекционное воспитание и обучение имеет своей целью формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций, поведения и др. Специальное воспитание и обучение направлено на предупреждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно непреодоленной недостаточности по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.
В работе с детьми использовать короткие игровые задания, чтобы увеличить возможность увидеть результат и дать положительную мотивацию. Дети любят игры типа: «Выдели предметы» (одни кружком, другие квадратом), «Найди лишний предмет», «Обведи по цифрам»(в пределах знаний детей). В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.
В целом необходимо, чтобы: решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям; задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать детей невозможностью их решить; на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8-10 видов); необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся и отдыха.
Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые для использования на занятиях: 1) Беседа, ответы на вопросы; 2) Упражнения на развитие внимания: «Запрещенное слово», «Запрещенное движение», и др. 3) Упражнение «Точки». Игра «Что изменилось?». Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру «5». 4) Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты. Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. «Отыскивание чисел». 5) Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным, цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра «Кто самый внимательный?». 6) «Проследи за направлением». Догадайся, к каким домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре «Домино». 7) «Запомни и назови». «Что исчезло?». «Что изменилось?».
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух.
Таким образом, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, в школу так и дома.
Источник