Развитие психических новообразований у ребенка

Сущность понятия «психологическое новообразование»

Определение 1

Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые, как правило, появляются у человека за определенный период времени, иными словами, – это возрастные ступени развития человека.

У новорожденного, например, основное новообразование – это комплекс оживления.

Младенчество, возраст которого от 0 до 1 года имеет такие новообразования, как прямохождение, формирование предметно-действенного мышления, функциональные действия, страх, возникающий перед не знакомыми людьми.

В возрасте раннего детства от 1 года до 3-х лет осваиваются предметные действия, формируется внутренний план действий, развивается активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам, начинает складываться первичная самооценка, основные структуры языка.

Далее, с 3-х лет и до 7 начинается дошкольный возраст, когда происходит формирование произвольных действий и поступков – идет процесс возникновения нового типа поведения. Происходит формирование механизмов собственно субъектного поведения и характера, общих и специальных способностей – танцевальных, музыкальных и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В этом возрасте очень быстро развивается воображение, складывается наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Восприятие, память, внимание становятся произвольными и управляемыми. Самооценка и осознание своих переживаний на этом этапе становятся основным новообразованием ребенка.

В период отрочества – от 7 до 14 лет, у ребенка младшего и среднего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления – это анализ, планирование, рефлексия.

Восприятие в этом возрасте носит характер организованного наблюдения, а внимание становится целенаправленным и значительным по объему. Происходит формирование познавательных, эстетических, нравственных чувств, а эмоциональные переживания носят обобщенный характер.

Юношеский возраст от 14 до 21 года характеризуется таким главным новообразованием как саморефлексия, происходит осознание собственной индивидуальности, способности к самоопределению и саморазвитию. В юношеском возрасте формируется установка на сознательное построение собственной жизни.

Период молодости от 19 до 33 лет характеризуется собственным уникальным внутренним миром, ощущением устойчивости своего отношения к миру. Формируется индивидуальный стиль деятельности, свое социальное и профессиональное Я.

Взрослость отмечается в 32 – 42 года. На этом этапе, в промежутке от 34 до 37 лет возникает второй пик мышления – это мышление взрослого человека с тесными и устойчивыми связями между образным, практическим и вербально-логическим мышлением.

В этот период уже обретена уникальная полнота самобытия с многообразными правами и обязанностями в разных сферах деятельности – в семье, на работе, в обществе.

Новообразования дошкольного возраста

Что касается дошкольников, то Д.Б. Эльконин к новообразованиям этого возраста относит возникновение у ребенка первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Малышу всё важно привести в порядок, потому что жить в беспорядке он не может, ему важно увидеть закономерности отношений.

У дошкольника, как было доказано Ж. Пиаже, отмечается артификалистское мировоззрение, многие дети считают, что в мире всё создано для того, чтобы удовлетворить их желания. Например, Солнце движется для того, чтобы всем было тепло и светло. Ребенок считает, что в центре всего находится человек. Для объяснения явлений природы дошкольник использует также моральные и анимистические причины.

В пятилетнем возрасте малыш это настоящий «маленький философ» – рассуждая о том, что его окружает, он основывается на просмотренных телепередачах.

У дошкольника в определенный момент появляется высокий интерес к окружающему миру, и он начинает задавать свои вопросы, которые сильно утомляют родителей. Взрослые должны понимать эту особенность развития и не отмахиваться от ребенка, отвечая по возможности на все его вопросы.

Это возраст «почемучек» и он является свидетельством того, что малыш готов к обучению в школе. Для этого возраста характерно возникновение первичных этических инстанций. Дошкольник пытается понять, что хорошо, а что плохо, усваиваются этические нормы, идет эстетическое развитие.

Происходит появление соподчинения мотивов:

  • обдуманные действия превалируют над импульсивными,
  • идет формирование настойчивости,
  • складывается умение преодоления трудностей,
  • формируется чувство долга перед товарищами.

Становление произвольного поведения – это поведение опосредовано определенным представлением. По мнению Д. Б. Эльконина, образ, ориентирующий поведение дошкольника существует сначала в наглядной конкретной форме, далее он становится более обобщенным, выступающим в форме норм или правил.

Ребенок стремится управлять собой и своими поступками. С возникновением личного сознания дошкольник в системе межличностных отношений стремится занять определенное место. Благодаря появлению внутренней позиции происходит формирование сильной познавательной потребности, возникает желание попасть в мир взрослых, заняться другой деятельностью.

Формирование данной позиции, считает Л.И. Божович, тоже говорит о готовности ребенка учиться в школе.

Психологические новообразования младшего школьника

Новообразованиями младшего школьника являются:

  • восприятие,
  • память,
  • мышление,
  • воля.

Для младшего школьного возраста характерны большие изменения, происходящие в познавательной сфере.

Память, например, приобретает хорошо выраженный познавательный характер. Правда, опосредованная и логическая память в своем развитии отстает от механической памяти, которая очень хорошо развивается. Причиной отставания этих видов памяти является их невостребованность в учебной, трудовой и игровой деятельности.

Следующее новообразование – это восприятие, переходящее от непроизвольного к целенаправленному восприятию. Поскольку оно ещё в этом периоде не дифференцировано, то ребенок, похожие по написанию буквы и цифры, иногда путает.

Развитию воли всегда способствует учебная деятельность. У младшего школьника постепенно развивается способность к самоорганизации, повышается самоконтроль, самооценка, идет формирование способности сосредотачиваться на том, что не очень интересно.

В этом возрасте происходят и довольно значительные изменения в области мышления. Познавательная активность очень высокая. Младшему школьнику по силам представить какую-либо ситуацию и действовать в этой ситуации в своем воображении – это наглядно-образное мышление, которое в данном возрасте является основным его видом.

На начальном этапе этого возраста для мышления характерен эгоцентризм – это особая умственная позиция, при которой необходимые знания для правильного определения проблемы, ещё отсутствуют.

В младших классах в течение первых двух лет обучения в учебном материале преобладающими являются наглядные образцы. Наглядно-образное мышление постепенно сокращается и ему на смену приходит словесно-логическое, на развитие которого направлен учебный процесс.

Замечание 1

Индивидуальные различия между детьми проявляются в конце младшего школьного возраста – становится хорошо видно, что одни дети «теоретики», а другие «практики», поэтому они нуждаются в наглядности и практических действиях.

Развитое образное мышление характерно для «художников».

Заканчивается младший школьный возраст тем, что происходит формирование элементов трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки для развития чувства взрослости.

Читайте также:  Развитие интеллекта у ребенка до 3 лет скачать

Источник

Наталья Почтарева
Консультация для родителей «Психические новообразования детей раннего возраста»

Психические новообразования детей раннего возраста

Новообразование – это качественно новые изменения, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют весь ход развития ребенка.

Новорожденность – комплекс оживления.

Младенчество (0 – 1) – прямохождение, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого.

Какие же новообразования появляются в период раннего детства?

Освоение предметных действий (т. е. ребенок учится действовать с предметом таким способом, как принято в обществе, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Какие же изменения в развитии ребенка мы можем наблюдать?

Физиологические новообразования

1 год – 1,6. Ребенок пусть неустойчиво, но самостоятельно стоит, ходит, раскачиваясь из стороны в сторону, приседает и наклоняется. Пытается самостоятельно одеваться и раздеваться. После года он может самостоятельно управляться с ложкой.

Первые попытки будут неудачны, однако, эту науку эту он освоит быстро. (при каком условии) Если вы сами не запрещаете ему это делать.

Малыш начинает проситься на горшок. Нужно регулярно высаживать ребёнка на горшок – перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё.

От 2 до 2,6 лет намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный, уверенно ходит, бегает, лазает, бросает мяч из-за головы, поднимается по лестнице.

повышается опасность травм, родителям надо быть начеку.

Окончательно прорезываются молочные зубы.

С 2 до 3 лет происходит окостенение конечностей, но кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.

Замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких.

Повышается работоспособность нервной системы, малыш может бодрствовать до 6 часов без перерыва.

Большие изменения наблюдаем и в психическом развитии ребенка. На развитие психики влияют:

Овладение прямой походкой (расширяются возможности достижения цели)

Развитие предметных действий

В процессе действий с предметами

– развиваются познавательные процессы

– формируются способы восприятия, сенсорные эталоны (выработанное человечеством представление о чем то)

– развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Память

Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала.

В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, вспоминает события недельной давности, ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу, сам подходит к месту, где недавно играл.

К концу 2-го года Помнит события трехмесячной давности.

На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события)

Внимание

непроизвольно (отсутствует сознательный контроль за выполнением действия) ребенок делает только то, что интересно.

В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, а в 3 года – примерно 30 минут при сильной заинтересованности, иногда и больше. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует, но очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.

Восприятие

Активно развивается.

В 1 год ребенок не способен последовательно рассматривать предмет. Выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.

С 1,2 мес до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения. В 2,5 года ребенок осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. К концу 3-го года ребенок различает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник.Цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.

Мышление

Основное – наглядно-действенное мышление (т. е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).

В возрасте 1-2 лет ребенок, применяет разные способы действия с предметами, чтобы добиться результата.

Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами: с помощью, веревки, палки, ложки и т. п. Это развивается мышление.

К концу третьего года жизни появляются зачатки наглядно-образного мышления (ребенок ставит перед собой цель, намечает план действия, действия с предметами заменяются действиями с образами).

Зарождаются обобщения. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом.

Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати,взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Речь

До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, редко использует речь. После полутора лет –резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь.

Игра

В 2-3 года заметное место начинает занимать игра.

Примерно в 1 г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те,которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, «читает» (как взрослый)

Приблизительно в 1 год и 5 месяцев ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

Воображение (предпосылки)

В игре развивается воображение. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. (На палке «скачет» как на лошади)

Изо

После 1 года,ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет.

К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги).

Особенности личностного развития

На втором году жизни ребенок может называть своё имя, говоря о себе, усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же родственные отношения (мама, папа, бабушка).

Понимают эмоциональные состояния другого человека. Можно наблюдать,как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

Знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Заметно меняется характер.

В возрасте 1,52 лет появляется слово «нет».

Читайте также:  Понятие кризиса в развитии ребенка

В 2-3 года наступает «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или игрушки. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу.

Возникает КРИЗИС 3 ЛЕТ (связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому).

Желания неустойчивы, неконтролируемы. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Постепенно начинает овладевать правилами поведения.

Развивается самостоятельность. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.

Формируются волевые качества: настойчивость, целеустремленность. Встречая препятствия, преграды, ребенок с удовольствием их преодолевает.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости, стыда.

В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое.

В период от 1 года до 3 –х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное.

В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности (любознательность, познавательная активность, уверенность в себе и многое другое).

Ребенок достигает больших успехов во всех сферах деятельности, но при непременном участии взрослого.

Источник

1. В ходе решения учебной задачи ребенок встает пе­ред необходимостью предусмотреть результаты своих дей­ствий, т.е. спланировать их порядок, наметить средства достижения целей. Другими словами, он должен заранее представить то, что получится в результате его усилий, т.е. возможность увидеть будущий результат. Это возможно с помощью развитой способности к планированию этих дей­ствий в уме, т.е. мысленной разработки получения пред­полагаемого результата. Как взрослый, намечая что-либо, проигрывает возможный план действий «про себя», так и ребенок должен обладать такой способностью. В дошколь­ном возрасте эта способность у ребенка практически от­сутствовала. Достаточно вспомнить действия ребенка во время рисования, когда каждое предстоящее действие ком­ментировалось им вслух. Так же ребенок комментирует вслух свои игровые действия. Кстати говоря, такие же об­ратные внутреннему плану действия можно видеть и у взрослых людей в очень сложных ситуациях, либо у лю-

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего … 255 дей пожилого возраста, когда человек проговаривает вслух предстоящее действие. Таким образом, одним из новооб­разований младшего школьного возраста является способ­ность к действиям во внутреннем или умственном плане, другими словами – планирование в уме, про себя.

2. Правильное решение учебной задачи, как извест­но, зависит от способности ребенка выделить в ее условии существенные отношения данных, т.е. таких отношений, от которых зависит успешное решение не только данной задачи, но и подобных ей. Наряду с этим ребенок должен вскрыть сущностные свойства предметов, причем не столько по их внешним признакам, сколько абстрагиру­ясь от внешних форм предмета. Для этого он рассматри­вает предмет, выделяя в нем ведущие, главные, внутрен­ние, т.е. скрытые от внешнего наблюдения, отношения и связи. Речь идет о такой способности, как умение анализи-ровать, в том числе и собственные действия.

3. В то же время и умение анализировать, и планиро­вание в уме лежат в основе еще одного умственного уме­ния – рефлексии. Рефлексия представляет собой такое ос­мысление человеком своих действий, при котором он вы­ясняет их основания. Примером наличия рефлексивных действий у ребенка может служить развернутое объясне­ние им алгоритма решения, приведшее к нужному резуль­тату. При этом становится очевидным, что умственные действия ребенка носят осмысленный, а не случайный ха­рактер, что он понимает, почему он сначала сделал одно действие и, почему нужно было потом сделать другое. Дру­гим диагностическим способом наличия рефлексивных действий является умение наглядного отображения своих умственных (скрытых) действий. Делая свои умственные действия наглядными, ребенок имеет возможность их обоб­щить и типизировать.

Таким образом, к психологическим новообразовани­ям данного возраста относятся: планирование в уме, умение

256 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

анализировать и рефлексия. Все они новым светом осве­щают основные психические процессы ребенка-восприя­тие и внимание, память и мышление. Их развитие разво­рачивается под знаком произвольности, управляемости и осознанности. Проследим, как это сказывается на разви­тии названных психических процессов, на что при этом следует обращать внимание, на какие приобретения в пси­хологическом плане может рассчитывать ребенок.

Восприятие и внимание младшего школьника

Главным в развитии восприятия и внимания в этом возрасте следует считать переход от непроизвольных форм восприятия дошкольника к целенаправленному произ­вольному наблюдению. Ребенка нужно учить рассматри­вать объект, руководить его восприятием. В наблюдении находит воплощение произвольность восприятия. Про­дуктом развития произвольного восприятия является на­блюдательность. Каковы условия ее развития?

1. Нередко отмечают, что у первоклассников нет четких представлений даже о самых обычных предметах, с которыми они встречаются в повседневной жизни. На­пример, описывая кастрюлю, дети указывают на крышку, ручки, но редко кто из них называет дно. Или, рассматри­вая комнатное растение, они показывают на цветы и лис­тья, но только немногие отмечают стебель и корень.

Очевидно, что дети этого возраста легче и быстрее обращают внимание на то, что характеризует поверхность предмета, его внешние свойства (цвет, блеск, гладкость, пятнистость, величина). Кроме того, обычно дети этого возраста замечают в предмете то, что характеризует его с точки зрения назначения, использования (мячом играют, в кастрюле варят). Но далеко не всегда дети выделяют признаки, характеризующие этот предмет. И не выделяют их по той простой причине, что еще не знают о них. На-

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего … 257 пример, рассматривая стакан и фарфоровую кружку, толь­ко 3/4 детей отметили, что оба предмета круглой формы и только 1/4 сказали, что стакан при этом прозрачный.

Таким образом, затруднения детей часто связаны с от­сутствием в их лексиконе нужных слов. На вопрос, какого цвета стекло, никто не сказал, что оно бесцветное («белое, но не очень» – распространенный ответ детей). Итак, обогаще­ние словаря – один из путей развития наблюдательности.

Читайте также:  Развитие речи ребенка младенческого возраста

2. Другим направлением является тренировка опера­ции сравнения. Подчеркивая значение этой операции, К.Д.Ушинский говорил: «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления». Для детей овладение опе­рацией сравнения оказывается довольно сложной задачей. Например, ребенку дают два рисунка, на одном из них изображен мальчик, играющий в мяч, на другом – маль­чик, поливающий цветы. Однако ребенок не сравнивал эти рисунки, а описывал их. Так ведут себя дошкольники. Почти все первоклассники умеют сопоставлять предметы, но при этом они легче замечают различие, нежели сход­ство, а, кроме того, они выделяют, прежде всего, нагляд­ные признаки предметов. При этом дети отмечают лишь общие части. Таким образом, тренируя способность к об­наружению сходства, одновременно можно тренировать и способность сравнивать. Развивать эту способность сле­дует через сопоставление сходства и различия.

3. Быть наблюдательным—значит быть вниматель­ным. Выше уже говорилось о том, что невнимательность и рассеянность первоклашек – главный бич для них самих, для родителей и для учителей. Поэтому так важно пони­мать причины невнимательности и знать, чем и как мож­но помочь ребенку. З.Матейчик различает две категории рассеянных и невнимательных детей.

К первой группе он относит детей, ставших таковы­ми в определенный период их жизни. Вдруг возникшие невнимательность и рассеянность могли стать следствием

9 Зак. 195

258 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

болезни ребенка, особенно если она носила долговременный хронический характер. Это изнуряет нервную систему ребен­ка. Наряду с этим причиной невнимательности может стать конфликт с учителем или в семье. Ребенок, постоянно нахо­дясь в состоянии напряженного ожидания, не может сосре­доточиться на объяснении учителя, ответах учеников и т.п.

Другую группу рассеянных детей составляют те, что страдают ею от рождения в силу слабости нервной систе­мы. Речь фактически идет о небольшой врожденной не­равномерности развития отдельных мозговых функций. При таких нарушениях чаще всего страдает внимание. Ре­бенку не хватает энергии, он вынужден прибегать к час­тым сменам видов деятельности. Ребенок напрягает одну группу мышц, чтобы дать отдых другим. Такой ребенок оказывается беззащитным перед раздражителями, которые атакуют его со всех сторон.Он способен заметить все, чем заняты окружающие его одноклассники, учитель, даже же­сткость сиденья парты, но у него не хватает энергии, что­бы быть внимательным к объяснениям учителя. В этом не вина его, а беда. Как же помочь такому ребенку? Последу­ем некоторым советам 3. Матейчика.

Коль скоро одной из причин невнимательности яв­ляется слабость нервных процессов, то важным принци­пом работы с ребенком является принцип отсутствия пе­регрузок. Такому ребенку нужно больше отдыхать.

Другой совет состоит в том, что он должен работать меньше, но чаще. Поэтому при выполнении домашних за­даний их следует разбить на несколько мелких по 10 ми­нут на каждое.

Третий совет – это тишина и спокойствие, приятная обстановка, в которой должен находиться ребенок и взрос­лый рядом с ним.

В заключение еще несколько предложений по орга­низации произвольного внимания у детей, которые не стра­дают рассеянностью.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего … 259

Для организации произвольного внимания важно обеспечить строгое соблюдение определенного порядка действий. В принципе младший школьник способен к зна­чительной концентрации внимания, но длительность его невелика и потому так важно разнообразить его деятель­ность. Вместе с тем нужно учитывать, что внимание млад­шего школьника более устойчиво при выполнении вне­шних действий (когда он пилит, рисует, строит и т.п.) и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Поэтому так важно чередовать те и другие: умственную деятельность с рисованием, составлением схем, макетов и т.п. действиями.

Итак, мы видим, что развитие произвольности вли­яет на развитие восприятия и внимания. Как же сказыва­ется произвольность на развитии мышления?

Мышление младшего школьника

Мы уже знаем, что мышление дошкольника конк­ретно, в том смысле, что оно всегда «привязано» к конк­ретным предметам либо непосредственно (так называемое, действенное мышление), либо посредством образов (об­разное мышление).

Мышление первоклассника тоже конкретно. Оно опи­рается на наглядные образы и представления. Отвлеченные словесные объяснения для него недоступны. Для понима­ния всегда нужен реальный предмет или его изображение. Но если в дошкольном возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являлись удовлетворитель­ным инструментом познания, т.к. игра не требовала от ребенка ни конкретных результатов, ни соответствующих психических способностей, то в младшем школьном воз­расте требуется уже иной инструмент.

Все мы хорошо знаем, что целью обучения являет­ся формирование научных понятий о том, что окружает

9*

260 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

ребенка и о том, с чем он взаимодействует. В этом смысле путь умственного развития дошкольника – младшего школьника – это переход от знаний житейских к знаниям научным, от мышления практического (предметного или образного) к мышлению теоретическому.

Известно также, что система научных знаний не со­впадает с суммой житейских представлений. Например, нужно сравнить площади двух прямоугольников: разме­ром 4 см на 6 см и 8 см на 3 см (см. рис. 15).

Рис. 15. Образцы стимульного материала

На глаз нельзя определить, равны они или нет. Нельзя этого сделать и путем наложения их друг на друга. Таким образом, и предметное и образное мышление ока­зываются непригодными инструментами познания. Но ученик младших классов все же в состоянии решить эту задачу, воспользовавшись общим правилом определения площади прямоугольника. Очевидно, что для решения какого-то класса задач очень важной становится способ­ность ребенка к отвлечению от внешних свойств предме­тов. Это и составляет первую, существенную сторону тео­ретического мышления – способность к абстрагированию.

Другой существенной чертой такого мышления яв­ляется умение выводить внешние свойства из внутренних связей, т.е. умение показать, как внешние явления происхо­дят из внутренних отношений предмета. Необходимыми элементами этих двух составляющих теоретического мыш-

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего … 261 ления являются уже известные нам познавательные уме­ния: планирование в уме, анализ и рефлексия. Тем не менее, всестороннее понимание процесса познавательного разви­тия младшего школьника, в частности, процесса станов­ления теоретического мышления требует обращения к пси­хологической теории, наиболее полно раскрывающей весь процесс познавательного развития ребенка – от врожден­ных рефлексов – к высшим формам теоретического или абстрактно-логического мышления. На сегодняшний день в психологии – это операциональная теория развития ин­теллекта Жана Пиаже’.

Источник