Развитие психических функций у ребенка с нарушением речи

Развитие психических функций у ребенка с нарушением речи thumbnail

Белова С.Н., Синицына С.В.,

педагоги-психологи МБОУ Школа № 7

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие речи тесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формирования высшей нервной деятельности.

У школьников с общим недоразвитием речи наиболее развита моторная память, а наименее – слуховая. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и по развитию смысловой памяти.

У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость.

У детей с общим недоразвитием речи мышление зависит от системного недоразвития речи. Степень нарушения развития мышления в большинстве случаев зависит от тяжести речевого дефекта.

Усвоение речи очень способствует формированию детского воображения, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения.

Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.

Итак, не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект. Недоразвитие речи оказывает влияние на формирование всей психической деятельности ребенка.

Задачи:

  • развитие ВПФ

  • развитие связной речи

  • развитие коммуникативных навыков.

Для решения задач по развитию ВПФ мы используем в работе разные инструменты. Представим некоторые из них.

Использование головоломок в работе помогает развивать концентрацию внимания, мыслительные операции, память, т.к. ребенок запоминает последовательность выполнения задания. Серия вопросов и ответов «Суперзнатоки» разработана по методике известных педагогов и авторов множества обучающих пособий О.В.Узоровой и Е.А.Нефедова. С помощью этого пособия школьник легко усвоит, повторит и закрепит учебную программу, потренирует память, мышление, сообразительность.

Логические игры, используемые в работе: ребусы, признаки, домино и другие. Способствуют развитию зрительного восприятия, пространственного мышления. Карточки представляют собой яркие цветные рисунки, изготовленные по технологии пазла. Комментирование ребенком своих действий способствует развитию речи и логики ученика.

Настольные игры способствуют развитию коммуникативных навыков (соблюдение очередности), развитию волевой сферы, Настольные игры – это прекрасный способ нагрузить свой мозг приятными и полезными задачками. Способность планировать свои действия в настольных играх поможет детям планировать свои действия и в реальной жизни.

Игра «Позитивиум» – расширяет коммуникативные способности детей. Развивает воображение, мышление и ловкость. В игре нужно объяснить предложенные на карточке слова одним из трех способов: при помощи других слов, мимики и жестов, рисунка.

Игра-занятие «Сравни и подбери» способствует развитию связной речи и мыслительной операции – сравнение. Дети усваивают такие понятия, как «легче, чем», «тяжелее, чем», «самая легкая», «средняя», «длиннее, чем», «короче, чем». Суть игры – подобрать из маленьких карточек подходящие по смыслу и по цвету к большой карте, и объяснить весь получившийся ряд.

Игра «Контрасты» – установление противоположностей. Содержит 20 картонных карточек, состоящих из двух элементов, связанных между собой по типу «антонимы». Способствует развитию у ребенка таких мыслительных операций как анализ и сравнение, активизирует речь, внимание, воображение и память.

Компьютерные инструменты развития ВПФ

Сборники игр «7 чудес», «тайм аут». Предполагают какое-либо интересное путешествие, в которое отправляется ребенок. Решая задачи игры, ребенок учится мыслить, находить выходы из разных ситуаций, анализировать, чтобы не допускать ошибок и проходить испытания.

Серия «Искатель» предполагает для решения ситуационных задач искать нестандартные решения, тренировать внимание, память, учится рассуждать, развивать логику, приобретать языковые навыки и расширять словарный запас.

Игры и тренажеры «Логика и внимание», «Учимся мыслить логически», «Развиваем реакцию», «Мир логических головоломок» – это сборники занимательных игр на сообразительность, развитие координации и реакции. Помогают развивать математические способности, строить причинно-следственные связи, повышать концентрацию внимания.

Полученные результаты:

Устойчивый интерес к занятиям – дети с удовольствием проводят время за играми, как вместе с друзьями, одноклассниками, так и индивидуально.

Усвоение предложенного материала – мышление переходит на новый уровень – дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи.

Проявление речевой активности – активно развивается речь и пополняется словарный запас.

Раскрытие творческого потенциала – творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр.

Ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми доселе неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками.

Источник

Психическая функция

Особенности психической функции при нарушениях речи

Восприятие

Отмечается недостаточность сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы.

Наблюдается трудности в восприятии образа предмета в усложненных условиях: увеличивается время принятия решения, неуверенность в правильности ответов, отмечаются ошибки опознания.

При перцептивных действиях используется метод примеривания к эталону, ориентируясь не на их форму, а на цвет.

Проявляется бедность и недифференцированность зрительных образов, нарушения восприятия формы, инертности и непрочности зрительных следов, слабость пространственных представлений, несформированность фонематического восприятия.

Внимание

Характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Выполнение решения задач носит репродуктивный характер.

Произвольное внимание в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены.

Особенности произвольного внимания ярко проявляются в характере отвлечений – наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения, объема и устойчивости внимания.

Читайте также:  Игры упражнения для развития ребенка от 1 года до 2 лет

Воображение

Отмечается снижение мотивации в деятельности и познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточную точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

В игре предпочтение отдается бытовой тематике, характер стереотипный, мало обогащенные сюжеты, неустойчивый замысел.

В творческой деятельности (рисовании) отмечается копирование образцов и предметов ближайшего окружения, повторение собственных рисунков или отклонение от задания. Свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Память

Объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур; преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти; низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания; относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

Слухоречевая память при воспроизведении фраз выражена низким запоминанием, высокой тормозимостью слухоречевых следов, низкой прочностью и точностью запоминания.

Мышление

При наличии полноценных предпосылок для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности овладения анализом, синтезом, сравнением.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего, умозаключением по аналогии, требуется специальное обучение.

Речь

Особенности игровой деятельности: на первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность.

Особенности учебной деятельности: недостаточность формирования лексико-грамматической или/и звуковой стороны речи сказываются на нарушении письма и чтения. Нарушенными могут быть как способы овладения чтением, так и темп чтения, а иногда и понимание прочитанного. В процессе чтения отсутствует контроль за собственными ошибками, ошибками своих сверстников. Отмечаются трудности анализа образеца, сопоставление написанного с печатным текстом.

Особенности трудовой деятельности: отражается на социальной активности и деятельности личности, может стать причиной тяжелых переживаний (нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Тяжелые формы речевых нарушений (например, сложная дислалия или заикание) могут стать помехой при выборе профессии.

Источник

Анна Царевникова
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.

К сожалению, в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом, так и в познавательном развитии. В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи.

У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов:

– слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;

– трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;

– неточное понимание логико-грамматических конструкций;

– недостаточно развитое наглядно-образное мышление;

– ригидность мышления, трудности применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

– отсутствие причинно-следственных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием,

– низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов-синонимов, антонимов и понимании их значений;

– объем восприятия детей снижен, восприятие замедлено.

– снижение концентрации, устойчивости, переключаемости, объема внимания;

– страдают все виды памяти;

– повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость;

– импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит коррекционно-логопедическую работу.

Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что «психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично».

Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает её формирование. В силу того, что специалисты дошкольных образовательных учреждений ограничены по срокам (дети растут и покидают детский сад по понятным причинам, считаю целесообразным включать в логопедическую практику упражнения на развитие ВПФ и осуществлять эту деятельность параллельно с развитием речи детей.

С этой целью в свою работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отрабатывая речевой материал по конкретной лексической теме, я стала включать и различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленные на коррекцию неречевых нарушений: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Приведу примеры некоторых таких игр и упражнений.

«Разложи по высоте (величине)». Детям предлагается расположить предметы в ряд в убывающем порядке, начиная с самого большого (высокого) и заканчивая самым маленьким (низким). И наоборот, разложить предметы в возрастающем порядке – от самого маленького (низкого) до самого высокого (большого). Выполняя это задание, попутно отрабатываем понятия большой-маленький, высокий-низкий, больше-меньше, выше-ниже, развиваем навыки образования уменьшительно-ласкательной, увеличительной форм существительных (дуб-дубок-дубище).

Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речиРазвитие психических функций у ребенка с нарушением речи

«Обведи по образцу». Выполняя это задание у ребенка совершенствуется концентрация и распределение внимания, зрительное восприятие, совершенствуются графические навыки. Также закрепляем названия геометрических фигур, формируем навыки словообразования, закрепляем названия цветов и оттенков (дубовый листик в прямоугольнике, кленовый листик в кружочке). И т. п.

Читайте также:  Список потребностей ребенка в развитии

Развитие психических функций у ребенка с нарушением речи

«Логические ряды». Дети учатся определять последовательность предметов, видеть закономерность чередования предметов в предложенном ряду. Предлагаем повторить заданную последовательность, продолжить или восстановить ряд. Не забываем отрабатывать основные понятия по изучаемой лексической теме.

Развитие психических функций у ребенка с нарушением речиРазвитие психических функций у ребенка с нарушением речиРазвитие психических функций у ребенка с нарушением речи

«Математические пазлы». Собирая такого вида пазлы, ребенок закрепляет порядковый счет, запоминает цифры, у него формируется зрительное восприятие. Собрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено – развиваем лексико-грамматическую сторону речи, связную речь.

Развитие психических функций у ребенка с нарушением речиРазвитие психических функций у ребенка с нарушением речи

«Осенние дары». В данном упражнении детям предлагается положить на дубовый лист определенное количество желудей, указанное цифрой на листике. Дети учатся определять количество предметов и соотносить его с цифрой. Также закрепляем умение согласовывать числительные с существительными.

Развитие психических функций у ребенка с нарушением речи

Это не весь перечень игр и упражнений, направленных на развитие высших психических функций, используемых мной в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Представленные игровые упражнения подсмотрены и взяты с различных источников сети интернет, таких как: https://mamadelki.ru/, https://neposed.net/, https://vcedetkam.ru/, https://vchudoma.blogspot.com/

Источник

Мария Ошмарина
Особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи

Задача: познакомить педагогов с особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи.

Ощущения и восприятие.

Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее,здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речивоспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на их цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.

А. П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многое дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этих детей меньше страдает зрительное восприятие.

Внимание.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Темп деятельности в процессе работы снижается.

Распределение внимания между речью и практической действием оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий процессе выполнения задания). Последующий контроль (по результату,его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речипреимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Читайте также:  Методика для определения социального развития ребенка

Память.

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Мышление и воображение.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно – следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Дети с нарушениями речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально – развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированности фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.

Речь и общение.

В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развитияигровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

У большинства старших дошкольников с тяжелой речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2 – 4 летного возраста.

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно – познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты,но по окончании чтения организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.

Практически у половины детейне сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М. В. психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками // Москва – Воронеж 1998 г.

2. Основы специальной психологии /под редакцией Л. В. Кузнецовой Москва 2003 г.

3. Ульенкова У. В. дети с задержкой психического развития

Источник