Развитие психических функций и личности ребенка
Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.
Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.
Внимание.
Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» – синим карандашом в квадрат, все буквы «В» – зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.
Речь.
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»
Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков
Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Источник
В период дощшкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности. Он стремится включиться во взрослую жизнь, проявляя свою самостоятельность. Дошкольное детство – это период творчества, познания человеческих отношений и первоначального становления личности, а также активного развития психических функций.
Как развиваются психические функции у детей от 3 до 7 лет?
Память
Л. С. Выготский отмечал, что память в этом периоде проходит длительный путь своего становления и становится доминирующей функцией в развитии. Именно в этом периоде ребёнок легко запоминает самый различный материал. Однако, память имеет свои специфические особенности: она непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачу, что-либо запомнить, а затем вспомнить. Если события, факты, образы, действия для него интересны и вызывают положительные эмоции, он запоминает их непроизвольно.
Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Более трудный материал для запоминания ребёнок может воспроизвести в процессе игры. Например, если вы дадите ребёнку список названий овощей и предложите запомнить, для него это будет сложно. А если вы задание превратите в игру (ребёнок продаёт в магазине овощи), то он быстро воспроизведёт предложенный список названий.
В 3 – 4 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. С развитием памяти в этом периоде связано появление устойчивых образных представлений, а также способности к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и др.).
Речь
Сложный и долгий процесс овладения речью подходит к концу. К 7 годам язык становится средством общения и мышления и сознательного изучения, т.к. начинается процесс подготовки к школе, а значит начинается первое обучение чтению и письму. Активно развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, и к 7 годам завершается процесс фонематического развития. Растёт словарный состав речи: к 6 годам дети активно используют до 3000 слов.
Развивается грамматический строй речи, начинают усваиваться закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. К 7 годам появляется контекстная речь (содержание раскрывается в самом контексте). Ребёнок уже способен пересказать сказку или рассказ, описать рисунок, передать свои впечатления об увиденном.
В дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослым. Появляются развёрнутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, в которой содержатся указания, оценки, согласование правил игровых действий и др. В общении со взрослыми дети задают сложные вопросы на различные темы, при этом учатся рассуждать и думать вслух.
Мышление
В этом периоде происходит переход от наглядно-действенного, к наглядно-образному мышлению, а затем и к словесному. Но основным видом всё-таки является наглядно-образное мышление. Он мыслит образно, но ещё не приобретена взрослая логика рассуждений. Дети могут правильно рассуждать, опираясь на свою детскую логику и решать поставленные задачи. Но правильность ответа на поставленную задачу зависит от понимания самого вопроса. А. В. Запорожец утверждал, чтобы добиться понимания и правильного решения вопроса, ребёнок должен сделать выводы на основе своего опыта. Для этого нужно организовать правильно организовать сами действия ребёнка. Например, он расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических действиях, в частности, почему одни предметы тонут, а другие нет. Вначале ответы вызывали смех. Потом он предложил бросить в воду разные вещи (лёгкие и тяжёлые). После нескольких опытов и наблюдений, дети стали рассуждать последовательно и логично и давать правильные ответы.
Следовательно, если детям создать необходимые условия, интересные и доступные для их понимания, они смогут логически правильно рассуждать.
С 3 до 7 лет дети осваивают новые понятия, хотя они остаются пока на житейском уровне, т.е. то, что вкладывают в понятия взрослые. Например, пятилетний ребёнок уже понимает, что такое «живое и неживое существо». Они активно их используют и оперируют ими в уме.
Восприятие
Опираясь на прошлый опыт, восприятие у детей дошкольного возраста становится многоплановым, оно включает самые разные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. Постепенно развивается апперцепция (влияние на восприятие собственного опыта) и с возрастом её роль постоянно повышается. Вследствие этого восприятие становится осмысленным, анализирующим и целенаправленным. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
На развитие восприятия большое влияние оказывает речь, ребёнок начинает использовать названия признаков, качеств, состояний разных объектов и отношений между ними. Называя свойства предметов, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия, он видит и понимает реальные отношения между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, если родители перед показом картины объяснят доступно ребёнку, что изображено, поясняя и рассматривая детали изображённого, то это облегчит детское восприятие.
Вывод
У детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному. Это период особо важен для развития психических функций, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.
Источник
Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.
Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.
Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.
Разновидности высших психических функций
Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:
- Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
- Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
- Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
- Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
- Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
- Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
- Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.
Периодизация и кризисы
Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.
Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:
- От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
- 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
- 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
- 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
- 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
- 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.
Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.
Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.
Источник