Развитие пространственных представлений ребенка дошкольника

 Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики, которое осуществляется путем усвоения, овладения специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. В современной литературе широко отмечается значение пространственного восприятия и пространственной ориентировки, подчеркивается их теснейшая взаимосвязь с познавательной деятельностью человека (Ананьев 1964; Люблинская 1971 и др.)

          Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, а также взаимодействия тела ребенка с внешним пространством и со взрослыми. Новорожденный еще не знает, где заканчивается он сам и начинается окружающий мир, не догадывается, что у него есть ручки и ножки. Пока малыш не начнет держать головку, садиться, вставать, двигаться, информацию о мире и о самом себе он получает через тактильные ощущения. Чем больше разнообразных ощущений будет получать ребенок на этом этапе, тем скорее разовьются у него представления о границах собственного тела и он быстрее поймет, что именно там, где он ощущает соприкосновение с гладкой или шершавой, твердой или мягкой, холодной или теплой поверхностью, происходит граница его  телесного «я» (Моргачева 2009).

         При определении пространственных отношений окружающих предметов участвуют не только движения руки, но и движения глаз и головы. Определение положения расположенных вокруг ребенка предметов происходит аналогично определению пространственных отношений собственного тела, только теперь ребенок вначале не только делает движение правой рукой, но и смотрит на нее, выделяет ее зрительно. Далее, переводя взор на тот или иной предмет, а часто и протягивая руку по направлению к нему, определяет положение предмета по отношению к собственному телу (Запорожец и др. 1964).

          Ребенок уже в раннем детстве обучается обособлять предметы в пространстве, различать их форму, размер, положение и перемещение в определенном направлении. Умение зрительно различать пространственные отношения приобретается маленьким ребенком в связи с развитием мышечных ощущений, возникающих при аккомодации, конвергенции, передвижения глаз во время рассматривания объектов, слежении при их передвижении (Ананьев 1964).

          Формирование у ребенка зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) занимает довольно продолжительное время. Важную роль в этом процессе играет не только непосредственное зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами (их ощупывание, перекладывание с места на место, манипулирование ими), которые позволяют ему получить представление о форме и величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам отличать их друг от друга (Парамонова 2005).

          Воспринимая геометрическую форму, младший дошкольник, как правило, отождествляет ее с предметом (квадрат часто называет «окошечком», «кубиком; круг – мячиком», «баранкой», «колесиком»). Средние и старшие дети проявляют потребность разобраться во встречающихся формах. Они пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от имеющегося у него представления о разных формах. Опредмечивание, характерное для детей раннего и младшего детского возраста, заменяется уподоблением (квадрат – «как кармашек», « как калитка», овал – «как огурчик», « как яичко». Взрослый должен вовремя поддержать эту попытку ребенка сравнить, разобраться в формах окружающих предметов. Поэтому не нужно без необходимости ограничивать двигательную активность ребенка и его стремление подойти к предметам, прикоснуться к ним, попробовать действовать с ними.

Развивается в дошкольные годы и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дети решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Дети оказываются способными решить их только начиная с шести-семилетнего возраста. Причина этому – низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно поднять в процессе целенаправленного обучения (Лаврентьева 1968).

         В формировании представлений об удаленности предметов большую роль играют перемещения в пространстве самого ребенка. Не напрасно говорят что мы познаем пространство «мерой собственных шагов». Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться.

          Как только ребенок встал на ножки и пошел, окружающее его  пространство значительно расширяется, и комната превращается в новый неизвестный мир, которому малыш безгранично рад. Этот период является чрезвычайно важным для нормального и полноценного развития ребенка. Именно сейчас он переходит на следующую стадию развития пространственных представлений – о взаимоотношениях между предметами (Моргачева 2009). Малыш познает их только через практическую деятельность. Например, когда ребенок пытается дотянуться до красочной коробки, которую мама поставила на верхнюю полку шкафа, он не сразу понимает, что она стоит слишком высоко, либо когда безуспешно старается сбить мячиком игрушку, пока не догадается, что надо кидать мячик дальше. Одним словом, на этом этапе развития пространственные представления формируются также и повседневной жизни.

          В игровой деятельности дети не только воспроизводят наблюдаемые ими взаимоотношения взрослых, но и придают игровую функцию вещам, включаемых в ситуацию игры, а вместе с тем познают их объективные свойства и отношения. Поэтому развитие игровой деятельности способствует как совершенствованию в распознании пространственных признаков предметов (особенно формы, величины, пропорций, направление и т.д.), так и образованию более высоких уровней зрительно – моторной координации в пространственной ориентации.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с нарушением эмоционально волевой сферы

           Большую роль в развитии восприятия пространственных отношений играет включение в процесс восприятия слова. Из наблюдений, проведенных многими психологами (Ананьев 1964; Запорожец 1965; Люблинская 1971; Усова 1965 и др.) следует, что и в речи, при словесной дифференцировке, правая рука выделяется ребенком раньше, чем левая. Это происходит потому, что при установлении связи между словом « правая» и соответствующей рукой ребенок опирается на многочисленные зрительно-двигательные связи, которые образовались у него в процессе действия данной руки. На определенном этапе развития  в ответ на просьбу показать его правую руку ребенок говорит: «Правой я кушаю, рисую, здороваюсь – значит, это правая» (Эльконин 1960: 48). Особенно велика роль слова в развитии пространственных отношений между предметами. Еще в преддошкольном возрасте ребенок учитывает пространственное расположение предметов в своих действиях. Однако вычленять пространственные отношения между ними, абстрагировать их в своем восприятии ребенок начинает только в дошкольном возрасте, что происходит благодаря овладению словесными обозначениями.

          Следует отметить, что правильное воспроизведение пространственных отношений имеет место только в том случае, если ребенок употребляет в речи, сопровождающей действие, такие слова, как впереди, рядом, в середине, между. В тех случаях, когда ребенок ограничивается общими, недифференцированными словесными обозначениями пространства, не отражающими отношений (такими, как тут, там, здесь), он не может правильно выполнять предложенную ему задачу. Поэтому включение в словарь ребенка таких слов, как на, под, над, впереди, сзади, вправо, влево и т.д., обозначающих пространственные отношения предметов, помогает выделению, абстрагированию в воспринимаемой ситуации пространственных отношений и формированию пространственных представлений (Запорожец и др. 1964).

          Возрастные показатели развития пространственных представлений

у нормально развивающихся детей

Возраст ребенка

Достижения в пространственно-ориентировочной деятельности

От рождения до 1 года

– возникают самые элементарные формы ориентировки в пространстве. Генезис этих форм тесно связан с развитием сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете.

– к концу первого года жизни он может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение  (Сеченов И.М., Мастюкова Е.М. и др.).

От 1 года до

3 лет

– научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета;

– появляется способность ребенка ориентироваться в пространстве по образцу и по слову;

–  к концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. После показа успешно справляются.

3 – 4 года

– конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении.

– последовательность в усвоении «пространственной терминологии».

 В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».

4 – 5 лет

– уже вычленяют, по крайней мере, два пространственных признака: направление и место изменения пути (повороты), иногда и расстояние;

– различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо;

– могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя (М.В. Вовчик-Блакитная, А.Я. Колодная).

– к 5 годам ребенок уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, но довольно долго дети дошкольного возраста лучше владеют вертикальными линиями, а не горизонтальными.

– слова «справа», «слева», употребление которых долго ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».

5 – 7 лет

– описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозначающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за этими словами еще нет подлинного понятия о пространстве. Только дети, владеющие более дифференцированным активным словарем, в состоянии восстановить цельную «карту пространства» и «карту обозрения»;

– уже могут ориентироваться в направлениях и с позиций другого человека. Осознание направлений «вправо-влево» представляет большие трудности, чем различение направлений «вперед-назад», «вверх-вниз»;

– более гибкое использование элементов грамматического строя речи в процессе пространственной ориентировки;

– уровень развития пространственных представлений, сложившийся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка пространственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений можно объяснить наличие ошибок в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и т.д.).

Школьный возраст

– происходит накопление пространственных представлений и становление связи между ними, начинают образовываться связи между пространственными и количественными представлениями, продолжается работа по дифференцировке пространственных признаков и отношений. Приходят в полное соответствие связи между образом и словом (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина и др.).

          Таким образом, в процессе развития пространственных представлений у нормально развивающихся детей происходит постепенный переход от пространственного восприятия, которое характеризуется тем, что ребенок может действовать в наглядно обозримом пространстве, к действиям по представлениям.

Читайте также:  Взаимодействие родителей с детским садом для развития личности ребенка

          Дальнейшее формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием моторики, элементарных предметных действий и речи при условии активности самого ребенка и правильно организованной деятельности. Постепенно, по мере развития мышления и речи на основе представлений развиваются пространственные понятия.

          Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Денисова Варвара Андреевна

учитель-дефектолог, ГБОУ Школа № 1494, Россия, Москва

В процессе обучения во всех видах деятельности ориентировка в пространстве и времени является важным условием усвоения любых знаний, умений и навыков, залогом развития мышления детей. Данный факт обусловлен тем, что в отражении пространственных, количественных и временных отношений участвуют чувственное восприятие и логическое мышление, подготавливая  ребёнка к отражению более сложных отношений и взаимосвязей между явлениями и предметами внешнего мира.

На основе непосредственного восприятия пространства и обозначения пространственных категорий осуществляется пространственная ориентировка. Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека, поэтому проблема формирования правильных пространственных представлений является одной из актуальных в области психологии и педагогики.

Восприятие местоположения, направления, протяженности, формы и пропорций формируется на основе отражения предметов и их свойств. Необходимой предпосылкой для развития восприятия пространства является накопление чувственных знаний об окружающем мире и предметах, находящихся в нём. Формирование пространственных представлений и дифференцировка пространственно-временных сигналов в свою очередь влияют на развитие восприятия, дают возможность более глубокого и точного познания предметной действительности.

Предпосылки формирования пространственных представлений в младенческом возрасте

Начало пространственной ориентации в развитии ребенка связано с образованием связей между пространственно-различительной деятельностью различных анализаторов, в большей степени зрительного, тактильного, кинестетического и вестибулярного.

От 0 до 1 месяца

 В первые дни жизни у ребенка еще нет дифференцированных реакций органов чувств на конкретные раздражители, первичные сенсорные реакции носят общий, слитный характер.

«Собственное пространство тела» ощущается ребенком только у полости рта. Это «пространство собственного тела» постепенно расширяется по мере формирования произвольных движений ребенка — сначала рук, затем ног.

Первые представления о собственном теле ребёнок получает от ощущений, идущих от проприоцептивных рецепторов. Большую роль в формировании этих представлений играют ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством и от взаимодействия со взрослыми.

В возрасте 2-4 месяцев

Происходит соединение поля зрения и поля действия, взгляд начинает следовать за рукой, а затем направлять ее. В 3 месяца младенец фиксирует зрением неподвижный, а затем и движущийся предмет.

Для формирования простейших пространственных представлений важную роль играют повороты головы. Значительную роль играет ориентировочный рефлекс – поиск источника звука, который расширяет поле зрения и двигательную активность ребенка.

Освоение ближнего и далекого пространства младенцем возможно лишь путем движений его рук, глаз, путем передвижений.

От 6 до 10 месяцев

В процессе накопления сенсомоторного опыта у ребенка возрастает способность различения объектов в пространстве.

По мере развития механизма фиксации взора, движений головы, формируются дифференцированные движения корпуса тела, изменяется положение ребенка в пространстве.

В возрасте 6-7 месяцев ребенок свободно берет игрушки, манипулирует ими. По просьбе взрослого может находить взглядом хорошо знакомые предметы.

В 9 месяцев младенец может следить за предметом, движущимся по кругу. Так ребенок начинает осваивать глубину пространства.

По мере развития двигательного опыта ребенок начинает вводить дальние объекты в свое близлежащее пространство. В этот период и начинается формирование системного механизма восприятия пространства как целостного образа пространственных признаков и отношений предметов окружающего мира. К 12 месяцам ребенок вполне уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними.

Развитие пространственных представлений в раннем детском возрасте (1-3 года)

Помимо процесса активного осязания пространственные представления находятся в прямой зависимости от накопления двигательного опыта. До 3-4 лет функция двигательного анализатора является ведущей.

В период 1-3 лет происходит функциональное преобразование всей пространственной ориентировки ребенка. Благодаря переходу ребенка к самостоятельной ходьбе постепенно закрепляется стереотип вертикального положения тела по отношению к горизонтали земли. Этот процесс происходит на протяжении нескольких месяцев жизни и способствует развитию координации мышц всех двигательных систем ребенка и образованию связей между ними, и связей между двигательной системой тела ребенка и всеми анализаторами внешней среды. Центральное место в ряду образовавшихся новых связей занимают ассоциации зрительных, вестибулярных и мышечно-суставных ощущений. Эти новообразования определяют как процесс восприятия пространства, так и характер следовых реакций в форме пространственных представлений. Таким образом, развитие ходьбы служит не только способом практического освоения пространства посредством передвижения, но и принципиальным преобразованием ориентировки в пространстве.

В процессе приближения к предмету ребёнок на практике осваивает направление и удаленность. Ребёнок может познать расстояние и местоположение предмета относительно других предметов и самого себя только с помощью движения рук, корпуса и передвижения.

В 1-2 года у ребёнка формируется умение ориентироваться на себе,  он уже различает части своего тела, не ориентируясь в правой и левой сторонах.

Опредмечивание движений руки является поворотным пунктом в первоначальном процессе формирования пространственного видения. Путем активного действия с предметами, ребенок уже в раннем детстве познает величину и форму предмета.

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка восьми месяцев

Со второго года жизни ребенок правильно действует с предметами, которые находятся в разных пространственных отношениях друг с другом: может доставать игрушку из ящика, опускать ложку в стакан, сначала подражая взрослым, а в дальнейшем и по словесному указанию. Однако даже в дошкольном возрасте дети не способны выделить пространственные отношения из конкретной предметной ситуации, не могут воспроизвести эти отношения на других вещах.

На втором году жизни у ребенка впервые появляется словесное обозначение пространства, дети начинают использовать в своей речи беспредложные и предложно-падежные конструкции.

В раннем возрасте у детей отмечается ненормативное использование предложно-падежных конструкций и наречий с пространственным значением, в речи пространственные показатели смешиваются или заменяют друг друга. Эти ошибки связаны с особенностями когнитивного и языкового развития.

К трем годам формирование и развитие грамматического строя речи способствуют обобщению и произвольному использованию знаний о пространстве.

Дети с нормативным развитием в возрасте 3-3,5 лет практически легко выделяют ведущую руку, но не владеют  речевой дифференцировкой правого и левого. Понятия «правое» и «левое» ввиду своей абстрактности являются наименее чувственно подкрепленными среди всех речевых пространственных дифференцировок. Первоначально положение предметов (слева или справа) ребенок может определять только когда они расположены сбоку от него, т.е. ближе к левой или правой руке. Дифференциация направлений при этом сопровождается двигательными реакциями рук и глаз влево или вправо. По мере закрепления соответствующих речевых обозначений эти движения затормаживаются.

В 3-4 года дети могут определять пространственное расположение предметов на точных линиях (по вертикали, горизонтали, по сагиттальной линии), при этом пространственное направление связывается с собственными частями тела. В этом возрасте дошкольники могут описать хорошо знакомый путь, используя элементарные слова с пространственным значением в сочетании с указательными жестами. В дальнейшем, чем точнее слова определяют направление, тем легче ребёнку ориентироваться в пространстве

К четырем годам дошкольникам становится доступно понимание  простых логико-грамматических отношений, составление рассказа по сюжетной картине и серии картинок, предварительно разложенных в правильной последовательности взрослым.

В исследованиях Т.А. Мусейибовой отмечается закономерность овладения ребёнком умением применять освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве. Умение пользоваться усвоенной системой отсчета начинается с реального соотнесения окружающих объектов с исходной точкой отсчета. Позднее появляется соотнесение на расстоянии – с помощью зрительной оценки расположения объектов относительно исходной точки. Важнейшую роль при этом играет двигательный анализатор, его характер участия в пространственном различении постепенно изменяется.

Развитие пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)

После 5-6 лет дети могут ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Они способны определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Пространство воспринимается детьми непрерывно, но лишь в строго изолированных секторах.

Старшие дошкольники хорошо владеют словесным обозначением пространственных направлений. В этом возрасте дети могут ориентироваться в пространстве относительно других объектов, сначала практически занимая место предмета, от которого осуществляется ориентировка, а затем лишь мысленно становясь в его позицию.

К 6 годам завершается процесс «дифференциации» собственного тела.

Формирование пространственных представлений в подготовительном к школе возрасте (6-7 лет)

Дошкольники 6-7 лет выделяют в пространстве две зоны, в каждой из которых по два участка («вверху справа», «впереди слева»). Границы этих зон условны и подвижны.

К 6-7 годам дети усваивают основные пространственные соотношения, осваивают и дифференцируют их словесные обозначения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением практически соизмерять длину, высоту, ширину и форму предметов.

Наиболее поздней стадией формирования пространственных представлений является появление сложнейшей структуры – квазипространства, условного пространства, отражаемого в языке. К этой стадии относится понимание сложных логико-грамматических конструкций и решение логико-грамматических задач, которое требует выполнения сложной квазипространственной операции мысленной перестановки подлежащего и дополнения, для чего необходимым является сформированность межполушарного взаимодействия. Владение основными пространственными представлениями формируется в норме к 7-8 годам.

Таким образом, процесс формирования пространственных представлений является сложным, последовательным и системным. Этот процесс зависит от уровня развития анализаторных систем ребенка, их чувствительности; состояния познавательной и языковой окружающей среды; уровня реализации ведущей для ребенка деятельности, а также от учета закономерностей развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения.

Овладение пространственными представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности. Уровень сформированности пространственных представлений, как важнейшее условие психического развития, определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе, а так же его развитие в целом.

 Работе по формированию пространственных представлений необходимо уделять особое внимание в педагогической, психологической и коррекционной работе с дошкольниками.

Литература

  1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. Просвещение, 1964. – 304 с.
  2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 
  3. Люблинская, А. А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста. / А. А. Люблинская. // Сб. «Проблемы психологии» под ред. Б. Г. Ананьева, – Л., 1948.
  4. Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1970. – №3. – С. 36-40.
  5.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Пространственные представления ребенка. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. / Школьный психолог – 2000 – №34

Источник