Развитие пространственной ориентировки у слепого ребенка

Развитие пространственной ориентировки у слепого ребенка thumbnail

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ  У НЕЗРЯЧИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой — либо системы отсчета.

Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся, на основе условнорефлекторной деятельности мозга, единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые принято называть «выбор направления», «сохранение направления», «обнаружение цели». Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве – для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания).

Своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушением зрения проявляется в их недостаточной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности.

Дети, в особенности те, кто страдает глубокими нарушениями зрения, спонтанно, независимо от взрослых, не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Когда мы наблюдаем за слепым (или имеющим остаточное зрение) ребенком во время самостоятельного передвижения в помещении, на участке детского сада или на улице, то видим, насколько он напряжен, как неуверенны и скованы его движения, как он боится оторвать ступни от пола, шаркая ногами. Малыш вынужден во время ходьбы все свои усилия и внимание направить на то, чтобы не наткнуться на что-нибудь, не упасть, не удариться. Страх перед самостоятельным передвижением в пространстве приводит к тому, что у ребенка не появляется желание узнать, что находится вокруг. Таким образом, страдает и развитие познавательной деятельности незрячего малыша. Всего этого можно избежать, если научить его правильно ходить, осмысливать воспринимаемое слухом, осязанием, обонянием, побуждать узнавать окружающие предметы и их назначение, расположение в осваиваемом помещении. Только научившись управлять своим телом и понимая, что расположено вокруг него, ребенок в состоянии переключить внимание на окружающий мир.

Маленького незрячего нужно познакомить также с ближайшим окружением, предупредить об опасностях, которые могут его подстерегать, научить избегать их, опираясь на возможности своих сохранных анализаторов: слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности, обоняния.

В обучении слепых детей необходимо использовать сочетание дистантного слухового восприятия с контактным  тактильным восприятиями,  устанавливать связи между объектами, воспринимаемые осязанием, и их звуковой характеристикой. Это позволит незрячим детям выделить звуки как сигнальные признаки предметов и явлений окружающего мира и применять эти навыки в практической деятельности.

 Обучение детей ориентировке в пространстве  включает в себя несколько этапов.На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе». На втором этапе дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке.

Третий этап – обучение детей моделированию предметно практических построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией – это формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах, овладение ориентировкой на своем теле, обучение    способам   и   приемам   ориентировки   в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге),формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем, обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми, ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы.

Современные исследования        тифлопедагогической и тифлопсихологической наук  выявили следующие условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве: развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира),развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия), развитие движений (формирование правильной позы, походки при ориентировке и обследовании),развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Формирование системы ориентации проводится в следующих формах работы: фронтальные занятия в коррекционном зале, подгрупповые занятия, индивидуальные занятия, отдельные задания в свободной деятельности детей.

Работа тифлопедагога проводится во взаимодействии с воспитателем. Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

Читайте также:  Микроэлементы и их роль в развитие ребенка

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы:

осязательное (зрительно-осязательное у частичновидящих) обследование ребенком своего тела; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования остаточного зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе -дальше».

Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умения создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.

Обучение детей ориентировке в пространстве – с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке – плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Приобретенные детьми навыки со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и незнакомом замкнутом пространстве.

Игры и игровые упражнения.

Большое место в системе специального обучения незрячих детей ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Тифлопедагог организует работу с детьми таким образом, что их игровые действия тесно связаны с уже сформированными навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре.

Важно и то, что в играх  дошкольники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы малыш не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.

Участие детей в предлагаемых играх и упражнениях предполагает наличие сформированности у них прочных навыков ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства «от себя».

Приемы, которые необходимо использовать взрослому при проведении этих игр: показ ребенку выполнения всего игрового действия, подробные и четкие пояснения взрослого по ходу показа игрового действия, поэтапное предъявление ребенку отдельных игровых заданий  по мере их выполнения, четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка. Оказание ребенку помощи различного вида: совместное    выполнение действия, повторение словесных инструкций, моральная поддержка, поощрение действий ребенка. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве .

В предлагаемых играх и упражнениях решается задача научить детей, как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположения в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке.

Игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства

Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования происходит также в играх: узнай предмет на ощупь, узнай игрушку на ощупь, чего не хватает у предмета (ручки у чашки; зубьев у расчески и т.д),сравни два предмета (объекта),тактильные лабиринты, тактильная мозаика, тактильное домино, тактильное лото.

Необходимо научить ребят не только различать с помощью  осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения: найди предметы большие и маленькие ( длинные и короткие и т.д),найди все круги ( квадраты и т.д), какой игрушки не стало, что изменилось у куклы в комнате, чем отличается расположение игрушек.

Для развития слухового восприятия  учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях, при этом требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»). Игры: что звучало, найди игрушку, которая звучала, с какой стороны от тебя звучит, найди звучащий предмет, узнай по звукам, в каком помещении ты находишься,  мир вокруг нас в звуках (голоса птиц и животных, звуки города и т.д), в какую сторону от тебя движется звучащий предмет?.

Читайте также:  Психология развитие ребенка от года до трех лет

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения.

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние, дети познают в процессе активного передвижения. Для успешного освоения окружающего пространства в процессе передвижения предлагаются такие игры и упражнения, как: зайчик и собачка едут на машине, найди игрушки, путь до кабинета врача, автогонки, катаем куклу, игры с озвученным мячом и другие.

Игры и упражнения на микроориентировку.

В процессе проведения этих игр и упражнений дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве. Например, такие игры и упражнения, как где чей домик, где чье окошко, сортировщик, тактильные квадраты, путешествие ( восприятие прямых, волнистых, зубчатых линий), расскажи сказку.

Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов.

 В играх и упражнениях дошкольники учатся располагать предметы так, как указано на схеме; находить их в местах, отмеченных на схеме; обозначать на схеме местоположение реальных предметов. Упражняясь, таким образом, незрячие дети хорошо запоминают условные обозначения реальных предметов, правильно соотносят их со схемами и планами, могут по ним ориентироваться в замкнутом и открытом пространстве.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации и бытовой самостоятельности незрячих детей. Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов по зрению рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением. Слепота не должна быть  приговором к бездеятельности, каждый незрячий человек может и должен заниматься активной трудовой и общественно-полезной деятельностью. Поэтому необходимо, с одной стороны, помочь незрячему человеку приспособиться  к существующей социальной среде, а с другой стороны стараться приспособить  среду к  человеку с особыми потребностями.

Список литературы:

  1. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. – М.: ВОС, 1982
  2. Солнцева Л.И.Воспитание и обучение слепого дошкольника. М., Просвещение, 1967
  3. Рудакова Л.А.Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации в работе тифлопедагога. СПб.,Образование, 1995
  4. Ермаков В.П,Якунин Г.А.Развитие и обучение детей с нарушением зрения. М., Просвещение, 1990
  5. Феоктистова В.А.Обучение пространственной ориентировке  слепых младших школьников. Методическое пособие. М.,1989
  6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.
  7. Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.
  8. Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.
  9. Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

Источник

Библиографическое описание:


Джумаева, О. А. Формирование ориентировки в пространстве у слепых дошкольников / О. А. Джумаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 878-879. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36865/ (дата обращения: 03.03.2021).



Ключевые слова: ориентировка в пространстве, слепые дошкольники

Пространственная ориентировка в психологии и педагогике подразумевает особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Общим условием формирования ориентировки в этом случае является деятельность данных анализаторов, формирование условного рефлекса.

Для незрячего дошкольника ориентировка в пространстве является достаточно важным фактором, формирование и развитие такого навыка необходимое условие дальнейшего развития ребенка, имеющего серьезные проблемы со зрением. Чаще всего тотально слепые или дети, имеющие незначительное остаточное зрение не способны к самостоятельному ориентированию в пространстве без специальной подготовки. [1]

Именно по этой причине пространственную ориентировку незрячих дошкольника в психологии принято делить на две большие группы:

  1. микроуровень, который включает в себя следующие типы ориентировки — ориентировка в собственном теле, ориентировка в пространстве собственной комнаты или учебного класса, ориентировка в пространстве рук, то есть рабочей зоны, в пространстве стола, листа бумаги. При этом важно сформировать не просто знание об отдельных частях тела или предметах, а именно установить их отношение друг к другу, а также отношения между ребенком и предметом. В связи с этим выделяют ориентировку от себя и ориентировку от предмета. [5]

В рамках коррекционной работы могут использоваться следующие упражнения для развития разного вида ориентировки в микро пространстве.

1) Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле

Индивидуальное занятие «Части тела».

Ребенку предлагается показать следующие части тела: нос, рот, губы и подбородок, пальчики на ногах, кисть, ладонь, левый глаз, правое ухо. [2]

Игра «Парные предметы»

Ход игры — инструктор рассказывает ребенку о парных органах и предметах, при этом совершая с ним определенные манипуляции. Занятие проходит в индивидуальном порядке.

  1. У тебя есть две ладошки, давай возьмём вот этот карандашик и обведем их на песке, посмотри, чем одна отличается от другой.
  2. У тебя две руки и две ноги, на две руки мы оденем варежки, а на две ноги ботинки и носки, а еще можем обуть босоножки, а скажи, пожалуйста, бывает у людей два рта или два носа, покажи, где рот и нос.
  3. У тебя есть два глаза, а еще, какие органы у тебя по два? Ребенок должен показать уши.

Игра «Где пролетает самолет»

Оборудование — детский игрушечный самолетик.

Читайте также:  Мониторинг состояния и развития ребенка в замещающей семье

Ход игры — преподаватель предлагает детям взять в руки самолет и выполнить следующее:

  1. пронести самолетик над головой.
  2. переложить самолетик из правой руки в левую.
  3. посадить самолетик на ладошку и вытянуть вперед правую руку.
  4. спрятать самолетик от врага за спину.
  5. посадить самолетик на левую ладошку.
  6. посадить самолётик рядом с левой ногой.
  7. посадить самолетик впереди себя на пол.
  8. посадить самолетик справа рядом с собой.

Групповое занятие «Расставание»

Ход игры — Дети берутся за руки и гуляют по учебному классу. После команды преподавателя, дети расцепляют руки и расходятся по разным углам помещения, начинают звать друг друга по очереди. Сначала один ребенок должен определить далеко или близко от него другой, а потом и другие дети должны проделать тоже самое. [5]

2) Образовательные ситуации, направленные на развитие умений и навыков осязательного обследования предметов в пространстве

Индивидуальное занятие «Какой разной может быть бумага»

Ход игры — Преподаватель предлагает ощупать разные виды бумаги. Это может быть глянец, картон, папиросная бумага, бархатная бумага, ватман, альбомный лист, тетрадный лист, листочек из блокнота.

На следующем этапе ребенку необходимо разобрать листки бумаги сначала по их качествам, а потом по величине.

Игра «Изучаем животных и предмет»

Ход игры — преподаватель берет ребенка за руку, они вместе отправляются к большому двух тумбовому письменному столу. Преподаватель, используя принцип «рука в руке» вместе с ребенком ощупывает стол:

  1. сначала проверяет со скольких сторон к нему можно подойти.
  2. затем обследует, есть ли что-то вверху стола.
  3. затем руками ребенка обследует столешницу, то место, куда человек садиться за стол, его переднюю часть, выдвигает каждый ящик и предлагает сесть за стол.

На следующем этапе перед ребенком на стол ставиться небольшая фигурка собаки. Малышу предлагается исследовать ее. Сначала надо обследовать впереди, это же животное, такой должна быть инструкция педагога, а потом тело. Вместе с ребенком он определяет, что это собака. Ребенку предлагается запомнить, что предметы, которые стоят и их используют люди, стол стул, кресло и другое обследуются сначала по сторонам, а потом внутри, а все живое исследуется, начиная с морды или лица. [2]

Занятия данного уровня проводят обычно как в индивидуальном порядке, так и в небольших группах, их численность не может превышать 7 человек, так как в любом случае каждый ребенок требует внимания со стороны педагога.

  1. макроуровень предполагает ориентировку ребенка в пространстве улицы, двора школы любой другой местности. При этом важно научить ребенка сначала ориентироваться в помещении, так как тогда он не будет бояться передвигаться и на более большие расстояния. Сама технология ориентировки в макро пространстве сильно отличается от ориентировки в микро пространстве. Важным тут является два наиболее важных подхода, которые были выведены еще в середине прошлого века. Первый подход более жесткий, но и незрячий в этом случае отличается меньшей мобильностью. Он связан с непосредственным запоминанием незрячего ориентиров и препятствий при ориентировки в пространстве на открытой местности. При этом он не владеет так называемой картой местности, то есть ему почти не известно, что находится впереди него, а что сзади, а также отклонение от такого маршрута может вызвать серьезные проблемы в ориентировки.

Есть другая модель обучения, которая предполагает ориентировку с формированием плана местности. Она занимает больше времени, но незрячий ребенок приобретает и больший уровень мобильности. Тем не менее, в любом случае ориентировка незрячих в макро пространстве осуществляется с тактильной тростью белого цвета. Она выполняется из разных материалов, может быть складной или цельнолитой, но в любом случае должна подходить ребенку по росту, удобно лежать в руке. [4]

Ориентировка в пространстве представляет собой важный шаг в реабилитации и абилитации дошкольников со сложными патологиями зрения, это кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. Ориентировка слепого ребенка возможна только с использованием сохранных сенсорных систем, восприятия звуков, запаха, положения собственного тела, а также навыка считывания информации с тактильной трости. В целом мобильность и дальнейшее адекватное и нормативное развитие дошкольника зависит от степени сформированности у него умения ориентироваться в пространстве. Это необходимо для перехода на следующую ступень развития — систематическое обучение в школе, не важно специализированная она или общеобразовательная.

Литература:

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. ДМ.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  2. Коррекционная направленность специального образования детей с глубоким нарушением зрения: сб. метод работ / сост. Б. К. Тупоногов, К. Г. Кравцов. — М.: АПКиППРО, 2006. — 244с.
  3. Любимов, А. А. Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения / А. А. Любимов // Незрячий ребенок в семье. Рекомендации родителям: сбор. Статей — Тольятти, 2009..
  4. Обучение слепых пространственной ориентировке. — М.:ВОС, 1982.
  5. Обучение слепых пространственной ориентировке: учеб. Пособие / М. Н. Наумов. — М.: ВОС, 1982. — 115с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ориентировка, ход игры, пространство, рука, индивидуальный порядок, правая рука, пространственная ориентировка, тактильная трость, учебный класс.

Источник