Развитие пространственного воображения у ребенка в 4 года

Игры, развивавшие пространственное воображение у детей среднего дошкольного возраста
Человек с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых ребенок усваивает простейшие представления о том, что значит слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.
Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Игры на пространственное воображение развивают конструктивные навыки, учат мыслить пространственными образами, объемными фигурами.
Кроме этого, они развивают аккуратность, внимание, зрительную память, графические способности, умение анализировать, синтезировать и комбинировать. В процессе таких игр ребенок получает представление о целом и части; у него формируется логическое мышление и умение разбивать сложную задачу на несколько простых.
38 попугаев
❀ Вспомните вместе с ребенком мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Попросите его измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела.
❀ Дайте ребенку мелкие предметы (буквы, цифры) и попросите разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола — его указательный палец.
❀ Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).
Зашифрованное движение
❀ Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: «вверх» — прыжок, «вниз» — приседание, «вправо» — прыжок с разворотом направо, «влево» — прыжок с разворотом налево и т. д. Как только ребенок освоит предложенные ему движения, поменяйте их на другие или введите новые, более сложные.
Зеркало
❀ Упражнение выполняется в паре с ведущим или двумя детьми.
❀ Игроки сидят на коленях и пятках друг напротив друга. Ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя.
❀ Второй игрок должен повторять каждое движение ведущего: если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок так же берется-правой рукой за левое ухо.
Графические диктанты
Необходимый инвентарь: листочек в клеточку, ручка.
❀ Взрослый просит ребенка внимательно слушать задание, проставлять точки и вести линию по клеточкам.
❀ Начинать лучше с середины листа или с края.
❀ Взрослый говорит: «Поставь точку посередине листа. От этой точки отсчитай две клетки влево. Проведи отрезок. Сделай пять шагов вниз и т. д.».
Найди клад
❀ В комнате прячется «клад» (игрушка или лакомство).
❀ Ребенок должен найти его, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага влево, один направо…» и т. п.
Архитектура и строители
Необходимый инвентарь: строительный конструктор, кубики.
❀ Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.
❀ Затем сделайте вместе с ребенком несколько чертежей построек. Начертите «вид спереди» или «вид сверху».
❀ Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, которые есть у вас. (Можно просто обводить детали конструктора на бумаге.)
❀ Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребенку сделать постройку по чертежу.
♦ Вы строите, затем ребенок делает чертеж готовой постройки.
♦ Ребенок делает чертеж, вы строите.
♦ Первый игрок делает несколько построек и чертеж одной из построек. Задача второго — найти постройку по чертежу.
♦ Вы делаете чертеж и постройку по нему, но с ошибками. Ребенку предлагается найти ошибки.
❀ Для детей 3-4 лет на чертежах делайте «вид спереди» или «вид сверху».
❀ Для детей постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.
География: «карта» комнаты
❀ С этой игры лучше всего начинать с ребенком изучение географии. «Карта» не будет пустым звуком, а станет понятной.
❀ Нарисуйте с ребенком план комнаты. Попросите его показать, где находятся на карте его кровать, стол, шкаф. Специально пропустите на плане какой-нибудь объект, например, ящик с игрушками.
❀ Попросите ребенка внимательно рассмотреть план, найти недостающий объект и самостоятельно нанести его.
Географическая карта
❀ Карту мира можно сделать самим. Это очень увлекательное занятие!
❀ Для этого нужен лист формата А1 синего цвета. Если есть возможность, приготовьте распечатанные картинки с контурами материков. Если такой возможности нет, скопируйте их с настоящей карты, аккуратно вырежьте по контуру. Если они не цветные, то раскрасьте их в разные цвета: желтый, зеленый, коричневый. Затем наклейте материки на синий фон своей карты.
❀ Дальше начните творить мир вместе с ребенком. Все зависит от интересов ребенка в данный момент времени. Ребенок наносит на карту (под вашим чутким руководством) все, чем он интересуется. Например: где живет он сам, где живут бабушки, дедушки, где живет Карлсон. Ребенку нравятся пингвины? Помещаем их в Антарктиду! Делаем снег из ваты, горы из пластилина.
❀ Можно взять игрушечный автомобиль и прямо по карте «поехать» к бабушке в гости!
Кто где живет
❀ Карточки с изображениями животных можно раскладывать на большой карте мира (настоящей или сделанной самими, как в предыдущей игре) по принципу «кто где живет». Например: кенгуру — в Австралию, пингвина — в Антарктиду, льва — в Африку и т. д.
Остров, мыс, перешеек
Необходимый инвентарь: пластилин, плоская большая тарелка, клеенка, стакан с водой.
❀ Вместе с ребенком выложите на тарелку пластилиновые лепешки-острова, колбаски-перешейки, треугольники- мысы.
❀ Ребенок должен налить воду в тарелку и понаблюдать за образовавшимися островами, перешейками и прочими частями суши.
Основы мироздания
Необходимый инвентарь: матрешка.
❀ Устройство мира можно объяснить ребенку, играя с матрешкой.
❀ Мама, папа и ребенок (семья) живут в доме, дом находится на улице, улица — в городе, город — в стране, страна — на материке (континенте), континент — на полушарии, а полушария складываются в планету — Землю.
❀ Соответственно, самая большая матрешка — планета Земля, а самая маленькая — дом.
География на улице
❀ Прекрасный способ начать изучать географию — это прогулки на улице летом, зимой весной и осенью.
❀ Если на улице жарко, объявите, что сегодня вы живете в Африке. Попробуйте одеться соответственно вашим представлениям об одежде африканцев. Приготовьте что-нибудь из «африканской» пищи или просто купите бананы. Сходите в зоопарк и покажите ребенку жирафа, слона или бегемота.
❀ Пошел первый снег — собирайтесь в экспедицию на Северный полюс. Наденьте шубу и поиграйте в белых медведей, которые ловят рыбу.
❀ Зимой и летом можно изучать рельеф — «выпуклости» и «вогнутости» земной поверхности, катаясь на горках и прыгая через канавы.
❀ Весной, наблюдая за тающим снегом, ручьями и даже лужами, пополните знания о гидрологии.
❀ Летом на даче можно играть в путешественников, рисуя карты и отправляясь в рискованные «путешествия» за сокровищами.
❀ Если же вы не любите дальних путешествий — выход тоже есть. Для начала вместе внимательно рассмотрите родной город. Наверняка рядом есть река, озеро или море, а может быть, даже океан. Или горы, холмы и овраги. Парки, сады и скверы. Значит, можно заняться изучением ландшафта, а также флоры и фауны! А если вместе с ребенком вы еще изобразите все это на бумаге — получится карта.
❀ Планов и карт можно составить бесконечно много, изобразив, например, дорогу в ближайший магазин, сосчитав шаги и выполнив все в масштабе, а потом ходить по нарисованному плану за молоком, например.
❀ Понятие масштаба проще всего вводить, объяснив ребенку тот факт, что люди, дома, машины тем больше, чем ближе к ним находишься.
❀ Если подняться на верхний этаж дома, люди внизу будут казаться крошечными, а если отойти от дома на очень большое расстояние, этот дом можно не увидеть вообще.
❀ Можно выйти на прогулку с компасом, как настоящие путешественники. Объясните ребенку, что синяя стрелка компаса всегда указывает на север. Расскажите о юге, востоке и западе. Выясните, что находится на севере и юге вашей квартиры.
❀ Если вам надоело играть в нарисованные карты, переходите к настоящим — географическим. Для начала найдите свой город (можно отметить его на карте красивой кнопкой или булавкой с флажком), а потом отправляйтесь «путешествовать» по всему миру.
❀ Попутно рассказывайте о странах и городах, встретившихся вам на пути. Пусть ваши знания невелики, но для малыша и это немало: услышать новое название, узнать, как называется столица государства, кто правит страной, холодно там или жарко, какие животные обитают и какие живут люди.
❀ Если не жалко карту, разрежьте ее на «страны». Тогда вы получите возможность играть еще во множество разнообразных игр. Вы сможете подбирать страны по контуру, как пазлы, угадывать страну по очертаниям, сортировать страны по материкам, размерам, названиям (их начальным буквам).
❀ Листая вместе с ребенком журнал, разглядывая вместе открытки, посвященные какой-то стране, обязательно покажите ему эту страну на карте, расскажите о жителях и климате. Ведь точки, линии, границы — это неинтересно. Интересно то, что за этим стоит.
Повторялки
❀ Игра учит ребенка сравнению, закрепляет понятия «право», «лево», «ниже», «выше», «верх», «низ», «вертикальный», «горизонтальный» и т. д.
Вариант 1
❀ Возьмите чистый лист бумаги и разделите его вертикальной чертой на две части. Правая половина листа ваша, левая — ребенка (или наоборот). Объясните основное правило игры: ребенок должен в точности повторять ваши действия.
❀ Для начала пригодятся самые обычные предметы, которыми мы пользуемся ежедневно, например, чайные ложки (они должны быть совершенно одинаковыми).
❀ Вы начинаете. Положите ложку на середину листа строго вертикально. Сможет ли ребенок сделать то же самое, не ошибившись?
❀ Несколько раз поменяйте расположение предмета: вертикально у правой стороны листа; у левой; горизонтально посередине; горизонтально у верхнего края листа; у нижнего края; по диагонали справа налево и слева направо.
❀ Если ребенку легко дается это задание, можно взять сразу несколько предметов. Не убирайте ваш образец до тех пор, пока ребенок не выполнит задание.
❀ Если у малыша не получается, попросите его описать расположение вашего и его предмета — только так он сможет заметить ошибку и исправить ее.
Вариант 2
❀ Вырежьте из плотного картона пары одинаковых геометрических фигур: два квадрата, два треугольника, две трапеции, два ромба, два прямоугольника, два круга, два овала.
❀ Теперь ту же игру, что и в варианте 1, проведите с геометрическими фигурами. Это позволит не только выучить их названия, но и усложнить варианты расположения. Так, например, треугольник можно не только перемещать в разные углы, но и вращать вокруг своей оси, направляя вершину вверх или вниз, переворачивать обратной стороной вверх.
Вариант 3
❀ Возьмите две одинаковых буквы или цифры из набора магнитной азбуки или кубиков. Назовите их. После этого попросите ребенка в точности повторить ваши действия. Каждый раз при новом расположении называйте букву или цифру.
❀ Перемещайте фигуры, чуть-чуть наклоняйте их, но не переворачивайте и не кладите «вверх ногами», чтобы у малыша не закрепилось неправильное представление о них. Это поможет вашему ребенку быстрее выучить буквы и цифры.
Строим дом
Необходимый инвентарь: большая картонная коробка (например, из-под бытовой техники).
❀ Вместе с ребенком проделайте в коробке «окна» и «двери».
❀ Объясните ему понятия «внутри» и «снаружи».
❀ В этом домике ребенок может играть в самые разные игры, какие только придут ему в голову. В таком домике детям приятно будет устроить «чаепитие» или пригласить к себе воображаемых гостей. А еще он может заняться украшением своего «жилища».
❀ Пусть он разукрасит красками и картинками свой домик внутри и снаружи.
❀ Присвойте домику номер и название улицы, как у настоящих домов.
❀ Если ребенок захочет, пусть придумает домику какое-нибудь красивое название.
Похожие статьи:
Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет
Математические игры для детей 4-5 лет в детском саду
Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Подвижные игры в средней группе детского сада
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Задачи и задания на пространственное мышление
В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!
Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
- сравнивать фигуры по размеру и форме;
- дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
- писать математические диктанты;
- соединять точки по цифрам;
- перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
- зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
- рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
- проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
- играть с рамками-вкладышами;
- составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
- рисовать чертежи и схемы различных предметов;
- описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
- мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.
Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.
А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».
На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.
А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».
Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.
Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет
Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.
На сайте ЛогикЛайк более 10 типов пространственных заданий для детей 5-12 лет: плоские фигуры, кубики в пространстве, развертки, отражения… Начать занятия!
Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.
Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.
Простые игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Рисунок на спине»
Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.
Игра «Муха»
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.
Игра «Маршрут движения»
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».
Игра «Волшебный мешочек»
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.
Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение
Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.
Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).
Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.
Что развивать — трехмерное мышление или воображение?
Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).
Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.
Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.
Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику
Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.
Ребенок с развитым пространственным мышлением:
Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).
Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!
Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.
Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.
Получает хорошие оценки по рисованию и труду.Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.
Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.
Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.
Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.
Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.
Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.
Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.
Источник