Развитие пространственного воображение у ребенка

Развитие пространственного воображение у ребенка thumbnail

Чайка О.В. воспитатель д/сада «Солнышко» МАОУ №5 «Гимназия»

Развитие пространственного воображения у дошкольников.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Представленный набор практических заданий позволит дошкольнику постепенно, «от простого к сложному», развивать свое пространственное воображение. Занятие проводится в группе со старшими дошкольниками.

Упражнения на пространственную ориентацию

Педагог выставляет перед детьми и задает вопрос: «В каком углу квадрата нарисован цветок?» (В верхнем левом.)
«Я повернул квадрат один раз по часовой стрелке». (Педагог показывает.) «В каком углу оказался цветок?» (В верхнем правом.)
«А теперь я повернул квадрат два раза против часовой стрелки». (Поворачивает.) «Где сейчас цветок?» (В нижнем левом.)
«Я поворачиваю квадрат три раза по часовой стрелке». (Показывает.) «В каком углу цветок?» (В нижнем правом.)

 

Далее дети выполняют задания индивидуально на листах бумаги, на которых нарисованы 4 квадрата.
Педагог формулирует задание: «В первом квадрате нарисуйте грибок в нижнем левом углу. Представьте, что квадрат повернули один раз против часовой стрелки. Где окажется гриб? Нарисуйте его во втором квадрате. Второй квадрат повернули два раза по часовой стрелке. Нарисуйте в третьем квадрате, где теперь он находится.
Третий квадрат повернули 3 раза против часовой стрелки. В четвертом квадрате нарисуйте, где оказался гриб».

Следующее задание педагог проводит коллективно со всей группой. Учитель выставляет плакат и задает вопросы: «В каком углу большого квадрата находится синий квадратик? зеленый квадратик? желтый? красный?».

Далее идет работа по вопросам: «Где окажутся маленькие квадраты, если я поверну большой квадрат два раза по часовой стрелке? один раз против часовой стрелки? три раза по часовой стрелке?».

После этого дети выполняют индивидуально задание на листочках бумаги, на которых изображены 4 больших квадрата. Большие квадраты разделены на маленькие. Первый квадрат раскрашен.

«Представьте, что первый квадрат повернули 3 раза по часовой стрелке. Где окажутся маленькие квадраты? Во втором квадрате правильно раскрасьте маленькие квадратики. Если второй квадрат повернуть против часовой стрелки 2 раза? В третьем квадрате раскрасьте квадратики. А теперь третий квадрат повернули 4 раза по часовой стрелке. Где теперь окажется каждый квадратик? Раскрасьте их в четвертом квадрате».

Аналогично проводятся следующие задания:

hello_html_523b644d.png

После этого дошкольники выполняют индивидуально задания на листах бумаги:

1.

Все цветные квадраты переместились на один квадрат вверх. Нарисуйте, что получится.

Все раскрашенные квадраты опустились на два квадрата вниз. Раскрасьте их.

Все квадраты поднялись на три квадрата вверх. Что по-лучилось? Нарисуйте.

2.

Все квадраты переместились вправо на 1 квадрат. Нарисуйте, что получилось.

Все квадраты передвинули влево на 2 квадрата. Раскрасьте их.

Все квадраты переместились на 3 квадрата вправо. Что получилось? Нарисуйте.

3.

Все окна переместились на одно окно вниз. Нарисуйте, что получилось.

hello_html_m5928fbd0.png

Все окна переместились вверх на два окна. Раскрасьте их.

4. Аналогично проводится задание по перемещению окон влево и вправо.

5. Пирамиду собрали разными способами. Раскрасьте все детали собранных пирамидок.

hello_html_71a1cb77.png

6.

Куда надо повернуть кружок, чтобы он оказался в первоначальном месте?

7. Раскрасьте лепестки цветов.

hello_html_m42db3681.png

8. Заштрихуйте бусы.

hello_html_7d29ab6.png

9. Нарисуйте автомобили так, чтобы первый, третий и шестой двигались в противоположном направлении, а второй, четвертый и пятый — в том же направлении, что и нарисованные автомобили.

10. Нарисуйте ракеты так, чтобы вторая, пятая и шестая летели в том же направлении, а первая, третья и четвертая летели в противоположном направлении.

11. Нарисуйте все эти предметы так, чтобы они двигались в противоположном направлении.

hello_html_2dcf93f9.png

12. Квадрат А1 раскрасьте в синий цвет, А2 — в зеленый, А3 — в красный, А4 — в желтый.

13. Назовите, какой квадрат раскрашен в фиолетовый, какой в коричневый, какой в оранжевый, какой в сиреневый цвет?

14. Раскрасьте квадрат А1 — в красный цвет, А2 — в синий, Б2 — в желтый, Б3 — в зеленый, В1 — в коричневый, В2 — в фиолетовый цвет.

hello_html_4cd1d9f7.png

15. В квадрате А2 поставьте точку, в А3 — крестик. В квадрате Б1 нарисуйте кружок, в Б4 — треугольник, в Б5 — овал. В квадрате В2 нарисуйте маленький квадрат, в В3 — прямоугольник, в В5 — многоугольник.
Квадрат Г1 раскрасьте в синий цвет, Г3 — в зеленый, Г5 — в красный цвет.
В квадрате Д2 нарисуйте букву А, в Д3 — букву Б, в Д4 — букву В. Назовите квадраты, которые оказались пустыми.

hello_html_20116f53.png

Источник

Задачи и задания на пространственное мышление

В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!

Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
  • мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.

А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».

На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».

Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.

На сайте ЛогикЛайк более 10 типов пространственных заданий для детей 5-12 лет: плоские фигуры, кубики в пространстве, развертки, отражения… Начать занятия!

Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.

Простые игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра «Муха»

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать — трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.

Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.

Получает хорошие оценки по рисованию и труду.Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.

Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.

Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

Источник

Прокаева С.С., учитель начальных классов

МКОУ «Краснозвездинская СОШ» имени Г.М. Ефремова

Развитие пространственного воображения

у младших школьников средствами техники оригами

Аннотация. В статье рассматривается актуальность развития пространственного воображения у младших школьников. Рассмотрены основные понятия, показана роль оригами в процессе развития пространственного воображения у младших школьников. Данная статья может использовать педагогами при работе над развитием пространственного воображения детей.

Ключевые слова: оригами, воображение, пространственное воображение.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является развитие пространственного воображения у детей младшего школьного возраста, это обосновано тем, что пространственные представления и пространственное воображение ученика выступают в качестве предпосылок для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются разными психическими процессами, такими как восприятие, внимание, память, воображение при обязательном участии речи.

Воображение не даётся человеку как данность при рождении, эта форма познавательного процесса развивается и трансформируется на протяжении всего периода развития человека. Воображение является одной из форм психического отражения мира. Воображение выступает процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.

По мнению А.В. Петровского, воображение представляет собой значимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, в которых проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

А.Г. Маклаков в своих работах отмечает: «Воображение является процессом преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений».

В.Т. Кудрявцев считает, что воображение является способностью к свободному, неподконтрольному логике полету фантазии, выдумыванию того, чего в реальном мире не существует, пренебрежению реальностью [23].

Опираясь на мнение Л.Д. Столяренко, можно сказать, что воображение – это деятельность, направленная на создание нового в форме образа, представления либо определенной идеи. Человек способен мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал либо не выполнял, у него могут появляться образы предметов и явлений, с которыми он ранее не встречался.

Одним из видов воображения является пространственное воображение, которое рассматривается как умение мысленно моделировать и «представлять» разнообразные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.

С точки зрения Е.А. Захаровой, пространственное воображение является одним из видов умственной деятельности, позволяющей создать пространственный образ и оперировать им в процессе решения разнообразных практических и теоретических задач.

Пространственное воображение А.В. Брушлинским трактуется как способ получения информации, вспомогательный способ мышления, формулировки задач, полезный помощник или средство при решении определенной проблемы.

И.С. Якиманская рассматривает пространственное воображение как способность создавать образы в трехмерном пространстве. По ее мнению, для успешного решения зада творческого характера необходима способность к созданию графических образов предметов и явлений у ребенка, которая имеет большое значение для эффективного изучения разных наук, в изобразительной, технической и конструкторской деятельности, повсеместно реализуется в жизни [50].

Пространственное воображение имеет свою структуру и свои особенности. И.С. Якиманская выделяет основные качественные показатели пространственного воображения, к ним относятся:

1)        тип оперирования пространственными образами (доступный учащимся способ преобразования созданного образа);

2)        широта оперирования с учетом используемой графической основы (степень свободы оперирования образами, например, представление проекций или сечений пространственной фигуры);

3)        полнота образа (отражение в образе его составных элементов – формы, размеров, понимание пространственного положения объектов относительно друг друга, отношения параллельности, подобия элементов пространственных фигур);

4)        устойчивая система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета).

По мнению Л.А. Минасян, пространственное воображение включает в свою структуру три важнейших компонента:

1) пространственные представления;

2) пространственное воображение;

3) пространственное мышление.

Для развития пространственного воображения в начальной школе необходим выбор наиболее эффективных средств, позволяющих решить данную проблему. Одних из таких средств является техника оригами, которая помогает ребенку определить сущность предмета, его индивидуальность, выделить самое главное в предмете. Школьнику достаточно только намека, для того чтобы доделать, додумать, досоздать образ в своем воображении. Благодаря этому техника оригами является одним из эффективных средств, стимулирующих пространственное воображение и формирующих предпосылки к творческой деятельности.

Оригами представляет собой искусство бумажной пластики, которое возникло впервые в Японии. Несмотря на то, что бумага появилась в Китае, но складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки научились в Японии.

Этапы формирования пространственного воображения младших школьников средствами техники оригами:

1)        первый этап предполагает, что учащиеся, складывая элементарные фигурки, знакомятся с главными геометрическими фигурами (квадратом, треугольником, прямоугольником), понятиями (точкой, прямой, отрезком, углом, диагональю, вертикальной и горизонтальной линиями), их свойствами и учатся основам техники оригами. Данный этап способствует тому, чтобы в игровой форме ученики научились выполнять плоские фигурки. Это создается предпосылки к творческой деятельности, стимулирует мышление и фантазию;

2)        второй этап предполагает работу по схемам. Ученик концентрирует свое внимание на прочтении схемы складывания того или иного изделия. Разнообразные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволяет достичь результата. Уже эта первоначальная работа по схемам способствует формированию высшей формы восприятия – осознанного визуального восприятия, имеющего тесную связь с формированием пространственного воображения. Любая схема оригами дает учащемуся опыт работы с геометрическим чертежом. Набор знакомых ребенку алгоритмов позволяет выполнить новое изделие;

3)        третий этап предполагает целенаправленную работу по развитию пространственного воображения младших школьников. Этому способствуют задания на отгадывание этапов складывания при «разворачивании» готовой модели в отсутствии схемы. Большую роль играет выполнение объемных конструкций, в которых отражается определенная закономерность расположения модулей (по схеме и без нее). Сюда можно отнести конструирование кубов, додекаэдра, икосаэдра, тетраэдра и т.д.

Таким образом, психолого-педагогических исследований показывает, что занятия оригами оказывают положительное воздействие на формирование пространственного воображения у детей младшего школьного возраста. Оригами повышают активность работы головного мозга и уравновешивают деятельность обоих полушарий у учащихся, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, смышленость, логичность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2009.– 816 с.

2. Дьяченко, М. И. Психология. Словарь-справочник [Текст] /
М.И. Дьяченко. – М.: Наука, 2009. – 210 с.

3. Пилипей, Е.И. Развитие воображения младших школьников средствами искусства оригами [Текст] / Е.И. Пилипей // Начальная школа. – 2016. – № 2. – С. 31-35

4. Плотникова, Н.А. Развитие пространственного воображения детей методом оригами [Текст] / Н.А. Плотников // Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 1-6.

Источник