Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет таблица

Произвольные движения-целенаправленные движения. В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие способы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства. С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.). Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций — динамическому стереотипу.При правильном воспитании у ребенка можно выработать множество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирование на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, организация самостоятельной двигательной деятельности формируют стереотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, особенностей его развития. Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Позже устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются более сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захватывает ее. Начиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движении, двигательных функций как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как следствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6-7 месяцам ребенок начинает ползать. На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к концу его начинает бегать.На втором и третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания. На третьем году жизни появляются подготовительные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыжками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни.

Ходьба. На 3-м году жизни у ребенка еще недостаточен опыт самостоятельной ходьбы, ему еще несвойственна характерная для ходьбы согласованность в движениях рук и ног; многие ходят так называемой иноходью, т. е. вынося вперед одноименные руку и ногу, у многих руки просто не принимают участия в движении.

Постановка стопы на землю по причине недостаточной гибкости производится без переката с пятки на носок – ребенок наступает всей ступней, шлепает ею.

Бег. Для ребенка этого возраста характерны во время бега мелкие, семенящие шаги, согнутые в коленях ноги с повернутыми внутрь стопами, тяжелая постановка ноги всей стопой на землю, шарканье ногами, отсутствие ритмичности в движениях, сильные боковые раскачивания корпуса.

Скорость бега незначительна. Однако по сравнению с ходьбой согласованность движений рук и ног при беге выражена значительно лучше.

Прыжки. В начале 3-го года жизни умение прыгать и подпрыгивать, у детей выражено слабо. Их прыжковые движения сводятся к ритмичным приседаниям, сгибанием и выпрямлением туловища. К середине 3-го г. жизни ребенок начинает овладевать умениями подпрыгивать на месте и прыгать вперед, слегка отрывая ноги от почвы. К концу года прыжок вперед формируется у всех детей, но одновременное отталкивание обеими ногами удается не каждому. У многих при попытках прыгнуть вперед наблюдается стремление просто шагнуть, подняв одну ногу и оттолкнувшись другой. Недостаточное участие в прыжках принимают руки.

Ползанье и лазанье.  Ребенок 2 – 3 лет ползает с большим удовольствием, уверенно и быстро. В начале 3-го г. жизни дети еще любят ползать лежа на животе, попеременно вытягивая вперед руки и подтягиваясь на них. Постепенно их приучают ползать на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Одни попеременно передвигают руки и ноги, другие выносят вперед одновременно обе руки и, опершись на них, затем подтягивают к рукам одновременно обе ноги. Встречаются случаи передвижения бочком, т. е. ребенок передвигается на четвереньках, переставляя ноги слегка сбоку (справа или слева) от линии направления движения.

Бросание и ловля. . Для овладения техникой метания необходим глазомер, сила, ловкость, согласованность движений рук, ног и туловища. В связи с этим до 3 лет дети бросают предметы слабо, на небольшие расстояния, плохо замахиваясь и отталкивая предмет. Исходная поза при броске у них безразлична, они не всегда стремятся оттолкнуть предмет в заданном направлении. Сначала осваивается навык попадания в горизонтальную цель, а затем уже в вертикальную.

В этом же возрасте ребенок начинает овладевать умением ловить мяч. Бросание и ловля мяча (предмета) требуют огромного напряжения внимания, т. к. ребенку приходится не только правильно выполнять движения, но и придавать нужное направление полету мяча.

Общеразвивающие упражнения. Расчлененные движения малодоступны ребенку этого возраста. У него еще слабо развита координация движений, он не умеет управлять движениями отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Поэтому следует использовать упражнения имитационного характера.

Вторая младшая группа (4-ый год жизни). У ребенка 4-го г. жизни уже формируются элементарные навыки совместной деятельности. Но совместное выполнение движений не всегда отличается устойчивостью, дети часто отвлекаются. Порой они слишком увлекаются своими действиями.

Построения и перестроения. Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. Дети по указанию воспитателя достаточно быстро становятся в круг, в пары и друг за другом.

Читайте также:  Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей ребенка

Ходьба. Многие дети 4-го г. не обладают еще правильной координацией движений рук и ног. В то же время ходьба становится уверенней и четче. Некоторые изменения наблюдаются и в постановке ног – стопы располагаются уже ближе к линии направления движения. На 4-м г. жизни ребенка походка остается тяжелой, малыш опускает на почву всю стопу, шлепает ею, слабо отталкивается носком в конце шага. Ноги остаются в ходьбе полусогнутыми. Ребенок часто опускает голову и плечи, смотрит себе под ноги. Длина шагов продолжает оставаться неравномерной, но темп начинает стабилизироваться; несколько возрастает скорость ходьбы.

Бег. На 4-м г. жизни дети уже умеют бегать. У детей в этом возрасте наблюдается довольно хорошее согласование движений рук и ног. Но в целом, бег ребенка не экономен, движения рук неэнергичны. Типично наличие добавочных движений, боковых раскачиваний, широкого разведения рук, напряженности плечевого пояса.

Прыжки. На 4-м г. жизни ребенок умеет подпрыгивать на месте, и слегка продвигаясь вперед, прыгать в длину с места и спрыгивать с небольшой высоты. Простейший прыжок – подскок на месте дети выполняют удовлетворительно.

В длину с места дети в основном уже прыгают путем одновременного разгибания обеих ног. Отталкивание слабое, вялое, траектория полета низкая и короткая. Голова ребенка при прыжке чаще всего опущена. Туловище согнуто вперед. Координация движений при приземлении далеко не совершенна. Малыши опускаются на жесткие прямые ноги, неодновременно ставят их на землю, приземляются на всю стопу сразу без эластичного перехода с пятки на носок.

Ползанье и лазанье.  Движения ползания у детей достаточно ловки и уверенны. Они с удовольствием все вмести проползают на четвереньках между расставленными кеглями, кубами, набивными мячами, ползают под стульями вокруг ножек и т. п.

Лазанье на этом возрастном этапе требует от ребенка большого напряжения внимания, значительной мышечной силы и ловкости. Эти качества развиты еще слабо. Поэтому лазают дети медленно, в произвольном темпе.

Бросание и ловля. Навыки бросания мяча и других предметов вдаль, в цель (взрослому и друг другу) претерпевают у ребенка 3 лет, особенно к концу года, значительные изменения. Движения ребенка становятся более произвольными, направление броска – более определенным. У детей появляется подготовительная фаза движений бросания (отведение руки вниз, назад, в сторону и т. п.). Но замах рукой вялый, не сливается по времени с последующим броском. Между замахом и броском нередко отмечается довольно длительная пауза, когда малыш стремится подойти ближе к цели броска. Часто можно наблюдать, что дети бросают предмет вдаль не столько вперед-вверх, сколько вниз-вперед..

Ловит мячи и другие предметы ребенок очень неуверенно. Он заранее выпрямляет до отказа, сведенные вмести руки навстречу мячу, напрягает руки и плечи, сжимает крепко пальцы или широко расставляет их. Потом стоит, не шелохнувшись, и ждет, когда мяч окажется у него в руках. Упражнения в равновесии. Во II младшей группе это главным образом упражнения, связанные с перемещением ребенка в пространстве, т. е. динамические (ходьба и бег по линиям, доске, скамейке, кружение и т. п.). Стойка на носках является наиболее типичным упражнением в равновесии на месте для детей этого возраста. Малыши любят также пробовать стоять на одной ноге, делая «ласточку».

Общеразвивающие упражнения. От ребенка еще не требуют четкого и точного воспроизведения всего упражнения в целом. Однако правильное выполнение некоторых частей упражнения уже возможно.

Средняя группа (5-ый год жизни).

Ходьба. На 5-м г. жизни ребенок ходит уже вполне уверенно, четко соблюдая намеченное направление. Можно отметить сравнительно хорошее соотношение между движениями рук и ног. Но движения рук еще недостаточно энергичны и выполняются с маленькой амплитудой. Плечи иногда напряжены чрезмерно и опущены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова приподнята – и ребенок во время ходьбы смотрит вперед.

Детям знакомы уже разные способы ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, ходьба приставным шагом и др.), они умеют ими пользоваться в быту и играх.

Но в целом ходьба ребенка 5-го г. жизни еще недостаточно совершенна. Часто встречаются отсутствие правильное непринужденной осанки, шарканье ногами, скованные и неритмичные движения рук, неполное выпрямление ног, особенно толчковой, неравномерный темп передвижения.

Бег. В средней группе у подавляющего большинства детей устанавливается хорошая координация движений в беге. Появляется и ритмичность. Становится возможным сочетание и чередование бега с другими видами движений.

Прыжки. В средней группе по-прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, прыжки в длину с места и спрыгивания.

Помимо дальнейшего освоения мягкого и координированного приземления в прыжках, у ребенка отрабатываются правильное исходное положение в подготовительной фазе прыжка, умение сочетать с отталкиванием взмах руками вперед-вверх.

Ползанье, лазанье. Дети упражняются в различных видах ползанья и лазанья. 

Бросание и ловля. Возможности ребенка в бросании и ловле предметов на 5-м г. жизни повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера.

Пятилетние дети делают некоторые успехи в ловле предметов. Они уже не так напряженно встречают летящий мяч, стараются поймать его кистями, но по-прежнему спешат обхватить мяч всей рукой и прижать к груди.

Упражнения в равновесии. В средней группе растущие возможности ребенка в воспроизведении движений, способность осуществлять определенный контроль за положением тела, улучшение координации основных движений позволяют повысить требования к качеству упражнений в равновесии.

В средней группе повышаются требования к выполнению общеразвивающих упражнений.

На 5м г. жизни ребенка у него формируется желание выполнять задания красиво и правильно. Он испытывает удовлетворение от успешного выполнения задания. Чаще всего ребенок оценивает себя только с положительной стороны без особых на то оснований, не проявляя особой настойчивости для качественного выполнения упражнения. Трудное упражнение он может даже не сделать до конца. В то же время дети отказываются от помощи, стараясь все сделать самостоятельно, хотя и нуждаются еще в постоянном поощрении и поддержке.

Старшая группа (6-ой год жизни). Ходьба. У большинства детей на 6-м г. жизни наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях в коллективе. Однако во время выполнения индивидуальных заданий дети теряются, движения их становятся скованными, неритмичными, в ряде случаев отсутствует согласованность в движениях рук и ног.

Читайте также:  Жизненный цикл семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Бег. Бег ребенка 6-го г. отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью. Последнее связано с увеличением силы отталкивания и длины шага. Вмести с тем, многие детали техники бега еще не отработаны и ограничивают его экономичность и эффективность.

Прыжки. На данном возрастном этапе совершенствуются многие виды прыжков.

Бросание, ловля и метание. В старшей группе навыки катания предметов (мячи, обручи, шары) получают дальнейшее развитие. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.

Умения соблюдать точное направление и соразмерять прилагаемые усилия при попадании в предметы и прокатывании мячей между предметами продолжают развиваться.

Попадание в цель становится менее случайным, т. к. дети овладевают умением целиться и соразмерять свои движения с силой и направлением броска.

Упражнения в равновесии. Формирование навыков равновесия происходит как посредством специальных упражнений, так и в процессе разнообразных двигательных действий.

Подготовительная к школе группа (7-ой год жизни). Ходьба. Ходьба ребенка 7-го г. жизни достаточно экономична и красива.

Только у некоторых детей наблюдаются отдельные недостатки в ходьбе. Основными из них являются небрежное, расслабленное положение корпуса, вялые движения рук и неправильная постановка стоп (одни дети косолапят, другие чрезмерно разводят носки наружу), очень редко встречается несогласованные движения рук и ног.

Бег. Бег детей 7-го г. жизни достаточно правилен и красив. Поза при беге непринужденная, голова приподнята, плечи почти не разворачиваются. Движения рук и ног хорошо согласованны. Ребенок владеет разными способами бега. Беговые шаги характеризуются равномерностью, энергичностью. Бег становится сравнительно легким и стремительным.

Прыжки. Дети упражняются в разнообразных видах прыжков, достигая легкости и ритмичности движений. В подготовительной группе у детей значительно улучшаются согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании, увеличиваются полетность и дальность прыжка.

Ползание, лазанье. В результате упражнений достигается закрепление и совершенствование навыков разнообразных способов этих движений. Значительно возрастает уверенность детей в них, становится возможным произвольный выбор способа движения, наиболее подходящего для перемещения в определенных условиях, а также регуляции темпа и скорости.

Метание. У детей 7-го г. совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает и ловит.

Источник

Организм – как единое целое, сложившееся в процессе эволюции. Развитие человека – непрерывный, протекающий в течение всей его жизни процесс.

На каждом этапе развития, начиная с рождения, организму присущи признаки характерные для данного возраста. Учет особенностей каждого возрастного этапа – основа рациональной организации учебно-воспитательного процесса и гигиенических мероприятий. Характерная особенность организма ребенка – интенсивный процесс роста и развития.

Понятия рост и развитие, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Рост и развитие – составляющие процесса жизнедеятельности организма. На каждом этапе индивидуального развития организм детей представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями.

Закономерности роста и развития организма. Неравномерность роста и развития. Поступательный, но неравномерный характер процессов роста и развития детей. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем – как естественнонаучная основа правильной постановки учебно-воспитательного процесса. Учет последовательности ведущих видов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие (непосредственное эмоциональное общение с младенцем; предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте; ролевая игра дошкольника; учебная деятельность; общественно-полезная деятельность; учебно-продуктивная деятельность). Особенности роста и развития в зависимости от пола (дифференцированное обучение). Обеспечение надежности биологических систем организма. Концепция о надежности биологических систем (А.А. Маркосян). Принципы надежности биологической системы: принцип избыточности элементов управления и протекающего процесса, принцип дублирования, или взаимозаменяемости, элементов регулирования и процесса, принцип совершенного и быстрого возврата к состоянию относительного постоянства, принцип динамичности взаимодействия звеньев самой системы.. именно этот последний принцип обеспечивает высокую надежность системы, позволяя в каждой данной ситуации найти оптимальное решение. Обусловленность роста и развития генетическим и средовым факторами. Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Правильная организация физического воспитания (с учетом закономерностей роста и развития организма ребенка) раскрывает потенциальные возможности растущего организма и обеспечивает высокий запас его прочности.

Предпосылки формирования движений ребенка (безусловные рефлексы, условно-рефлекторные связи). Двигательные рефлексы, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания (рефлекс «поиска груди», сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, шейно-тонический рефлекс, рефлекс Моро и др). Этапы выработки условных рефлексов (индифферентная, сосредоточения, формирование неустойчивого условного рефлекса, формирование устойчивого условного рефлекса, автоматизма) их содержание.

Систематизация типов детей на основе их физических параметров. Физиологический принцип классификации рождающихся детей (И.А. Аршавский).

Определяющие факторы развития ребенка первых семи лет жизни (окружающая среда и воспитание).

Характеристика основных периодов развития ребёнка (раннего и дошкольного детства). Особенности физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Особенности развития систем и органов организма ребенка. Особенности развития двигательных функций. Учет возрастных особенностей развития ребенка в процессе физического воспитания.

Основная задача физического воспитания в период новорожденности (приспособление ребёнка к режиму дня и ночи, еде и уходу, создания условий чтобы он справился с пятью обязательными кризисами: первый – характеризуется потерей веса на 10%, связан с новым видом и типом питания; второй – «простая эритема» – первая неделя жизни, обусловлена созреванием кожи; третий – физиологическая желтуха; четвёртый – «мочекислый инфаркт»; пятый – гормональный). Стимулирование самостоятельной двигательной активности – основа развития двигательной активности ребенка.

Основные направления воспитания ребёнка – создание гигиенических условий для выполнения двигательной задачи – овладения собственным телом.

Особенности развития моторики ребенка до одного года: развитие сидения, стояния, хватания, ходьбы – как сложных двигательных актов, построенных по типу цепных рефлексов, овладение ими и произвольное выполнение их ребёнком (возрастает количество движений, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого – более произвольными).

Организация практической деятельности – основа формирования движений (в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются). На первом году жизни это подкрепление выступает как удовлетворение основных органических потребностей ребёнка. Подкрепление этого типа обеспечивает отбор наиболее эффективных по своей биомеханике движений, «снижая при этом непроизводительные энергетические расходы организма».

Читайте также:  Психодиагностика отклонений в поведении и развития ребенка

Таким образом, подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребёнка в общении. Оно играет важную роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего. Для обеспечения развития движений ребёнку первого года жизни необходимо использовать массаж и физические упражнения.

Начиная с первого года жизни ребёнка необходимо создавать условия для формирования у ребенка произвольных движений.

С трёх до семи лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит количественный рост, перестройка функций организма. Возраст от четырёх до пяти лет – период наиболее интенсивного и гармоничного физического и умственного развития ребенка.

Возраст трех лет – период качественных изменений многих функций организма.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудкой клетки, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех систем и функций организма.

Постоянные упражнения – основа формирования динамического стереотипа.

В первые годы жизни ребенка происходят значительные морфофункциональные преобразования нервных структур двигательной системы на всех ее уровнях и во всех звеньях. Интенсивно созревают сенсомоторная кора, мозжечок, подкорковые образования. Развивается рецепторный аппарат мышц, сухожилий и суставов.

Ведущий фактор сенсорного развития ребенка – активное взаимодействие с окружающей средой, накопление двигательного опыта в результате манипуляций с бытовыми предметами, игрушками и т. д.

Тема 4 Основы обучения ребёнка двигательным действиям

Двигательное действие как психологический феномен. Двигательное умение и двигательный навык, их характеристика. Процесс формирования двигательного навыка. Этапы формирования двигательного навыка (аналитический, синтетический, автоматизации). Закономерности формирования двигательного навыка, стадии формирования двигательного навыка (иррадиации, специализации, стабилизации). Законы формирования двигательных навыков (закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон угасания навыка, закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка, закон переноса двигательного навыка).

Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями и законами формирования двигательных навыков, которые представляют последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем к навыку. Построение двигательного навыка – это смысловое цепное действие.

Роль нервной системы в формировании двигательных навыков. Теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Многоуровневая система управления двигательным актом.

Управление движениями – сложный многоуровневый процесс.

Диалектика развития навыка – как процесс совершенствования многоуровневой системы построения движения.

Понятие «научения». Виды научения в процессе овладения двигательными действиями (Ж. де Монпелье)

Перцептивное научение. Сенсомоторное научение. Моторное научение – как разновидность сенсомоторного научения.

Обучение физическим упражнениям – как педагогический процесс передачи учащимся знаний и умений, необходимых для овладения этими упражнениями.

Цель и задачи обучения. Направления обучения: изучение физических упражнений, получение различного рода представлений (мышечно-двигательных, которые отражают форму движений, направление, амплитуду, скорость и согласованность с другими движениями, их последовательность, темп, ритм, временные и силовые особенности; совершенствование двигательных представлений, их уточнение в самом процессе выполнения упражнений, выделяя отдельные элементы. Содержание обучения – физические упражнения. Их основная особенность – направленность на решение задач физического воспитания.

Компоненты обучения: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-волевое отношение

Этапы обучения физическим упражнениям: первоначальное разучивание, детализированное разучивание, этап закрепления и совершенствования. Цели и задачи каждого этапа обучения физическим упражнениям.

Система принципов, применяемых в физическом воспитании: Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества их конкретизация в физическом воспитании (принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности; принцип прикладности; принцип связи физического воспитания с трудовой и военной деятельностью). Общие принципы образования и воспитания их конкретизация в физическом воспитании (принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации)Принципы, регламентирующие процесс физического воспитания. Специфические принципы физического воспитания (принцип непрерывности; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок; принцип циклического построения занятий; принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания).

Система методов в физическом воспитании. Характеристика методов и приёмов обучения двигательным действиям, их классификация.

Понятие и сущность физических качеств и двигательных способностей, их сравнительная характеристика. Двигательные способности как врожденные двигательные возможности, индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Иерархия врожденных задатков (анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости её отдельных областей); физиологические особенности (особенности ССС, дыхательной системы – максимальное потребление О2, показатели периферического кровообращения); биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмен в-в, энергетики мышечного сокращения); телесные (длина тела, конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани); хромосомные (генные); психодинамические (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний) – основа способностей.

Физические качества – как основа двигательных способностей, двигательные умения и навыки – форма их проявления.

Физические качества – возможности, обусловленные соотношением врожденного и приобретенного. Физические качества – врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое проявление в целесообразности двигательной деятельности.

Зависимость уровня проявления физических качеств от антропометрических характеристик человека.

Создание определенных условий деятельности, оптимальное сочетание средств и методов развития двигательных способностей на основе информации об уровне их развития.

Обусловленность эффекта тренировки индивидуальной нормой реакции на нагрузку.

Классификация психомоторных качеств. Психофизические качества характеризующие качество деятельности – выносливость и качества двигательного действия – сила, быстрота и ловкость.

Общие и специальные психомоторные качества.

Учёт специфики физического качества, его проявления в процессе физического воспитания.

Теоретические основы методики развития физических качеств – выделение физических способностей, обусловленных преимущественно врожденными фундаментом задатков и физических качеств, которые с одной стороны, обусловлены врожденными задатками, с другой стороны средовыми факторами, выражающие способность к целесообразной двигательной деятельности человека. Физическое качество – как проявление различных сочетаний способностей (степень проявления той или иной способности), выраженных в форме умений и навыков, позволяющие эффективно выполнять целенаправленную двигательную деятельность. Метод круговой тренировки – как основной метод развития физических качеств дошкольников. Методические основы метода круговой тренировки.

Источник