Развитие представления у здорового ребенка

Юлия Демьяненко
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Из опыта работы.

Воспитатель: Демьяненко Ю. В.

МБДОУ «Детский сад №306» г. о. Самара

Дети – это наше будущее.

Каким оно будет,

зависит от нас, взрослых.

Главная задача воспитателя при работе с детьми раннего возраста – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья.

Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления

В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной,если учитывать:

– возрастные и индивидуальные особенности детей;

– создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

– систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Во второй младшей группе возраст 3-4 года в процессе формирования здорового образа жизни поставили задачи:

1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.

2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

3.Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями,связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Следуя этим задачам я решила использовать цикл оздоровительных и познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, на формирование начальных представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охраны здоровья.

Все занятия условно поделила на 5 разделов:

1.«Я». Знай своётело: обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

2.«Физкульт-ура!».Занимайся физкультурой: формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

3.«Наш день».Соблюдай режим дня: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

4.«Опасность». Соблюдай правило «нельзя»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

5.«Мойдодыр!».Соблюдай правила гигиены: привитие культурно-гигиенических навыков.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.

Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 10 градусов/. Они оздоравливают и развивают.

Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

В своей работея использовала следующие методические приемы: рассказы и беседы («Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Безопасность в нашей группе», «Здоровье и болезнь», «Уроки Айболита», «Личная гигиена», «Режим дня») заучивание стихотворений («Закалка»,Мишка» ,»Мойдодыр»,»Мышка плохо лапки мыла»); рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры (»Аптека»,»Игрушки у врача»)

Читайте также:  Ребенку 1 год и 1 месяц его развитие и игры

; дидактические игры («Если хочешь быть здоров»); игры-забавы; подвижные игры (Кто больше соберет витаминов» (собираем малые мячи, в большие обручи, лежащие на полу)

«Закидаем микроба витаминами» (метание малых мячей «витаминов» в микроба (мягкая игрушка, микроб)

«Чья команда сможет быстрее одеться на прогулку зимой» (рисуем схематично на листе бумаги предметы одежды)

«Да – нетки и, вредные и полезные привычки» (Если согласны с вопросом, то руки вверх, если нет, то стоим на месте»

«Чья команда назовет больше слов связанных со здоровьем» (физкультура, витамины, зарядка, мыло, щетка) «Хорошее настроение-залог здоровья»

(поздороваемся друг с другом) И. П. -о. с. лицом др/др.

1-подать друг- другу руку кивнуть головой и улыбн 2-И. П. (4-5раз,

«Берегись простуда»

И. П. то же 1-хлопок сверху, 2-И. П., 3-хлопок снизу, 4-И. П., 5-хлопок справа,6-И. П., 7-хлопок слева 8-И. П.)

; пальчиковая и дыхательная гимнастика («Фрукты», «Продукты питания»); физкультминутки («Дети вышли по порядку», «Зарядка», «Хомка»).

Художественное слово, детская книга – важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок я использовала художественную литературу (Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка». В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудио дисков и т. д.

Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

Особое место уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке группы» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, презентации, родительские собрания дала положительные результаты.

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок – настолько он развит.

Источник

Мария Закаляпина
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

*Содержание работы с детьми

Исследования показывают,что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии,включающей коррекционно – педагогическую и воспитательно – образовательную работу с детьми,организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.

Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ.

Содержание работы по формированию

представлений дошкольников о ЗОЖ :

1. Формирование когнитивного компонента представлений

-Образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений,закрепление представлений,умений,навыков)

-Развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно – следственных связей между здоровьем и образом жизни)

2. Формирование поведенческого компонента представлений

-Воспитательная работа с детьми (формирование мотивации и потребности в ЗОЖ,профилактика негативного поведения)

Предлагаемаяпедагогическая технология опирается на следующие общедидактические принцепы:

*Принцип научности и достоверности – содержание сведений,предлагаемых дошкольникам,должно быть основано на научных фактах,личном опыте и чувственных ощущениях детей.

*Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

*Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

*Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке,особенностях развития его познавательной деятельности.

*Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.

*Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов,предполагается использование различных видов и форм работы с детьми,педагогами и родителями,завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

*Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребёнка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения,направленного на укрепление здоровья.

Читайте также:  Степанкова теория и методика физического воспитания и развития ребенка

Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

*доступность сообщаемых сведений о биологических,социальных,экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

*соблюдение принципов наглядности,последовательности,систематичности,постепенного усложнения материала;

*реализация воспитательно – образовательной работы с опорой на предметно – практическую и продуктивную деятельность дошкольников,обогащение их чувственного опыта,развитие умений наблюдать,анализировать,обобщать,устанавливать причинно – следственные связи между событиями;

*использование различных заданий и упражнений с учётом особенностей внимания,памяти,мышления и речи старших дошкольников;коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

*определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия,подражание,образец,обобщённая словесная инструкция,расчленённая словесная инструкция).

Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников осуществляется в трёх направлениях.

Первое направление”Я-человек. Что я знаю о себе?”

Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе;об условиях,необходимых ему для жизни;об особых потребностях человека;о внешнем строении человека,органах чувств,некоторых внутренних органах;о различных состояниях и чувствах человека;о здоровье и болезни.

Основное содержание. Человек – живое существо,обитающее на земле. Внешнее сходство людей,их различия по возрасту,полу,росту,телосложению,цвету волос,глаз и т. д.

Для жизни человеку,как всем живым существам,нужны воздух,вода,пища,тепло,пространство. У человека есть особые потребности в жилище,общении с другими людьми,психологическом комфорте,познании.

У каждого человека есть имя,фамилия,он живёт рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо,чтобы его любили родные люди.

В начале своей жизни каждый человек является ребёнком и отличается от взрослых. Ребёнок растёт,учится общаться со сверстниками,развивается,познаёт мир.

Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы,которые помогают ему дышать,есть,перемещать кровь по организму,двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.

Второе направление”Образ жизни человека и здоровье

Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека;о ритмичности жизнедеятельности,режимных моментах,организации дня в детском саду,отдыхе,досуге;о психологическом комфорте,о зависимости здоровья от образа жизни.

Основное содержание. Условия жизни ребёнка включают климатические условия,место проживания,бытовую обустроенность,психологическую ситуацию в семье и в детском саду.

Деятельность ребёнка как игровая и учебная,двигательная подвижность,общение,бытовые взаимоотношения.

Деятельность каждого человека происходит в определённых условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела,одежды и жилища,полезное питание,сон,отдых,прогулки,проветривание помещений,занятия физической культурой,закаливание,психологический комфорт.

Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в д/с и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.

Влияние образа жизни на здоровье.

Третье направление”ЗОЖ в условиях большого города”

Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе;о факторах окружающей среды,оказывающих особое влияние на здоровье человека;формирование поведения,способствующего ЗОЖ.

Основное содержание. Факторы окружающей среды большого города,влияющие на здоровье человека:состояние воздушного бассейна,шум,большое количество людей,интенсивные транспортные потоки,территориальная удалённость значимых для человека объектов в городе,дефицит времени,рекламное пространство,недостаток общения.

Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки.

Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке.

Безопасное поведение дома.

Укрепление здоровья с помощью закаливания,санитарно – гигиенических процедур,гимнастики для глаз,дыхательных упражнений,полезных продуктов,физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.

Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.

Подготовительный (ориентировачный)этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ;определение содержания,доступного старшим дошкольникам;планирование видов работы и организационных форм.

Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.

Основные виды и формы работы на этом этапе – занятия,беседы,прогулки,опыты,игры,досуги,соревнования,праздники,День здоровья,книжная выставка,выставка плаката,выставки изобразительной деятельности,оздоровительные и закаливающие мкроприятия.

Методическое содержание педагогической технологии

Закреплять представления лучше впродуктивной и предметно – практической деятельности,поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе,его организме и здоровье,об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни,о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человеказдоровом образе жизни,о поведении человека,способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях,необходимых человеку для жизни,о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В ходе физкультурно – оздоровительной работы развивают физические,психические и нравственные качества детей,воспитывают самостоятельность,творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности,совершенствованию техники основных движений,развитию психофизических качеств,закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений,развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Воспитание культурно – гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться,вытираться,ухаживать за полостью рта,пользоваться носовым платком,правильно вести себя при кашле и чихании.

На занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека,о потребности человека в общении,психологическом комфорте.

Читайте также:  Роль художественной деятельности в развитии ребенка

На некоторых занятиях по РЭМП в качестве раздаточного и демонстрационного материала могут быть использованы предметы личной гигиены,спортивный инвентарь,овощи,фрукты,а также изображения этих предметов.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников,способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках,аппликациях,поделках из пластилина,теста,глины.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ,закреплению полученных представлений и и их систематизация.

Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды,оказывающими влияние на ЗОЖ,способствует театрализованная деятельность с участием педагогов,детей и их родителей. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде,на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений,соответствующих ЗОЖ,своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.

Режимные моменты используются для формирования и заерепления у детей санитарно – гигиенических навыков,опыта закаливания.

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой,световоздушных и солнечных ванн в тёплое время года;подвижных игр,занятий физической культурой.

Средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические и сюжетно – ролевые игры,художественная литература,продуктивная и предметно – практическая деятельность.

В сюжетно – ролевых играх “Больница”,”Семья” следует формировать у дошкольников поведение,способствующее ЗОЖ,на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения,его влажной уборки,стирки одежды и постельного белья,огтаничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером,использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий,санитарно – гигиенических процедур,нелекарственных средств.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку,его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы “Здоровье и здоровый образ жизни“.В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ,обсуждают их содержание,разучивают стихотворения,загадки. На открытие выставки приглашают родителей. Затем дошкольникам предлагают рассказать,с какими из представленных книг они уже знакомы,о чём эти книги. Такие рассказы педагоги и родители готовят с детьми заранее,что способствует преодолению трудностей некоторых дошкольников при составлении самостоятельных рассказов,а также позволяет родителям ощутить необходимость и результативность совместной деятельности с детьми. Книжная выставка длится несколько дней. В это время педагоги продалжают знакомить детей с представленными книгами,в дальнейшем это знакомство продолжается во время сюжетно – ролевой игры”Библиотека”.

Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц детского альбома”Здоровый образ жизни“направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Выполняют альбом на листах чертёжной бумаги формата А3. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия. Иллюстрациями служат детские рисунки,аппликации,поделки из бумаги,фотографии,марки,открытки и т. д.

В альбоме могут быть страницы с загадками,рассказами,которые составили дети,а с их слов записал педагог.

Когда все страницы альбома готовы,проводят его презентацию. Дети рассказывают о каждой странице альюома,отвечают на вопросы,читают стихи,поют песни,загадывают загадки.

В дальнейшем альбом можно использовать как демонстрационный материал на занятиях,при подготовке тематических выставок,выставлять в книжном уголке.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные,словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения,демонстрацию,просмотр видеоматериалов,иллюстраций,выставки работ по изобразительной деятельности,выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов,явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях,направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыкок ЗОЖ.

Просмотр видеоматериалов,на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты,во время закаливающих и оздоровительных процедур,способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.

Словесные методы включают рассказы педагога,беседы,объяснения,методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ,уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факрорах окружающей среды на здоровье,для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем,так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи между образом жизни и здоровьем.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций,постановка ситуационных задач,проблемные вопросы,что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы включают опыты,упражнения,предметно – практическую деятельность,продуктивную деятельность детей.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей,установление эмоционально – личностных контактов педагогов с дошкольниками,использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа,присутствие педагогов и детей из других групп,использование средств педагогического мастерства – мимики,пантомимики,силы и тембра голоса,темпа речи и т. д.).

Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

*системную разработку проблемы в разных направлениях:работу спедагогами и родителями,формирование здоровьесберегающего пространства,работу сдетьми;

*применение разнообразных форм и методов работы;

*использование разных видов деятельности детей,а также совместной деятельности детей и взрослых;

*последовательное формирование у ребёнка представлений о ЗОЖ;

*открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.

Источник