Развитие предречевых вокализаций ребенка активная речь

Развитие предречевых вокализаций ребенка активная речь thumbnail

Для выявления развития предречевых вокализаций мы регистрировали типы вокализаций в различных ситуа­циях, а также особенности их эмоциональной окраски. Это составило первую группу методов, направленных на изучение перестройки предречевых вокализаций.

Согласно литературным данным, выделяются следую­щие типы предречевых вокализаций: 1) гукание — корот­кие тихие звуки; 2) гуление — протяжные певучие звуки; 3) вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гукания силой, более сложным звуковым составом и интенсив­ной эмоциональной окраской; 4) лепет — фонематически организованные, ритмически повторяемые слоги.

Мы фиксировали основные ситуации вокализирова­ния: 1) социальную — общение со взрослыми или деть­ми, наблюдение ребенка за ними; 2) предметные дейст­вия — дети занимаются с предметами или обследуют их; 3) ситуацию активного бодрствования или спонтанного вокализирования, когда ребенок пребывает в состоянии двигательного возбуждения, но, по-видимому, ничем не занимается. Среди эмоциональных проявлений, окраши­вающих предречевые вокализации, были выделены поло­жительные (легкая улыбка, спокойная улыбка, оживлен­ная улыбка, смех) и отрицательные (неудовольствие, тревога, плач).

/ 119

С помощью второй группы методик изучалось пони­мание детьми речи окружающих взрослых. Проба 1 выяв­ляла склонность и способность детей к повторению слова по подражанию. Взрослый произносил, обращаясь к ре­бенку, лепетные звуки и просил ребенка повторить их («скажи: ба-ба»). Проба 2 определяла умение выполнить простую словесную инструкцию («дай игрушку»). Проба 3 обнаруживала, владеет ли ребенок номинативной функцией слова. Взрослый показывал и называл часть лица куклы (например, глаза) и просил показать наз­ванную часть («где глазки?»). Каждая проба повторя­лась трижды.

Следующая группа методик служила для характерис­тики общения ребенка со взрослым. Здесь участвовали трое разных взрослых (по одному в каждом сеансе), не знакомых ребенку. Взрослый оказывал одно за другим пять следующих воздействий на ребенка: 1) появлялся в поле его зрения; 2) улыбался ребенку; 3) с улыбкой ласково заговаривал с ребенком, называя его по име­ни; 4) подзывал к себе; 5) брал его на руки.

Регистрация предречевых вокализаций производилась всегда в одно и то же время суток, во второй половине дня, через 15—20 мин после кормления, во время сво­бодного бодрствования детей в манеже. Наблюдение раз­делялось на три 10-минутных периода с интервалами 20 мин и повторялось с каждым ребенком трижды на протяжении 7—10 дней.

Понимание детьми речи определялось следующим об­разом. Экспериментатор сажал ребенка за столик, рас­полагался рядом и проводил поочередно три описанные выше пробы

При изучении общения ребенка помещали в кроватку в комнате, где никого не было. Экспериментатор нахо­дился за ширмой, перед ребенком появлялся посторон­ний взрослый, каждое его воздействие продолжалось 30 с с интервалом в 1 мин. На протяжении 10 дней про­водилось по три цикла описанных опытов с участием но­вого взрослого в каждом цикле.

Для получения показателей голосовой активности подсчитывали вокализации каждого ребенка за 30 мин. За единицу принималась вокализация, произнесенная на одном дыхании, независимо от ее длительности. Вслед­ствие высокой вариативности показателей при обработ­ке данных использовался метод шкалирования, позволя­ющий вычислить интенсивность той или иной реакции,

не прибегая к средним значениям (В. Ю. Урбах, 1963).

Эмоциональные проявления детей и общение со взрос­лыми оценивались условными баллами. Уровень понима­ния речи взрослых характеризовался качественно. Кроме того, были выделены качественные виды отношения ре­бенка к взрослому: 1) отрицательное (страх, неприязнь, слезы), 2) равнодушное {легкая ориентировочная реак­ция с последующим отвлечением) и 3) положительное (радость и смех).

В экспериментах участвовали 45 детей, воспитываю­щихся в условиях закрытого детского учреждения (дом ребенка). Возраст детей колебался в пределах от 5 мес до 1 года 7 мес. Все дети контрольной группы были разделе­ны на три возрастные подгруппы на основе развития у них локомоций. В младшую подгруппу вошли дети от 5 до 9 мес, в среднюю — от 9 до 10 мес, активно овладе­вавшие стоянием и ходьбой, старшая подгруппа состояла из детей от 10 мес до 1 года 7 мес, еще не умевших гово­рить, но умевших передвигаться самостоятельно или при­держиваясь за барьер.

Обратимся к анализу отдельных вокализаций Соот­ветствующие данные представлены в табл. 27.

Читайте также:  Методы диагностики психического развития ребенка

Таблица 27

  Интенсивность отдельных видо вокализации
Виды вокализации   в подгруппах (в ci ед )  
  младшей средней   старшей
Гукание 34 20 (58,8) (49,9)
Гуление 19 14 (73,6) (78,9)
Вскрики 1 1 10 (91) (81,8)
Лепет 7,7 13 (167) (206,4)

Примечание В скобках указана интенсивность вокализаций в процентном отно шепни к м мдшей подгруппе

Анализ табл. 27 показывает, что возрастная динами­ка разных видов вокализаций не одинакова. Так, гука­ние обнаружило стойкую тенденцию к сокращению. Осо­бенно резко интенсивность гукания падала при переходе от младшей к средней подгруппе. Певучие вокализации типа гуления были во всех подгруппах менее частыми, чем гукание. Но с возрастом интенсивность гуления падала. Вскрики оказались, пожалуй, наименее частой вокализа­цией в раннем возрасте. В изученном нами возрастном

диапазоне каких-либо существенных сдвигов в их числе не наблюдалось.

Значительные изменения коснулись лепета. Его интен­сивность с возрастом увеличивается, особенно при срав­нении старшей подгруппы с младшей, но подъем интен­сивности отчетливо прослеживается и раньше. Рассмот­рение связи разных вокализаций с ситуациями позволяет сделать вывод о том, что с возрастом лепет выходит на первое место среди других голосовых проявлений; парал­лельно изменяется функция лепета: из аккомпанемента манипулятивных движений он все больше становится средством общения с людьми.

Поведение детей всех возрастов имело выраженную эмоциональную окраску, которая изменялась в тесной связи с изменением характера голосовой продукции. Так, гуление, постепенно вытесняемое из репертуара ре­бенка лепетом, теряет роль предпочитаемого средства для выражения радости; лепет же, выдвигаясь на пер­вый план, все чаще сопровождается положительными эмоциональными состояниями. В отношении отрицатель­ных эмоциональных проявлений выяснилась совершенно иная картина. Отрицательные эмоции во всех возрастах чаще всего приурочены к более примитивным вокализа­циям — гуканию и гулению — и почти никогда не сопро­вождают лепет.

У самых маленьких испытуемых мы не зарегистри­ровали ни одного случая воспроизведения словесного образца. Характерным было лишь сосредоточение на гла­зах экспериментатора и отвлечение на посторонние пред­меты. В средней подгруппе дети тоже не умели подражать, но отвлечения у них встречались реже. Почти все дети, слушая экспериментатора, смотрели ему в лицо, а трое из них, сосредоточив взгляд на его движущихся губах, тянулись рукой к его рту и напряженно вслушивались в обращенную к ним речь. У старших детей отмечено два случая непрямого подражания. Почти все дети этого воз­раста внимательно вслушивались в речь взрослого, сосре­доточенно смотрели на его губы, шевелили губами, вока­лизировали в ответ, но еще не умели произнести нужные звуки.

Наши испытуемые не умели действовать по инструк­ции. Правда, с возрастом они все реже выпадали из обстановки, сокращалось число случаев пристального рассматривания экспериментатора, дети становились менее скованными. Но лишь в старшей подгруппе был

зафиксирован один случай правильного выполнения ре­бенком словесной просьбы экспериментатора.

Самой распространенной формой ответного поведения на обозначение предмета словом было выпадание из ситу­ации: дети отвлекались, пытаясь отвлечь и взрослого. В средней и старшей подгруппах отмечены единичные слу­чаи выполнения инструкции взрослого, но не сразу, а спустя некоторое время.

Наши материалы показали особенности общения де­тей со взрослыми. С возрастом значительно увеличи­ваются отрицательные социальные проявления у детей при их взаимодействии с незнакомым взрослым: у млад­ших детей незнакомец вызывал страх только при наименее определенных для ребенка воздействиях — появлении и улыбке; в средней подгруппе дети испытывали страх при любых проявлениях активности взрослого; в старшей под­группе отмеченное явление усилилось и сделалось типич­ным для всех детей. Только сложное воздействие, вклю­чавшее речь, не вызывало недоверия у детей. С возрастом сокращалось число детей, у которых имелись положитель­ные проявления (87,5% в младшей и всего 62,5% в сред­ней и старших подгруппах) (табл. 28).

Из табл. 28 следует,
что во всех подгруппах Таблица 28

улыбались ему, проявляли приязнь, но с их стороны было меньше активных действий. Часто наблюдалось смущение. В старшей подгруппе эта тенденция сохранялась
Определенный интерес для нас представляло наличие в поведении наших испытуемых обобщенности. Об этом мы судили по тому, насколько сходно вел себя ребенок при взаимодействии с тремя незнакомыми взрослыми. Оказа-

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка с заиканием

наиболее интенсивно отвечали дети на ад­ресованную им улыб­ку и речевые обраще­ния взрослых. Вместе с тем дети младшей под­группы значительно сильнее старших радо­вались любому воздей­ствию взрослого и поч­ти никогда не прояв­ляли равнодушия. Де­ти средней подгруппы радовались взрослому,

Возрастные подгруппы Поведение детей в ответ на воздействие взрослого {в уел баллах)
  По явле­ние По явле пне и
улыб ку
По­явле­ние, раз говор и улыб­ку Под зыва-ние Взя­тие

руки

Младшая 19,0 20,8 23,3 21,6 20,8
Средняя 14,0 16,6 19,8 20,0 17,5
Старшая 15,0 14,9 17,0 16,0 8,7

лось, что с возрастом происходило снижение обобщен­ности социального поведения. Дети старшей подгруппы намного реже младших проявляли сходное отношение к разным взрослым. Особенно резко (почти в 9 раз!) сокра­щается в старшей подгруппе число детей, проявляющих яркую симпатию ко всем трем взрослым. С возрастом снижается также общая интенсивность общения со взрослыми, что, по-видимому, объясняется возрастающей избирательностью детей по отношению как к разным социальным воздействиям, так и к незнакомым людям вообще.

Среди всех социальных воздействий во всех возраст­ных подгруппах на первом месте стоит сложное воз­действие (появление, разговор, улыбка), которое вызвало наиболее сильную радость, длительное сосредоточение и рассматривание, двигательное оживление и обильное во­кализирование. Этот факт, вероятно, свидетельствует о том, что для детей конца 1-го — середины 2-го года, находящихся на стадии предречевого развития, речь, эмоционально окрашенная и включенная в контекст об­щения, является самым благоприятным и желательным воздействием.

Подведем некоторые итоги опытов с детьми контроль­ной группы.

Мы установили, что с возрастом общее количество вокализаций изменяется мало, но зато большие перемены происходят в их составе. Гукание и гуление резко сокра­щаются, вскрики остаются примерно неизменными, лепет же увеличивается в количестве, меняет свою функцию: из аккомпанемента движений становится средством об­щения с окружающими людьми.

С возрастом у детей наблюдаются некоторые сдвиги в понимании речи окружающих, но в целом весьма незна­чительные. Это кажется удивительным, потому что, по данным ряда авторов (А. В. Запорожец, 1960; Д. Б. Эль-конин, 1964; Е. К. Каверина, 1950), период от 1 года до l’/2 лет является временем быстрого развития именно пассивной речи и подготавливает тот перелом в развитии активной речи, который датируют 1’/2 годами. Мы можем объяснить наблюдаемый нами факт тем, что отставание детей в активной речи, часто обнаруживаемое у воспи­танников закрытых детских учреждений (М. М. Кольцова, 1973а), сочетается (а возможно, этим и обусловлено) с их отставанием в понимании речи окружающих людей. В пользу такого объяснения свидетельствует и то, что ни

один из наших воспитанников не умел говорить, а ведь старшему из них было более 1’/2 лет!

В социальном поведении детей мы отметили появление с возрастом сдвигов в неблагоприятную сторону. У ма­лышей понижалась реактивность на воздействия взрос­лых, незнакомые люди вызывали страх или все более отрицательное к себе отношение, у многих воспитанни­ков отмечалось падение социальной инициативы — одно­го из главных показателей потребности ребенка в обще­нии.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

И. А. Рыбникова 1926

Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций. Норм поведения не происходит в срок ( с первых дней жизни и до трех лет ), то человек , как правило остается неполноценным в течение всей жизни , в его развитии наступают необратимые изменения , которые в более позднем периоде компенсировать не удается.

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между “a” и “э”

Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки (“гуканье” – начальное гуление).

На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.

5-6 месяцы жизни – гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.

9-10 месяцев – очень активный лепет, состоящий из 4-5 гов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания (“ладушки”, “copока”, “где лампочка?” и т.д.) начинает понимать слово “нельзя”.

11-12 – время появления первых слов.

К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: “принеси то-то”, “закрой дверь”, “дай чашку” и др.

Несмотря на то что в этот период начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. 3вукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), начинают появляться глаголы (дай, иди), прилагательные (6ольшой-маленький). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.

Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования,. Служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период!

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и ПОДГОТОВИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2095; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Читайте также:  Игры для детей бесплатно развитие ребенка