Развитие предпосылок учебной деятельности у ребенка
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.
Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.
Предпосылками учебной деятельности являются:
-сформированность познавательного интереса;
-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
-сознательно подчинять свои действия правилу;
-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
-контроль за способом выполнения своих действий;
-умение взаимодействовать со сверстниками.
Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту – т. е. в игре.
Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.
В творческой игре – это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.
К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.
В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.
Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры – экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно- ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры ( младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т.е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.
В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря Л.С. Выготский называл игру школой произвольного поведения.
Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.
Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.
Например, в сюжетно – ролевой игре роль – это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.
В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.
В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх – соревнованиях, играх – эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».
Умелое использование игр , игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно- следственные связи, а также делать умозаключения.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.
Главная цель дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.
Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.
Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..
В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
В 5 – 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.
Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.
.
Все игры имеют проблемно – практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.
Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом. Они активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.
Литература:
– Анищенко, О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О.М Анищенко. 1979. – № 5.
– Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? Текст. / М.М. Безруких. М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.
– Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Текст. /В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Вопросы психологии. -1981.-№6.
– Подготовка детей к школе в детском саду./Венгер Л.А., Давидчук А.Н., Буре P.C. и др. Текст. /Под. ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика.
– Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1990.
Источник
лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.
Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение).
Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного, каковы условия их развития.
Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.
условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
3. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.
4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.
В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные
формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая
должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.
Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)
показали, что у детей детского возраста стихийно
складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя –
целенаправленно обучать детей действиям контроля.
Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.
Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты учебной деятельности:
• принятие задачи;
• выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;
• контроль, самоконтроль и самопроверка;
• личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.
Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей.
Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности.
Что же такое – метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом – это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности, для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.
Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей.К их числу можно отнести:
– методы исследовательского обучения Савенкова
«Модель трех вопросов»
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
Содержание
(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства
«Матрица оценки выдвинутых гипотез»
Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно
методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» – этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.
– Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада, семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка – происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности.
Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.
Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?», «Почему сосульки плачут?», «Почему собака кусается?», «Одиночка и коллектив», организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей.
Эффективность социально-значимых проектов («Мы – за пожарную безопасность!», «Всем нужна вода!», «Город мастеров», «Сохраним березку», «Правила дорожные всем знать положено» и др.)с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик, заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи», «Герб моей семьи», «Мое родословное древо», «Мама, папа, я – Анжерская семья», «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.
Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.
Источник