Развитие предметной деятельности и познавательной активности ребенка

Развитие предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста

В области  развития предметной деятельности и познавательной активности перед педагогами стоят следующие задачи:

  •   Создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира,  овладения предметными действиями;
  •   Стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.

Для решения поставленных задач педагоги должны организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечивать новыми впечатлениями.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий.

Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способствует обогащению его чувственного опыта и развитию. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в свободном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, чтобы был свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.

Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки, сачки, молоточки и колышки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, молнии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы.

Многие игрушки являются самообучающими, или автодидактическими. Они содержат в себе цель действия и сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно произвести, чтобы ее достигнуть. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей: фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки. Они побуждают ребенка подбирать и соединять предметы или их части в соответствии с формой и размером.

Однако ребенок не сразу и не всегда самостоятельно овладевает действиями, требующими соотнесения предметов них частей, поэтому воспитатель помогает малышу, организует совместную предметную деятельность, которая ни в коей мере не должна навязываться ребенку. Взрослый откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения, правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за ребенка, важно, чтобы малыш научился сам выделять нужные свойства предметов, подбирать и соединять части в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко»; «Надо взять другое колечко». Следует, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действии. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое. Давай поищем другое, поменьше; как ты думаешь, может быть, это подойдет? Или это? Попробуй, подходит это колечко?» Взрослый поощряет действия ребенка, хвалит его.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым, и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития», создавать условия для овладения более сложными действиями.

Самостоятельное стремление к достижению правильного результата обычно появляется у детей на третьем году жизни. Ребенок начинает собирать простые конструкции из конструктора «Лего», складывать картинки из паззлов и мозаик по заданному образцу, сооружает постройки из кубиков по собственному замыслу. Эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата. Следует учитывать, что замыслы малыша в этом возрасте еще очень слабо подкреплены его практическими умениями и способностью удерживать цель действий. В случае необходимости ему нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желаемого результата, заострить на нем внимание: «Давай посмотрим, правильно ли у тебя получилось? Сможет ли машинка въехать в твой гараж?» Результативные действия и оцениваются иначе, чем раньше. Нужно подчеркнуть не только то, что малыш хорошо делает, но и то, чего он смог добиться в результате: «Молодец, ты очень старался и правильно собрал картинку».

Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд и т.п. Во время прогулки можно в песочнице построить дом из песка и забор из веточек, «испечь» пирожки для кукол. Зимой — слепить снеговика, вставить глазки из камешков, нос и рот сделать из прутиков.

Многие предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно они охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, на участке.

Включение детей в повседневные дела способствует их познавательному развитию. Так, помогая воспитателю раскладывать по полкам и ящичкам салфетки и полотенца, расставлять тарелки и блюдца, они учатся классифицировать предметы. В процессе мытья игрушек постигают понятия «чистый», «грязный». Поливая цветы, знакомятся с понятиями «сухая» и «мокрая» земля.

В целях развития познавательной активности педагоги создают условия для ознакомления детей с окружающим миром, обогащения детей впечатлениями и детского экспериментирования.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление их интереса к окружающему. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Воспитатели вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы. Цель этого — поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, вызвать удивление, радость открытия нового. В каждое время года воспитатель привлекает внимание малышей к изменениям в природе. Воспитатель обращает внимание детей на богатейшие природные звуки (пение птиц, стрекотание кузнечиков, шум ветра, дождя, звон капели, шелест листьев) и запахи (морозного воздуха, распускающихся листьев, цветов, хвои и др.). Во время прогулки знакомит их с названиями растений, просит понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются.

Такие наблюдения обогащают чувственный опыт детей, они узнают много нового об окружающем мире, знакомятся со свойствами природных объектов.

Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых они на собственном опыте знакомятся со свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Так, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, получают представления о том, что он бывает липким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.

Воспитатели должны поддерживают интерес детей к деятельности взрослых. Они любят наблюдать за работой взрослых (как воспитатель кормит рыбок, птичку, хомячка, ухаживает за цветами; как дворник чистит дорожки от снега; как строится соседний дом или разгружается машина и др.). Педагог комментирует свои действия, рассказывает, чем заняты люди, отвечает на вопросы детей.

Воспитатели обязательно должны читать малышам книги, показывать иллюстрации, диа- и видеофильмы познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии должны находиться в свободном доступе.

Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, они показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашивают, что это такое; могут заинтересоваться дорожными знаками, вывеской магазина и пр. Следует поддерживать любознательность малышей, отвечать на вопросы, организовывать игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Ребенку будет интересно, если воспитатель напишет его имя на бумаге или на песке. Однако это не означает, что детей следует специально обучать грамоте, заниматься с ними математикой. Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.), поддерживать интерес малышей.

Одним из важных направлений работы педагога является организация детского, экспериментирования. В процессе свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование дает ему возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.

С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей педагоги создают соответствующие условия. В группе оборудуется специальный «уголок» для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами.

Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок познает свойства и качества материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, решает самые настоящие мыслительные задачи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать познавательную активность, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции этого является предъявление ребенку «загадочных» предметов, которые должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус); в других — может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи (открыть коробочку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку).

Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем сложнее и загадочнее будет игрушка, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет его исследовательские действия. Вместе с тем для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угаснуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует определенных усилий, но они приводят к достижению понятного для ребенка эффекта.

Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дискет) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, транзисторный радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.). Во избежание возможных поломок используются неисправные приборы.

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).

Для экспериментирования предлагаются игры с водой, сыпучими и пластическими материалами. Малыши с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Взрослые могут помочь им разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», фигурки, колбаски, крендельки и др. Можно предложить малышам пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой, в чашку крупу. В процессе этих занятий они получают представления о том, что такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.

Для развития познавательной активности полезны игры с изобразительными материалами. Они могут носить чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом они не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у малышей особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.) и звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, морские раковины, шуршащая бумага, струны, резинки и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получилось.

Если он не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, педагог стимулирует познавательную активность малыша вопросами, подсказками, предложениями: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? А губка? »

Помимо организации предметной деятельности, детского экспериментирования, наблюдения, педагоги предлагают детям специальные игры-занятия, направленные на развитие мышления: детские лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами и т.п. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с небольшой группой детей.

Подготовила и провела: заместитель заведующей по ВМР Тимофеева Т.В.

Источник

Светлана Тарасова
Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста

«Лесные чудеса»

Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста

В раннем возрасте, как известно, ведущей деятельностью является предметная. С предметным миром ребенок знакомится на протяжении всего периода раннего детства.

Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире.

Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности.

Основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы учить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка.

Для решения поставленных задач необходимо организовывать развивающую предметную среду, наладить с детьми совместную деятельность, создать условия для самостоятельной деятельности малышей с предметами, обеспечить их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.

Работа по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста в нашем детском саду ведется не первый год. Работа началась с совершенствования предметно- развивающей среды. Мы составили картотеки игр, направленные на развитие практических и орудийных действий, на развитие познавательной активности детей, игр с песком и водой и другие. Наряду с традиционными игровыми центрами,оборудовали в игровой комнате современные центры: «Центр развивающих игр», «Дидактический стол», для самостоятельных игр – экспериментирования центр «Песок-вода».

Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.

Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.

Игры с песком более целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

В «Центре развивающих игр» все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В нем собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

Дидактический стол является частью центра развивающих игр. В него входят пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм и т. д.

Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатели разумно сочетают совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не навязывается ребенку. Взрослый предлагает малышу новые интересные занятия, подключается к его игре, откликается на просьбы о помощи, помогает преодолевать затруднения, правильно координирует и распределяет действия, поощряет их, хвалит ребенка.

При этом не выполняет действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.

Для развития познавательной активности воспитатели обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, создают условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Воспитатели не ограничивают познавательную активность малышей, ограничение касается только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

В течение дня, на прогулке организовывается совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений – поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Воспитатели привлекают внимание малышей к изменениям в природе.

Наблюдение за явлениями природы сочетается с играми и занятиями, в процессе которых дети знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Играя со снегом, дети узнают, что он бывает липким, мокрым, тает в руках и т. п.

В целях ознакомления детей с окружающим миром воспитатели читают им книги, показывают картинки, диафильмы познавательного характера о природном и социальном мире.

В свою работу с детьми педагоги внедряют современные педагогические технологии, такие как проектную и экспериментальную деятельность, интегрированные занятия. Разработали систему работы с детьми младшего возраста по развитию предметной деятельности и познавательных способностей методом экспериментирования. Еженедельно во второй половине дня воспитатели проводят познавательно-экспериментальную деятельность с детьми в форме игр.

Познавательную активность детей эффективно стимулируют новые незнакомые предметы, игрушки с секретами и сюрпризами.

– Игры с водой, такие как «Наливаем-выливаем», «Брызгалки», «Тонущие и плавающие предметы», «Мыльные пузыри», «Снег и вода».

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.).

– Игры с песком

В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий – твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.

Малыши очень любят насыпать песок в различные емкости, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листики, камушки, делать из него куличики.

– Игры с бумагой

Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.

Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Лесные чудеса

Цель: Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста.

Программное содержание:

1.Образовательные задачи:

формировать у детей представление о диких животных: зайце, медведе, их внешнем виде;

продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, т. е., подбирать их по какому-либо принципу, например по форме;

познакомить детей со свойствами и качествами льда;

2. Развивающие задачи:

развивать зрительную память, воображение;

продолжать развивать координацию движений и мелкую моторику пальцев при нанизывании «бусин»;

совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания;

3.Воспитательные задачи:

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес;

эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие музыкальную игру.

Материалы:

игрушки – заяц, медведь, маленькие зайчики по числу детей;

бусы изо льда;

белые бумажные салфетки;

кубики по количеству детей (на каждого по 3 кубика и крыша);

подносы по количеству детей для конструктора;

шнуры (жёлтые, красные) по количеству детей с жёстким кончиком для нанизывания бус;

деревянные бусины красного и жёлтого цветов для нанизывания детьми на шнуры;

4 одинаковых блюда для бусин;

шишка, в которой лежат конфеты по числу детей (сюрпризный момент).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

Воспитатель. Все садитесь рядком

Поиграем ладком.

Приготовьте, ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в лес пошла

Бусы дивные нашла.

Смотрите, какие они красивые, блестящие.

Воспитатель предлагает детям потрогать их, (дети трогают бусы).

Какие бусы? (Холодные, мокрые, гладкие, прозрачные).

Воспитатель с детьми делает вывод: Бусы ледяные, сделаны изо льда. Дети хором и индивидуально повторяют – ледяные.

Кто-же потерял бусы? Пойдёмте все вместе и поищем хозяина. (Блюдце оставляют в корзинке у центральной стены).

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки

Через лужу – прыг,

Через ямку – скок

Бух упали, куда же мы попали?

А у кочки, под кусточком

Заинька сидит, хвостик у него дрожит.

Давайте позовём зайчика.

Дети зовут зайчика, сначала, тихо,потом погромче:

Зайчик, иди к нам.

Воспитатель берёт в руки зайчика. Предлагает детям показать, как дрожит у зайчика хвостик. (Артикуляционное упражнение «Зайкин хвостик»)

Воспитатель успокаивает зайчика: Не бойся, зайка, дети у нас хорошие, добрые. Они тебя не обидят.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какая у зайки шуба? (белая, пушистая, тёплая) дети гладят зайку. Повторяют за воспитателем (белая, тёплая, пушистая) Какие у зайки ушки? (длинные). Дети, посмотрите, какой у зайчика хвостик (маленький, короткий, пушистый)

Воспитатель. Зайчик, а какая у тебя любимая игра?

Зайчик. Я люблю играть в снежки.

Воспитатель. Но снег уже растаял. Ребята, давайте поможем зайке. Сделаем снежки из белых, бумажных салфеток

Игра в снежки. Воспитатель и дети берут салфетки, сминают их в снежки и подбрасывают их вверх(2-3 раза)

Воспитатель. Спасибо, Зайка, детям понравилась твоя игра. Зайка, а ты не терял бусы?

Зайчик. Нет, не терял.

Воспитатель. Зайка, а почему ты такой грустный? (Воспитатель подносит зайца к уху)

Дети, зайка сказал, что у него нет домика.

Нет у зайчика избушки.

Кто ему построит дом?

Он лежит, прижавши ушки.

Под ореховым кустом.

Дети, давайте, построим зайчику и его друзьям домики.

Дети, стоя у столиков, строят домики из мелкого конструктора (кирпичики, треугольная призма для крыши).

Воспитатель: Зайка, посмотри, сколько домиков построили дети, для тебя и твоих друзей. (Дети обыгрывают домики с зайчиками).

Слышится рычание медведя.

Воспитатель. Ребята, кто так рычит?

Дети. Мишка.

Воспитатель. Давайте позовём мишку.

Дети находят мишку.

Воспитатель с детьми рассматривают мишку.

Воспитатель: Какой мишка? Какая у него шубка? (мягкая, тёплая)

А где у мишки ушки? Какие у него ушки (круглые, маленькие). А где у мишки хвостик? Нет у мишки хвостика.

Мишка плачет-У-у-у.

Воспитатель,обращаясь к детям: Дети, как Мишка, плачет? (Дети показывают). Мишка, а почему, ты плачешь? Воспитатель подносит к уху мишку. Дети, мишка сказал, что он потерял бусы. Это, наверное, те, которые мы нашли. Отдадим мишке бусы. (ДА)

Воспитатель с детьми подходит к корзинке, где должны лежать бусы, но в блюдце вода.

Воспитатель: А где же бусы?

Бусы были ледяные, здесь у нас тепло, они и растаяли.

Мишка, не расстраивайся, дети сделают тебе другие бусы, и ты подаришь их своей маме.

Воспитатель предлагает детям, сидя за столиком, на цветные верёвочки нанизывать бусинки (цветные шарики).

На красные и жёлтые верёвочки нанизывать разноцветные бусинки (красные и жёлтые)

Бусы готовы. Дети дарят мишке для мамы бусы. Какие красивые бусы сделали тебе дети. Мишка. Тебе понравились. (Да)

Мишка в благодарность хочет поиграть с детьми в игру.

Музыкальная игра с мишкой «Мишка на печке». Муз. и слова Шершень Л. А.

Воспитатель: Мишке понравилось играть с ребятками, и он дарит нам волшебную шишку, в ней конфеты.

Дети благодарят Мишку и уходят.

Источник