Развитие правильной речи ребенка важное условие успешного обучения в школе

Развитие правильной речи ребенка важное условие успешного обучения в школе thumbnail

Консультация на тему: «Правильная речь – залог успешного обучения в школе».                                                          Подготовила Федоренко Р.М.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее  будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.  

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие  ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  по рассуждать.

Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у  ребёнка был красивый , ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении. Учить  читать до школы можно, но учить  нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам , а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Источник

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее  будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.  

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие  ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  по рассуждать.

Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

Читайте также:  Ленты времени для развития ребенка

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у  ребёнка был красивый , ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении. Учить  читать до школы можно, но учить  нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам , а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Логопед д.с «Чебурашка» Мацкевич Марина Андреевна

Источник

“Правильная речь – залог успешного

обучения в школе”

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные и интеллектуальные способности.

Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих:

  • произношение;

  • фонетическое восприятие;

  • лексико-грамматический строй речи;

  • словарь;

  • связная речь.

Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

Первое– произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Для того чтобы нам правильно произносить различные звуки необходимо хорошая подвижность всех органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти мягкого неба, голосовых связок. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме ежедневно в течении нескольких минут. В начале артикуляционные упражнения выполняются медленно, не торопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп упражнений увеличивается.

Второе– это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Ребенку важно уметь:

  • Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

  • Делить слова на слоги;

  • Различать твердые и мягкие согласные;

  • Различать гласные и согласные звуки;

  • Различать слова, похожие по звучанию;

  • Различать слова, отличающиеся одним звуком;

  • Находить слова, в которых нет заданного звука;

  • Осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

«Цепочка из слов»

Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.

Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом — мох — хлеб — парта— аист — тополь — лиса

«Общий звук»

Варианты игры

1.Определить звук, который есть в названиях всех картинок на карточке

2.Определить место звука в слове (после того, как будет определен общий звук)

3.Придумать еще одно слово со звуком, общим для данных слов

4.Составить предложение с каждым из словhello_html_52799f2f.jpghello_html_m74d24d04.jpghello_html_12107078.jpg

Третье– словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями, уделять большое внимание чтению книг. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

Учите ваших детей красиво и грамотно говорить, выражать свои мысли, уметь слушать и слышать, – и школьное обучение не покажется вам и вашему малышу тяжелым и сложным. Читайте детям книги, говорите с ними, просто комментируйте то, что делаете в данный момент, – компьютер, телевизор и комиксы не заменят детям вашей живой речи и общения. Будьте другом вашему ребёнку.

Помогите ему – словом и советом!

Источник

                                                                                     Быть готовым к школе – не значит 
                                                                                    уметь читать писать, считать. 
                                                                                    Быть готовым к школе – значит,
                                                                                    Быть готовым всему этому научиться.

Читайте также:  Развитие ребенка по методу домана

Правильная речь ребёнка-залог успешного обучения в школе

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. 

Умение правильно и хорошо говорить:

1) значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: он будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;

2) позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в полном объеме;

3) позволит ребенку успевать на «хорошо» и «отлично» практически по всем предметам: умение грамотно излагать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал;

4) умеющий грамотно излагать свои мысли человек в любом возрасте производит впечатление более умного и грамотного.

Что включает в себя понятие

«правильная речь»?

  1. Правильное звукопроизношение. Ребенок к 6-и годам должен выговаривать все звуки.

Если у ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения, не следует ждать, что «само пройдет», уже не пройдет, надо обратиться к логопеду.

2. Сформированное фонематическое восприятие. Ребенок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков, подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова (Лампа, веЛосипед, пенаЛ), различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, вы-вы-фы.

3. Сформированный грамматический строй речи. Старший дошкольник должен уметь образовывать новые слова (воробей – воробушек, таракан – тараканище, варенье из черники – черничное варенье), изменять слова (стул – стулья, дом – дома, ухо – уши), согласовывать слова (нет желтого мяча, пять лягушек, две лягушки)

4. Умение воспроизводить слова со сложной слоговой структурой.  Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, милиционер, электрический, аквариум.

5. Богатый словарный запас. Будущий первоклассник должен быть уже знаком с временами года, их признаками, знать названия месяцев, дней недели, знать свои родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко, бежать – стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

6. Развитая связная речь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать об увиденном или услышанном. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

А теперь поговорим о том, как нужно заниматься и на что обращать внимание, чтобы ребенок научился хорошо говорить.

1. Играйте в различные игры, развивающие фонематический слух. Например, «Города», по этому принципу игры на любую тему: «Продукты питания» (масло – оливки – икра – арбуз), «Одежда» и т.д. Игровые упражнения на слуховое внимание: «Хлопни, когда услышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л», «Запомни и повтори в том же порядке 4 слова». Не путайте звук с буквой! Звук – то, что мы слышим и произносим, буква – то, что мы пишем и читаем.

2. Играйте в игры, формирующие грамматический строй речи: «Назови ласково (корова – коровушка, карман – кармашек)», «Маленький – огромный (таракан – тараканишка – тараканище, воробей – воробьишка – воробьище), «Один – много (один самолет – много самолетов, один стул – много стульев)».

3. Чтобы научить ребенка отчетливо проговаривать сложные слова, чаще разучивайте и проговаривайте в разном темпе (от медленного до быстрого) различные скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом. Во дворе трава, на траве дрова, дрова на траве, трава во дворе.

4. Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах, рисунках (корова – коза, стул – табуретка). Это упражнение развивает, как словарь, так и связную речь.

5. Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по   картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть!

На что также следует обращать внимание родителям будущих первоклассников.

1. Развитие мелкой моторики кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

2. Умение четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Учите ребенка определять где “правая” и “левая” сторона в различных условиях, положениях тела (на своем теле, в отражении зеркала, у человека, стоящего к нему лицом, спиной), уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д. Узнавать предметы, буквы в разных положениях.

3. Чувство ритма. Учите ребенка отстукивать, отхлопывать заданный ритмический рисунок.

4. Развитый кругозор. Ребенок должен ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

5. Ваш ребенок умеет читать? Не останавливайтесь на достигнутом! Обязательно читайте каждый день, но только вслух! Помните, что сейчас для ребенка чтение – это очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время которого читайте ребенку сами. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых!

                           

Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? На что именно стоит обратить внимание?
Прежде всего, необходимо учесть, что письменная речь напрямую зависит от уровня развития устной речи. Если в речевом развитии дошкольника есть какие-либо отклонения, то к началу школьного обучения стоит приложить максимум усилий, чтобы их преодолеть.
Каждый поступивший в школу ребенок, за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.
Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

Читайте также:  Конспект занятий по развитию речи глухого ребенка

1. Полноценность владения речевыми звуками. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться замене или пропускаться. Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы (пропуски и замены букв на письме). Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет. Тем не менее, риск довольно велик, и к началу школьного обучения в интересах родителей позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник чисто произносил все звуки. 

2.Полная сформированность фонематических процессов. К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух – умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как велосипедист, аквалангист и прочее. При этом следует обратить внимание, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. И, разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематический слух, проблема становится еще серьезнее. Так же стоит отметить, что при закреплении подобных ошибок в письменной речи, работа усложняется и на искоренение этого дефекта понадобится гораздо больше времени.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов, т.е. у ребенка должна быть сформирована 
– Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д. 
Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины “Звук”, “Слог”, “Слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий ; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой. 
Итак, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.
Занимаясь с ребенком самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению. 3.Достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко, бежать – стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки. 
Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.4.Сформированность грамматического строя речи. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова . Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово. 5. Владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики – слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Итак, если ребенок допускает аграмматизмы в устной речи, это отразится и на письме. Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен, а если имеются речевые нарушения, то задача становится еще тяжелее. При возникновении дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме. Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения и без этого навыка не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих. Кроме того, у ребенка появляется негативный настрой к учебе, естественно, низкие оценки и многочисленные ошибки заставляют школьника «опустить руки» и мешают ему поверить в собственные возможности. Для того чтобы искоренить дисграфические ошибки требуется очень много времени и сил. Таким образом, гораздо проще предотвратить это нарушение в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему Вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.

Источник