Развитие правильной речи ребенка дошкольного возраста
Формирование правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
– важная задача педагогов и родителей.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с
людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6, 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата не обходимо показать специалистам: логопеду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических дефектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо и физиотерапии.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этой статьи помочь родителям сориентироваться в сложившихся обстоятельствах и своевременно устранить все дефекты речи.
Учитель-логопед Светашова И.Е. д/с №2456
Источник
Развитие речи у детей дошкольного возраста в ДОУ.
Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Ребёнок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.
Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Кроме того, в процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:
- помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой…), связанных с конкретными зрительными представлениями;
- помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,…);
- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
- помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения детей;
- выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Режимные моменты также благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Так же мы должны помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её – нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.
Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Мы рассказываем обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши – зелёные, у Никиты – синие, у Маши – коричневые,… У Жени ботинки со шнурками, а у Ани – с ремешком, у Кати – сапоги,…». Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даёт указания к работе и обязательно следим за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).
Во время дежурства по столовой привлекаем внимание детей к посуде, рассказываем о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляем названия, демонстрируем форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.
С появлением активной речи задаём вопросы детям по усвоенному материалу.
Чем младше дети, тем чаще мы должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.
Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом реагируют на ответы ребенка.
Всем работникам детского сада и родителям, также следует внимательно следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов, которые дети впитывают, как губки. Существует множество игр – и дидактических, и познавательных, которые помогают развивать речь ребёнка.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
- «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),
- «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
- «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),
- «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.
Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:
- Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
- Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
По дороге из детского сада (в детский сад)
- «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
- «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
- «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц.. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.
- «Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро…). «Я
- надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения – ответах.
- Подвижные игры
- «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга…»
- «Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.
Совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что разговаривать с ребенком следует неторопливо, отчетливо (иногда даже утрированно) произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Стихи, потешки читать надо выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать и подражать взрослому.
Источник
Алеся Кудымова
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой,связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Ещё острее встанет вопрос с развитием речи в школе, где могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия). И чем раньше ребёнку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. И ещё: нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.
В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:
– тематическое и структурное единство;
– адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
– произвольность, плановость и конспективность изложения;
– логическая завершённость;
– грамматическая связность.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Но формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, самый сенситивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.
Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Но, к сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Логопедическая практика показывает, что у детей старшей и подготовительной групп отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.
Для высказывания детей с общим недоразвитием речи характерны:
– нарушения логической последовательности повествования;
– нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
– возвращение к ранее сказанному;
– длительные паузы на границах фраз;
– отчётливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом построении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Дополнительные трудности в овладении связной речью следствие вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Работа по развитию связной речи старшей и подготовительной групп дошкольников с общим недоразвитием речи помогает ребёнку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. И ещё: нельзя не учесть, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.
Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома, даче в речевые игры, упражнения.
Упражнение «Назови умные словечки»
Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», «деревья», «цветы», «мебель» и т. д.).
Игра «Что это?»
(оборудование – мяч)
Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вернуть мяч и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет.Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, туфли – обувь и т. д.
Упражнение «Угадай, кто это?»
Угадать, о ком идёт речь.
Беленький, длинноухий, трусливый, маленький. (Зайчик).
Рыжая, хитрая, пушистая, проворная. (Лиса).
Добрая, домашняя, ласковая, чёрная. (Кошка).
Большой, бурый, косолапый, (Медведь) и т. д.
Упражнение «Чья у зверя голова»
(Закрепление в речи притяжательных прилагательных)
У собаки голова (чья) – собачья.
У коровы голова – коровья.
У лошади голова – лошадиная.
У кошки голова – кошачья и т. д.
Можно предложить ребёнку придумать предложения с этими прилагательными.
Упражнение «На что похоже?»
Предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на (что)
Синий лёд похож на …
Чистый дождь похож на … густой туман похож на …
Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»
Земля покрыта снегом, как …
Лёд блестит у берега, как…
Дождинки текут по лицу, как…
Упражнение «Закончи предложение»
Задание: «Попробуйте угадать конец фразы».
Дети ели…
На столе лежат бумага и кра…
В лесу растут гри…
В саду растут цве…
Зимой бывает…
Упражнение «Пропавшие слова»
Задание: «Прочитайте рассказ. Некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие?»
Стоит жаркая погода: небо___, солнце светит. Коля и Вася идут гулять в поле. Они слушают там пение маленьких. Они собирают. Вдруг небо становится тёмным, оно покрывается большими. Дети торопятся вернуться. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой___ и их одежда совсем.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Задание: определить, где начало рассказа, придумать название рассказу, пересказать его.
Упражнение «Пересказ по картине»
У Тани день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки. Саша принёс мишку, Маша подарила книгу и цветы. В комнате уже накрыт стол. На столе торт, чай, сок, варенье и конфеты. Гости пили чай, потом пели песни, веселились. Всем очень понравилось у Тани на дне рождении.
Вопросы:
У кого был день рождения?
Кто пришёл к Тане?
Что они ей подарили?
Что делали гости?
Упражнение «Волшебный рисунок»
Предлагается родителям вместе с ребёнком сделать рисунок к тексту для пересказа.
Например: Рассказ «Катин щенок»
Кате подарили щёнка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.
Пересказ с использованием картинок (цепной текст)
У Кати жила кошка. У кошки были котята. Котята любили лакать молоко их блюдца. Молоко им наливала Катя.
Упражнение «Писатель»
Например тема «Домашние животные». Составить рассказ о любимом домашнем животном.
План рассказа.
1. Название домашнего животного.
2. Описание внешнего вида.
3. Чем питается.
4. Какую пользу приносит.
5. Почему я люблю своё домашнее животное.
Упражнение «Путаница»
Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребёнку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, всё ли сказано правильно. Ребёнок должен исправить ошибки и сказать правильный вариант.
Шарик ловит Аню.
Петя позавтракала и пошла гулять.
Лена спать легла завтра.
Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.
Этюды «Я и моё тело»
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.
Походки
А) Ребёнку предлагается изобразить повадки и движения животных (как медведь, как заяц, как лиса и т. д.)
Б) Возможен другой вариант игры, когда другие дети стараются угадать, кого ребёнок хотел изобразить.
Это упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.
Этюды на выражение страдания и печали
«Ой-ой, живот болит!»
Два зайчонка Тим и Том съели вкусную, но немытую морковь. У них разболелись животы.Зайчата жалуются:
Ой, ой живот болит!
Ой, моркови не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим.
Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.
«Я так устал!»
Маленький бельчонок несёт большой гриб. Вот он остановился,положил гриб у своих ног и говорит: «Я так устал! Я очень устал!»
Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Этюды для детей с пониженной самооценкой
Проигрывание ситуаций:
А)Зайчиха принесла три морковки: тебе, твоему брату-зайчонку. Как ты поделишь эти морковки? Почему?
Б) Бельчата играют на поляне в интересную игру, ты опоздал. Попроси, чтобы бельчата-дети из твоей группы и тебя приняли в эту игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?
Эта игра поможет ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определённого сюжета. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал в одной из главных ролей.
«Потерялся»
Зайчонок потерял свою маму зайчиху.
Выбирают детей, которые играют роли зайчонка и зайчихи. Все остальные дети – деревья в лесу. Зайчонку даётся план-схема, как ему найти маму. По этой схеме, проходя между деревьями, зайчонок находит свою маму.
Игра, развивающая сплочённость группы.
«Зайчата»
Дети-зайчата встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.Им надо:
-обогнуть широкое озеро;
-пробраться через дремучий лес;
-спрятаться от волка.
На протяжении всего упражнения, дети не должны отцепляться от своего партнёра.
Игра, направленная на то, чтобы помочь ребёнку лучше осознать себя и черты своего характера.
Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок,а все другие отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное похож ребёнок? Почему? На какое дерево? Почему?». И т. д.
Игра, для развития своих индивидуальных особенностей.
«Сказка по кругу»
Дети выбирают героя сказки – какое-либо животное. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют историю. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т. д.
Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит способам взаимопомощи, умению спокойно выслушивать своего собеседника.
Логоритмические игры
«Узнай, кто это»
А) Дети слушают музыку, отгадывают какое животное подходит к данной музыкальной фразе.
Б) Под заданную мелодию дети должны изобразить повадки животного.
«Зайки на полянке»
Под музыкальное сопровождение, зайки прыгают то быстрее, то медленнее, слушая сильные доли и темп музыки.
«Грибы»
Дети-белочки собирают в корзинки грибы, которое находятся на ковре в разных местах. Но они могут двигаться только тогда, когда слышат музыку. Как только музыка заканчивается, подсчитывают, сколько у каждого собрано грибов.
«Капканы»
Дети- капканы стоят попарно, сцепив руки и подняв их вверх. Лисица, заяц, волк бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки, «капканы» закрываются. Важно, чтобы «животные» не попали в капкан.
Игры – драматизации
По К. Д. Ушинскому «Белочка и зайчик».
По русским народным сказкам «Теремок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»
Дидактические игры и упражнения
«4-й лишний»
«Чего не стало»
«Узнай по описанию»
«В чём ошибся художник»
«Будь внимателен»
«У кого какое жилище?»
«Обведи контур и дорисуй»
«Сравни животных»
«В зоопарке»
«Кто как голос подаёт»
«Кто как передвигается»
«Доскажи словечко»
«Мой, моя, мое, мои»
«Отгадай-ка»
«Ласковый зайчонок»
«Я фантазирую – Кто это, что это?»
«Длинный-короткий»
«Что я вижу»
«На что похоже?»
Подвижные игры
1. «Море волнуется»
Цели: закрепить знания внешних особенностей и повадок разных животных, уметь через пантомимику передать образ животного, проявить волевое усилие при сохранении позы.
2.Игры с бегом и прыжками: «Волки и овцы», «Волк во рву». Игры с ориентировкой в пространстве «Дай морковку зайцу», «Бездомный заяц». Игры-забавы «Зайки серые».
3. Малоподвижная игра «Большие и маленькие»
Цели: закрепить знания отличий животных по росту и величине, развивать умение быстро реагировать на название животного, представляя его образ и соотнося животных по величине, ориентироваться в пространстве (верх-низ).
Приложения:
Источник