Развитие правильной осанки у ребенка

Развитие правильной осанки у ребенка thumbnail

Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки у детей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от окру­жа­ю­щей сре­ды. В обя­зан­но­сти роди­те­лей, а так­же сотруд­ни­ков дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ний вхо­дит сле­дить за пра­виль­ным поло­же­ни­ем детей при сто­я­нии, сиде­нии и ходь­бе, а так­же исполь­зо­вать упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие, глав­ным обра­зом, мыш­цы спи­ны, ног и живо­та. Это нуж­но для того, что­бы у ребён­ка раз­ви­вал­ся есте­ствен­ный мышеч­ный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позво­ноч­ник (позво­ноч­ный столб) явля­ет­ся основ­ной частью осе­во­го ске­ле­та чело­ве­ка и состо­ит из 33–34 позвон­ков, кото­рые соеди­не­ны меж­ду собой хря­ща­ми, связ­ка­ми и суставами.

В утро­бе мате­ри дет­ский позво­ноч­ник выгля­дит как рав­но­мер­ная дуга. При появ­ле­нии ребён­ка на свет, его позво­ноч­ник выпрям­ля­ет­ся и при­об­ре­та­ет вид прак­ти­че­ски пря­мой линии. Имен­но с момен­та рож­де­ния начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся осан­ка. При нали­чии навы­ка удер­жи­ва­ния голо­вы в под­ня­том состо­я­нии, в шей­ном отде­ле позво­ноч­ни­ка малы­ша посте­пен­но воз­ни­ка­ет изгиб впе­рёд, так назы­ва­е­мый, шей­ный лор­доз. Если при­шло вре­мя, когда ребё­нок уже уме­ет сидеть, в груд­ном отде­ле его позво­ноч­ни­ка так­же фор­ми­ру­ет­ся изгиб, толь­ко обра­щён­ный назад (кифоз). А если ребё­нок начи­на­ет ходить, в пояс­нич­ном отде­ле со вре­ме­нем обра­зу­ет­ся изгиб с выпук­ло­стью, кото­рая обра­ще­на впе­рёд. Это пояс­нич­ный лор­доз. Имен­но поэто­му важ­но сле­дить за даль­ней­шим пра­виль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ем дет­ской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осан­кой назы­ва­ют спо­соб­ность чело­ве­ка дер­жать своё тело в раз­но­об­раз­ных поло­же­ни­ях. Она быва­ет пра­виль­ной и неправильной.

Осан­ка счи­та­ет­ся пра­виль­ной, если непри­нуж­дён­но сто­я­щий чело­век, нахо­дясь в при­выч­ной для него позе, не дела­ет лиш­них актив­ных напря­же­ний и дер­жит голо­ву и кор­пус пря­мо. Кро­ме это­го, он име­ет лёг­кую поход­ку, слег­ка опу­щен­ные и отве­дён­ные назад пле­чи, направ­лен­ную впе­рёд грудь, под­тя­ну­тый живот и ноги, разо­гну­тые в коленях.

При непра­виль­ной осан­ке чело­век не уме­ет пра­виль­но дер­жать своё тело, поэто­му, как пра­ви­ло, суту­лит­ся, сто­ит и пере­дви­га­ет­ся на полу­со­гну­тых ногах, опу­стив пле­чи и голо­ву, а так­же выста­вив впе­рёд живот. При такой осан­ке нарушает­ся нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них органов.

Раз­лич­ные нару­ше­ния осан­ки, будь то суту­лость, лор­доз, кифоз или ско­ли­оз (боко­вое искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка) – доволь­но часто встре­ча­ют­ся у детей дошколь­но­го и школь­но­го воз­рас­тов. В основ­ном, это дети либо физи­че­ски ослаб­лен­ные, либо стра­да­ю­щие какой-либо хро­ни­че­ской болез­нью, либо уже пере­бо­лев­шие тяжё­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми в ран­нем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Про­фи­лак­ти­ка любых нару­ше­ний, свя­зан­ных с осан­кой, долж­на быть ком­плекс­ной и осно­вы­вать­ся на пред­став­лен­ных ниже принципах.

  1. Пра­виль­ное питание.

Непре­рыв­но раз­ви­ва­ю­щий­ся орга­низм ребён­ка на про­тя­же­нии все­го роста нуж­да­ет­ся в полез­ных пита­тель­ных веще­ствах. Пита­ние долж­но быть пол­но­цен­ным и раз­но­об­раз­ным, так как от это­го зави­сит, насколь­ко пра­виль­ным будет раз­ви­тие мышц и костей.

  1. Дви­га­тель­ная активность.

Очень важ­ны для здо­ро­вья дет­ской осан­ки заня­тия физи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, раз­лич­ны­ми вида­ми спор­та (в осо­бен­но­сти, ходь­ба на лыжах и пла­ва­ние), гим­на­сти­кой, а так­же туризм, актив­ные игры на све­жем воз­ду­хе и др. Сле­ду­ет учи­ты­вать, что при физи­че­ском раз­ви­тии не сле­ду­ет застав­лять ребён­ка совер­шать рез­ких и быст­рых нагрузок.

  1. Пра­виль­ный режим дня.

Во избе­жа­ние про­блем с осан­кой необ­хо­ди­мо не толь­ко орга­ни­зо­вать пра­виль­ный режим дня (вре­мя про­гу­лок, сна, бодр­ство­ва­ния, пита­ния и др.), но и стро­го соблю­дать его, не делая ника­ких исклю­че­ний, напри­мер, по выходным.

  1. Удоб­ная дет­ская комната.

4.1. Ком­на­та долж­на иметь каче­ствен­ное осве­ще­ние. Допол­ни­тель­ной настоль­ной лам­пой дол­жен быть обо­ру­до­ван дет­ский пись­мен­ный стол.

4.2. Высо­та сто­ла долж­на соот­вет­ство­вать росту ребён­ка. Суще­ству­ют так­же осо­бые пар­ты, кото­рые пред­на­зна­че­ны для кор­рек­ции осан­ки школьника.

4.3. Стул дол­жен повто­рять изги­бы тела. Прав­да, вме­сто тако­го орто­пе­ди­че­ско­го сту­ла мож­но под­кла­ды­вать за спи­ну на уровне пояс­нич­но­го отде­ла тря­пич­ный валик в допол­не­ние обыч­но­му ров­но­му сту­лу. Высо­та сту­ла в иде­а­ле долж­на быть рав­на высо­те голе­ни. Исполь­зуй­те под­став­ку для ног, если они не доста­ют до пола.

4.4. Ребё­нок дол­жен сидеть так, что­бы спи­на его опи­ра­лась на спин­ку сту­ла, а голо­ва слег­ка накло­ня­лась впе­рёд, а меж­ду телом и сто­лом лег­ко про­хо­ди­ла ладонь реб­ром. При уса­жи­ва­нии нель­зя под­ги­бать ноги под себя, так как это может при­ве­сти к искрив­ле­нию позво­ноч­ни­ка и нару­ше­нию кровообращения.

4.5. В дет­ской кро­ва­ти дол­жен быть ров­ный и твёр­дый мат­рац. Бла­го­да­ря тако­му мат­ра­цу мас­са тела ребён­ка рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но, а мыш­цы мак­си­маль­но рас­слаб­ля­ют­ся после вер­ти­каль­но­го поло­же­ния туло­ви­ща за весь день. Не допус­кай­те того, что­бы ребё­нок спал на мяг­кой поверх­но­сти. Это про­во­ци­ру­ет фор­ми­ро­ва­ние непра­виль­ных изги­бов позво­ноч­ни­ка во вре­мя сна. Кро­ме это­го, мяг­кий мат­рац сти­му­ли­ру­ет согре­ва­ние меж­по­зво­ноч­ных дис­ков, в свя­зи с кото­рым нару­ша­ет­ся тер­мо­ре­гу­ля­ция. Что каса­ет­ся дет­ской подуш­ки, она долж­на быть плос­кой и рас­по­ла­гать­ся исклю­чи­тель­но под голо­вой, а не под плечами.

  1. Гра­мот­ная кор­рек­ция обуви.

Пра­виль­ный, точ­ный и свое­вре­мен­ный под­бор дет­ской обу­ви поз­во­ля­ет роди­те­лям избе­жать и даже устра­нить мно­гие про­бле­мы, такие как функ­ци­о­наль­ное уко­ро­че­ние конеч­но­сти, воз­ник­шее из-за нару­ше­ний осан­ки или ком­пен­са­ция дефек­тов стоп (косо­ла­пость и плос­ко­сто­пие).

  1. Рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние нагрузок.

Извест­но, что чаще все­го имен­но в школь­ном воз­расте, когда у детей наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ный рост кост­ной и мышеч­ной мас­сы, они, к сожа­ле­нию, при­об­ре­та­ют искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка. Про­ис­хо­дит это по при­чине того, что в таком воз­расте позво­ноч­ник ребён­ка не при­спо­соб­лен к боль­шим нагруз­кам. Роди­те­ли долж­ны ста­рать­ся не пере­гру­жать ребён­ка при ноше­нии им ран­ца, рюк­за­ка или порт­фе­ля. Помни­те, что по стан­дар­ту вес, кото­рый раз­ре­ше­но под­ни­мать ребён­ку, состав­ля­ет 10% от общей мас­сы тела.

Читайте также:  Развитие ребенка при дцп изменение в поведении

Спин­ка у школь­но­го ран­ца долж­на быть ров­ной и твёр­дой, шири­на его не долж­на быть боль­ше шири­ны плеч. Так­же ранец не дол­жен висеть ниже поя­са, а рем­ни на нём долж­ны быть мяг­ки­ми и широ­ки­ми, регу­ли­ро­вать­ся по длине. Недо­пу­сти­мо в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни ноше­ние тяжё­лых сумок на одном из плеч, что осо­бен­но акту­аль­но для дево­чек. В этом слу­чае искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка для них может стать неиз­беж­ной проблемой.

Что каса­ет­ся пра­виль­но­го пере­но­са тяже­стей, извест­но, что накло­нить­ся, взять тяжесть и под­нять её – это огром­ная нагруз­ка на позво­ноч­ник и так делать нель­зя. Пра­виль­ным было бы сна­ча­ла при­сесть с ров­ной спи­ной, затем взять, при­жать к гру­ди, под­нять­ся и отне­сти. И в каче­стве сове­та роди­те­лям: даже если вы сами не сле­ду­е­те это­му пра­ви­лу, научи­те ему ваше­го ребёнка.

Формирование правильной осанки

Сти­му­ли­ро­вать рост и раз­ви­вать мыш­цы ребён­ка мож­но сме­ло начи­нать с момен­та его рож­де­ния. Так их рост и сила будут быст­рее раз­ви­вать­ся и пре­умно­жать­ся. Для груд­ных детей отлич­ным помощ­ни­ком в этом явля­ет­ся мас­саж (по назна­че­нию врача).

Малы­шу в воз­расте 2–3 меся­цев мож­но при­сту­пать делать упраж­не­ния на тре­ни­ров­ку мышеч­ных групп, отве­ча­ю­щих за удер­жи­ва­ние тела в пра­виль­ном поло­же­нии. Для это­го доста­точ­ным будет при помо­щи ладо­ней под­нять ребён­ка, пере­ве­дя из поло­же­ния “лёжа” в поло­же­ние “вверх”, после чего недол­го подер­жать его на весу. В этой пози­ции мыш­цы и суста­вы малы­ша будут дви­гать­ся, тре­ни­руя при этом все мышеч­ные группы.

После 1,5 лет в игро­вой фор­ме с ребён­ком мож­но начи­нать зани­мать­ся гим­на­сти­кой. Вме­сте вы може­те «колоть дро­ва», «по-коша­чьи» выги­бать спи­ну, «качать воду», ходить по нари­со­ван­ной линии, слов­но по кана­ту, катать­ся по полу, про­хо­дить поло­су пре­пят­ствий и т.п. Мож­но попро­сить ребён­ка изоб­ра­зить птич­ку: лечь на живот, “рас­ки­нуть кры­лья” (раз­ве­сти руки в сто­ро­ны) и подер­жать­ся за щико­лот­ки при­под­ня­тых ног.

Осан­ка ребён­ка фор­ми­ру­ет­ся до пери­о­да поло­во­го созре­ва­ния. Всё это вре­мя необ­хо­ди­мо сле­дить за её фор­ми­ро­ва­ни­ем. Если у ребён­ка уже воз­ник­ло опре­де­лён­ное нару­ше­ние, до наступ­ле­ния это­го пери­о­да оно может быть исправ­ле­но. Ребё­нок при этом дол­жен регу­ляр­но посе­щать вра­ча-орто­пе­да, нахо­дясь у него на дис­пан­сер­ном учё­те и про­хо­дить все доступ­ные виды лече­ния. Это может быть лечеб­ная физ­куль­ту­ра, пла­ва­ние, мас­саж, физио­те­ра­пия, ману­аль­ная тера­пия, а так­же хирур­ги­че­ское лече­ние (по показаниям).

Полезные упражнения

Для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­ной осан­ки у детей, а так­же про­фи­лак­ти­ки её нару­ше­ний в про­цес­се заня­тий утрен­ней гим­на­сти­кой, физи­че­ской куль­ту­рой и во вре­мя физ­культ­ми­ну­ток в домаш­них усло­ви­ях и, глав­ным обра­зом, в дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ни­ях мож­но исполь­зо­вать раз­лич­ные полез­ные упраж­не­ния. Ниже при­ве­де­ны при­ме­ры таких упражнений.

  • Ребё­нок сто­ит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Дер­жа за спи­ной обруч, ребё­нок дела­ет накло­ны в стороны.
  • Дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок при­се­да­ет, стоя на носках.
  • Раз­ве­дя руки в сто­ро­ны, ребё­нок дела­ет накло­ны назад.
  • Поста­вив ноги врозь и дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок, про­гнув­шись, дела­ет накло­ны вперёд.
  • Ребё­нок под­ни­ма­ет ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребё­нок пол­за­ет на четвереньках.
  • Ребё­нок, сохра­няя пра­виль­ную осан­ку, ходит, удер­жи­вая какой-либо груз на голове.
  • Опу­щен­ны­ми рука­ми ребё­нок дер­жит гим­на­сти­че­скую пал­ку за кон­цы и под­ни­ма­ет руки вверх, заво­дя пал­ку за спи­ну, после чего чере­ду­ет накло­ны вле­во и вправо.
  • Исполь­зуя тур­ник или швед­скую стен­ку, ребё­нок, креп­ко обхва­ты­вая рука­ми пере­кла­ди­ну, сги­ба­ет ноги под пря­мым углом и нахо­дит­ся в таком поло­же­нии в тече­ние несколь­ких секунд.
  • Нахо­дясь в поло­же­нии “ноги вме­сте, руки опу­ще­ны”, ребё­нок отво­дит пра­вую ногу назад, а руки раз­во­дит в сто­ро­ны и зами­ра­ет, после чего повто­ря­ет упраж­не­ние с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребё­нок при помо­щи ног «кру­тит педа­ли вело­си­пе­да» или изоб­ра­жа­ет «нож­ни­цы».
  • Лёжа на живо­те, ребё­нок при­под­ни­ма­ет согну­тые в коле­нях ноги, обхва­ты­ва­ет лодыж­ки рука­ми и начи­на­ет пока­чи­вать­ся, как лодоч­ка на волнах.
  • Стоя перед зер­ка­лом, ребё­нок, чере­дуя, сна­ча­ла нару­ша­ет, а потом исправ­ля­ет осанку.
  • Ребё­нок при­сло­ня­ет­ся к стене пятью точ­ка­ми (заты­лок, лопат­ки, яго­ди­цы, икры и пят­ки). Эти точ­ки явля­ют­ся основ­ны­ми изги­ба­ми наше­го тела нару­жу и в нор­ме долж­ны сопри­ка­сать­ся со сте­ной. После это­го он выпол­ня­ет раз­лич­ные дви­же­ния, к при­ме­ру, при­се­да­ния или раз­ве­де­ние ног и рук в сто­ро­ны, напря­гая мыш­цы в сред­нем по 5 секунд.

Заключение

Доро­гие роди­те­ли, напо­ми­нать и гово­рить ребён­ку “Сядь пря­мо” или “Не сутуль­ся” конеч­но, нуж­но, но это­го всё же недо­ста­точ­но. Начи­най­те бес­по­ко­ить­ся о здо­ро­вье сво­их малы­шей ещё “с пелё­нок” и обя­за­тель­но най­ди­те вре­мя для заня­тий с ними. Важ­ным момен­том в фор­ми­ро­ва­нии пра­виль­ной осан­ки ребён­ка явля­ет­ся лич­ный при­мер. Выпол­няй­те упраж­не­ния вме­сте с ребён­ком, дер­жи­те спи­ну ров­но и будь­те здоровы!

Источник

Татьяна Бойко
«Формирование у детей правильной осанки»

«Формирование у детей правильной осанки»

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Читайте также:  Центр развития ребенка монтессори в ижевске

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.

Развитие правильной осанки у ребенка

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических)изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Развитие правильной осанки у ребенкаРазвитие правильной осанки у ребенка

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Читайте также:  Структура развивающей среды для развития ребенка

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Развитие правильной осанки у ребенка

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

Развитие правильной осанки у ребенка

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Развитие правильной осанки у ребенка

Упражнения для малышей чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное – вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана».

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой,утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме,например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» – ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.

Развитие правильной осанки у ребенка

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо. Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы». Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку.

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках.Пусть ребенок представит себя кошкой: «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Лодочка

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.

Развитие правильной осанки у ребенка

Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

Источник