Развитие позновательной деятельности ребенка в игре

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.

Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» – руки вниз; «вода» – руки вытянуты вперёд; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.

Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.

Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» – прыгать; «лошадки» – ударять «копытом о пол»; «раки» – пятиться; «птицы» – бегать, раскинув руки; «аист» – стоять на одной ноге.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы стали,

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.

«Мамины помощники»

Цель: развитие словесной памяти.

Оборудование: предметные картинки из настольных игр.

Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети – помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

«Запрещённое движение»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками  педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета.

Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.

В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

«Радуга»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Оборудование: круги разного цвета.

Читайте также:  Энциклопедия развития и обучения ребенка раннего возраста купить

Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами.

«Парные картинки»

Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).

Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

«Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,

Повернёмся разом вдруг.

(поворачиваются и двигаются в обратную сторону)

А как скажем: «Скок, скок, скок» –

Отгадай, чей голосок.

Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется.

«Запомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.

Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

«Расставить посты»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно.

«Художник»

Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет).

Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», – а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

«Скучно, скучно так сидеть»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

«Числа заблудились»

Цель: тренировка внимания, умения работать в группе.

Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

«Канон»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

«Деление целого на части»

Цель: развитие умения анализировать.

Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.

«Один – много»

Цель: развитие быстроты мышления.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.

«Назови соседей»

Цель: развивает скорость мыслительных процессов.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование: мяч.

Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть».

«Слушай и исполняй»

Цель: переключение внимания.

Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.

«Тень»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

«Запомни порядок»

Цель: развитие зрительной произвольной памяти.

Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли.

«Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

«Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Описание:

Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».

Читайте также:  Основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д.

«Кто что сделал?»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

«Рисуем по памяти узоры»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка.

Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие логического мышления.

Описание:

  1. Продолжить перечень слов. Как можно назвать одним словом следующие предметы:
  1. март, апрель, май, июнь … – месяцы.
  2. хлеб, молоко, колбаса, макароны … – продукты.
  3. стол, стул, шкаф, диван … – мебель.
  4. ромашка, василёк, одуванчик, лютик … – полевые цветы.
  5. туфли, сапоги, валенки, сандалии … – обувь.

холодильник, утюг, пылесос, телевизор … – бытовые электроприборы…. И т.д.

«Третий лишний»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существенных признаков.

Описание:

  1. яблоко, вишня, помидор;
  2. час, килограмм, минута;
  3. козлёнок, корова, телёнок;
  4. шапка, шарф, кепка;
  5. мыло, веник, мочалка;
  6. карандаш, стакан, ложка;
  7. кастрюля, сумка, чемодан;
  8. колбаса, молоко, молоток;
  9. телевизор, холодильник, диван;
  10. кошка, собака, волк.

При выполнении упражнения просить детей обосновать свой выбор.

Источник

Анна Шарипова
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре малыш, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями», К. Д.Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

К. Д. Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания.Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Малыш воспринимает как реально существующие объекты и явления только то, что можно потрогать, увидеть или идентифицировать с помощью других органов чувств. Именно поэтому маленькие дети очень любят бросать вещи, ударять ими о стену, высыпать что-то из банок, ощупывать предметы или пробовать их на вкус.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие обеспечивается при помощи органов чувств, важнейшими из которых на тот момент становятся осязание, слух и зрение. По мнению психологов, познавательное развитие ребенка раннего возраста предусматривает восприятие малышом объектов в целом, в виде обобщенных образов, а не в виде разрозненной мозаики.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированности произвольности поведения ребёнок часто переключает свое внимание, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.

В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Читайте также:  Какие бывают особенности развития ребенка

Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны — от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия,

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т. д.).

В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т. е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации.

Например: ребенку необходимо построить домик для зайчика. Он должен будет подумать какой он будет по форме и размеру; подобрать строительный материал. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные, систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

Главными педагогическими задачами являются:

• оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

• расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

• поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

• создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно – отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т. д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры,воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте, а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло, их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.

Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т. д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры.

Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня

и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия, так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг).Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др.Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.

Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми.

В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализованным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом.

Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.

Источник