Развитие познавательных способностей ребенка раннего возраста происходит

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»

Доклад из опыта работы воспитателя Шафигулиной В.Б.

по теме: «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в различных видах деятельности»

г. Вихоревка, 2019

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Методические приѐмы, которые я использую для развития познавательных способностей: игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора. Создавая предметно-развивающую среду, я старалась, чтобы она была: содержательно насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной. Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды. Только в такой среде возможно включение детей в активную познавательно-творческую деятельность.

 С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлены уголки познавательного развития, в которых имеется художественная литература, разнообразные дидактические настольно-печатные игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по русским народным сказкам. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Дети знакомятся с названиями  предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы

Для развития познавательных способностей детей раннего возраста выступает важнейший вид деятельности – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей ребенка. Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретѐнные знания. Например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждаю детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры: «Напоим куклу чаем», «Мишка заболел», «Кукла в гости к нам пришла».

В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» знакомлю ребят с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Играя в дидактическую игру – вкладыши «Домашние животные», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки животных, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о домашних животных.

 В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов. Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковые игры, мозаики, игрушки шнуровки, разнообразные конструкторы.

 Развивающие игры для детей — это игры-задания, где включаются сравнение, анализ, обобщения. Например, развивающая игра для детей: ребенку предлагаю коробочку, куда можно складывать предметы только определенного размера. Малыш на собственном опыте разбирается, как это происходит.

Подбирая развивающие игры для детей, учитываю, что важнейшим фактором развития познавательных способностей детей раннего возраста является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать взрослые. То же самое касается и новых игр – как  катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок узнаѐт из совместной игры со взрослым. В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания. Я не требую, чтобы малыши запомнили что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, многократно повторяем одно и то же действие. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие.

Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольников, я учитываю уровень их развития и их опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам малышам. Развитие познавательных способностей детей невозможно без игр, в которых происходят и развиваются какие-то события. Это детские сюжетные игры. Например, ребенок кормит любимого мишку, разговаривает с ним, предлагает добавку, вытирает мордочку, укладывает спать или строит солдатиков, которые маршируют и т. д. Для развития ролевой речи дети имеют возможность в группе играть в «Парикмахерскую», «Шоферов», «Дочки-матери». Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, я даю им такую возможность, но в то же время привлекаю детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе. Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребенка, что, как известно, немаловажно для успешной жизни.

 Во время непосредственно образовательной деятельности дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. В воспитании эмоциональной отзывчивости использую дидактические упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Формирую у детей чувство симпатии к другим детям: «Улыбнись Кате», «Пожалей Диму». Учу детей пониманию: нельзя драться и обижать других детей. С первой младшей группы развиваю интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Учу детей выбирать названный предмет из нескольких, усложняя задание, предлагаю дидактическое упражнение «Чего не стало». Дидактическое упражнение «Поручение» способствует формированию умения группировать предметы по одному или нескольким признакам.

Читайте также:  Развитие ребенка на шестом месяце беременности

 Двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Чем богаче двигательный опыт ребѐнка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребѐнок в процессе образовательной деятельности по развитию движении. Выстраивая процесс ознакомления с ними детей, предлагаю 4 сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны. Например, знакомя с мячом, предлагаю обхватить двумя руками мяч, погладить, надавить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий). Дети, запоминая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.

Малышам очень нравятся игры – экспериментирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Обращаю внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой. В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения. В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся – заблестят. Все действия сопровождаю речью и карточками-помощниками

 Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами: «Что же там спрятать?» В песок прячется какой-либо предмет, ребенок его ищет. «Золушка». Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы. Разнообразные посильные трудовые поручения доставляют детям много радости, и вызывают интерес к трудовой деятельности.

 В то время, когда осуществляется уход за растениями в уголке природы, детей привлекаю к помощи. Они придерживают лейку, протирают листья фикуса, опрыскивают растения. Всякий раз инициатива детей, достижения ими положительного результата поощряются.

На третьем году жизни существенно изменяется понимание речи окружающих, что обеспечивает возможность использования в развитии познавательных способностей художественной литературы. Раннее развитие невозможно без чтения книг детям. Книги для детей должны быть красивыми, яркими, увлекательными и интересными для малыша. Слушая и воспринимая книгу, ребенок учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, изучение темы домашних животных я начала с прочтения детям сказки «Курочка Ряба» и рассматривания к ней иллюстраций. А потом объяснила, что у бабушки и дедушки кроме кур живут: корова, коза, лошадь и другие животные, которые называются домашние, потому что живут у дома. Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически. Детей знакомлю с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающимися иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, «Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского и др. Особенно нравятся малышам русские народные сказки, песенки, потешки: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси..», «Сорока-сорока» и др. Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

Большинство изменений в окружающем мире ребѐнок может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «У медведя во бору», «Раз, два, три к дереву беги!». Дети с удовольствием бегают и играют. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами. Взгляд ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому при наблюдениях на прогулках, я выбираю самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года. Например, на прогулке провожу наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный. Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращаю их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» – это ветер дует.

Для развития познавательных способностей предоставляю своим воспитанникам и свободное время, которое позволяет им осваивать окружающий мир на собственном опыте и, кроме того, приучает к самостоятельности. Например, выстраивая домик, ребенок определяет, для кого он предназначен, что в нем должно находиться и т. д. В разгар такой игры происходит развитие познавательных способностей ребенка. Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, я стараюсь не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей воспитанников будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет. Таким образом, развитие познавательных способностей детей раннего возраста происходит в различных видах детской деятельности.

Источник

Ольга Терехина
Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то врем как предметные в большей степени отражают степень из обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление.

Читайте также:  Мкдоу центр развития ребенка детский сад с новобурино

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5 – 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5 – 3 года и является ведущим до 6 – 6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5 – 5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6 – 7 лет.

В своей работе по сенсорному развитию детей раннего возрастамы используем следующие приемы:

1. Рассматривание картин.

Картины способствуют общему развитию детей. Они привлекают внимание ребенка, имеют большое значение для познания ребенком окружающей действительности, для развития восприятия, мышления, речи, устойчивого и сосредоточенного внимания.

Картина – ценный материал для развития детской речи. Уже с конца первого года жизни, а тем более на втором и третьем году, посредством картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает название предмета, действий, его качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, учится высказываться по поводу увиденного.

Картины должны быть понятны по содержанию и отражать окружающую жизнь. Это сценки из жизни детей в детском саду и в семье, бытовой труд взрослых, средства передвижения, животные, растения, овощи, фрукты.

2. Игры со строительным материалом.

Игры со строительным материалом имеют свои особенности в том, что сам материал не наталкивает ребенка на какие-либо действия, поэтому здесь большую роль играет воспитатель, который должен уметь заинтересовать детей игрой и подвести их к сюжетным постройкам. Во время занятий детям даются понятия о длинном, коротком, низком, высоком, широком.

Занятия со строительным материалом можно так же использовать для знакомства детей с цветом.

К концу третьего года жизни ребенок начинает создавать постройки осмысленно, заранее ставя себе цель, что он будет делать, и самостоятельно подбирает необходимый материал.

3. Знакомство с сенсорными эталонами.

К концу третьего года ребенка основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе конструирования.

4. Игровая деятельность.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.Этого можно добиться:

– подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине).

– организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек;

– игры с куклами.

Эффективное развитие познавательных способностей у детей раннего возрастабудет обеспечиваться с помощью такого рода игр:

— кубики,

— пазлы и мозаика,

— игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты,

— ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т. д.).

Таким образом,обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Источник

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст – это период жизни человека  с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью  в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. «Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев». Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам – например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.

«Он показал, что на первой стадии – целенаправленных проб – ребенок варьирует свои действия исходя из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии – подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую П.Я. Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия – «объективной регуляции». На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя их тех объективных условий, в которых это действие приходится выполнять.

Кроме того, П.Я. Гальперин указал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

«При диагностике развития предметных действий у детей, необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом». Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп и так далее, но только последний способ использования является еще и предметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их  психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то врем как предметные в большей степени отражают степень из обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими я, операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.

Читайте также:  Детский дошкольный центр развития ребенка в краснодаре

«Развитие восприятия определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения».

Перцептивные действия помогают  изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив  из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повтором восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу – кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Развитие перцептивных действий помогает обобщению.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных (появившихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления ребенка связаны с конкретным предметом. Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают в систематизации тех знаний, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном, например, сказав, что яблоко – это неправильный круг.

«В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5 – 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5 – 3 года и является ведущим до 6 – 6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5 – 5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6 – 7 лет. Наглядно-действенное мышление предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиска правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.

Помощь взрослого должна быть направлена на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главное и второстепенное. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

В своей работе по сенсорному развитию детей раннего возраста мы используем следующие приемы:

1. Рассматривание картин.

Картины способствуют общему развитию детей. Они привлекают внимание ребенка. имеют большое значение для познания ребенком окружающей действительности, для развития восприятия, мышления, речи, устойчивого и сосредоточенного внимания.

С помощью взрослого ребенок постепенно устанавливает связь между реальным предметом, его названием и изображением на картине.  Это очень важно для формирования первичных понятий о предметах.

Узнавание на картине хорошо знакомых ребенку предметов содействует закреплению представлений о них. Под руководством воспитателей и родителей осуществляется более расчлененное восприятие предмета, его формы, цвета и величины.

Картина – ценный материал для развития детской речи. Уже с конца первого года жизни, а тем более на втором и третьем году, посредствами картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает название предмета, действий, его качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, учится высказываться по поводу увиденного.

Картины должны быть понятны по содержанию и отражать окружающую жизнь. Это сценки из жизни детей в детском саду и в семье, бытовой труд взрослых, средства передвижения, животные, растения, овощи, фрукты.

2. Игры со строительным материалом.

Игры со строительным материалом имеют свои особенности в том, что сам материал не наталкивает ребенка на какие-либо действия, поэтому здесь большую роль играет воспитатель, который должен уметь заинтересовать детей игрой и подвести их к сюжетным постройкам. Во время занятий детям даются понятия о длинном, коротком, низком, высоком, широком.

Занятия со строительным материалом можно так же использовать для знакомства детей с цветом.

К концу третьего года жизни ребенок начинает создавать постройки осмысленно, заранее ставя себе цель, что он будет делать, и самостоятельно подбирает необходимый материал.

3. Знакомство с сенсорными эталонами.

К концу третьего года ребенка основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе конструирования.

4. Игровая деятельность.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

– подбирая специальные дидактические игрушки;

В основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине).

– организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек;

– игры с куклами.

Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была и остается центром внимания.

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Сенсорное развитие ребенка – это длительный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. Самара, Волго-Вятское книжное издательство – 1964 г.

2. Езикеева В.А., Радина Е.И. Методические указания к картинкам для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни. М.: «Просвещение» – 1964 г.

3. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту. Волгоград, «Учитель» – 2012 г.

4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М.: «Мозаика – синтез» – 2011 г.

Источник