Развитие познавательных психических процессов ребенка раннего возраста

Охарактеризуйте особенности  развития познавательных процессов в раннем возрасте.

Восприятие

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский 
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они  гла­сят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.                                                        

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».

Л. В. Обухова  отмечает своеобразие восприятия ребенка ран­него возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявля­ется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отде­лены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится

соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание зна­комого предмета.

В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Л. С. Выготский  делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Воз­раст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.

Внимание.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освое­ния ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на кото­рый направляет внимание.

Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание.

В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он науча­ется выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы про­извольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать вни­мание на интересующей его деятельности 8—10 минут.

Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познава­тельной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».

Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказы­вать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нуж­ном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.

Память.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания.

  В результате практических действий ребенка, его восприятия, мыш­ления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подви­жен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не ви­дит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследо­ваний:

— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;

— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.

В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Мышление.

Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием вос­приятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский  обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».

С расширением предметной деятельности ребенок начинает пони­мать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, пока­занных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии дет­ского мышления».

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предмета­ми. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка дан­ного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (посколь­ку предметов гораздо больше, чем слов).

Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.

У ребенка появляется представление о результате, последовательно­сти действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эф­фективность решения практических задач.

В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует пере­стройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следствен­ных связях. Наблюдении В. Уайта  показывают, что одной из ха­рактерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка являет­ся его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.

Воображение.

Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действитель­ности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.

Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выде­ляет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребен­ку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответ­ствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 20 ливны

 Воображение в ран­нем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлага­ется в словесном описании рисунка.

Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ре­бенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)

М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой дея­тельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать сло­во — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может пол­ноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает пред­мет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с вне­шними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».

Источник

Ольга Князева
Развитие психических процессов в раннем возрасте

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает:

1) задачи сенсорного развития;

2) формирование мышления;

3) формирование речи;

4) формирование памяти;

5) формирование воображения;

6) формирование внимания;

7) ориентировки в окружающем;

8) обогащение разнообразными впечатлениями.

В процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направленной взрослыми во время прогулок, в процессе ухода за детьми, т. е. во всей совместной деятельности осуществляется интеллектуальное развитие детей.

Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Дети сначала учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.

Для того, чтобы обогатить детей представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы они знакомились с большим количеством разнообразных предметов.

Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.

Ребенок, по мере овладения речью, учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы «Принеси мяч», «Возьми ложку». Ребенок выслушивает короткую просьбу до конца и выполняет действие в соответствии с ней.

Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.

Для того, чтобы повысить уровень концентрации внимания взрослые могут обращать внимание ребенка на детали игрушки, интересующие его в данный момент, могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фиксировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам ребенок этого делать еще не умеет.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяца, а на третьем году – объекты, которые видел год назад).

Память ребенка непроизвольна, а это значит, что ребенок не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить.

Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.

Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие получает словесная память.

Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

О первых проявлениях воображения у ребенка раннего возраста связана обобщенность игровых действий и игровых предметов, а так же то, что в игровые действия входят замещения.

Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.

В целом же можно сказать, что воображение ребенка не богаче, а даже беднее, чем воображение взрослого, потому что у детей более ограниченный жизненный опыт, поэтому меньший материал для воображения. Но все равно, воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Воображение ребенка требует постоянный контроль со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.

Читайте также:  2 месяца ребенку развитие и игры массаж

Ребенок начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образцов, созданных прошлым опытом,например: сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать игрушку из под шкафа. Такие действия говорят, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий. А значит, формируются предпосылки наглядно-образного мышления.

В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции,важнейшими из которых являются:

– расположение в пространстве (близко, далеко);

– группировка предметов одного цвета, формы, размера;

– сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

– выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

– координация движений рук и зрения;

– формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоении речи.

Ребенок – существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов,таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Источник

Аннотация.

Статья раскрывает психологические аспекты интеллектуального развития детей раннего возраста. Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития ребенка. В статье описано как в раннем возрасте взаимодействие со взрослым, постепенное овладение предметными действиями способствует развитию всех психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Развитие психических процессов в раннем возрасте.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особою благодатной восприимчивостью.

Условия развития познавательных психических процессов, подъем их на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребенка.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает:
1) задачи сенсорного развития;
2) формирование мышления;
3) формирование речи;
4) формирование памяти;
5) формирование воображения;
6) формирование внимания;
7) ориентировки в окружающем;
8) обогащение разнообразными впечатлениями.

В процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направленной взрослыми во время прогулок, в процессе ухода за детьми, т.е. во всей совместной деятельности осуществляется интеллектуальное развитие детей.

Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых являются форма и величина. В начале раннего возраста цвет не имеет никакого значения для узнавания предметов. Если воспитатель показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет.

Дети сначала учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.

Для того, чтобы обогатить детей представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы они знакомились с большим количеством разнообразных предметов.

Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

Восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает основы для умственного развития, если ребенка не обучать целенаправленно различным видам деятельности (рисование, конструирование).

Именно целенаправленное обучение и освоение действий с предметами приводит к тому, что восприятие становится детальным, полным, точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств.

В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.

Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяет направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, и совершенствование свойства самого внимания (распределение, переключение).

Ребенок, по мере овладения речью, учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы «Принеси мяч», «Возьми ложку». Ребенок выслушивает короткую просьбу до конца и выполняет действие в соответствии с ней.

Ребенок способен выполнять интересную для него деятельность, но не смотря на это, он испытывает трудности в переключении и распределении внимания.

Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Например: ребенок увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.

Для того, чтобы повысить уровень концентрации внимания взрослые могут обращать внимание ребенка на детали игрушки, интересующие его в данный момент, могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фиксировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам ребенок этого делать еще не умеет.

Читайте также:  Центр развития для ребенка в сызрани

Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок. Он сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяца, а на третьем году – объекты, которые видел год назад).

Память ребенка непроизвольна, а это значит, что ребенок не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Этот процесс происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

В процессе игры дети лучше запоминают (но у детей раннего возраста и в игре уровень запоминания низкий).

Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.

Таким образом, в раннем детстве обогащается содержание представлений, поэтому, возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие получает словестная память.

Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

О первых проявлениях воображения у ребенка раннего возраста связана обобщенность игровых действий и игровых предметов, а так же то, что в игровые действия входят замещения.

Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.

В целом же можно сказать, что воображение ребенка не богаче, а даже беднее, чем воображение взрослого, потому что у детей более ограниченный жизненный опыт, поэтому меньший материал для воображения. Но все равно, воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Воображение ребенка требует постоянный контроль со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется обобщенностью и ответственностью.

Отвлеченность проявляется в том, что в предмете – орудии ребенок выделяет главный признак. Если ребенок понял, что можно палкой доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы, например: ручку, линейку, лопатку.

Когда ребенок использует одно и то же орудие для решения нескольких задач, выступает обобщенность. Например: копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке.

Накопленный опыт практических действий приводит к тому, что ребенок представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образцов, созданных прошлым опытом, например: сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать игрушку из под шкафа. Такие действия говорят, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий. А значит, формируются предпосылки наглядно-образного мышления.

В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:
– расположение в пространстве (близко, далеко);
– группировка предметов одного цвета, формы, размера;
– сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
– выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
– координация движений рук и зрения;
– формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоении речи.

Ребенок – существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Литература.

1. Е.В. Жердева
«Дети раннего возраста в детском саду»
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006;

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина
«Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями»
М, «Экзамен», 2006;

3. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.
«Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет»
М, «Просвещение», 2004;

4. Джеки Силберг
«125 развивающих игр для детей до одного года»
Минск, «Попурри», 2005;

5. Э.Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша»
М, «Мозаика-Синтез», 2005.

Источник