Развитие познавательных процессов ребенка в раннем возрасте

Охарактеризуйте особенности  развития познавательных процессов в раннем возрасте.

Восприятие

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский 
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они  гла­сят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.                                                        

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».

Л. В. Обухова  отмечает своеобразие восприятия ребенка ран­него возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявля­ется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отде­лены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится

соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание зна­комого предмета.

В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Л. С. Выготский  делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Воз­раст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.

Внимание.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освое­ния ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на кото­рый направляет внимание.

Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание.

В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он науча­ется выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы про­извольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать вни­мание на интересующей его деятельности 8—10 минут.

Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познава­тельной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».

Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказы­вать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нуж­ном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.

Память.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания.

  В результате практических действий ребенка, его восприятия, мыш­ления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подви­жен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не ви­дит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследо­ваний:

— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;

— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.

В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Мышление.

Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием вос­приятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский  обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».

С расширением предметной деятельности ребенок начинает пони­мать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, пока­занных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии дет­ского мышления».

Читайте также:  Влияние курения употребления алкоголя на эмбриональное развитие ребенка

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предмета­ми. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка дан­ного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (посколь­ку предметов гораздо больше, чем слов).

Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.

У ребенка появляется представление о результате, последовательно­сти действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эф­фективность решения практических задач.

В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует пере­стройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следствен­ных связях. Наблюдении В. Уайта  показывают, что одной из ха­рактерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка являет­ся его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.

Воображение.

Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действитель­ности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.

Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выде­ляет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребен­ку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответ­ствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.

 Воображение в ран­нем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлага­ется в словесном описании рисунка.

Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ре­бенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)

М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой дея­тельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать сло­во — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может пол­ноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает пред­мет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с вне­шними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».

Источник

В условиях манипулирования предметами, усвоения их основных функций интенсивно развиваются познавательные процессы детей раннего детского возраста: восприятие, мышление, воображение и речь.

Этот возраст интересен тем, что из всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.По мнению Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Однако, как отмечает Л. А. Венгер и В. С. Мухина, точность и осмысленность этого восприятия еще невелики. Так ребенок 2 лет еще не может достаточно точно определить свойства предметов, их фору, величину, цвет и т.п. Сами предметы он определяет не по сочетанию свойств, а по отдельным бросающимся в глаза признакам.

В ходе выполнения предметных действий ребенок раннего возраста учится сравнивать свойства воспринимаемых предметов с усвоенными образцами. Большое значение для развития умения соотносить отдельные свойства предметов с заданными образцами имеют различные развивающие игрушки (кубик с прорезями, сборно-разборные игрушки).

Читайте также:  Что можно давать ребенку для развития мелкой моторики

В раннем детском возрасте уже можно наблюдать у ребенка выделение пространственных отношений между предметами. Восприятие детей этого возраста эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями. Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Особенно большое значение имеет развитие речевого, фонематического слуха. Действия слухового восприятия – это не только действия, основанные на слушании, но и на самостоятельном произнесении звуков. (Пример. Андрюша, 2,7 мес.: «Занги лукава. Они глинные». Мама говорит: «Послушай, д-д-д-длинные». Повторяет: «Д-д-д-глинные»).

Как считают специалисты, для развития восприятия ребенка раннего детства нужно знакомить его с различными разновидностями форм и цветов предметов. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Однако он еще не может научиться правильно называть эти формы и цвета, зато без труда узнает их.

В ходе сенсорного развития ребенка необходимо показывать детям, что форма, цвет и величина – это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и различать. Это способствует развитию восприятия ребенка раннего детства.

В раннем детстве формируется наглядно-действенное мышление и первичные формы наглядно-образного мышления. Ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения, учитывать их в своих действиях. Например, ребенок строит домик из кубиков в непосредственной близости от двери, которая открывается внутрь. В определенный момент он понимает, что, если откроется дверь, то домик из кубиков будет разрушен. Он становится на коленки и руками отодвигает свою «постройку» в безопасное место. Выполняя пробы, направленные на достижение цели, и, замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Это способствует развитию наглядно-действенного мышления.

Большое значение для развития мышления ребенка раннего возраста имеют орудийные действия – когда предмет используется как орудие (вылавливание игрушки из воды сачком, доставание закатившегося под шкаф мяча палкой или линейкой).

По мере накопления опыта практических действий ребенок перестает осуществлять реальные пробы. Он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. Оно зарождается на этом этапе развития ребенка, но преобладающим видом становится только впоследствии.

Мозг ребенка пластичен, что позволяет достаточно легко запечетлевать получаемый опыт. Это приводит к тому, что в раннем детстве интенсивно развивается память. Чаще всего память у детей в раннем детстве проявляется в активном восприятии-узнавнии. Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная память, частично – образная. Значительно возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирующим видом памяти в раннем детстве по-прежнему остается непроизвольная память.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует теперь не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Пример. Катюше 2 года и 8 месяцев. Перед сном, как обычно мама ей читает сказки. Одной из самых любимых у Кати является сказка Ш. Перро «Красная шапочка». Читая, мама решила сократить сказку и пропустила один абзац. На что тут же услышала: «Непанина титаешь. Надо дальше титать так: «А Класная Сапатька посла по самой длинной доложке…» И так далее точно по тексту, целый абзац наизусть. Однако, такое запоминание, как отмечают психологии, ничего не говорит ни об общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных его особенностях. Это результат пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям этого возраста.

Воображение развивается очень активно, но оно не связано с реальностью. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Поэтому образы воображения создаются при малейшем намеке на сходство одних предметов с другими. Несмотря на то, что воображение носит скорее воссоздающий характер, в этом возрасте появляются и первые собственные сочинения ребенка: сказки, рассказы, небольшие стишки.

Читайте также:  Развитие грудного ребенка месяцам года

В раннем детстве ребенок сензитивен к развитию речи. Качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка объясняется возникающим противоречием между желанием ребенка побольше узнать об окружающем мире и невозможностью осуществить это своими силами. Он вынужден обращаться за помощью к взрослым, но имеющихся в наличии средств общения (жестов, мимики, автономной речи) оказывается недостаточно.

Развитие речи идет по 2 направлениям:

· совершенствуется понимание речи взрослых;

· формируется собственная активная речь.

На данном этапе развитие речи связано не только с общением с взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте появляется ситуативная речь, которая связана с практической деятельностью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).

На третьем году возрастает речевая активность ребенка. Ребенок овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи используются преимущественно одно-двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам. Однако, часто, усваивая грамматические формы, ребенок допускает ошибки. Так, иногда по аналогии дети этого возраста могут использовать окончания не тех склонений (Например, «забил молотком» – по аналогии ребенок говорит «забил ложком»).

В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.

Итак, к концу раннего детства складывается активная речь ребенка и основные структуры языка. К трем годам ребенок овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основное средство общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Она становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением. Таким образом, следует заключить, что развитие речи является основным новообразованием этого возраста.

В этом же возрасте можно наблюдать первые формы проявления самосознания ребенка. Первичное самосознание проявляется в названии себя по имени, узнавании себя и в первичной самооценке. После полутора лет, а иногда и после двух лет ребенок узнает себя в зеркале. В видеофильме в 2 года легко узнает свои игрушки, комнату, ситуацию, а про себя может сказать «Это мальчик» или назвать себя по имени «Это Саша». Позднее ребенок начинает узнавать свои действия в прошлом: «Да, да! Я это делал!». Теперь он поднялся в своем развитии еще на одну ступеньку: он помнит себя в момент съемки. Если с ребенком много общаются, он достаточно рано начинает использовать местоимение «я».

Важным компонентом самосознания является самооценка личностью самой себя, своих физических и психических качеств. Зарождаться самооценка у ребенка начинает к концу раннего возраста. Ребенок начинает осознавать свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых. Для обозначения себя появляется личное местоимение «Я». Это ведет к потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я». Однако интенсивного своего развития самооценка достигает лишь в дошкольном возрасте.

Ребенок сравнивает себя с взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономииипротивопоставлении своих желаний желаниямитребованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить свои отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает личное действие и личное желание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Источник