Развитие познавательных процессов ребенка младшего школьного возраста
Особенности развития познавательных процессов младших школьников
Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
Развитие восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия – различают и форму, и цвет, и звуки речи. Но они еще не могут вести систематический анализ свойств и качеств предмета, они должны усвоить средства такого анализа.
На школьных занятиях складывается особая деятельность – наблюдение. Ставится задача заметить особенности воспринимаемого объекта. Даются приемы осмотра (порядок выявления свойств, сравнение с эталоном), предлагается форма изображения выявленных свойств – рисунок, схема, слово. Даются специальные задания на восприятие объектов, например, найти отличия в рисунках, найти два похожих объекта или отличия данных четырехзначных чисел и определить, в каком разряде эти отличия; сосчитать треугольники в предложенной фигуре и т. д. В результате школьник учится целенаправленно и поэлементно обследовать предмет, овладевает наблюдением, но он еще зависит от установок и контроля со стороны учителя.
Развитие внимания. В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах. Устойчивость произвольного внимания школьника зависит от того, насколько четко учитель ставит цели и задачи учебных действий: откройте учебник на странице такой-то, найдите упражнение №… а теперь все внимание на доску, проверьте, правильно ли он определил типы склонений, и т. д.
Удержать произвольное внимание в течение урока ребенку трудно, поэтому постоянно привлекаются элементы непроизвольного внимания, используя наглядность, выделение нужных деталей ярким цветом, меняя интонацию и темп голоса, меняя формы работы и методические приемы, создавая игровые и соревновательные моменты.
Под влиянием учителя у детей складываются внутренние средства саморегуляции учебной деятельности. Произвольное внимание выступает элементом самоконтроля. Этому способствует четкий порядок действий контроля, требование следовать этому порядку в школе и дома. Например, прежде чем сесть за уроки, сложите на край стола учебники и тетради в том порядке, в каком будете с ними работать; поставьте стул так, чтобы его край совпадал с краем стола; приготовьте все к первому уроку; сядьте, проверьте свои ноги, спину, локти, пальцы на ручке и тогда начинайте писать. Сделав работу, переложите учебник и тетрадь на другой край стола, пока взрослые не проверят работу. Книги, сложенные слева, наглядно показывают, сколько уроков осталось сделать, и это направляет внимание и усилия ребенка. А книги, сложенные справа, дают удовлетворение от сделанной работы. Ребенку нужны наглядные средства самоконтроля.
Большие требования в учении предъявляются к распределению внимания. Особенно сложно в этом плане письмо. Выполняя письменные упражнения, ребенок должен следить и за строчкой, и за наклоном, и за буквами, и за грамотностью, и за положением ручки. Эти действия контроля отрабатываются поэлементно, пока пишут одинаковые палочки и крючочки. Но при переходе к письму требуется сразу распределенный контроль. Особенно трудно он дается детям-флегматикам. Начав писать, они уже не слышат замечаний и поправок вследствие высокой сосредоточенности.
Более успешно развивается самоконтроль, если до начала работы учитель предлагает напомнить себе правила. Так, перед началом письма учитель говорит: «Вспомним наше правило, проверим: ноги, спину, локти, пальцы. Начинаем писать».
Распределение внимания требуется и в том, чтобы, выполняя свою работу, следить за поведением товарищей, по их реакции замечать свои ошибки. Это характерно для уроков чтения и устных ответов.
С каждым годом обучения школьники все более привыкают самостоятельно ставить цели, организовывать свое внимание, проводить самоконтроль. Но за всем этим – требовательность и систематическое руководство учителя.
Развитие памяти. Школа требует точного воспроизведения, произвольного припоминания. К тому же задачи бывают разные: то дословно запомнить и рассказать, то по смыслу, то на короткое время (цифровые данные задачи). До 3-4-го класса у многих детей преобладает дословное запоминание текстов.
Продуктивность памяти младших школьников повышается не только от постоянной тренировки, но и от усвоения соответствующих приемов и способов запоминания и воспроизведения, которые сами они изобрести не могут. Сюда относятся прежде всего приемы осмысленного запоминания: выделение опорных слов, расчленение текста на смысловые единицы, смысловая группировка, сопоставление крупного и детального планов текста и т. д. Важно, чтобы эти приемы отрабатывались на разном материале и постоянно. План сюжетного рассказа отличается от развернутого плана решения арифметической задачи и от плана работы над грамматическим текстом. Требуется не только выделение смысловых единиц, но и их группировка, соподчинение. Со 2-го класса дети уже составляют письменный план.
Особую психолого-педагогическую задачу представляет развитие приемов воспроизведения, распределение его во времени, самоконтроль. Но нужны также навыки, чтобы пользоваться при этом выделенными опорными словами, опираться на план, на общие представления о данном явлении, воспроизводить отдельные смысловые части до того, как будет усвоен материал целиком, и т. д.
Названные приемы запоминания и воспроизведения отрабатываются как элементы произвольной памяти, но когда они усвоены, повышается также продуктивность и непроизвольного запоминания.
Непроизвольная память эффективнее, пока не развиты приемы смысловой отработки материала. Но и здесь характерна закономерность: лучше запоминается то, что служит предметом и целью деятельности. Даже запоминание образов улучшается, если их рассматривать, анализировать, группировать. Формирование приемов работы с учебным материалом – эффективный путь воспитания хорошей памяти.
Развитие воображения. Большинство сведений, сообщаемых в начальной школе учителем и учебниками, дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы действительности. Обучение опирается прежде всего на воссоздающее воображение.
Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости.
Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий. У них развивается способность строить обоснования своих вариантов
Стремление детей указать условия, происхождение и последствия каких-то преобразований предметов – важнейшая предпосылка развития творческого (продуктивного) воображения, создания собственных замыслов и конструкций. Современная школа еще не создает достаточных условий для развития творчества, хотя потенциальные возможности у детей достаточно богаты.
Следует отметить, что воображение не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и выступает формой личностной активности школьника, способом идентификации себя с положительными героями, о которых повествуют на уроке. Развить любознательность детей и любовь к чтению нельзя без опоры на воображение.
Развитие речи в младшем школьном возрасте – сложный процесс. Это прежде всего совершенствование устной речи: улучшение чистоты звукопроизношения, овладение сложными грамматическими структурами и т. д. Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Образцом служит грамотная и богатая речь учителя.
Главным условием развития грамотности является информативность чтения и информативное письмо. Для развития письменной речи предлагают сочинять и записывать сказки, писать учителю письма о событиях во время каникул, писать о своих друзьях и т. п.
В целом учебная деятельность значительно ускоряет речевое развитие детей, совершенствует все виды речи.
Особую роль в развитии мышления школьников имеют действия моделирования, когда требуется сокращенно воспроизвести текст рассказа, составить план изложения, кратко записать условие задачи или формулу действий для ее решения, выразить соотношение буквами, знаками или графиком.
Развитие абстрактного мышления заложено уже в самой структуре учебной деятельности. Она предполагает умение школьника находить общий способ действий в сходных учебных заданиях, то есть умение конкретно-практические задачи представить как учебно-теоретические.
С поступлением в школу ребенок попадает в условия достаточно строгого контроля за ходом и результатом каждого познавательного процесса. Учитель и родители на основе социального опыта вносят поправки в то, как он рассматривает, как слушает, как запомнил и т. д. Постоянно напоминают, что надо делать. В результате развивается произвольность как особое качество психических процессов.
Выполнение учебных заданий требует действий по заданному порядку. Контроль учителя развивает самоконтроль и самоотчет у детей, умение развернуто обосновывать правильность своих ответов. В результате появляются такие ценнейшие новообразования интеллекта, как внутренний план действий и внутренний самоотчет – рефлексия.
Таким образом, в условиях школьного обучения происходит систематическое совершенствование познавательных процессов на основе исторического человеческого опыта под контролем учителя, а затем – и самого ученика.
Источник
Младший школьник. Характеристика познавательных процессов
К познавательным процессам у младших школьников мы можем отнести восприятие, воображение, мышление, память и внимание.
Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые не придают значения деталям, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот, ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип, ориентированы на фактический материал. Т. е. такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятие. Одни дети ориентированы на точность восприятия, они не обращаются к догадкам, не пытаются домыслить прочитанное или услышанное. Другие же, наоборот, стремятся домыслить информацию, наполнить ее своим индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, т. е. то, что выделяется на фоне других предметов.
Воображение. Это способность человека создавать новые образы, опираясь на те, которые уже имеются у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Воображение — чрезвычайно важный процесс. С его помощью человек может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Кто из нас не слышал, как младшие школьники передают содержание фильма, особенно, если это сказка или фэнтези. У них не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов. Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни с неуправляемостью. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении.
Взрослые, часто не понимая природы непроизвольного воображения, обвиняют ребенка во лжи. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями образ. Оно нуждается в развитии и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа. Развитие воображения как познавательного процесса личности младшего школьника велико. В процессе обучения и воспитания ребенок учится управлять своей умственной деятельностью и с появлением этих умений воображение тоже становится управляемым жизненным опытом ребенка.
Мышление. В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса надо разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают те же элементы, что и мышление дошкольника, да и вообще любого человека в любом возрасте. К ним можно отнести: анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию.
Анализ — это мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нем свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Попробуем разобраться, что это такое. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, моделей предметов, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Это может быть как макет предмета, так и естественные условия, в которых пребывает предмет. Детям этого возраста свойственен некий такой «односторонний» анализ. То есть они анализируют части предмета или отдельные свойства. Взрослея, младшие школьника уже начинают комплексно анализировать явления. Они рассматривают не только отдельные части анализируемого предмета, а и пытаются уже устанавливать связи. Далее, дети уже, накапливая опыт анализа, располагают анализируемые части в определенной последовательности, находят главные части и устанавливают не только взаимосвязь между компонентами анализа, но и их взаимозависимость.
Развитие анализа у младших школьников происходит одновременно с развитием другого компонента — синтеза.
Синтез — это умение логически выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем более глубоко владеет анализом ребенок, тем полнее синтез. Учителя в школе, занимаясь развитием речи ребенка, встречаются постоянно с комплексным развитием этих компонентов. Если мы покажем ребенку сюжетную картинку и не скажем ее названия, то описание этой картинки будет выглядеть как простое перечисление нарисованных предметов. Сообщение названия картинки повышает качество анализа, помогает ребенку понять смысл всей картины в целом.
Сравнение. Всем известны задания на сравнение картинок, представленные в периодических журналах типа «Панорамы», «Телезрителя» и других подобного рода изданиях. Известно также, что они полезны для развития такого компонента мышления как сравнение. Это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Это может быть круглая форма предмета или яркая его окраска. Одним детям удается, сравнивая предметы, выделить наибольшее количество признаков, другим наименьшее. Эта операция индивидуально развита в каждом ребенке. В психолого-педагогической литературе бытует мнение, что младшим школьникам легче дается нахождение различий, а не сходства предметов. Младший школьник на практике сравнение часто подменяет другой операцией — рядоположением предметов. Ему легче рассказать по порядку то, что он знает о предложенных ему предметах.
Обобщение. Младшие школьники выделяют, прежде всего, броские, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям в виде задания ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, мы увидим, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, может объединить разные по смыслу слова в одну группу. Необходимо с помощью наводящих вопросов показывать ребенку, как правильно обобщать. Успешнее проходит обобщение, когда его значение более конкретно. Обобщения закрепляются в понятиях. Понятия — это совокупность существенных свойств и признаков предмета или явления.
Конкретизация. Этот компонент мышления тесно увязан с обобщением. Ребенку на протяжении жизни необходимо научиться усваивать понятия, правила, законы. Это можно сделать на основе рассмотрения отдельных предметов или их частей, знаков, схем, а главное, совершения с ними ряда операций. Если ребенок знает лишь часть общих свойств, то его конкретизация будет тоже частична. Поэтому взрослые, озабоченные развитием мышления у младшего школьника, ведут его к высшей стадии конкретизации — когда ребенок понимает смысл предложенной ему задачи и умеет конкретизировать новыми фактами, взятыми им из своего жизненного опыта.
Память. Ни одна психическая функция младшего школьника не может осуществляться без памяти. Память — это запоминание, хранение и воспроизведение наших воспоминаний, дел и переживаний. Память является процессом отражения. Характеризуя уже память как познавательный феномен, мы выделяли в классификации такие виды, как произвольную и непроизвольную память. Младший школьник лучше и быстрее запоминает то, что связано с сильными чувствами. Именно чувства оказывают влияние на быстроту и прочность запоминания. Это непроизвольная память. Но у младшего школьника уже развита и произвольная память, хотя не так устойчиво, как непроизвольная. Опыт показывает, что первокласснику зачастую трудно запомнить домашнее задание или конкретную просьбу учителя, хотя при этом он запоминает довольно сложный слоган рекламы, выражения на иностранном языке, футбольные и хоккейные термины. Дети легче запоминают непонятное, если оно ярко и фантастично представлено. Непроизвольная память так же важна для ребенка, как и произвольная. Она достаточно продуктивна, ибо с возрастом расширяется ее объем и ребенок может «черпать» из кладовых памяти уже усвоенные образы и содержание для более глубокого усвоения новых знаний. Произвольная же память развивается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Показателем ее развития выступают приемы запоминания. Запоминание — один из основных процессов памяти. Кроме него есть еще воспроизведение, сохранение и забывание. Материалом для использования приемов запоминания могут выступать литературные тексты. При использовании приемов запоминания ярко проявляются индивидуальные особенности ребенка. Одни дети должны несколько раз прочитать текст, другие один раз, а продуктивность запоминания одинакова. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, то есть то, что их окружает и имеет яркую экспрессивную окраску. Если говорить о запоминании слов, то ребенку этого возраста легче запомнить слова, обозначающие конкретные предметы. Абстрактный материал запоминается труднее. Хотя и здесь есть индивидуальные проявления запоминания. Но в любом случае, продуктивность запоминания будет выше, если сначала заучивать слова, которые обозначают предметы или явления, знакомые и близкие школьнику. Воспроизведение — очень сложный процесс для младшего школьника. Он требует от ребенка умения ставить цели и контролировать их, что еще не освоено ребенком в полной мере. Младший школьник начинает применять приемы воспроизведения при заучивании наизусть. Для многих детей это очень трудно и уже в первом классе учитель и родители встречаются с этой трудностью. Ребенок не может воспроизвести отрывок из текста или стихотворение. С возрастом у него появляются умения систематизации и обобщения, что значительно облегчает воспроизведение. Сохранение и забывание направлены на удержание информации в памяти младшего школьника. Они равнозначны для памяти. Ведь забывание необходимо для того, чтобы не перегружать память уже ненужными сведениями. Представьте себе процессор компьютера, перегруженный материалом. Для того чтобы работа с ним была более продуктивна, он время от времени нуждается в «очистке» и освобождении места для новых сведений. Так и память нуждается в наличии «свободного места» для новых пополнений. Работая с младшим школьником, необходимо помнить, что сохранение материала должно идти сразу же, в первые дни после его запоминания. Если не будет повторения выученного, то процесс забывания вытеснит процесс сохранения. По длительности сохранения материала можно выделить кратковременную и долговременную память. Кратковременная память предполагает очень краткое запоминание явлений или событий. Они исчезают почти сразу же, и ребенок, как правило, не может вспомнить ничего из того, что он воспринял ранее. Долговременная память, наоборот, помогает школьнику удерживать достаточно большое количество информации. Главное же заключается в том, что эта информация не исчезает, а откладывается в памяти ребенка. Очень важно для удержания материала индивидуальное отношение ребенка к запоминаемой информации, значимость воспроизведенных элементов для него. Поэтому учитель использует арсенал специальных технологических приемов, помогающих школьникам запоминать учебный материал.
И, наконец, поговорим о внимании. Внимание само по себе не является познавательным процессом. Оно присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение на каком-либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности. Современные исследования показывают, что данный процесс крайне важен для психологии и педагогики. Эта важность обусловлена тем, что взрослые обеспокоены отсутствием или слабой выраженностью внимания у своих детей. Вследствие этого вниманию уделяют большое значение как теоретики, так и практики, занимающиеся работой с детьми, признавая в нем едва ли не главную способность для творческой жизни индивида. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. У младшего школьника преобладающий вид внимания — непроизвольное.
Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание, могут быть различны. Но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекают блестящие вещи. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. Сильные эмоциональные переживания оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность, и младший школьник не может сосредоточиться на неясном и непонятном для него материале. К примеру, если ребенок болел и пропустил новый материал, придя в школу, он не будет понимать объяснения учителя, так как они построены на усвоении предыдущего материала. Ребенок будет отвлекаться, заниматься другими делами. Объяснения учителя выступают в виде неясного и непонятного для него.
Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. Мы уже говорили ранее, что главным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Именно в процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка развивается произвольное внимание. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Работа по развитию произвольного внимания идет от целей, которые ставят перед ребенком взрослые к целям, которые младший школьник ставит уже самостоятельно. Организация учебной деятельности в значительной степени влияет на развитие произвольного внимания. Поэтому требования, предъявляемые школе в этой части велики. От учителя зависит, в какой мере ребенок принимает цели обучения, насколько они ему интересны и созвучны с его жизненными установками. Если учителю удается развить интерес к конечному результату деятельности, то это значительно повышает внимание ребенка, в том числе и к ходу выполнения деятельности. Характеризуя внимание дошкольника, мы уже рассматривали свойства произвольного внимания. Но в младшем школьном возрасте они имеют несколько иные характеристики. Познакомимся с ними. Это — сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, переключение и распределение. Сосредоточенность внимания — это способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте. Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального. Объем внимания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов. Это меньше, чем у взрослого человека, но вполне достаточно для ребенка. Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с одного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает. Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление. Ну и, наконец, такое свойство, как переключение внимания. Это способность ребенка переходить от одного действия к другому. На успешность переключения влияет характеристика предыдущей деятельности и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети легко переходят от одного вида деятельности к другому, другие тяжело, им трудно перестроиться. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение. Большую роль в развитии внимания принадлежит учителю, родителю, воспитателю, любому взрослому, занимающемуся развитием познавательных процессов ребенка.
Мы познакомили читателей с основными характеристиками познавательных процессов, присущих младшему школьному возрасту. Надеемся, что полученные данные помогут прежде всего родителям адекватно реагировать на успехи и неудачи, которые ожидают ребенка в первом классе.
Похожие статьи:
Физкультминутки для 1-3 класса
Физкультурные паузы для начальных классов
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник