Развитие познавательных процессов ребенка дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов ребенка дошкольного возраста thumbnail

Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту — к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни. 

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Развитие познавательных процессов

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.

Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов

Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:

  • восприятие
  • воображение
  • память
  • мышление
  • внимание

Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.

Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.

Восприятие

Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции познания.

Восприятие

Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко… Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов.

Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям:

  • выявлению важнейших признаков на основе обследования окружающих объектов;
  • формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;
  • формированию пространственной ориентации, понятий глубины, высоты и пр;
  • восприятию времени и ориентации во временных интервалах,
  • умению воспринимать художественные произведения.

К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать, воспринимать более сложные явления и целостные объекты.

Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом – в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно больше, выявить особенности и свойства.

В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого с необходимой детализацией.

Память

За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти:

  • образная
  • двигательная
  • словесная

Первые запоминания отрывочны, имеют форму единичных представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или знакомых людей.

Запоминание

Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.

Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик, с которым он уже игрался.

Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у цветочка – лепестки.

Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых, дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом, перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного мозга.

Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при необходимости воспроизвести.

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.

Воображение

Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.

В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.

Воображаем

Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.

Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

Мышление

Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления:

  • наглядно действенное
  • наглядно образное
  • словесно логическое

На начальном этапе мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми приборами, не только усваивает их функции, но и получает много дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев, как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым, сколько его ни тяни.

Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали.

Развиваем мышление

Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях.

Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Формируются предпосылки развития логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или представляет. Развивается словесно-логическое мышление как переходное к теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.

Способами умственной деятельности являются мыслительные операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ, сравнение и обобщение.

Внимание

Развитие внимания в дошкольном возрасте заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств:

  • распределения
  • устойчивости
  • переключения

Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.

Внимание

В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса. Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка видах деятельности.

Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это благоприятный возраст для развития данного свойства.

Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.

В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по большей части происходит непреднамеренно, на основе интереса, познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному управлению процессом.

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».

Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.

Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.

Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.

Речь - Познание

Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь –  внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.

Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Источник

Татьяна Попова
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [

[К психическим познавательным процессам относятся:

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие- целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чуств (участвуют разные анализаторы, н: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.

Внимание- это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени: купить продукты, сходить в школу к сыну и т. д).Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Мышление- обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления- аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

– наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов);

– наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений);

– словесно-логическое (познаётся с помощью понятиЙ, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного – у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

Речь-процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык-средство общения людей друг с другом.

Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

[/u]

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запомигание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.

Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Онспособен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

[b]Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

[/b]

Упражнение №1. «Кого не стало?»

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний?»

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.). Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала?»

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Аналогично работа проводится с другим цветом.

Упражнение №8 «Кто самый внимательный?»

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №9 «Какой предмет лишний?»

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант – предполагается различение предметов по двум признакам (цвет – величина)

Упражнение №10 «Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша,апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)

Упражнение№11 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №12 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение№13 «Чья тень?»

На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)

Упражнение№ 14 «Чего не хватает?»

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.). Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№15 «Какие предметы спрятались?»

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение№16 «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

– как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение№17 «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса?» (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)

h4][/h4]/h3]

][/b]

Источник