Развитие познавательных функций у ребенка

Развитие познавательных функций у ребенка thumbnail

Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту — к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни. 

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Развитие познавательных процессов

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.

Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов

Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:

  • восприятие
  • воображение
  • память
  • мышление
  • внимание

Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.

Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.

Восприятие

Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции познания.

Восприятие

Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко… Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов.

Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям:

  • выявлению важнейших признаков на основе обследования окружающих объектов;
  • формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;
  • формированию пространственной ориентации, понятий глубины, высоты и пр;
  • восприятию времени и ориентации во временных интервалах,
  • умению воспринимать художественные произведения.

К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать, воспринимать более сложные явления и целостные объекты.

Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом – в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно больше, выявить особенности и свойства.

В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого с необходимой детализацией.

Память

За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти:

  • образная
  • двигательная
  • словесная

Первые запоминания отрывочны, имеют форму единичных представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или знакомых людей.

Запоминание

Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.

Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик, с которым он уже игрался.

Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у цветочка – лепестки.

Читайте также:  Влияние речи на развитие восприятия ребенка

Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых, дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом, перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного мозга.

Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при необходимости воспроизвести.

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.

Воображение

Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.

В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.

Воображаем

Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.

Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

Мышление

Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления:

  • наглядно действенное
  • наглядно образное
  • словесно логическое

На начальном этапе мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми приборами, не только усваивает их функции, но и получает много дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев, как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым, сколько его ни тяни.

Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали.

Развиваем мышление

Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях.

Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Формируются предпосылки развития логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или представляет. Развивается словесно-логическое мышление как переходное к теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.

Способами умственной деятельности являются мыслительные операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ, сравнение и обобщение.

Внимание

Развитие внимания в дошкольном возрасте заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств:

  • распределения
  • устойчивости
  • переключения

Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.

Внимание

В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса. Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка видах деятельности.

Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это благоприятный возраст для развития данного свойства.

Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.

Читайте также:  Карточки для развития речи ребенка видео

В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по большей части происходит непреднамеренно, на основе интереса, познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному управлению процессом.

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».

Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.

Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.

Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.

Речь - Познание

Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь –  внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.

Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Источник

Развитие познавательных функций у дошкольников

Познавательные функции  – процессы психической деятельности, обеспечивающий информационный фонд психики, ее ориентировочную основу.  К познавательным процессам относятся – восприятие, мышление, воображение и память. Благодаря психическим процессам человек получает знания об окружающем мире и о самом себе. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Следовательно, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности. В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане, возможно их обособленное исследование.

Восприятие – это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов – эталонов с предметами окружающего мира. Проблемы с развитием восприятия могут иметь три направления:  неумение выделять информативных точек, отклонения в сенсорных эталонах, связано это с не сформированностью понятия цвета, размера, формы, которые в норме появляются уже в  3-4 года.  Несформированность эталонов мешает соотносить с ними предметы, так как дети не видят разница между овалом и кругом, не различают  близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру, в норме эталоны должны сформироваться к пяти годам, но бывает  и к концу дошкольного возраста остаются не сформированными.

С 3 летнего возраста можно проверять у ребенка сформированность целостных образов.   Методика «Разрезные картинки» (на 2-4 части). О нарушении внимания можно говорить если в три года ребенок не может узнать ни машинки ни собаки. Необходимо начать обучение, указав на конкретные отличительные детали помочь собрать картинку.

Читайте также:  Обследование развития ребенка от 3 до 4 лет

Для детей старших возрастов игры «Узнай по контуру», «Сколько мышек (зайцев) спяталось», и т.д. Игры на ориентировку в пространстве (что справа,  слева, вверху, внизу, и т.д.)

Мышление –  психический процесс обобщенного и опосредованного отражения  устойчивых, закономерных свойств  и отношений, существенных для решения познавательных проблем.  Мышление процесс неоднородный он проходит несколько этапов развития  наглядно – действенное (формируется в 2,5 – 3 года, является ведущей  до 4 – 5 лет), наглядно – образное (формируется с 3,5 – 4 лет  ведущее до 6 – 6, 5 лет), наглядно – схематическое ( с 5, – 5,5  ведущая до  6 – 7 лет) и словесно – логическое ( формируется с 5 – 6 лет, становится ведущим с  7 – 8 лет и остается основной формой мышления  у большинства взрослых людей).

Для развития мышления следующие упражнения: «Заштопай коврик»,  «На что это похоже», «Последовательность картинок», «Исключи лишнее», «Квалифицируй по темам», «Пазлы».

Память –  интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память является ведущим психическим процессом у дошкольников. П.П. Блонский говорил: «Дети до 7 – 8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления. Более старшие ребята, наоборот, запоминают преимущественно то, что перед этим поняли». Существуют виды памяти  – непосредственная или механическая сюда входит образная и вербальная и опосредованная (т.е. для запоминания используют знаки)  ее роль увеличивается с возрастом. Опосредованная память связана с мышлением, т.е. первая ступенька в формировании образного мышления. Образную память возможно исследовать с  3 летнего возраста, непосредственная вербальная память диагностируется с 4 лет, а опосредованная память (связанная с образным мышлением) можно проверять с 5 лет.  

Упражнения: слуховая память – разучивание стихов, зрительная память «Фигуры» (из палочек сложить фигуры, запоминать 1,2 сек., выложить по памяти), игра «Разведчики». Смысловая – «Фраза зарисовывается « через промежуток времени, глядя на рисунок сказать, что была за фраза.

Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Уровень внимательности  – показатель уровня деятельностной организованности сознания. Внимание бывает произвольным и непроизвольным (независим от воли) громкий звук, и т.д.  Для тренировки основных свойств внимания (объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключаемость). Используются упражнения: «Путаные дорожки», лабиринты.

Воображение – образно – информационное  моделирование действительности на основе рекомендаций образов памяти. Воображение имеет значение не только для познавательного развития но и для формирования личности. Существует словесная или вербальная креативность и образная, изучаются они разными методиками. Изучение  креативности (образной)  возможно с 3-4 летнего возраста.

Упражнения: по точкам «Узнай кто это», «Самолеты за облаками»

Возрастные особенности развития познавательных функций

Познавательные процессы

Дошкольный возраст

3-5 лет

5-7 лет

1

восприятие

Преобладание непроизвольного восприятия. Малый объем восприятия. Ошибки пространственного восприятия

Повышение уровня осмысленности и произвольности. Развития способности наблюдения. Расширение объема и неустойчивости. Несформированность восприятия времени и пространства.

2

мышление

Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи. Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление.

Мышление имеет наглядно – образную ограниченность. Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения. Возникновение элементов логического мышления. Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности. Развивается дискурсивное рассудочное мышление

3

воображение

Непроизвольность, бесконтрольность. Включенность в действие. Зависимость от предметов окружающей обстановки. Смешение воображаемого и действительного.

Возникновение целенаправленного воображение, регулирование воображения. Планирование игровой конструктивной и изобразительной деятельности. Развитие творческого воображения.

4

память

Непроизвольность запоминания, его включенность в действие. Доминирование образной и эмоциональной памяти. Ошибки в узнавании.

Развитие элементов произвольной памяти, словесно – логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения.

Список литературы

  1. Савельева Н. «Настольная книга педагога – психолога ДОУ» Ростов нД: Феникс, 2005
  2. Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось-89», 2007
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  5. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта 1998.
  6. Актуальные проблемы психодиагностики начального образования М.: Научно – внедренческая лаборатория психопедагогики образования, 1998

Источник